Дакар-2020: дубль КАМАЗа, рекорд Нифонтовой и другие события легендарного марафона

Дакар-2020

Дакар-2020: дубль КАМАЗа, рекорд Нифонтовой и другие события легендарного марафона

Если пару лет назад южноамериканский Дакар временами напоминал классическое ралли и передвижение в колонне по узким горным дорогам, то в этом году самый престижный ралли-марафон планеты, несмотря на сокращение числа спецучастков и проведение гонки на территории одной страны, вернулся в свое классическое русло. Обилие песка, острые камни, непростая навигация — все это сопровождало участников гонки в Перу от старта и до самого финиша!

В зачете мотоциклистов по ходу второй части Дакара произошли значительные изменения. Напомним, что после первой половины дистанции лидерство захватил Рикки Брабек на Хонде. Однако шестерка преследователей тогда была очень близка к американцу, что обещало напряженную борьбу за места на подиуме. Ключевым в решении этого уравнения со многими неизвестными в итоге стал СУ8 марафона, когда опережавший ближайших преследователей на семь минут Рикки Брабек остановился на трассе из-за отказа двигателя.

Масс-старт бывает не только у биатлонистов, но и у мотоциклистов на Дакаре

В итоге победителем мотоциклетного зачета стал австралиец Тоби Прайс, который, к слову, участвовал в Дакаре с серьезной травмой руки и показал лучшее время лишь однажды — на последнем спецучастке. После финиша пилот фирменной команды KTM признался, что поначалу не был уверен даже в том, что выдержит более трех этапов гонки!

На финальном СУ10 на второе место, как на подножку уходящего поезда, вскочил австриец Маттиас Уолкнер. А помогло ему в этом падение после прыжка с дюны другого претендента на призы, Пабло Квинтаниллы. После помощи медиков на поврежденном мотоцикле чилиец все-таки продолжил гонку и, казалось, отстоял хотя бы бронзу. Однако после того, как судьями был отозван наложенный на Сэма Сандерленда часовой штраф, Квинтанилла все-таки уступил британцу место на подиуме.

К сожалению, не смог добраться до финиша легендарного марафона россиянин Дмитрий Агошков. Зато Анастасия Нифонтова стала настоящей героиней Дакара: она не только преодолела все десять спецучастков, но и стала первой представительницей прекрасной половины человечества, прошедшей всю дистанцию марафона в категории Original by Motul. На долю участников этого мотозачета выпало максимальное количество трудностей, ведь они не имели права пользоваться помощью механиков и должны были обслуживать и ремонтировать свою технику самостоятельно!

В категории внедорожников на 15-м месте до финиша добрался экипаж россиянина Дениса Кротова, которому помогал ориентироваться в хитросплетениях перуанских дорог и направлений украинский штурман Дмитрий Цыро. Ну а триумфатором ралли-рейда стал катарец Насер Аль-Аттия, который вместе с французом Матье Бомелем лидировал большую часть гонки, подарив Тойоте первую победу в Дакаре. Для самого Насера этот триумф стал третьим в его карьере, причем все три раза он побеждал на прототипах разных марок. Стоит отметить не только успехи арабского пилота в классическом ралли и ралли-рейдах, но и то, что он поднимался на олимпийский подиум, став призером в соревнованиях по стрельбе.

Ближайший преследователь Аль-Аттии после первой половины марафона, «Мистер Дакар» Стефан Петрансель, был первым на седьмом СУ, однако на предпоследнем участке сошел после аварии. Причем главной причиной схода стало не повреждение багги Mini, а травма штурмана Давида Кастеры. Еще одним неудачником гонки оказался прошлогодний триумфатор Дакара Карлос Сайнс. Испанец стал триумфатором десятого СУ, но, столкнувшись в ходе марафона с многочисленными проблемами, закончил гонку лишь на 13-й позиции. В итоге пилотам самой мощной команды X-raid досталось только одно из трех мест на подиуме — второе, которое завоевал экипаж Нани Ромы. А на третьей строчке расположились легендарный дуэт раллистов Себастьена Лёба и Даниеля Элены, которые в этот раз выступали в роли «частников» на багги Peugeot 3008 DKR.

Себастьен Лёб прервал полосу дакаровских неудач, закончив гонку на подиуме

В зачете мотовездеходов проблемы единственного российского экипажа, начавшиеся еще на финише первой половины гонки, усугубились уже после дня отдыха. Последние надежды на успех Сергея Карякина и Антона Власюка разбились о перуанский песок после их переворота на седьмом этапе. Серьезно повредив подвеску и потратив несколько часов на ее ремонт, уральцы откатились на десятое место, на котором они остались до самого финиша. Ну а триумфатором Дакара в категории S&S в итоге стал чилиец Франсиско Контардо, который на час с лишним опередил Жерара Фареса из Испании, показавшего второй результат.

Больше всего российских болельщиков по уже давно сложившейся традиции порадовала в южноамериканском марафоне команда КАМАЗ-Мастер. И хотя лидировавший на экваторе гонки Эдуард Николаев на СУ7 и СУ8 заставил всех немного понервничать, потеряв больше часа на борьбу с песчаными ловушками, концовку соревнования он провел безупречно. В результате экипажи Эдуарда и Дмитрия Сотникова подарили своим болельщикам красивый дубль. Для Николаева эта победа стала пятой, а для команды — уже 16-й за все время выступления на Дакарах. Ну а рекордсменом в зачете грузовиков является нынешний руководитель «синей армады» Владимир Чагин, который выигрывал легендарный ралли-марафон семь раз.

Подобравшийся было к камазовцам после СУ8 на расстояние атаки голландец Жерар де Рой все же не смог поддерживать темп россиян — в результате пилот грузовика IVECO отстал от них на час с лишним. Оправился после неудач в начале соревнований и лидер команды МАЗа Сергей Вязович, который был одним из быстрейших на заключительных спецучастках гонки. Итогом выступления серебряного призера прошлогоднего Дакара стало шестое место.

Дмитрий Сотников успел полидировать в гонке, но в итоге все же финишировал вторым

Ралли-марафон Дакар
Итоговое положение
Зачет внедорожников

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1 место, экипаж № 500 пилот Э. Николаев; штурман Е. Яковлев; механик В. Рыбаков
2 место, экипаж № 514 Пилот Д. Сотников; штурман Д. Никитин; механик И.Мустафин.

17 января в столице Перу завершился международный ралли-марафон Дакар-2020. Российские экипажи спортивной команды «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова заняли в экстремальной гонке первое и второе место. Бронзу гонки завоевал голландец Жерар Де Рой (Iveco).

Победное выступление россиян стало 16-м чемпионством “КАМАЗ-мастера” в этом сложнейшем ралли-марафоне и превратилось в знаковое событие к 50-летию завода «КАМАЗ». Спортивная школа и командные ценности коллектива вновь оказались на высоте.

Всего на старт «Дакара-2020» вышло 334 спортивных экипажа из 61 страны, в том числе 41 спортивный грузовик. В категории грузовиков на титул чемпионов «Дакара» в этом году кроме «КАМАЗ-мастера» претендовали не менее 10 топ-экипажей. Наибольший прессинг российские экипажи с самого начала гонки испытывали со стороны таких опытнейших пилотов как Жерар Де Рой (IVECO), Федерико Виллагра (IVECO), Мартин Ван Ден Бринк (RENAULT), Мартин Мацик (LIAZ), Алеш Лопрайс (TATRA), Тон Ван Генугтен (IVECO), Сергей Вязович (МАЗ), Мартин Коломы (TATRA) и др.

Организаторы гонки сделали все, сорок первый по счету «Дакар» надолго запомнился участникам сложностями маршрута. Процент схода участников во всех категориях был необычайно высоким. До финиша в Лиме доехало лишь 35 процентов (!) экипажей стартовавших в грузовом зачете. В основной своей части маршрут гонки был проложен по пустынным районам и дюнные участки составили около 70 процентов трассы. После старта в Лиме последовали 10 этапов с перерывом на день отдыха 12 января в Ариекипе. Общая протяженность маршрута – 5600 километров, из них почти 3000 километров — спортивные спецучастки. Традиционно маршрут гонки включал в себя марафонский этап (4 и 5 день гонки): 10 января участников автомобильной и грузовой категорий ждал бивуак в Такне, где экипажам пришлось обойтись без помощи команд механиков.

Команда «КАМАЗ-мастер» участвовала в «Дакаре-2020» составом в четыре «боевых» автомобиля:

№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.

№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.

№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.

№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.

В связи с изменениями в регламенте «Дакара» ограничивающими максимальный объем моторов в грузовом зачете с 2020 года 13 литрами, команде фактически пришлось заново сконструировать новую машину, ставшую носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли. В новом грузовике, увидевшем свет в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509 использован рядный шестицилиндровый мотор. Этим в основном и были продиктованы существенные изменения в конструкции автомобиля.

С самого начала гонки спортивные экипажи «КАМАЗ-мастер» задали очень быстрый темп в гонке ошеломив соперников и заставив их ошибаться. Перуанские дюны, из-за сильной жары рыхлые и трудные для прохождения, в свою очередь также спутали карты практически всем, в том числе командам топ-дивизиона. Множество переворотов, застреваний, поломок и прочих нештатных ситуаций создали разрывы во времени между традиционным лидерами зачетов вылившиеся в часы вместо привычных для начала «Дакара» минут. Российские экипажи также теряли время, несколько раз серьезно увязнув в песках. Не обошлось и без технических проблем. Но грамотная командная тактика «КАМАЗ-мастера» и взаимовыручках обеспечили команде лидерство в грузовом зачете. Казалось бы комфортные запасы по времени к середине гонки уже обеспечили российской команде призовые места. Но события стали развиваться таким образом, что по сути вторая часть гонки после дня отдыха началась с чистого листа. На 5-м этапе ралли на грузовике экипажа Андрея Каргинова вышел из строя редуктор переднего моста, экипаж ехал на заднем приводе, с большим трудом преодолевая дюны. На одном из сложных подъемов в песках собралось большое количество хаотично стоявших групп зрителей. Пилот пытался преодолеть подъем и объехать находившуюся на дюне группу людей. Зрители стали убегать с траектории движущегося грузовика. Но один из них споткнулся в мягком песке и ногой попал под заднее колесо машины. Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак. На следующий день Владимир Чагин и Андрей Каргинов посетили пострадавшего с переломом ноги болельщика в больнице. Несмотря на то, что стороны абсолютно тепло поладили в данной ситуации, со стороны организаторов гонки последовало неоднозначное решение о дисквалификации экипажа Андрея Каргинова с соревнований под предлогом, что экипаж не остановился для оказания помощи.

К этому добавилось то, что в день отдыха на машине Айрата Мардеева были обнаружены трещины в блоке цилиндров двигателя. После детального анализа ситуации руководство команды приняло решение не рисковать и не выпускать на оставшиеся спецучастки экипаж Айрата Мардеева, так как в случае вероятного дальнейшего разрушения блока цилиндров автомобиль было бы невозможно эвакуировать из труднопроходимых сыпучих дюн перуанской пустыни.

Команда “КАМАЗ-мастер” осталась в гонке двумя экипажами – Эдуарда Николаева и Дмитрия Сотникова. Учитывая, что впереди были 5 дней экстремального маршрута обратно в Лиму, соперники россиян, в первую очередь голландская команда IVECO DE ROOY усилили натиск, пытаясь изменить положение в таблице генеральной классификации. Двум экипажам “КАМАЗ-мастера” пришлось противостоять порядка десяти постоянно атакующим экипажам разных команд.

Хаотичные следы оставленные участниками в предыдущие дни в условиях частой смены курсов серьезно затрудняли работу штурманов. Механикам в условиях экстремальных нагрузок приходилось быть особенно внимательными к работе систем и агрегатов, постоянно регулировать давление в шинах, чтобы не допустить застреваний и следить за температурой моторов. Пилотам очень тяжело пришлось в первую очередь психологически. Цена даже маленькой ошибки в коварных песках слишком высока – застревание или падение машины на бок могло свести на нет все достижения предыдущих дней гонки. Но тактика прохождения этапа в паре двумя машинами помогла, так например на этапе Ариекипа – Сан Хуан Де Маркона к завалившемуся на бок грузовику Эдуарда Николаева почти мгновенно подъехал экипаж Дмитрия Сотникова. Уже через 4 минуты обе машины уже продолжили движение.

Наиболее драматично складывалась ситуация 14 и 15-го января. Сначала из-за технических проблем (была повреждена магистраль высого давления рулевого управления) экипаж Дмитрия Сотникова потерял более часа на кольцевом этапе в Сан Хуан Де Марконе. На следующий день лидерские группы в мотоциклетном (10 экипажей), автомобильном (10 экипажей) и грузовом зачете (5 экипажей) стартовали на 2 часа раньше, чем остальные участники. По задумке устроителей ралли это должно лишить лидирующих спортсменов поддержки сокомандников стартующих позже. К сожалению результаты предудущего дня раскидали экипажи Э. Николаева и Д. Сотникова по разным группам. Эдуард Николаев стартовал в первой пятерки в компании с белоруссом Сергеем Вязовичем (МАЗ) и тремя (!) Iveco команды Жерара Де Роя (сам Жерар Де Рой, Федерико Виллагра и Маурик Ван Хювель). Случись нештатная ситуация, помощь Николаеву от стартовавшего позже экипажа Сотникова подоспела бы не ранее, чем через два с половиной часа. И к сожалению такая ситуация действительно произошла. Российский экипаж застрял в непроходимом песчаном “пухляке”. Тем не менее, потеряв почти час времени, экипаж все же смог самостоятельно вырваться из ловушки и нарастив темп минимизировать временные потери от случившейся неудачи.

В итоге задача «довезти» результат до финиша в Лиме была выполнена. Несмотря на мощный прессинг соперников, непредсказуемые и тяжелейшие в прохождении перуанские дюны, которые в любой день могли внести коррективы в таблицу классификации, командная тактика, самоотверженный труд всего коллектива команды и, конечно, поддержка болельщиков помогли в достижении замечательного командного результата: золото и серебро Дакара-2020 отправляются в Россию.

Комментируя результаты гонки, руководитель команды “КАМАЗ-мастер” Владимир Чагин сказал: «Две недели тяжелейшей гонки в Перу благополучно завершились. Дакар-2020 запомнится своей экстремальной сложностью. Все это время мы чувствовали огромную ответственность перед российскими болельщиками, партнерами команды. Острая борьба держала всех в напряжении до последнего дня гонки. Для нас было важно доказать преимущество российской техники и нашей автоспортивной школы. Особенно приятно, что нам удалось завоевать эту победу в год пятидесятидесятилетия завода «КАМАЗ».

«Дакар»-2020. Итоговый зачет
Грузовики. 1. Эдуард Николаев – 41:01.35. 2. Дмитрий Сотников (оба – Россия, КАМАЗ-Мастер) – +25.36. 3. Жерар де Рой (Голландия, «Ивеко») – +1.34.44.
Автомобили. 1. Насер аль-Аттия (Катар, «Тойота») – 34:38.14. 2. Нани Рома (Испания, «Мини») – +46.42. 3. Себастьен Леб (Франция, «Пежо») – +1.54.18. 15. Денис Кротов (Россия, «Мини») – +9:58.38
Мотоциклы. 1. Тоби Прайс (Австралия, КТМ) – 33:57.16. 2. Маттиас Валькнер (Австрия, КТМ) – +9.13. 3. Сэм Сандерленд (Великобритания, КТМ) – +13.34. 62. Анастасия Нифонтова (Россия, «Хускварна») – +28.49.18
Багги. 1. Франсиско Лопес (Чили, «Кан-Ам») – 42:19.05. 2. Жерар Фаррес (Испания, «Кан-Ам») – +1:02.35. 3. Рейналду Варела (Бразилия, «Кан-Ам») – +1:05.19. 10. Сергей Карякин (Россия, «Кан-Ам») – +8:25.53.
Квадроциклы. 1. Николас Кавильяссо – 43:01.54. 2. Херемиас Гонсалес – +1:55.37. 3. Густаво Гальего (все – Аргентина, «Ямаха») – +2:11.48.

В столице Перу Лиме финишировал самый известный, престижный, тяжелый и популярный ралли-рейд в мире – «Дакар»-2020, среди победителей и главных героев которого по приятной традиции оказались российские гонщики. А пилот команды «КАМАЗ-Мастер» Эдуард Николаев победил в зачете грузовиков и вошел в историю.

Вот уже много лет у любителей автоспорта есть традиция – не успев встретить Новый год, они начинают ждать известий из очень теплых краев, где в первые дни января стартует лучший ралли-рейд в мире. И следить там неизменно есть, за чем – за кого бы вы ни болели, и какой класс бы ни был вам по душе.

Перу повышенной трудности

«Дакар» в 2020-м пошел на пятый десяток – нынешний розыгрыш стал для гонки 41-м в истории. И 11-м с той поры как она переехала из Африки в Южную Америку. Но организаторы до сих пор способны удивлять и участников, и зрителей. Делать так, чтобы каждый раз был как первый. В нынешнем году весь маршрут «Дакара», например, впервые в истории прошел по территории всего одного государства – Перу.

За 11 дней, из которых всего один был выходным, пелотон преодолел больше пяти с половиной тысяч километров от Лимы до Мокегуа и обратно. Интересно, что прошлогодний маршрут Лима – Ла-Пас – Кордоба многие назвали самым сложным в 40-летней истории «Дакара», и это поменяло характер соревнований. Но как предполагал перед стартом чемпион ралли-рейда двухлетней давности в зачете квадроциклов Сергей Карякин, нынешняя трасса обещала быть ничуть не проще и для пилотов, и для техники.

И он не ошибся – гонка стала для тех, кто хотел добраться до финиша, очень суровым испытанием. «Я сыт этим «Дакаром» по горло», – в сердцах бросил другой россиянин Дмитрий Агошков, вместе со своим мотоциклом сошедший на восьмом этапе. Всего же из 318 транспортных средств, отправившихся 6 января из Лимы, вернуться обратно в столицу смогли 180. Чуть больше половины.

Снова «КАМАЗ-Мастер»

Cамые заметные потери понесла категория, наиболее интересная российским болельщикам. Старт в ралли-рейде приняли 34 грузовика, но закончить все 10 этапов смогли только 14 экипажей. Конечно, не могли беды обойти стороной и лучшую команду последних лет «КАМАЗ-Мастер» – уже к середине гонки она потеряла ровно половину машин.

Но если у чемпиона 2015 года Айрата Мардеева возникли серьезные технические трудности с двигателем, которые невозможно было устранить даже в условиях бивуака, то отстранение победителя «Дакара»-2014 Андрея Каргинова еще долго будет предметом бурных дискуссий. Во время пятого этапа машина Каргинова, двигаясь вверх по дюне, задела одного из группы болельщиков, стоявших в не предусмотренном для этого месте. Сам Каргинов момент наезда не видел и оказать пострадавшему помощь, как того требуют правила, не мог. Но арбитры по итогам этой ситуации вынесли крайне жесткое решение о дисквалификации россиянина. А апелляцию на этот вердикт можно подать только после окончания гонки.

Тут же пошли разговоры, что организаторы таким образом решили избежать ситуации, когда все призовые места заняли бы КАМАЗы. К тому моменту российская команда выиграла все четыре проведенных этапа и доминировала в общем зачете. Но и оставшись вдвоем, Николаев с Дмитрием Сотниковым справились. Хотя отстранение Каргинова было не единственной претензией руководства «КАМАЗ-Мастера» к организаторам. Те порой позволяли себе слишком вольно вести себя с результатами, стартовым порядком и другими деталями – то вдруг компенсировали Сотникову 28 минут, то так же тихой сапой вычли их обратно.

Можно было подумать, что представителям КАМАЗа хотят максимально затруднить использование командной тактики как раз в тот момент, когда их главный конкурент Жерар де Рой перехватил инициативу, воспрял духом и располовинил двухчасовое отставание от Николаева. Но несмотря на все пересчеты, поломки разной степени тяжести, падения на бок и застревания в песках, российские гонщики восстановили статус-кво и оставили за собой первые две строки в итоговом зачете.

Николаев праздновал победу уже третий год подряд – такое в Южной Америке не удавалось больше никому. Всего же это для него пятый титул. Четырежды он брал «Бедуина» как водитель и еще один в роли механика экипажа Владимира Чагина. Для КАМАЗа же эта победа – шестая за последние семь лет и 16-я в истории «Дакара».

Достижение Нифонтовой и трудности Карякина

Хотя не грузовиками едиными жив крупнейший на планете ралли-рейд – в других категориях тоже было интересно. Например, самая острая борьба среди всех классов разгорелась у мотоциклистов. В итоге первые три места в общем зачете достались уместившимся в 15-минутный интервал представителям заводской команды КТМ. Но для команды, неизменно побеждающей с 2001 года, нынешний «Дакар» оказался далеко не легкой прогулкой.

Не обошлось и без помощи фортуны – по ходу гонки сошли из-за поломок лидировавший после семи этапов американец Рики Брабец на «Хонде» и входивший в тройку француз Адриен ван Беверен на «Ямахе». А уже на последнем отрезке неудачно выступил чилиец Пабло Кинтанилья на «Хускварне».

Россиянка Анастасия Нифонтова на общий успех не претендовала, отстав от триумфатора Тоби Прайса почти на 29 часов. Но тем не менее вошла в число главных героев гонки. Ей удалось стать первой в истории «Дакара» женщиной, дошедшей до финиша в зачете, где запрещено пользоваться помощью во время соревнований, и участник проходит всю дистанцию фактически в одиночку.

У внедорожников третью в карьере победу уверенно праздновал катарец Насер аль-Аттия. Интересно, что он все три титула выигрывал на разных машинах – «Фольксваген», «Мини» и теперь вот «Тойота». В тройку также вошли Нани Рома и Себастьен Леб. Россиянин Владимир Васильев, вернувшийся на «Дакар после двухлетнего перерыва, неплохо стартовал, но уже на третьем этапе вынужден был сойти.

Победитель «Дакара»-2017 среди квадроциклов Карякин на этот раз дебютировал в классе багги и первую половину ралли-рейда выглядел очень бодро, выиграв четвертый этап и возглавив общий зачет. Но вторая половина пути для уральца оказалась омрачена многочисленными проблемами – переворот на крышу, многочисленные поломки и часы потерянного времени. В итоге россиянин замкнул топ-10.

Победили Ралли-рейда «Дакар»
Грузовики.
Эдуард Николаев (Россия, КАМАЗ)
Автомобили. Нассер Аль-Аттия (Катар, Тойота)
Мотоциклы. Тоби Прайс (Австралия, КТМ)
Багги. Франсиско Лопес Контардо (Чили, Кан-Ам)
Квадроциклы. Николас Кавильяссо (Аргентина, Ямаха)

«Дакар»-2020: кто поедет из наших?

Уже 6 января стартует очередное ралли «Дакар», которого каждую зиму ждут миллионы поклонников. В этом году участников и зрителей ожидают изменения как в маршруте, так и в регламенте гонки. Всего на «Дакар»-2020 заявлено 462 спортивных экипажа из 61 страны: 185 мотоциклов/квадроциклов, 235 внедорожников/багги и 42 грузовика.

О том, каким же будет новый «Дакар», мы расскажем в предварительном обзоре.

Маршрут, регламент и расписание

Изменения в предстоящем «Дакаре» начались еще в феврале 2018 года, когда через месяц после завершения прошлого ралли-рейда спортивный директор и пятикратный победитель «Дакара» Марк Кома объявил о том, что покидает свой пост, чтобы «заняться личными проектами». Марк Кома разрабатывал маршрут гонки на протяжении трех лет, и каждый год он становился все сложнее, а участники даже жаловались, что классический ралли-рейд превращается в гонку на выживание.

Заменил испанца на посту спортивного директора Этьен Лавинь, работающий в оргкомитете «Дакара» с 1992 года и выполнявший последнее время функции директора марафона. И сразу появились существенные изменения в маршруте гонки: теперь весь марафон пройдет на территории одного государства — Перу, а 70% дистанции гонки проложено через песчаные дюны. Именно об этом и просили в свое время ветераны традиционного «Дакара».

Благодаря этим изменениям наступающий «Дакар» станет короче, проще и, как следствие, дешевле. Насколько это соответствует спортивному духу марафона? Руководство ралли-рейда считает, что всецело, и прежде всего потому, что маршрут станет быстрее и спортивнее, т. е. будет завязан на навыки ориентирования и управления транспортным средством, а не на борьбу со стихией и преодоление природы, как это происходит в трофи. Ну а во-вторых, у такой организации события есть еще одно важное преимущество: за счет упрощения маршрута и снижения стоимости участия новый «Дакар» окажется привлекательным не только для профессиональных спортсменов, но и для любителей, которые ушли из марафона из-за его невероятной сложности.

Общая протяженность маршрута составит 5500 километров, из них 3000 придется на спецучастки. «Несмотря на закольцованность маршрута, ни один отрезок не будет повторяться», — пообещал Этьен Лавинь.

Старт будет дан в Лиме 6 января, финиш состоится там же через 12 дней, т. е. 17 января. На 12 января намечен день отдыха в Арекипе. Маршруты участников на автомобилях и мотоциклах будут традиционно различаться.

Календарь гонки

  • 24, 25 ноября. Технические проверки и погрузка техники в порту Гавр. Пересечение Атлантики на пароме.
  • 3,4 января. Разгрузка машин в порту Кальяо (Перу).
  • 4-6 января. Административные и технические проверки на авиабазе Лас Пальмас в Лиме.
  • 6 января. Торжественный старт в Лиме (Магдалена Дель Мар).
  • 7 января, этап 1: Лима — Писко.
  • 8 января, этап 2: Писко — Сан-Хуан.
  • 9 января, этап 3: Сан-Хуан — Арекипа.
  • 10 января, этап 4: Арекипа — Мокегуа.
  • 11 января, этап 5: Мокегуа — Арекипа.
  • 12 января, день отдыха: Арекипа.
  • 13 января, этап 6: Арекипа — Сан-Хуан.
  • 14 января, этап 7: Сан-Хуан — Сан-Хуан.
  • 15 января, этап 8: Сан-Хуан — Писко.
  • 16 января, этап 9: Писко — Писко.
  • 17 января, этап 10: Писко — Лима.

Российские участники

Зачет «Мото»

Российских мотоциклистов в этом году будут представлять Анастасия Нифонтова, которая уже покорила «Дакар» в 2017 году, и дебютант Дмитрий Агошков, ранее выступавший в ралли «Африка Эко Рейс». Оба спортсмена выступят в зачете «Original by Motul», т. е. на протяжении всей дистанции не смогут пользоваться помощью ассистанс, а будут полагаться только на собственные возможности.

Анастасия Нифонтова, Москва (№ 56)

  • Команда: Nifontova 13 Team
  • Марка: Husqvarna
  • Модель: 450RR

Анастасия Нифонтова станет первой женщиной в истории «Дакара», которая примет участие в марафоне на мотоцикле в рамках программы «Original by Motul» — до нее еще никто не рисковал пройти весь маршрут без техподдержки со стороны команды. В 2017 году Настя уже принимала участие в этом марафоне и стала второй по итогам женского зачета.

Безусловно, спортсменка посвятила немало времени подготовке к грядущему соревнованию. Несколько раз она выезжала на тренировки: в Португалию для работы с роудбуком и в Арабские Эмираты для тренировки в навигации в условиях пустыни.

— Пять дней в Эмиратах меня тренировал Джеймс Вест, известный пустынный гонщик, который в свое время работал с Сирилом Депре, — рассказала Анастасия. — Он обучил меня навигации в пустыне, особенно когда вокруг нет ни одного следа: на тот случай, если я вдруг плутану или окажусь вне канала. Это был хороший опыт: ты начинаешь понимать, как правильно ориентироваться, не завязываясь на других людей, и знаешь все, чтобы не испытывать ненужного стресса.

— Я люблю дюны и песок, и для меня это намного приятнее, чем, например, грязь и сели в горах Боливии. И со мной согласны многие из тех спортсменов, с кем я говорила. Что касается маршрута в границах одной страны — это, конечно, не совсем «Дакар», но, с другой стороны, надо попробовать и это — так будет проще и для каравана, и для экипажей ассистанса. Правда, я в этом году еду без ассистанса, решила рискнуть.

— Участвовать в этом зачете мне изначально предложили сами Motul, т. к. у них есть интерес развивать свой зачет. Признаюсь честно: сначала я немного испугалась. Но потом подумала и решила согласиться. Конечно, мне как спортсменке будет очень интересно выдержать этот жесткий челлендж. Плюс, конечно, это интересно моим партнерам, т. к. у нас будет дополнительное медиасопровождение, и мы обязательно будем попадать в кадр. Но я лечу не совсем одна: мой муж Антон работает там водителем пресс-кара. Он будет занят своей работой, но все же на бивуаке окажется рядом, и морально от этого мне будет легче. Я приветствую читателей портала Drom.ru и надеюсь на вашу поддержку!

Дмитрий Агошков, Самарская область (№ 148)

  • Команда: Troyka Team
  • Марка: KTM
  • Модель: 450 Rally

— Впереди мой первый «Дакар», — написал Дмитрий у себя в соцсетях. — Спустя пять лет, как я впервые сел на мотоцикл, настало время осуществить свою детскую мечту. «100% Перу. 100% “Дакар”» — таков девиз предстоящей гонки. Трасса на 70% состоит из песка, из-за чего будет непросто физически. К тому же я еду в зачете «Original Motul» без помощи команды, на протяжении всей гонки. Только сам, только хардкор!

Зачет «Багги»

Сергей Карякин, Антон Власюк, Екатеринбург (№ 344)
Александр Доросинский, Олег Уперенко, Екатеринбург (№ 417)

  • Команда: Snag Racing Team (Екатеринбург)
  • Марка: BRP
  • Модель: Maverick X3

Победитель «Дакара»-2017 в зачете квадроциклов Сергей Карякин вновь отправляется его покорять — на этот раз уже в другой категории: багги (класс SxS — утилитарные квадроциклы с экипажем в два человека). На этот раз команда Snag Racing Team (Snag переводится с английского как «коряга») выставляет два экипажа. Всего в команде Сергея 12 человек.

Но даже путь на «Дакар» оказался для Сергея и его партнеров по команде непростым. Еще на подъезде к Литве у грузовика, везущего багги, сломалось крепление прицепа. Прицеп начал самостоятельно катиться по дороге, не помог даже специальный фиксатор. Сергей рассказал, что их спасло лишь то, что прицеп скатился в кювет и остановился. Багги не пострадали. Грузовик отремонтировали, путь продолжили, так что неприятное приключение закончилось благополучно.

— «Дакар»-2020 станет для нас очень сложным испытанием, — рассказал Сергей в интервью Drom.ru. — Мы поставили все на победу и обратной дороги нет. Впервые российская команда вне грузового зачета едет двумя экипажами. Помимо нашего экипажа с Антоном Власюком на идентичной багги Can-Am Maverick X-RS поедет опытнейший Александр Доросинский и Олег Уперенко.

— Стартовать мы будем в равных условиях, но по ходу дистанции обязательно будем применять командную тактику. Это очень дорого — вывозить два экипажа, но мы решили рискнуть и надеемся, что фортуна от нас не отвернется. Наш генеральный спонсор — компания Fores — позволил мне в этом сезоне больше сосредоточиться на подготовке к главному старту. По сравнению с прошлыми годами это значительно облегчило нашу подготовку. В прошлом году пески Перу мне не покорились, и мне есть что доказать. Хочу отметить, что этот сезон мы провели очень удачно и получили большую практику. Победа на сложном этапе Кубка мира в Марокко, где были представлены основные соперники, вселила в нас веру в победу. Технику мы полностью сконструировали под себя и по ходу сезона удалили все детские болезни. Серьезным испытанием стали первые боевые километры ралли-марафона «Шелковый путь»-2018, когда мы остались без приводов. Однако эта неисправность позволила нам внести необходимые корректировки, и после них у нас не было серьезных поломок.

— Среди главных соперников, конечно, Игнасио Касале — он также перешел из квадрокатегории, заводские пилоты BRP, а также сильные экипажи коллектива South Racing. Но грамотный подход и правильное распределение сил уверен даст нам шанс на победу. А вообще моя цель одержать победу на «Дакаре» в трех разных категориях, но победа в двух уже станет рекордом.

Зачет «Внедорожники» (Т2)

Владимир Васильев, Константин Жильцов, Санкт-Петербург (№ 311)

  • Команда: G-Energy Team
  • Марка: Toyota
  • Модель: Hilux
  • Ассистанс: Overdrive

«Спетый» экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова уже четырежды штурмовали «Дакар», и в 2015 году показали свой лучший результат, финишировав пятыми по итогам марафона, выиграв один из этапов по ходу гонки. А Константин Жильцов в 2012 году и вовсе закончил «Дакар» на подиуме, выступая в качестве штурмана у Леонида Новицкого. Затем на протяжении двух лет (2017-2018 гг.) Васильев-Жильцов переключились на марафон «Африка Эко Рейс», где стали чемпионами и вице-чемпионами. Сейчас наш прославленный экипаж возвращается в «Дакар».

Владимир Васильев: «Да, мы возвращаемся на “Дакар” в 2020-м. Мы пропустили две гонки, но сейчас чувствуем себя физически и морально готовыми, чтобы бороться за победу!».

Константин Жильцов: «Мы пропустили два года, но связано это было с тем, что предыдущие “Дакары” проводились в Боливии, где мы уже раньше неоднократно бывали. У нас были некоторые противопоказания для здоровья из-за высокогорья, поэтому мы пропускали. А сейчас “Дакар” переместился в дюны Перу, и для нас это отличный маршрут.

— Мы не ждем от этой гонки никаких сюрпризов, т. к. и в Перу мы уже участвовали раньше. Ждем сложной борьбы в верхушке пелотона, т. к. первые 15 экипажей будут явно бороться не просто за подиум, а за победу. Конечно, мы тоже будем бороться за высшее место — это не наш стиль — складывать крылья, мы всегда нацелены на лучший результат.

— Конечно, мы готовились к этой гонке, я как штурман изучал прошлые книги, маршруты прошлых лет, чтобы было проще понять идеологию новой гонки. К тому же я ездил специально в Бельгию для участия в тренинге по новому автомобилю Toyota, на котором мы будем выступать».

Денис Кротов (Москва)/Дмитро Цыро (Киев) (№ 374)

  • Команда: MSK Rally Team
  • Марка: Mini
  • Модель: John Cooper Works Rally

Экипаж Дениса Кротова и Дмитрия Цыро уже давно выступает вместе и прошел несколько сезонов в ралли-рейдах. В 2018 году спортсмены заняли второе место в группе Т1.2. «Дизельные внедорожники» и седьмое место в абсолютном зачете «Африка Эко Рейс»-2018.

Зачет «Грузовики»

В этом году состав участников в зачете грузовых автомобилей будет одним из самых сильных. На старт марафона выйдут 42 экипажа, и основными соперниками «КАМАЗ-мастера» станут грузовики Iveco, Tatra, Renault, МАЗ, LIAZ и других производителей. На гонку в полном составе возвращается команда Жерара Де Роя — в первую очередь на золото «Дакара» претендует сам Жерар Де Рой, а также отлично зарекомендовавший себя в предыдущие годы аргентинец Федерико Виллагра. Также за места на подиуме будут бороться экипажи команды Renault во главе с Мартином Ван Ден Бринком. Традиционно сильным будет состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс) и Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто».

Белорусские экипажи команды «МАЗ-СПОРТавто» на грузовиках МАЗ традиционно примут участие в «Дакаре»-2020.

В состав трех экипажей войдут следующие спортсмены:

  • № 501. Пилот Сергей Вязович, штурман Павел Гаранин, механик Андрей Жигулин.
  • № 511. Пилот Алексей Вишневский, штурман Максим Новиков, механик Андрей Невярович.
  • № 519. Пилот Александр Васильев, штурман Дмитрий Вихренко, механик Антон Запорощенко.

Белорусские экипажи планируют бороться за призовые места. Напомним, что на предыдущем «Дакаре» экипаж Сергея Вязовича занял второе место в зачете грузовиков, а на гонке Turkmen Desert Race спортсмены завоевали чемпионский титул.

А незадолго до старта «Дакара»-2020 экипажи «МАЗ-СПОРТавто» проходили подготовку в песках пустыни Лива на автомобилях Toyota LC-200 под руководством Артура Ардавичуса. В программу тренировки вошли: отработка базовых приемов вождения в песках; движение по треку; пилотирование в песках; движение в пустыне в темное время суток; методы эвакуации; прохождение высоких дюн; работа по навигации и другие знания, которые так необходимы в песках.

«Конечно, будем ехать на максимальный результат, чтобы хорошо представить страну и возможности Минского автозавода. Но “Дакар” — это сложная и непредсказуемая гонка, в которой ситуация может кардинально измениться на любом этапе. Хотя наши гонщики, как и техника, готовы к любым испытаниям. И последняя гонка в Туркменистане это прекрасно продемонстрировала», — написали представители команды «МАЗ-СПОРТавто» в соцсетях.

Кроме того, надо отметить, что 20 декабря состоялась официальная презентация капотного грузовика МАЗ для ралли-рейдов. Тем не менее в ближайшем «Дакаре» участие капотного грузовика не планировалось: сначала его будут обкатывать в других, менее значимых соревнованиях.

«Время, конечно, покажет, но нам кажется, что это один из лучших и уж точно самых красивых спортивных грузовиков на планете. Мы старались, чтобы он не только был маневренным, но и привлекал к себе внимание и тем самым продвигал бренд МАЗ в мире», — сказал руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.

Капотный МАЗ спроектирован и собран внутри Минского автозавода. Практически все изготовлено на головном предприятии и заводах холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», так что в грузовике много белорусского. Но также использованы и импортные комплектующие — от лучших мировых производителей.

«КАМАЗ-мастер»

Еще давно стало известно, что с сезона-2020 меняется технический регламент для класса грузовиков на «Дакаре». Теперь максимальный объем моторов ограничен 13 литрами, из-за чего инженерам пришлось конструировать машину фактически заново. Для большинства производителей это никак не изменило ситуацию, так как они и раньше использовали двигатели с таким объемом, которые используются в кольцевых гонках truck racing. Теперь это изменение коснулось и КАМАЗа, и в наступающем «Дакаре» наши пилоты будут управлять новыми спортивными грузовиками «КАМАЗ»-43509 с 13-литровыми моторами Cummins, форсированными примерно до 980 л.с. (впервые эта модификация была представлена в прошедшем мае во время гонки «Золото Кагана-2018»). Кроме того, два из четырех гоночных «КАМАЗов» оснащены теперь автоматическими коробками передач, которые позволяют более рационально использовать тягу мотора и набирать скорость немного быстрее. Как уверяют камазовцы, получившийся грузовик стал «носителем новейших разработок, современных спортивных технологий и 30-летнего опыта выступлений команды во внедорожных ралли».

Новый гоночный «КАМАЗ» и внешне отличается от спортивных грузовиков предыдущего поколения: другой дизайн, рубленые формы, новая ливрея.

Что касается столь ожидаемого капотного «КАМАЗа», то мы его вновь не увидим из-за невозможности получить на него омологацию. Организаторы «Дакара» видят в качестве причины отказа кабину Даймлера. По словам Владимира Чагина, команда предполагает решить эту проблему уже к «Дакару»-2020.

Для «КАМАЗ-мастера» 2018 год стал важной вехой: 30-летним юбилеем. За это время команда 88 раз занимала первые места на различных ралли-рейдах (из них победила в 15 ралли-марафонах «Дакар», семи изданиях ралли «Шелковый путь», четырех гонках Africa Eco Race, выиграла три Кубка мира по ралли-рейдам). Начиная с 1988 года, в общей сложности команда проехала в гонках около 470 000 километров. За такое расстояние можно почти 12 раз обогнуть Землю. В разное время спортивными «КАМАЗами» в различных соревнованиях управляли 28 пилотов, шесть из них — действующие пилоты. Всего в цеху команды «КАМАЗ-мастер» было построено 54 спортивные машины, создано 17 поколений (моделей) спортивных грузовиков.

Тренировки перед «Дакаром» экипажи «КАМАЗ-мастера» проходили в Марокко.

На «Дакар»-2020 «КАМАЗ-мастер» выставляет четыре «боевых» экипажа:

  • № 500. Пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков.
  • № 502. Пилот Айрат Мардеев, штурман Дмитрий Свистунов, механик Ахмет Галяутдинов.
  • № 514. Пилот Дмитрий Сотников, штурман Дмитрий Никитин, механик Ильнур Мустафин.
  • № 518. Пилот Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Леонов.

«Дакар»-2020. Добро пожаловать в ад

7 января в Лиме возьмет старт легендарный ралли-марафон «Дакар». В 2020 году его маршрут пройдет по территории всего лишь одной странны — Перу, что упростило задачу организаторам гонки. А вот пилотам от таких перемен станет только сложнее.

Песчаный ад

Поскольку новый Дакар целиком и полностью отдан на откуп Перу, организаторам пришлось поломать голову над маршрутом. Нет ничего сложного в том, чтобы проложить трассу от точки А к точке Б, а вот закольцевать ее, да еще и так, чтобы это было сложно и интересно — задача не из простых. После окончания гонки в 2018-м пост спортивного директора «Дакара» покинул Марк Кома, который 3 последних года испытывал пилотов на прочность зубодробительными маршрутами по всей Южной Америке. Хардкор пришелся по душе далеко не всем — многие жаловались на то, что «Дакар» превратился в гонку на выживание и больше не имеет ничего общего с тем самым африканским марафоном. Стоны ветеранов были услышаны. В 2020-м путь от Лимы до Лимы длиной в 5500 километров, который проложил Этьен Лавинь, на 70% будет состоять из песчаных дюн. Как в старые добрые времена.

Впрочем, не такие уж и добрые. Песок — самое опасное и неприятное покрытие для любой техники. Пилотам и штурманам тоже придется несладко — ориентироваться в дюнах порой просто невозможно, так что даже самый опытный экипаж может легко пропустить контрольную точку.

— Конечно, хотелось бы, чтобы маршрут включал в себя три страны, потому что «Дакар» — это интересное путешествие. Но и в том, что гонка пройдет только в одной стране, есть определенные плюсы: мы получим самый убойный «Дакар» за всю историю, поскольку пески Перу — безумно сложная вещь для пилота и штурмана. Уверен, что они покорятся далеко не всем, — считает чемпион «Дакара»-2017 Сергей Карякин.

Вторая попытка

В словах Карякина можно не сомневаться — перуанские пески точно покорятся не всем. Но в этот раз у сошедших с дистанции появится еще один шанс. «Дакар»-2020 помимо основной гонки будет включать в себя и полумарафон — соревнование для тех, кто выбыл из борьбы за победу, но хочет добраться до финиша.

— Мы готовы удивить зрителей тем, что даем участникам второй шанс. Впервые на «Дакаре» пройдет полумарафон — это возможность рестарта, если гонщик сошел посередине дистанции. Как было раньше? Попал в аварию любимец болельщиков Себастьен Леб, собрал свои вещи и улетел домой. А сейчас, если техника позволяет и есть время на ее восстановление, появляется возможность проехать половину дистанции. Да, в общем зачете эти спортсмены не появятся, но они будут в итоговом протоколе полумарафона, — сказала региональный координатор «Дакара»-2020 Оксана Косаченко.

КАМАЗы против всех. И против друг друга

Как обычно, главные надежды российских поклонников автоспорта связаны с командой «КАМАЗ-мастер». Челнинский коллектив выступит на «Дакаре» четырьмя экипажами во главе с Эдуардом Николаевым, Андреем Каргиновым, Дмитрием Сотниковым и Айратом Мардеевым. Соперники у россиян все те же прославленные гонщики — Жерар де Рой, Федерико Виллагра, Алеш Лопрайс, а из команд — «Рено», «Татра», «Скания» и IVECO.

— Мы очень рады, когда соревнуемся с сильными оппонентами. Последние «Дакары» были увлекательными. Основной соперник, наверное, — IVECO. Титул у нас, но мы не расслабляемся. Этот год был насыщенным, мы много тренировались. Очень многое в 2018-м зависело от штурмана, огромная работа его ждет и в предстоящей гонке. Уже присутствует некоторое волнение, — отметил действующий чемпион «Дакара» Эдуард Николаев.

Поборются за «Золотого бедуина» экипажи «КАМАЗ-мастер» и друг с другом. В этом году «Синяя армада» выставит на «Дакар» машины с разными коробками передач. Мардеев и Николаев поедут на «автомате», а Каргинов и Сотников — на «механике». В команде еще не знают, какая коробка проявит себя лучше, так что пески Перу станут для КАМАЗа испытательным полигоном.

— Плюс «автомата» в том, что есть возможность беспрерывного переключения. На «механике» не всегда можно переключиться в дюне. Если едешь в подъем, то на одной передаче. На «автомате» автомобиль медленнее разгоняется, но нет потерь. Все-таки узел сцепления на механической коробке передач больше подвергается износу, а здесь он немного надежнее. В 2018-м мы не одну гонку проехали с этой коробкой передач, и она себя неплохо показала. Ездили с ней на ралли «Шелковый путь», на «Золото Кагана». В течение всего года вели испытания. Надеюсь, что на «Дакаре» она не подведет. Но если бы преимущества автоматики были значимыми, на ней бы поехала вся команда, а не два экипажа. Мы видим, что она не проигрывает. В то же время есть участки, где с этой коробкой еще нужно работать, — сказал Николаев.

Багги, мотоциклы, внедорожники

Не грузовиками едиными. В остальных категориях тоже будет интересно. Победитель «Дакара»-2017 в зачете квадроциклов Сергей Карякин сменит категорию и попробует повторить свой успех за рулем багги. Команда екатеринбуржца под забавным и самоироничным названием Snag Racing Team также будет представлена экипажем Александра Доросинского.

В зачете мотоциклов Россию представят уже опытная гонщица Анастасия Нифонтова, выступавшая на «Дакаре»-2017, и дебютант марафона Дмитрий Агошков. Они поедут в рамках специальной программы, которая запрещает техническую помощь со стороны команды.

В зачете внедорожников после двухлетнего перерыва на «Дакар» возвращается ветеран ралли-марафонов, пилот G-Energy Team Владимир Васильев. В Перу ему предстоит потягаться с настоящими глыбами мирового автоспорта: Себастьеном Лебом, Стефаном Петеранселем, Сирилем Депре, Карлосом Сайнсом-старшим и многими другими. В этой звездной компании окажется и еще один россиянин — Денис Кротов, который выступит на «Дакаре» на Mini.

За что дисквалифицировали экипаж «Камаз-мастер» на ралли «Дакар»-2020

После пятого этапа ралли-марафон «Дакар»-2020 команда «КАМАЗ-мастер» максимально уверенно лидировала в гонке: все конкуренты не выдержали конкуренции, ошиблись или сломались. Реальными претендентами на победу оставались только Эдуард Николаев, Дмитрий Сотников и Андрей Каргинов — однако экипаж последнего сняли с гонки после инцидента с участием зрителя.

Что случилось?

Протяженность спецучастков «Дакара» такова, что следить за безопасным размещением зрителей нереально. Люди стоят где попало — балансируя на тонкой грани между безопасностью и максимально близким соседством с гоночными машинами. На пятом этапе «Дакара» этот баланс был явно нарушен.

Каргинов вовсе не заметил, что на кого-то наехал. «Пилот не видел этого момента и о случившемся узнал только по приезду на бивуак», — говорится в заявлении «КАМАЗ-мастера».

За что наказали Каргинова?

Никто не обвиняет гонщика в самом факте наезда на зрителей. Они стояли в небезопасном месте и действовали непредсказуемо для экипажа, это признали и сами организаторы «Дакара».

«На 279-м километре спецучастка 60-летний мужчина из Южной Африки наблюдал за гонкой в незащищённой и непредназначенной для зрителей зоне и был сбит грузовиком Андрея Каргинова.

Люди начали разбегаться, но один человек замешкался и упал — в итоге «КАМАЗ» Каргинова проехал по нему задним колесом.

Организаторы ралли напоминают о том, что общественность должна уважать специальные охраняемые зоны для зрителей, созданные совместно с перуанскими организаторами и местными силами безопасности», — гласит официальное сообщение.

Казалось бы, конец истории — болельщик сам виноват, при этом никто не погиб. Можем ехать дальше? Нет — судьи гонки постановили, что Каргинов был обязан остановиться: «Участник был исключён из ралли-марафона судейской комиссией из-за того, что он не остановился, чтобы помочь пострадавшему зрителю».

Что говорят в команде?

Руководитель «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин: «Машина весь день двигалась на заднем приводе, это чрезвычайно сложно на песчаных дюнах, тем не менее Андрей нашёл возможность продолжать движение, принимая нестандартные решения.

Правы ли организаторы?

Ситуация пограничная. В регламенте «Дакара» действительно есть пункт, обязывающий участников гонки останавливаться в случае инцидента с болельщиками. Но как судьи могут быть уверены, что экипаж Каргинова был в курсе случившегося? Да, зрители в последний момент разбегались в сторону, это печальная традиция ралли-рейдов, и никто каждый раз не будет убеждаться, что все успели отойти в сторону — если не почувствовали момент наезда. В данном случае, с рыхлым перуанским песком, Каргинов и компания запросто могли вообще не ощутить, что колесо задело болельщика. Ну а слова Чагина вы уже читали — про то, что на подъёме в стекло кабины видно лишь небо да верхняя часть дюны.

Интересно, на чём всё-таки основывалось решение организаторов. Возможно, у них есть записи из кабины грузовика или ещё какие-то свидетельства? Пока они не предоставлены, то не избавиться от ощущения, что на решение могла повлиять текущая расстановка сил в грузовом зачёте.

Впервые за последние годы «КАМАЗ-мастер» по-настоящему доминирует в своём классе: давно откатились назад все экипажи «Ивеко», включая же Роя и Вильягру, лишь на пару дней хватило Алеша Лопрайса, моментально сломался «Рено» Ван ден Бринка, откатился назад «МАЗ» Вязовича… Последней надеждой организаторов на интригу оставался «ЛИАЗ» Мацика, но и он в пятницу сломал подвеску. В общем, перспектива тройного камазовского подиума становилась всё более явной. Ну, как тут упустить возможность выбить хотя бы одного из лидеров?

Нет, мы не собираемся продвигать теорию заговора о самоотверженном и сумасшедшем болельщике, который решил отправиться в больницу ради спасения интриги. Это, конечно, бред. Но не покидает ощущения, что если бы Каргинов и «КАМАЗ-мастер» находились в роли догоняющих, а не лидеров, то в воскресенье Андрей мог бы как ни в чём не бывало выйти на старт шестого этапа.

Перспектива тройного камазовского подиума становилась всё более явной. Ну, как тут упустить возможность выбить хотя бы одного из лидеров?

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector