Богослужебные указания 2022

Богослужебные указания 2022

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Состоялось наречение заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2022 году заседание Высшего Церковного Совета

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главой Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии

Состоялось первое в 2022 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей

Богослужебные указания за 4 января 2022 года

Пятница. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастаси́и Узореши́тельницы.

Служба вмц. Анастасии шестеричная (в Типиконе отсутствует знак шестеричного святого), совершается вместе со службой предпразднства.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 1-й – 3, и великомученицы, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 2-й: «Воскресе́ния дар…», «И ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Вифлее́ме, украша́йся…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученицы, глас 4-й: «Живоно́снаго воста́ния…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Иса́ие, лику́й…».

По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 4-й50. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Вифлее́ме. ».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. ».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Вифлее́ме. » (дважды). «Слава» – тропарь великомученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Вифлее́ме. ».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и великомученицы на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (великомученицы).

По 3-й песни – кондак («Де́ва днесь Преве́чное Сло́во. ») и икос предпразднства, глас 3-й; седален великомученицы, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й.

По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученицы. «Слава, и ныне» – светилен предпразднства.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Жезло́м желе́зным…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Взыгра́й, Дави́де…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – великомученицы, глас 5-й: «Предпра́зднственный день…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Не дря́хлуй, Ио́сифе…».

По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Вифлее́ме. ». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже. », и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. »51 (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется.

Примечание. Поскольку на́вечерие Рождества Христова в текущем году приходится на воскресенье, совершение царских часов с Рождественского сочельника переносится на пятницу (см. Типикон, 24 декабря, 1-е «зри»; 25 декабря, 2-е «зри»).

Отдельно от утрени (по Уставу, «в нача́ле втора́го часа́», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов на́вечерия (царских часов – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 44-й и 45-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ. По окончании 45-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя нарече́м, о Благодатная. ».

После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Вифлее́ме, угото́вися…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1-й лик – тропарь, глас 3-й: «Ныне пророческое прорица́ние…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Сия́ глаго́лет Ио́сиф к Де́ве…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Господь рече́ ко Мне…»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Михе́ина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 5). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы́ моя направи…» и «Да исполнятся уста моя́…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе́, Све́те И́стинный…»52.

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (66-го, 86-го и 50-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…».

Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 6-й: «Сей Бог наш…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Пре́жде Рождества́ Твоего́…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 3-й: «Ио́сифе, рцы нам…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Отроча́ родися нам…»; стих: «Егоже начальство бысть на ра́ме Его». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Вару́хова чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (главы 3 и 4). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Галатом послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Гал., зач. 208). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Луки святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Лк., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благослове́н…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (71-го, 131-го и 90-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не и́мамы дерзновения…».

Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 1-й: «Прииди́те, ве́рнии…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1-й лик – тропарь, глас 4-й: «Слы́ши, Не́бо, и внуши́, земле́…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 5-й: «Прииди́те, христоно́снии лю́дие…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Из чрева прежде денни́цы родих Тя…»; стих: «Рече Господь Го́сподеви моему…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (главы 7 и 8). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 304). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 3). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предваря́т…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (109-го, 110-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».

Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 7-й: «Удивля́шеся Ирод…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1-й лик – тропарь, глас 2-й: «Егда́ Ио́сиф…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 6-й: «Днесь ражда́ется от Де́вы…» (творим три малых поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия. 1-е прошение: «Великому Господину…», 2-е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе́ Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже…», поется это песнопение также трижды.

Примечание. «Ведомо же буди, яко сие многолетное поздравление в соборных це́рквах при архиереех и и́нде, где прилично, творится в навечерии по отпусте святыя Литургии или по вечерни, егда бывает на́вечерие в субботу и неделю; во обителех же во всех Типиках чин положе́н сему бывати на часех в сем месте» (см. 24 декабря, Минея-Декабрь, ч. 2).

По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 6-й: «Днесь ражда́ется от Де́вы…». Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Ма́ти Сио́н рече́т…»; стих: «Основания Его на гора́х святых». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 9). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 306). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 4). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не преда́ждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…».

По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных: «Благослови, душе́ моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе́ моя, Господа…», «И ныне» – «Единоро́дный Сыне…», «Во Царствии Твоем…»53, «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую. » (Символ веры)54, «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвятая Троице…». «Бу́ди Имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й55. Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш. » (на амвоне, при затворенных царских вратах). Многолетны.

Литургии в этот день не положено. Вечерня совершается в свое время (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).

Примечание. «Ве́стно бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Христо́ва Рождества́ в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет56, и тропари́ ца́рских часо́в со чте́ниями в суббо́ту и в Неде́лю не пою́тся: но пое́м часы́ ца́рския пре́жде в пято́к, по обы́чаю, я́коже указа́ся на ряду́. Глаго́лем же Ве́рую во Еди́наго Бо́га: и псало́м 33-й: Благословлю́ Го́спода: и отпу́ст. Литурги́я же в той день не быва́ет: но пое́м вече́рню во свое́ вре́мя. В суббо́ту же и Неде́лю Литурги́я быва́ет во свое́ вре́мя Златоу́стаго. По отпуще́нии же снеда́ем по уло́мку хле́ба, и от вина́ вкуша́ем ма́ло, и отхо́дим в ке́ллии своя́. При часе́ же 7-м дне начина́ем вече́рню» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).

50 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 200) указывают тропарь великомученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се. ».

51 После возгласа ектении «Яко милостив. » – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст.

52 Молитвы часов, читающиеся после конечного возгласа иерея, именуются в афонской традиции «старческими» (см.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 18, 23), поскольку читаются предстоятелем (т. е. игуменом монастыря) или старцем (т. е. наиболее уважаемым монахом). В традиции Русской Церкви молитва 1-го часа произносится иереем, а молитвы прочих часов – чтецом.

53 Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 329).

54 Поскольку в этот день Литургия не совершается, на изобразительных читается Символ веры (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 330).

55 Поскольку в этот день Литургия не совершается, на изобразительных читается псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время. » (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 331).

Богослужебные указания 2022

Богослужебные указания на 2022 год

Богослужебные указания 2022 в формате pdf

Старые указания 2009-2018

Ссылка: Богослужебные указания на завтра (Издательство Моспатриархии)

Ссылка2: Богослужебные указания на завтра (Патриарчия.ру)

Поделиться:

10 ответов на Богослужебные указания 2022

Спаси Вас Господи за Ваш труд! Уже много лет служу в храме псаломщиком и уставщиком, и материалы Вашего сайта мне очень помогают. Дай Вам Бог здоровия и многая лета!

Спаси Вас Господи! Всегда вовремя, можно пользоваться, пока ещё не приобрели указания.

Спаси Вас Господи!

Огромное СПАСИБО. Милости и помощи Божьей всем участникам этой колоссальной работы!

Большое спасибо. Спаси Вас Господь!

Просто здорово!
Огромное спасибо.
У меня просто нет слов выразить Вам благодарность!
Замечательный труд.

Огромное спасибо. Спаси Вас Господи!

Спаси Вас Господи!

Хочу выразить огромную благодарность за Ваш труд. Все так хорошо, понятно и удобно! Да спасет Вас Господь!

  • Богослужебные указания 2022 01.01.2022
  • Порядок редактирования 15.08.2016
  • текст-на-клирос.рф 03.05.2016
  • Дополнение к Указаниям 19.09.2015
  • Панихида 08.05.2015
  • Канон Пресвятой Богородице пред иконой Неупиваемая Чаша 01.03.2015
  • Рождественский концерт 25.01.2015
  • Устав, переходы 16.01.2015
  • Аудио 14.12.2014
  • Малое повечерие 30.03.2014
  • Аггелы лютыми 04.02.2014
  • Ударение в слове Самуил 02.02.2014
  • Фото 16.06.2013
  • Переезд сайтов 10.04.2013
  • Православный календарь

    Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309). Свт. Московского Макария (1926).

    Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

    2 Ин., 75 зач., I, 1–13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33–411.

    На этот день может быть перенесена с субботы, 17 февраля, полиелейная служба сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России (ср. Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

    Богослужебные указания на 2022 год

    Артикул: 30443
    Формат(мм): 145*48*220
    Количество страниц: 1024
    Год издания: 2018
    ISBN: 978-5-88017-740-0
    Количество в упаковке: 6
    Издательство: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви
    Все книги этого издательства

    Тип обложки: твердая
    Бумага: газетная
    Вес, гр: 862

    Богослужебные указания – ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым.
    В Богослужебных указаниях на 2022 год особое внимание уделяется службам в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, учтены новые празднования, внесенные в последнее время в Месяцеслов по благословению Священноначалия, а также приводятся ссылки на новоутвержденные богослужебные тексты.
    В приложении Богослужебных указаний в церковнославянской графике печатаются последования молебных пений в День Победы в Великой Отечественной войне и в праздник святого равноапостольного князя Владимира – в память Крещения Руси, прошения сугубой ектении на Литургии и молитва в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании. Также в приложении Богослужебных указаний приводится чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября по н. ст., и молитва о мире на Святой Земле, возносимая после Литургии в Великую Субботу.
    В помощь священнослужителям предлагается таблица цветов богослужебных облачений, указатель вариантов совершения служб на период пения Октоиха, а также статья о богослужении с великим славословием.
    Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Дополнительная информация о книге

    О пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни, если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха

    О заготовлении Агнцев на Литургии
    Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы
    Образец совершения первого часа в будние дни Четыредесятницы
    Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в будние дни Четыредесятницы
    Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы
    Образец совершения вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров
    Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)
    Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров
    О чтении Евангелия на часах Великим постом
    О службах святым на повечерии

    Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы

    Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи
    О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи, кроме суббот и воскресений
    О соединении Триоди со службами святых во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы

    Об аллилуйных службах малых постов

    Протоиерей Сергий Ванюков. О богослужебных отпустах
    Поминовение вождей и воинов при служении Литургии в молитве Боже духов. и при возглашении Вечныя памяти в День Победы в Великой Отечественной войне
    Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в День Победы в Великой Отечественной войне
    Последование молебнаго пения в праздник святаго равноапостольнаго князя Владимира и в память Крещения Руси в дни памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев
    Прошения, присовокупляемии к сугубой ектений на Литургии в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских
    Молитва ко святым благоверным князю Петру и княгине Февронии.
    Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании
    Чин краткого молебного пения о сохранении творения Божия
    Молитва о мире на Святой Земле
    Цвета богослужебных облачений
    Указатель на период пения Октоиха
    Богородичны, на ряду в богослужебных книгах сокращаемии, обаче в приложениих минейных не обретающийся

    Богослужебные указания 2022

    Используйте приложение APKPure

    Быстро, бесплатно и безопасно для ваших данных!

    Описание для Богослужебные указания 2022

    Богослужебные указания 2022 7.2 Обновить

    Богослужебные указания 2022 Tags

    By adding tag words that describe for Games&Apps, you’re helping to make these Games and Apps be more discoverable by other APKPure users.

    Additional Information

    Дата публикации: 2022-01-24

    Последняя версия: 7.2

    Получить:

    Требования: Android 4.0+

    Богослужебные указания 2022

    Обновлено: 2022-01-24

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 093e9de4ac6a070c8163ed5b88be018948c84352

    Размер файла: 3.1 MB

    Что нового:

    Богослужебные указания 2022

    Обновлено: 2022-01-13

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 2b53f5fb9b758bc994d017806b8ef0ed0ef1e1ee

    Размер файла: 4.5 MB

    Что нового:

    Богослужебные указания 2022

    Обновлено: 2022-01-03

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 4e58d340bed1f5b52838bdb303f21a1b792643b1

    Размер файла: 3.2 MB

    Что нового:

    Богослужебные указания 2022

    Обновлено: 2018-12-02

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 8eaf245e4bdb423b2d7337730bdb134a94d48552

    Богослужебные указания

    Богослужебные указания за 14 января 2022 г.

    Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню.

    9-й час – по обычаю 1 (на нем тропарь воскресный, глас 8-й: «С высоты снизшел еси, Благоутробне…», «Слава» – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе…»; и кондак Богоотцов, глас 3-й: «Веселия днесь Давид исполняется…» – завершение дня отдания Рождества Христова и Недели по Рождестве Христовом, правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня).

    На малой вечерне 2 открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона.

    Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа…» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.)

    На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество…», «И ныне» – праздника (по выбору).

    Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» 3 . «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне.

    На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание…».

    По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

    По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.

    На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…».

    Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения 4 . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения 5 .

    На литии 6 стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…».

    На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» 7 .

    По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды).

    Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея 8 .

    Окончание великой вечерни на бдении по обычаю 9 .

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

    Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Минеи.

    Полиелей 10 . По Типикону, величание 11 только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».

    Каноны 12 : праздника, глас 2-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя, глас тот же, на 8 13 .

    Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

    Библейские песни «Поем Господеви…» 14 .

    Катавасия – ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую…».

    По 3-й песни – кондак праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бездна…».

    По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.

    На 9-й песни «Честнейшую» не поем 15 , но поем припевы праздника Обрезания и святителя 16 . Диакон (или священник) поет 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа».

    1-й лик – ирмос: «Яже прежде солнца…».

    2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос.

    1-й лик – «Величай, душе моя, во осмый день обрезание приемлюща».

    Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы…».

    1-й лик – «Днесь Владыка обрезуется…».

    Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».

    2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася…».

    Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех…».

    Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя…».

    Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии…».

    Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»).

    Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…».

    2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»).

    Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами…».

    Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…».

    Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума…».

    По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

    Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

    По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.

    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы 17 .

    На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…».

    Великое славословие 18 . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

    Отпуст: «Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых…» (святой храма и местные святые не поминаются).

    На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

    Примечание. По традиции 19 , в течение всего года на 1-м часе после молитвы «Христе, Свете Истинный…» поется кондак «Взбранной Воеводе…». В двунадесятые праздники и их попразднства данный кондак обычно заменяется кондаком праздника 20 ; в попразднство Пасхи (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) поется кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

    Литургия 1 января – свт. Василия Великого.

    На Литургии блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) 21 , и святителя, песнь 6-я – 4 (без ирмоса).

    На входе – «…во святых Дивен сый…».

    По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

    Прокимен – Недели пред Богоявлением , глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи…», и святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют…».

    Апостол и Евангелие 22 – Недели пред Богоявлением, праздника и святителя (под зачало) 23 .

    Примечание. Чтения Недели пред Богоявлением читаются 1 января (см. Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях…», 2-е «зри»).

    Аллилуиарий – Недели пред Богоявлением (глас 8-й, стих: «Боже, ущедри ны…»), и праздника (глас тот же, стих: «Пасый Израиля…»).

    Примечание. При пении Символа веры желательно разбивать текст на музыкальные колена в соответствии с членами Символа веры. Предпочтительнее петь так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. / И воскресшаго в третий день по Писанием».

    Вместо «Достойно есть…» – «О Тебе радуется…».

    Причастен – воскресный (и праздника): «Хвалите Господа с Небес…», и святителя: «В память вечную…».

    Отпуст см. выше, на утрене.

    1Далее на ряду о 9-м часе не упоминается, но по Уставу он неопустительно совершается перед вечерней или, когда положено, перед изобразительными.

    2Далее на ряду о малой вечерне не упоминается, но по Уставу она неопустительно совершается перед всенощным бдением, которое начинается великой вечерней.

    3См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 15.

    4На великой вечерне сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси…» и произносится перед «Сподоби, Господи…» (после паримий или после прокимна). Если же вечерня вседневная, то сугубая ектения начинается с прошения «Помилуй нас, Боже…» и произносится в конце вечерни после пения тропарей.

    5Молитва главопреклонения на вечерне и утрене всегда следует за просительной ектенией, поэтому в дальнейшем после ектении она не указывается.

    6Церковный Устав не знает бдений без литии. Лития совершается при закрытых царских вратах в притворе храма. Вначале поется стихира храма, одна из самогласных по указанию настоятеля – из числа вечерних литийных стихир храмового святого (как правило, первая), либо та, которая поется по 50-м псалме на полиелейной утрене. В том случае, если храмовый святой не имеет указанных песнопений (например, шестеричная служба), может быть пропета стихира с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир. Если храм Господский или Богородичный, то найти означенные песнопения не составит труда, так как любой из двунадесятых праздников, равно как и праздник в честь великого святого, имеет литийные стихиры, а на утрене стихиру по 50-м псалме. В том случае, если служба совершается не в главном приделе (по которому храм получил свое название), а в боковом, петь нужно стихиру того праздника или святого, в честь которого освящен придел, где совершается всенощное бдение, а затем и Литургия. В соответствии с указаниями Типикона, после стихиры храма могут исполняться и другие песнопения, которые иногда даже могут заменять собой храмовую стихиру.

    7В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог…».

    8«Благословенныя же имут хлебы дарования различна: рекше (то есть. – Сост.), уставляют огневицу пиющим с водою, и трясавицу отгонят, и всяк недуг, и всяку болезнь исцелевают: к сим же и мыши от жит отгонят и ина пакостящая прогоняют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»).

    9На всенощном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Буди имя Господне…» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас…». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см.: Типикон, гл. 23).

    10Порядок совершения полиелея изложен во 2-й главе Типикона, последнее «зри».

    11На полиелейной службе в седмичные и субботние дни на аналое полагается только икона святого или праздника, которому поется величание.

    12Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик – четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

    13В тех приходских храмах, где строгое соблюдение требований Устава представляется затруднительным, порядок исполнения канона подвергается изменению. Здесь уместно напомнить указание Поместного Собора 1917–1918 гг. (Отдел «О богослужении, проповедничестве и храме»): «Из каждой песни канона следует читать не менее четырех тропарей…» (Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 86). Пение катавасии является обязательным.

    14По Церковному Уставу, канон на утрене в течение всего года, за исключением Страстной и Пасхальной седмиц, должен соединяться с пением стихов библейских пророческих песней. К сожалению, это уставное требование ныне почти совсем забыто. Пророческие песни у нас стихословятся только в будничные дни Святой Четыредесятницы, а во все остальное время года тропари канона вместо стихов пророческих песней предваряются обычными молебными припевами (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 216). Впрочем, в настоящее время в монастырских и приходских храмах проявляется стремление исполнять предписание Типикона о пении канона с библейскими песнями (помещены в Ирмологии). В тех храмах, где это предписание остается трудноисполнимым, допустимо пение канона с припевами – к канону Обрезания: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к канону свт. Василия Великого: «Святителю отче Василие, моли Бога о нас».

    15При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

    16В тех храмах, где пение канона сокращается, все же необходимо единожды пропеть все припевы к соответствующим тропарям канона (например, соединив припевы по два перед последним тропарем канона праздника и первым тропарем канона святого).

    17Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание…») поет хор, остальные дочитываются чтецом.

    18В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие – отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием, и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту утрени, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

    19Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346.

    20Практика замены на 1-м часе кондака «Взбранной Воеводе…» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).

    21О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18.

    22См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 365–366.

    23Апостол и Евангелие святителя читаются под зачало с чтениями праздника (ср.: Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях…», 3-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366).

  • Be the first to comment

    Leave a Reply

    Your email address will not be published.


    *


    Adblock detector