Богослужебные указания на 2019 год

Богослужебные указания на 2019 год

Русская Православная Церковь

СОДЕРЖАНИЕ

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Состоялось наречение заместителя управляющего делами Московской Патриархии архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского

Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2019 году заседание Высшего Церковного Совета

Святейший Патриарх Кирилл встретился с главой Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии

Состоялось первое в 2019 году заседание Священного Синода Русской Православной Церкви

Назначены новые наместники Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Донского и Новоспасского ставропигиальных монастырей

Богослужебные указания за 29 января 2019 года

Вторник. Поклонение честны́м веригам ап. Петра.

Прав. Максима, иерея То́темского.

Служба поклонения веригам ап. Петра шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Днесь нам основа́ние Це́ркве…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Никто́же притека́яй. ».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Па́ки нас те́плый предста́тель…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Никто́же притека́яй. ».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «К Богоро́дице приле́жно. ».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «К Богоро́дице приле́жно. ».

Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и апостола на 6.

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни – ин кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен апостола, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Трикра́тным вопроше́нием…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «От всех бед. ».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е): «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́. ».

На часах – тропарь апостола. Кондаки апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, тропарь апостола; кондак дня, кондак апостола, ин138 кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня, тропарь храма, тропарь апостола; кондак дня, кондак храма, кондак апостола, ин кондак апостола. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и апостола.

Апостол и Евангелие – дня, среды (под зачало) и апостола.

Примечание. Если под среду (17 января) не будет совершаться всенощное бдение: Апостол и Евангелие – дня и апостола.

138 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни).

Богослужебные указания 2019

Богослужебные указания на 2019 год

Богослужебные указания 2019 в формате pdf

Старые указания 2009-2018

Ссылка: Богослужебные указания на завтра (Издательство Моспатриархии)

Ссылка2: Богослужебные указания на завтра (Патриарчия.ру)

Поделиться:

10 ответов на Богослужебные указания 2019

Спаси Вас Господи за Ваш труд! Уже много лет служу в храме псаломщиком и уставщиком, и материалы Вашего сайта мне очень помогают. Дай Вам Бог здоровия и многая лета!

Спаси Вас Господи! Всегда вовремя, можно пользоваться, пока ещё не приобрели указания.

Спаси Вас Господи!

Огромное СПАСИБО. Милости и помощи Божьей всем участникам этой колоссальной работы!

Большое спасибо. Спаси Вас Господь!

Просто здорово!
Огромное спасибо.
У меня просто нет слов выразить Вам благодарность!
Замечательный труд.

Огромное спасибо. Спаси Вас Господи!

Спаси Вас Господи!

Хочу выразить огромную благодарность за Ваш труд. Все так хорошо, понятно и удобно! Да спасет Вас Господь!

  • Богослужебные указания 2019 01.01.2019
  • Порядок редактирования 15.08.2016
  • текст-на-клирос.рф 03.05.2016
  • Дополнение к Указаниям 19.09.2015
  • Панихида 08.05.2015
  • Канон Пресвятой Богородице пред иконой Неупиваемая Чаша 01.03.2015
  • Рождественский концерт 25.01.2015
  • Устав, переходы 16.01.2015
  • Аудио 14.12.2014
  • Малое повечерие 30.03.2014
  • Аггелы лютыми 04.02.2014
  • Ударение в слове Самуил 02.02.2014
  • Фото 16.06.2013
  • Переезд сайтов 10.04.2013
  • Православный календарь

    Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307–309). Свт. Московского Макария (1926).

    Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).

    2 Ин., 75 зач., I, 1–13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33–411.

    На этот день может быть перенесена с субботы, 17 февраля, полиелейная служба сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России (ср. Типикон, 24 февраля, 2-я Маркова глава).

    Богослужебные указания 2019

    Используйте приложение APKPure

    Быстро, бесплатно и безопасно для ваших данных!

    Описание для Богослужебные указания 2019

    Богослужебные указания 2019 7.2 Обновить

    Богослужебные указания 2019 Tags

    By adding tag words that describe for Games&Apps, you’re helping to make these Games and Apps be more discoverable by other APKPure users.

    Additional Information

    Дата публикации: 2019-01-24

    Последняя версия: 7.2

    Получить:

    Требования: Android 4.0+

    Богослужебные указания 2019

    Обновлено: 2019-01-24

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 093e9de4ac6a070c8163ed5b88be018948c84352

    Размер файла: 3.1 MB

    Что нового:

    Богослужебные указания 2019

    Обновлено: 2019-01-13

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 2b53f5fb9b758bc994d017806b8ef0ed0ef1e1ee

    Размер файла: 4.5 MB

    Что нового:

    Богослужебные указания 2019

    Обновлено: 2019-01-03

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 4e58d340bed1f5b52838bdb303f21a1b792643b1

    Размер файла: 3.2 MB

    Что нового:

    Богослужебные указания 2019

    Обновлено: 2018-12-02

    Требуется Android: Android 4.0+ (Ice Cream Sandwich, API 14)

    Подпись: 73ed5ce39df67a036b2afcd1fc0792cdb77c4f40

    Файл SHA1-хэша: 8eaf245e4bdb423b2d7337730bdb134a94d48552

    Богослужебные указания на 2019 год

    Артикул: 30443
    Формат(мм): 145*48*220
    Количество страниц: 1024
    Год издания: 2018
    ISBN: 978-5-88017-740-0
    Количество в упаковке: 6
    Издательство: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви
    Все книги этого издательства

    Тип обложки: твердая
    Бумага: газетная
    Вес, гр: 862

    Богослужебные указания – ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым.
    В Богослужебных указаниях на 2019 год особое внимание уделяется службам в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской, учтены новые празднования, внесенные в последнее время в Месяцеслов по благословению Священноначалия, а также приводятся ссылки на новоутвержденные богослужебные тексты.
    В приложении Богослужебных указаний в церковнославянской графике печатаются последования молебных пений в День Победы в Великой Отечественной войне и в праздник святого равноапостольного князя Владимира – в память Крещения Руси, прошения сугубой ектении на Литургии и молитва в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании. Также в приложении Богослужебных указаний приводится чин молебного пения о сохранении творения Божия, который надлежит ежегодно совершать во всех храмах Русской Православной Церкви в первое воскресенье сентября по н. ст., и молитва о мире на Святой Земле, возносимая после Литургии в Великую Субботу.
    В помощь священнослужителям предлагается таблица цветов богослужебных облачений, указатель вариантов совершения служб на период пения Октоиха, а также статья о богослужении с великим славословием.
    Издание осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

    Дополнительная информация о книге

    О пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни, если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха

    О заготовлении Агнцев на Литургии
    Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы
    Образец совершения первого часа в будние дни Четыредесятницы
    Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в будние дни Четыредесятницы
    Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы
    Образец совершения вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров
    Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)
    Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров
    О чтении Евангелия на часах Великим постом
    О службах святым на повечерии

    Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы

    Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи
    О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи, кроме суббот и воскресений
    О соединении Триоди со службами святых во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы

    Об аллилуйных службах малых постов

    Протоиерей Сергий Ванюков. О богослужебных отпустах
    Поминовение вождей и воинов при служении Литургии в молитве Боже духов. и при возглашении Вечныя памяти в День Победы в Великой Отечественной войне
    Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в День Победы в Великой Отечественной войне
    Последование молебнаго пения в праздник святаго равноапостольнаго князя Владимира и в память Крещения Руси в дни памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев
    Прошения, присовокупляемии к сугубой ектений на Литургии в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских
    Молитва ко святым благоверным князю Петру и княгине Февронии.
    Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании
    Чин краткого молебного пения о сохранении творения Божия
    Молитва о мире на Святой Земле
    Цвета богослужебных облачений
    Указатель на период пения Октоиха
    Богородичны, на ряду в богослужебных книгах сокращаемии, обаче в приложениих минейных не обретающийся

    Богослужебные указания на 2019 год

    Богослужебные указания на 2019 год. Для священно-церковнослужителей. Издательство МП РПЦ.

    «Богослужебные указания» предназначаются не для замены Церковного Устава — Типикона, но в помощь при пользовании им, особенно в случаях, когда могут возникнуть затруднения при совершении богослужения.

    Содержание книги: Богослужебные указания на 2019 год.

    О пении тропарей и кондаков на Литургии в седмичные дни, если случатся святые без праздничного знака или шестеричные, для периода пения Октоиха

    О заготовлении Агнцев на Литургии
    Образец совершения вечерни накануне понедельника Четыредесятницы
    Образец совершения первого часа в будние дни Четыредесятницы
    Образец совершения 3-го, 6-го и 9-го часов в будние дни Четыредесятницы
    Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и чет­верг Четыредесятницы
    Образец совершения вечерни в Четыредесятницу, когда не бывает Литургии Преждеосвященных Даров
    Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)
    Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров
    О чтении Евангелия на часах Великим постом
    О службах святым на повечерии

    Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы

    Общие замечания к богослужению от Фоминой Недели до отдания Пасхи
    О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи, кроме суббот и воскресений
    О соединении Триоди со службами святых во 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю субботы Пятидесятницы

    Об аллилуйных службах малых постов

    Протоиерей Сергий Ванюков. О богослужебных отпустах
    Поминовение вождей и воинов при служении Литургии в молитве Боже духов. и при возглашении Вечныя памяти в День Победы в Великой Отечественной войне
    Последование благодарственнаго и молебнаго пения ко Господу Богу, певаемаго в День Победы в Великой Отечественной войне
    Последование молебнаго пения в праздник святаго равноапостольнаго князя Владимира и в память Крещения Руси в дни памяти благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев
    Прошения, присовокупляемии к сугубой ектений на Литургии в дни памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских
    Молитва ко святым благоверным князю Петру и княгине Февронии.
    Молебное пение о страждущих недугом винопития или наркомании
    Чин краткого молебного пения о сохранении творения Божия
    Молитва о мире на Святой Земле
    Цвета богослужебных облачений
    Указатель на период пения Октоиха
    Богородичны, на ряду в богослужебных книгах сокращаемии, обаче в приложениих минейных не обретающийся

    Параметры книги: Богослужебные указания на 2019 год.

    Размер книги: 15,0 см x 22,0 см x 4,5 см

    Вес книги: 900 гр.

    Год издания: 2018 год

    Издательство: Издательство Московской Патриархии

    Предлагаем купить книгу: Богослужебные указания на 2019 год в православном интернет-магазине Псалом.ру

    2 февраля 2019 года

    20. Суббота. Прп. Евфимия Великого.

    Прп. Евфимия Архангелогородского. Прп. Евфимия, схимника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Лаврентия, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

    По Типикону, если изволит настоятель, в честь прп. Евфимия Великого совершается всенощное бдение.

    На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

    На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 1-й и глас 4-й – 8 (стихира: «Иже из чрева матерня освящен…» – дважды) 1 . «Слава» – преподобного, глас 3-й: «Освящен быв Богу…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

    Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

    На литии стихира храма и литийные стихиры преподобного, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Просияша добрая дела твоя…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

    На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим…» (см. прил. 2-е, «В среду вечера»).

    По Трисвятом: на всенощном бдении – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды); при полиелее – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

    Кафизмы 16-я и 17-я 2 . Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

    Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Евфимия…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче…».

    В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

    В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.

    Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

    Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха) 3 .

    Библейские песни «Поем Господеви…».

    Катавасия «Сушу глубородительную…».

    По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

    По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

    На 9-й песни поем «Честнейшую».

    По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

    На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

    Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

    На часах – тропарь и кондак преподобного.

    На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

    По входе – тропари и кондаки:

    В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

    В храме святого – тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

    Примечание. Поскольку в честь преподобного совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

    Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

    Апостол и Евангелие – преподобного (рядовые чтения переносятся на пятницу 19 января).

    Примечание. Если в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения):

    По входе – тропари и кондаки:

    В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

    В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

    Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня 4 .

    Апостол и Евангелие – преподобного и дня.

    Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

    1 Ср.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 238.

    2 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

    3 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

    4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

    Богослужебные указания

    Богослужебные указания за 14 января 2019 г.

    Примечание. В Типиконе сказано: «Аще храм святаго Василия, творим бдение». Обычай совершать в этот день всенощное бдение прочно вошел в церковную практику. Вся служба показана в Минее и Типиконе. По Уставу, положено совершать перед всенощным бдением 9-й час и малую вечерню.

    9-й час – по обычаю 1 (на нем тропарь воскресный, глас 8-й: «С высоты снизшел еси, Благоутробне…», «Слава» – тропарь Богоотцов, глас 2-й: «Благовествуй, Иосифе…»; и кондак Богоотцов, глас 3-й: «Веселия днесь Давид исполняется…» – завершение дня отдания Рождества Христова и Недели по Рождестве Христовом, правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня).

    На малой вечерне 2 открытия завесы царских врат не полагается. По Типикону, малую вечерню совершает один священник без диакона.

    Иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и читает предначинательный псалом (103-й): «Благослови, душе моя, Господа…» (светильничные молитвы иереем не читаются), по окончании: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». И сразу же поется «Господи, воззвах». (Великая ектения не произносится, кафизмы и малой ектении после нее не бывает. Каждение на «Господи, воззвах» не совершается.)

    На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 2-й: «Сущих извык естество…», «И ныне» – праздника (по выбору).

    Входа нет. Чтец читает: «Свете Тихий». Иерей: «Вонмем». «Мир всем» 3 . «Премудрость» и прокимен дня. По окончании пения прокимна читается: «Сподоби, Господи», затем сразу, без просительной ектении и молитвы главопреклонения, поются стихиры на стиховне.

    На стиховне стихиры праздника святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Плотское обрезание…».

    По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

    По окончании пения тропарей иерей перед царскими вратами произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (четыре прошения). Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст, после чего хор поет многолетны.

    На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

    На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 4 (каждая стихира – дважды), и стихиры святителя, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Премудрости рачитель быв…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Сходяй Спас…».

    Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии Минеи – 3. Сугубая ектения 4 . «Сподоби, Господи». Просительная ектения и молитва главопреклонения 5 .

    На литии 6 стихира храма и стихиры святителя, глас 3-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…».

    На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благодать чудес…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Не устыдеся Всеблагий Бог…» 7 .

    По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й (дважды), и тропарь праздника, глас тот же (единожды).

    Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея 8 .

    Окончание великой вечерни на бдении по обычаю 9 .

    На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

    Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Минеи.

    Полиелей 10 . По Типикону, величание 11 только святителя: «Величаем тя, святителю отче Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего». Величание поется с избранными стихами из псалмов Давидовых, поют попеременно оба хора (эти псалмы помещены в Следованной Псалтири и в Ирмологии). Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Силою словес…». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас тот же: «Благодать словес…», «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Всяческих Владыка…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Василия…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».

    Каноны 12 : праздника, глас 2-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя, глас тот же, на 8 13 .

    Примечание. Одно из основных требований Церковного Устава в отношении тропарей канона, как и в отношении стихир и других песнопений, состоит в том, что, если в службе песнопений меньше, чем на сколько их должно исполнить, то нельзя, пропев или прочитав все по одному разу, начать снова с первого весь ряд их и так повторять, пока не завершится назначенное Уставом число, но следует заранее рассчитать, сколько раз каждое песнопение должно быть повторено, и только пропев или прочитав каждое песнопение положенное число раз, переходить к следующему. Песнопение, исполненное соответствующее число раз, не может быть более повторяемо в том же ряду, если не будет на это нарочитых указаний Устава. Таким образом, если, например, при четырех песнопениях их нужно исполнить на 6, то нельзя сначала исполнить все песнопения по одному разу, а потом снова повторить еще раз первое и за ним второе, но должно сначала первое песнопение исполнить дважды, потом также дважды второе песнопение и затем по одному разу третье и четвертое (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

    Библейские песни «Поем Господеви…» 14 .

    Катавасия – ирмосы канонов праздника Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую…».

    По 3-й песни – кондак праздника, глас 3-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Яко Сый бездна…».

    По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.

    На 9-й песни «Честнейшую» не поем 15 , но поем припевы праздника Обрезания и святителя 16 . Диакон (или священник) поет 1-й припев: «Величай, душе моя, по закону плотию обрезавшагося Господа».

    1-й лик – ирмос: «Яже прежде солнца…».

    2-й лик – повторяет тот же припев и ирмос.

    1-й лик – «Величай, душе моя, во осмый день обрезание приемлюща».

    Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 1-й тропарь: «Прешед пределы…».

    1-й лик – «Днесь Владыка обрезуется…».

    Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».

    2-й лик – «Днесь Владыка плотию обрезася…».

    Чтец – 2-й тропарь: «Приидите, Владыки славная…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, во иерарсех…».

    Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, вселенныя…».

    Чтец – 1-й тропарь канона святителя: «Перваго пастыря…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, от Кесарии…».

    Чтец – 2-й тропарь канона святителя: «Церковное всесвященное…».

    2-й лик – тот же припев.

    Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…».

    1-й лик – «Величай, душе моя, украсившаго…» (вместо «Славы»).

    Чтец – 3-й тропарь канона святителя: «Апостолов седалище…».

    2-й лик – «Величай, душе моя, Честнейшую…» (вместо «И ныне»).

    Чтец – 4-й тропарь канона святителя: «Превыспренняя водами…».

    Оба лика вместе – первый припев Обрезания: «Величай, душе моя, по закону плотию…» и катавасию – ирмос 1-го канона Богоявления: «Недоумеет всяк язык…».

    Затем оба лика вместе – последний припев Богородицы: «Величай, душе моя, Честнейшую Небесных воинств, Деву Пречистую Богородицу» и катавасию – ирмос 2-го канона Богоявления: «О, паче ума…».

    По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

    Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

    По 9-й песни – светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника.

    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы 17 .

    На хвалитех стихиры праздника и святителя, глас 5-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Сходяй Спас…».

    Великое славословие 18 . По Трисвятом – тропарь святителя, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

    Отпуст: «Иже во осмый день плотию обрезатися изволивый нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския, егоже и память ныне совершаем, и всех святых…» (святой храма и местные святые не поминаются).

    На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

    Примечание. По традиции 19 , в течение всего года на 1-м часе после молитвы «Христе, Свете Истинный…» поется кондак «Взбранной Воеводе…». В двунадесятые праздники и их попразднства данный кондак обычно заменяется кондаком праздника 20 ; в попразднство Пасхи (от Недели Фоминой до отдания Пасхи) поется кондак Пасхи: «Аще и во гроб…».

    Литургия 1 января – свт. Василия Великого.

    На Литургии блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) 21 , и святителя, песнь 6-я – 4 (без ирмоса).

    На входе – «…во святых Дивен сый…».

    По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

    Прокимен – Недели пред Богоявлением , глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи…», и святителя, глас 1-й: «Уста моя возглаголют…».

    Апостол и Евангелие 22 – Недели пред Богоявлением, праздника и святителя (под зачало) 23 .

    Примечание. Чтения Недели пред Богоявлением читаются 1 января (см. Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях…», 2-е «зри»).

    Аллилуиарий – Недели пред Богоявлением (глас 8-й, стих: «Боже, ущедри ны…»), и праздника (глас тот же, стих: «Пасый Израиля…»).

    Примечание. При пении Символа веры желательно разбивать текст на музыкальные колена в соответствии с членами Символа веры. Предпочтительнее петь так: «Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. / И воскресшаго в третий день по Писанием».

    Вместо «Достойно есть…» – «О Тебе радуется…».

    Причастен – воскресный (и праздника): «Хвалите Господа с Небес…», и святителя: «В память вечную…».

    Отпуст см. выше, на утрене.

    1Далее на ряду о 9-м часе не упоминается, но по Уставу он неопустительно совершается перед вечерней или, когда положено, перед изобразительными.

    2Далее на ряду о малой вечерне не упоминается, но по Уставу она неопустительно совершается перед всенощным бдением, которое начинается великой вечерней.

    3См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви. М., 1902. С. 15.

    4На великой вечерне сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси…» и произносится перед «Сподоби, Господи…» (после паримий или после прокимна). Если же вечерня вседневная, то сугубая ектения начинается с прошения «Помилуй нас, Боже…» и произносится в конце вечерни после пения тропарей.

    5Молитва главопреклонения на вечерне и утрене всегда следует за просительной ектенией, поэтому в дальнейшем после ектении она не указывается.

    6Церковный Устав не знает бдений без литии. Лития совершается при закрытых царских вратах в притворе храма. Вначале поется стихира храма, одна из самогласных по указанию настоятеля – из числа вечерних литийных стихир храмового святого (как правило, первая), либо та, которая поется по 50-м псалме на полиелейной утрене. В том случае, если храмовый святой не имеет указанных песнопений (например, шестеричная служба), может быть пропета стихира с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир. Если храм Господский или Богородичный, то найти означенные песнопения не составит труда, так как любой из двунадесятых праздников, равно как и праздник в честь великого святого, имеет литийные стихиры, а на утрене стихиру по 50-м псалме. В том случае, если служба совершается не в главном приделе (по которому храм получил свое название), а в боковом, петь нужно стихиру того праздника или святого, в честь которого освящен придел, где совершается всенощное бдение, а затем и Литургия. В соответствии с указаниями Типикона, после стихиры храма могут исполняться и другие песнопения, которые иногда даже могут заменять собой храмовую стихиру.

    7В Типиконе эта стихира имеет другую редакцию – «Не устыдеся Преблагий Бог…».

    8«Благословенныя же имут хлебы дарования различна: рекше (то есть. – Сост.), уставляют огневицу пиющим с водою, и трясавицу отгонят, и всяк недуг, и всяку болезнь исцелевают: к сим же и мыши от жит отгонят и ина пакостящая прогоняют» (Типикон, гл. 2, 2-е «зри»).

    9На всенощном бдении, после «Ныне отпущаеши», тропарей и молитвы на благословение хлебов, поется трижды: «Буди имя Господне…» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» до слов: «Не лишатся всякаго блага». Иерей, благословляя народ, произносит с амвона: «Благословение Господне на вас…». Хор: «Аминь», и, по обычаю, начинается шестопсалмие. В Типиконе нет указаний на открытие царских врат при пении тропарей по «Ныне отпущаеши» (см.: Типикон, гл. 23).

    10Порядок совершения полиелея изложен во 2-й главе Типикона, последнее «зри».

    11На полиелейной службе в седмичные и субботние дни на аналое полагается только икона святого или праздника, которому поется величание.

    12Обычно там, где строго соблюдаются церковные традиции, первый лик начинает в каноне всегда нечетные песни (1-ю, 3-ю, 5-ю, 7-ю и 9-ю), а второй лик – четные (2-ю, когда она бывает, 4-ю, 6-ю и 8-ю). Соответственно должны поступать и чтецы канона, если при антифонном его исполнении их будет два (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215).

    13В тех приходских храмах, где строгое соблюдение требований Устава представляется затруднительным, порядок исполнения канона подвергается изменению. Здесь уместно напомнить указание Поместного Собора 1917–1918 гг. (Отдел «О богослужении, проповедничестве и храме»): «Из каждой песни канона следует читать не менее четырех тропарей…» (Ученые записки Российского православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 1. М., 1995. С. 86). Пение катавасии является обязательным.

    14По Церковному Уставу, канон на утрене в течение всего года, за исключением Страстной и Пасхальной седмиц, должен соединяться с пением стихов библейских пророческих песней. К сожалению, это уставное требование ныне почти совсем забыто. Пророческие песни у нас стихословятся только в будничные дни Святой Четыредесятницы, а во все остальное время года тропари канона вместо стихов пророческих песней предваряются обычными молебными припевами (см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 216). Впрочем, в настоящее время в монастырских и приходских храмах проявляется стремление исполнять предписание Типикона о пении канона с библейскими песнями (помещены в Ирмологии). В тех храмах, где это предписание остается трудноисполнимым, допустимо пение канона с припевами – к канону Обрезания: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», к канону свт. Василия Великого: «Святителю отче Василие, моли Бога о нас».

    15При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

    16В тех храмах, где пение канона сокращается, все же необходимо единожды пропеть все припевы к соответствующим тропарям канона (например, соединив припевы по два перед последним тропарем канона праздника и первым тропарем канона святого).

    17Хвалитные псалмы поются до соответствующей отметки, в данном случае «на 6». По Уставу, хвалитные псалмы должны петься, если есть стихиры на хвалитех. По установившейся практике, первые два стиха («Всякое дыхание…») поет хор, остальные дочитываются чтецом.

    18В современной редакции Типикона ничего не говорится об открытии царских врат на великое славословие (см. Типикон, гл. 23). Обычай открывать царские врата на великое славословие – отголосок древней практики, когда после великого славословия совершался вход с Евангелием, и следовало чтение его (см., например, Устав Церковный 1641 года, 8 сентября, Маркова глава). Поскольку вход с Евангелием в конце великого славословия теперь не совершается, то наиболее правильно было бы открывать царские врата только к отпусту утрени, о чем указывается в старых редакциях Типикона (см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. II. Гл. 2. С. 316). Обычай чтения Евангелия после великого славословия берет свое начало от Устава Великой церкви (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

    19Ср.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 3, 5; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 346.

    20Практика замены на 1-м часе кондака «Взбранной Воеводе…» на кондак праздника не относится к великим недвунадесятым праздникам (Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апп. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы).

    21О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18.

    22См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 365–366.

    23Апостол и Евангелие святителя читаются под зачало с чтениями праздника (ср.: Типикон, 26 декабря, «Указ о Апостолех, и о Евангелиях…», 3-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366).

    Все Богослужебные указания на Рождество христово 2019

    Приближается праздник — Рождество Христово, в 2017 году дата, когда наступает праздник — как обычно, дата неизменна. Наша история — для детей кратко и понятно, взрослым, не знающим предыстории праздника, тоже полезно почитать. Сегодня мы Вам расскажем краткое содержание истории праздника, народные традиции и обычаи, это интересно, уделите пару минут времени своего на прочтение.

    Наступает праздник в ночь с 6 на 7 января. Предшествует празднику довольно таки длительный рождественский пост, который длится аж 40 дней. Правда, он не такой строгий, как Великий пост, можно кроме среды и пятницы мирянам есть рыбку, можно скромно с рыбным столом отпраздновать в кругу семьи Новый год, помолившись Господу и поблагодарив Его за все блага, которые Он послал нам за прошедший год. А с 1 января пост уже более строгий, рыбу уже вовсе нельзя есть, нужно больше молиться, поститься, исповедоваться и причащаться, готовиться к наступлению праздника с чистой совестью и душой.

    6 января (его еще называют Сочельник) обычно люди ничего не едят, пока не появится на небе первая звезда. Часто (по народной традиции) все садятся за семейный ужин, на котором накрыто 12 постных блюд ( в честь 12 апотостолов). Хотя воцерковленные люди в это время больше на службе бывают, чем у плиты стоят, такое количество блюд выготавливая! Главным блюдом является кутя или сочиво, которое готовится обычно с разваренных зерен пшеницы с добавлением меда, орешков и мака. Все едят, произносят молитвы, в ожидании светлого праздника Рождества, которое наступает в полночь.

    История праздника Рождество

    Приснодева Мария носила во чреве Иисуса, когда из Рима пришел указ о переписи всех жителей Палестины. Люди обязаны были прийти в города, где они родились, и отметиться там. Иосиф и Мария пошли в свой родной город Вифлеем. Но народу оказалось там в это время слишком много, что и гостиницы, и дома у местных жителей были заняты прихожанами, поэтому хозяин одного дома показал им пещеру, где зимой он скрывает скот от холодного ветра.

    Именно в этой пещерке в ночь знаменательную на 7 января родился Иисус, и на небе загорелась звезда, которая выделялась среди остальных своей яркостью (отсюда и название Вифлеемская звезда). Ирод, царь иудеев, увидев это чудо в небе, понял, что родился Спаситель и сильно обеспокоился, ведь Младенцу предсказано стать царем! В это время к нему зашли волхвы, которым было открыто, что Богомладенец родился, и они искали Его найти и преподнести Ему дары. Ирод, узнав, что Младенец родился, сказал волхвам, чтобы сообщили и ему о месте рождения, якобы для того, чтобы воздать Ему хвалу, а на самом деле — погубить.

    Когда Рождество в России в 2019 году — точная дата, время

    Волхвы отправились на поиски, их вела звезда. Когда они пришли в Вифлеем Иосиф с Марией уже были не в пещере, а в доме. Волхвы преподнесли подарки Иисусу: золото (почитая в нем будущего царя), ладан (видя в нем Бога) и смирну (предполагая, что как человек, он смертен).

    Ангелы велели волхвам не возвращаться к их царю, зная, что он задумал.Ирод в злобе приказал уничтожить всех младенцев примерно возраста Иисуса, а Иосиф с Марией и дитем отправились в Египет, подальше от Ирода и вернулись на родину после его смерти.

    С тех пор самым главным праздником православных считает Рождество Христово.Весь день и всю ночь в церквях идут службы, горят свечи, поются радостные колядки. Праздники (Святки) длятся вплоть до Крещения господня, которое отмечается православными 19 января.

    Богослужебные указания на Рождество христово 2019

    Совершается бденная служба праздника (по Минее).

    Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «о часе́ 10-м но́щи», т. е. по нашему счислению – в 4 часа утра (см. Типикон, 25 декабря)83. Перед его началом бывает бла́говест и пото́м трезво́н во вся кампа́ны.

    Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…»84 (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.

    На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.

    По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…».

    По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает…».

    По «Слава в Вышних Богу…» – выход на литию.

    На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава» – праздника, глас 5-й: «Волсви́, перси́дстии ца́рие…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Лику́ют А́нгели вси на Небеси́…».

    Под каким девизом будет 2019 год у каждого Знака Зодиака

    На стиховне стихиры праздника, глас 2-й и глас 3-й (со своими припевами). «Слава» – праздника, глас 4-й: «Весели́ся, Иерусали́ме…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «В верте́п всели́лся еси…».

    По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).

    Календарные заметки:От 25 декабря до 5 января – Святки (святые дни). Нет поста в среду и пятницу.Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 2 зач., I, 18–25. Лит. – Гал., 209 зач., IV, 4–7. Мф., 3 зач., II, 1–12.На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

    Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

    Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, нас ра́ди ны́не пло́тию ро́ждшагося от Безневе́стныя и Пречи́стыя Де́вы Мари́и», и избранный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенны – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Из чре́ва пре́жде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Госпо́дь и не раска́ется»; стих: «Рече́ Госпо́дь Го́сподеви моему́: седи́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ враги́ Твоя́ подно́жие ног Твои́х». Евангелие – праздника. («Воскресение Христово видевше…» не поется.) По 50-м псалме85: «Слава» – «Вся́ческая днесь радости исполня́ются: Христос роди́ся от Девы», «И ныне» – «Вся́ческая днесь радости исполня́ются: Христос роди́ся в Вифлееме». Стихира праздника, глас 6-й: «Слава в Вышних Богу…».

    Каноны: праздника два, на 16 (ирмосы 1-го канона: «Христос раждается…», по дважды, тропари на 6, и ирмосы 2-го канона: «Спасе́ люди…», по дважды, тропари на 6).

    Библейские песни «Поем Господеви…».

    Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Рождества Христова (по каждой песни).

    По 3-й песни – ипакои́ праздника, глас 8-й (единожды).

    По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й.

    На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. (Совершается обычное каждение.)

    1-й лик поет припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу»86, и ирмос 1-го канона: «Та́инство странное ви́жу…».

    1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от Девы…», тропарь: «Изрядное течение зря́ще…».

    2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, в верте́пе…», тропарь: «Изрядное течение зря́ще…».

    1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от волхво́в…», тропарь: «Новорожде́нное,– волхво́м…».

    2-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, от звезды́…», тропарь: «Новорожде́нное,– волхво́м…».

    1-й лик припев: «Велича́й, душе́ моя, Чистую Деву…», тропарь: «Испыта́ Ирод время звезды́…».

    Ежедневный гороскоп на 5 января 2019 года для всех знаков зодиака

    2-й лик припев: «Волсви́ и па́стырие приидо́ша…», тропарь: «Испыта́ Ирод время звезды́…».

    1-й лик поет припев 2-го канона: «Днесь Де́ва ражда́ет Влады́ку внутрь верте́па», и ирмос 2-го канона: «Люби́ти у́бо нам…».

    2-й лик припев: «Днесь Владыка раждается…», и тот же ирмос.

    1-й лик припев: «Днесь па́стырие видят Спаса…», тропарь: «Образы несве́тлы и се́ни…».

    2-й лик припев: «Днесь Владыка ру́бищем пелена́ется…», тропарь: «Образы несве́тлы и се́ни…».

    1-й лик припев: «Днесь всяка тварь веселится…», тропарь: «Образы несве́тлы и се́ни…».

    2-й лик припев: «Небесныя Силы ро́ждшагося Спа́са…», тропарь: «Желание получи́вше и Божия пришествия…».

    1-й лик припев (вместо «Славы»): «Велича́й, душе́ моя, Триипоста́снаго…», тропарь: «Желание получи́вше и Божия пришествия…».

    2-й лик припев (вместо «И ныне»): «Велича́й, душе́ моя, Изба́вльшую…», тропарь: «Желание получи́вше и Божия пришествия…».

    Затем оба лика вместе поют припев 1-го канона: «Велича́й, душе́ моя, Честнейшую…», и ирмос 1-го канона: «Та́инство странное ви́жу…», потом оба лика припев 2-го канона: «Днесь Дева раждает Владыку…», и ирмос 2-го канона: «Люби́ти убо нам…».

    По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника: «Посети́л ны есть свы́ше…». «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.

    «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

    На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Егда́ время е́же на зе́млю…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос в Вифлее́ме…».

    Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

    Отпуст: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». (До отдания в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й…».)

    На часах – тропарь и кондак праздника.

    Литургия свт. Василия Великого87.

    Примечание. «В се́й де́нь быва́ет Литурги́я пора́ну, труда́ ра́ди бде́ннаго» (Типикон, 25 декабря).

    Входный стих – праздника: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседе́кову».

    Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, про́сти» (см. примечание 6 января).

    По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й.

    Вместо Трисвятого – «Ели́цы во Христа́ крести́стеся…».

    Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника.

    Задостойник – припев: «Велича́й, душе́ моя, Честне́йшую и Сла́внейшую Го́рних во́инств, Де́ву Пречи́стую, Богоро́дицу»88, и ирмос: «Люби́ти у́бо нам…»89 (и до отдания праздника Рождества Христова).

    Все изменения с 1 января 2019 в России: полный список изменений и нововведений в России в 2019, НДС, тарифы ЖКХ, пенсии

    Отпуст в конце Литургии – как на утрене.

    По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание.

    Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

    Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня90.

    С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова.

    31 декабря – отдание праздника Рождества Христова.

    83 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

    84 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри».

    85 Существует традиция, согласно которой при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ва́ий ве́чера»). «А́ще случи́тся Рождество́ Христо́во в Неде́лю, не пое́тся воскре́сно ничто́же, но все пра́зднику… Ни Ева́нгелие воскре́сно не чте́тся, ни Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, то́чию целу́ем Ева́нгелие…» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресе́ние Христо́во не глаго́лем, целова́ние Ева́нгелию, по обы́чаю его́» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

    86 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

    87 В соответствии с указом Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/209 от 31 декабря 2014 года, «учитывая особое миссионерское значение праздничного богослужения, в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами по Отче наш…».

    88 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; М.: Издательский Совет РПЦ, 2008р. С. 538; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К.,1913. М., 1993р. С. 526. По мнению М. Н. Скабаллановича, на Литургии к задостойнику Рождества Христова «Люби́ти у́бо нам…» (ирмос 9-й песни 2-го канона праздника) поется 1-й припев 2-го канона: «Днесь Де́ва ражда́ет Влады́ку внутрь верте́па» (см.: Скабалланович М. Н. Рождество Христово. К., 1916. М., 1995р. С. 158).

  • Be the first to comment

    Leave a Reply

    Your email address will not be published.


    *


    Adblock detector