Демоверсия ЕГЭ по литературе 2020 г

Кимы по литературе 2020 егэ

СОДЕРЖАНИЕ

В конце августа 2018 года на официальном сайте ФИПИ были представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 года (в том числе демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе).

Существуют документы, которые регламентируют структуру и содержание КИМ, – кодификатор и спецификация.

ЕГЭ по литературе 2020 год — демоверсия с ответами и критериями от ФИПИ

Приглашаются экспертное и профессиональное сообщества принять участие в обсуждении экзаменационных материалов 2020 года.
Все замечания и предложения принимаются на электронный адрес ФИПИ до 01 октября 2018 г.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 года по литературе в сравнении с 2018 годом

Уточнены критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (учтена формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, учтён подсчёт фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Кимы по литературе 2020 егэ

  • Страница 1 из 1
  • 1

Демоверсии, КИМы ЕГЭ 2020 по Литературе с ответами, решениями и пояснениями

На данной странице для школьников можно бесплатно скачать электронные демо-версии, тренировочные тесты, ФИПИ и ФГОС на ЕГЭ 2020 года по Литературе

Контрольные Измерительные Матеоиалы по ЕГЭ-2020 включают в себя демонстрационный вариант, спецификацию и кодификатор. Ученики последнего 11 класса смогут подготовиться к единому государственному экзамену по предмету и проверить свою подготовку по школьному предмету.

Тренировочные задания и онлайн тесты можно бесплатно скачать на компьютер, планшет, смартфон или телефон и потом распечатать или решать задачи онлайн или офлайн. Рособрнадзор и ФИПИ рекомендуют данные задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА в 2018 — 2020 учебном году.

Демонстрационный вариант реальных заданий контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по Литературе . Формат PDF
Скачать бесплатно

Кодификатор элементов содержания по Литературе для составления контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена
Скачать бесплатно

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по Литературе
Скачать бесплатно

Правильные ответы и решения заданий
Скачать бесплатно

Изменения и новое в КИМах ЕГЭ 2020 года
Скачать

Демоверсии и реальные задачи прошлого 2018 года
Скачать

После домашнего изучения данных тренировочных материалов, вы сможете точно сказать, что теперь я Решу ЕГЭ на 100 баллов!

Демоверсия ЕГЭ 2020 года состоит из тематических заданий, максимально похожих на те, которые появятся на реальном государственном экзамене в школах России. Разбор заданий смотрите в ответах. Кодификатор разъясняет требования, предъявляемые к ученикам на ЕГЭ в новом 2020 году.

Данные тренировочные задания, тесты и КИМы были скачены с оффициального сайта ФИПИ для подготовки к ЕГЭ 2020 года.

Официальный сайт. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь

В данный сборник задач для подготовки ЕГЭ 2020 года вошли задания из следующих решебников, сборников ГДЗ и учебников:

Багге. ЕГЭ 2020. Литература. 25 лучших вариантов

Елена Ерохина. ЕГЭ 2020 Литература. Тренажер

Ерохина: ЕГЭ 2020 Литература. Тренажер

Ерохина: ЕГЭ 2020 Литература. Тренажер. 20 вариантов

Ерохина: ЕГЭ 2020. Литература. Типовые 28 вариантов заданий

Зинин. Новикова. ЕГЭ-2020. Литература. 10 вариантов

Зинин. Новикова. ЕГЭ-2020. Литература. 20 вариантов

Попова, Марьина ЕГЭ 2020 Литература Типовые тестовые задания

Самойлова. ЕГЭ 2020. Литература. Тренировочные 40 вариантов

Самойлова. ЕГЭ-2020. Литература. 400 заданий с ответами

ЕГЭ 2020. Литература. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года.
ЕГЭ 2020. Литература. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом.
Литература. Подготовка к ЕГЭ. Варианты, диагностические и тренировочные работы.
ЕГЭ 2020. Литература. Типовые тестовые задания. Попова Н.А., Марьина О.Б. (2020, 64с.)
ЕГЭ 2020. Литература. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Зинин С.А., Новикова Л.В. (2020, 160с.)
ЕГЭ 2020. Литература. Типовые тестовые задания. 28 вариантов заданий. Ерохина Е.Л. (2020, 168с.)
ЕГЭ 2020. Литература. Типовые тестовые задания. 30 вариантов заданий. Попова Н.А., Марьина О.Б. (2020, 128с.)
ЕГЭ 2020. Литература. Тренажёр. Ерохина Е.Л. (2020, 136с.)
ЕГЭ 2020. Литература. Экзаменационный тренажёр. 20 вариантов. Ерохина Е.Л. (2020, 88с.)
ЕГЭ 2020. Литература. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Ерохина Е.Л. (2020, 80с.)
ЕГЭ 2020. Литература. Диагностические работы. Зинин С.А. (2020, 32с.)
Литература. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ. Ладыгин М.Б. (2017, 352с.)

Купить любой учебник можно в Интернет-Магазине

Смотрите также демонстрационные билеты 2020 года по другим школьным предметам:

Кимы по литературе 2020 егэ

До начала учебного года на официальном сайте ФИПИ опубликованы проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2020 года (в том числе демоверсия ЕГЭ по литературе).

ЕГЭ по литературе демоверсия 2020 года с ответами и критериями от ФИПИ

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 года в сравнении с 2018 годом

Уточнены критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (учтена формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, учтён подсчёт фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).

Структура КИМ ЕГЭ 2020 по литературе

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9). Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности; 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления).

Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала. Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагается 4 темы (17.1–17.4).

Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ –ХХI в. (включая новейшую литературу 1990–2000- х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения).

В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору.

Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.

Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

В структурном отношении два комплекса заданий части 1 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (8, 9 и 15, 16). Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности (17.1–17.4), в наибольшей степени отражающее требования стандарта профильного уровня.

ЕГЭ 2020, Литература, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Попова Н.А., Марьина О.Б.

ЕГЭ 2020, Литература, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Попова Н.А., Марьина О.Б.

Примеры.
Как называется средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении предметов или явлений («И побита морда вся, словно яблоко-полявка»; «На тебе, как клещ, повисну»)?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сравнение
2) анафора
3) неологизм
4) риторическое восклицание
5) гипербола.

СОДЕРЖАНИЕ.
Инструкция по выполнению работы.
Вариант 1.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 2.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 3.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 4.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 5.
Часть 1.
Часть 2.
Варианте.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 7.
Часть 1.
Часть 2.
Варианте.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 9.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 10.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 11.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 12.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 13.
Часть 1.
Часть 2.
Вариант 14.
Часть 1.
Часть 2.
Ответы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2020, Литература, 14 вариантов, Типовые тестовые задания, Попова Н.А., Марьина О.Б. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

ЕГЭ по литературе в 2020 году

Мечтаете стать лингвистом, филологом или журналистом и планируете сдавать кроме основных предметов ЕГЭ по литературе – мы расскажем, что ожидать от экзамена в 2020 году, какой будет структура КИМов, ожидаются ли изменения в заданиях и какой будет дата проведения испытаний в рамках досрочного и основного периода.

Литература не входит в число самых популярных предметов ЕГЭ, ведь для успешной сдачи экзамена необходимо не только досконально знать творчество многочисленных поэтов и прозаиков, их произведения и роль творчества в становлении культуры отдельных стран, а и уметь анализировать прочитанное, делать выводы и выражать собственное мнение. Можно ли сдать литературу, не будучи выпускником специализированного учебного заведения? Этот вопрос сегодня волнует многих 11-тиклассников России. Практика показывает, что можно. Но для ученика обычной школы подготовка будет непростой, а значит, начинать ее необходимо как можно раньше.

Кому нужен сертификат ЕГЭ по литературе?

Очевидно, что ЕГЭ по литературе будет необходим для тех, кто изберет для себя в 2020 году филологическое направление. Также задуматься о подготовке к данному испытанию стоит тем, кто планирует связать свою жизнь с такими профессиями, как:

  • журналистика (в том числе военная журналистика);
  • переводчик;
  • театральное искусство;
  • вокал и хореография;
  • продюсер, кинооператор, режиссер;
  • и другие творческие специальности.

Важно! Обязательно узнайте, какие сертификаты ЕГЭ желают видеть в ВУЗе, который вы избрали для дальнейшего обучения. В зависимости от направления вам может потребоваться также сдавать математику профильного уровня или английский язык. Для ряда специальностей обязательным также является творческий конкурс.

Даты проведения испытаний

В 2018-2020 учебном году литературу можно будет сдать в досрочном и основном периоде. Поскольку предмет не входит в обязательные, он не будет вынесен на сентябрьскую пересдачу. Но, у ребят будет более чем достаточно возможностей преодолеть минимальный проходной порог.

Точные даты проведения экзамена в 2018-2020 учебном году, утвержденные проектом ГИА 2020, будут такими:

27.06.19 и 01.07.19

Изменения 2020 года

Глобальных изменений в КИМах 2020 года по литературе не предвидится. Нововведения коснуться только системы оценивания работ, а именно:

Для экзамена 2020 года также будут актуальны все нововведения, которые были приняты в 2018 году:


Неизменными также останутся основные параметры экзамена:

  • длительность – 235 мин.;
  • отсутствие каких-либо дополнительных материалов для использования;
  • минимальный проходной балл для аттестата – 32 из 100 возможных.

Структура КИМов по литературе

В стремлении найти оптимальный формат КИМов на протяжении многих лет ЕГЭ по литературе регулярно видоизменяли, но в 2020 году структура билета останется прежней, ведь, по мнению министерства и ФИПИ, данный вариант испытаний позволяет в полной мере оценить уровень теоретической и практической подготовки выпускников.

Билет 2020 года будет включать в себя 17 разноуровневых заданий, разделенных на две части:

с кратким ответом

слово, фраза или последовательность цифр

с развернутым ответом

полноформатное развернутое сочинение на одну из 4-х предложенных тем

не менее 200 слов

Всего

17

*1 комплекс – анализ фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения.

**2 комплекс – анализ лирического произведения.

Количественное распределение по уровням сложности будет таким:

Задания ориентированы на проверку знаний выпускников по 7 основным содержательным разделам. Распределение вопросов по блокам будет иметь следующий вид:

Самым сложным заданием ЕГЭ по литературе в 2020 году традиционно станет сочинение (№17), для написания которого как минимум необходимо будет прочесть и проанализировать 11 романов, 9 поэм, 6 пьес, 4 повести, более 20-ти рассказов и более 150-ти стихов, вошедших в список произведений, рекомендованный для подготовки.

Полный список вы найдете в кодификаторе, составленном сотрудниками ФИПИ для экзамена 2020 года.

Оценивание работ

Всего за правильно выполненные 17 заданий ЕГЭ по литературе (учитывая изменения в критериях оценивания 2020 года), выпускник может набрать 58 первичных баллов. Такой результат интерпретируется как максимум ЕГЭ, составляющий 100 тестовых баллов.

Задания повышенного уровня сложности оцениваются по таким критериям:

  • соответствие задания и ответа (для 8 и 15 заданий);
  • сопоставление произведений с выбранным тестом (для 9 и 16 заданий);
  • наличие аргументации с привлечением текста литературного произведения;
  • логичность рассуждений и соблюдение основных речевых норм.

При проверке сочинения учитывают такие основные критерии:

  • Соответствие темы.
  • Наличие аргументации с привлечением литературных произведений.
  • Наличие опоры на теоретико-литературные понятия.
  • Логичность рассуждений и композиционная целостность сочинения.
  • Соблюдение речевых норм.

Важно! Сочинение не проверяют вообще, если его объем меньше 200 слов, либо тема не соответствует заданию.

Перевести тестовый балл ЕГЭ по литературе, полученный в 2020 году в школьную оценку поможет таблица соответствия:

2 (не сдал)

0 – 31

Как видите, для получения аттестата за 11 класс вполне достаточно набрать 32 балла. Но, если цель сдачи ЕГЭ по литературе – поступления в хороший университет РФ в 2020 году, то необходима качественная подготовка и результат «высокого» уровня, превышающий 67 баллов (для ВУЗов столицы это 95+).

Секреты подготовки

Тщательно прорабатывая каждое произведение, выписывайте в тетрадь самое важное. Такие краткие записи помогут при выполнении тестов и написании сочинений. Также полезными будут:

  • шаблоны сочинений на разные темы;
  • карточки писателей;
  • каталог фраз, которые можно использовать в сочинениях;
  • схемы и зарисовки, помогающие запомнить сложные темы;
  • заготовки аргументов для раскрытия проблем, встречающихся в сочинениях ЕГЭ по литературе.

Поскольку полный список тем, которые будут предложены на ЕГЭ 2020 года по литературе, не разглашается заранее, подготовка должна заключаться в проработке разных направлений, а не написании готовых сочинений.

Также рекомендуем посмотреть видео разборы демоверсий 2018 и 2020 года с детальными пояснениями к каждому типу заданий:



Читайте также:

Демоверсии ЕГЭ по литературе

Демоверсия ЕГЭ 2020 по литературе, ФИПИ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

( 0 Голоса (ов) )
Подробности Категория: Демоверсии ЕГЭ по литературе

Официальная демоверсия ЕГЭ 2020 по литературе, утверждено ФИПИ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по ЛИТЕРАТУРЕ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2020 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2020 г. Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2020 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2020 г. по литературе.

Изменения в ЕГЭ 2020 года по литературе:

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности. Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ.

Экзаменационная работа по литературе состоит из 2 частей, включающих в себя 17 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (15, 16).

Ответом к заданиям 1-7 и 10-14 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответа № 1.

Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1-17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время — на выполнение задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Спецификация
контрольных измерительных материалов
для проведения в 2020 году единого государственного экзамена
по ЛИТЕРАТУРЕ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по литературе).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание выпускниками содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету (см. п. 5).

Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

4. Структура КИМ ЕГЭ

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10—14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

Тесты ЕГЭ по литературе 2020

Экзамен по литературе относится к профильным. Сдают предмет, школьники выбравшие его самостоятельно. Тесты ЕГЭ проверяют уровень владения теоретическими понятиями, знание истории отечественной литературы.

Большую часть экзаменационного материала составляет программа с 9-го по 11-й класс. Но в некоторых заданиях могут встречаться произведения, изучаемые ранее. Например, повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Тесты ЕГЭ по литературе разделены на два блока.

Изменения в тестах ЕГЭ по литературе в 2020 году

Серьезных корректив в вопросы внесено не было. Но критерии для оценивания подробных ответов стали более точными. Изменились следующие задания:

  • 8 и 15 – формулировка первого критерия с описанием требований к ответу на 2 балла, а также правила подсчета фактических ошибок во втором критерии;
  • 9 и 16 – в первом и втором критерии предусмотрены вероятные варианты недостатков в ответе (по внешним признакам отделено содержательное сопоставление от формального);
  • 17 – в четвертый критерий прибавлен подсчёт логических ошибок.

Как готовиться?

Для качественной подготовки распечатайте кодификатор и отметьте в нем прочитанные произведения. Попробуйте написать по ним небольшие сочинения, чтобы понять помните ли вы сюжетные линии, идеи, сможете ли свободно о них порассуждать.

После этого разделите оставшийся материал на драматургию, прозу и лирику. Чередуйте чтение из разных списков. Начинайте чтение с рассказов, а затем переходите к более объемным произведениям.

Начинайте тренироваться как можно раньше и решайте тесты ЕГЭ по литературе.

Демоверсия ЕГЭ-2020 по литературе

Скачать демоверсию ЕГЭ 2020 года вместе с кодификатором и спецификацией по ссылке ниже:

Стали более четкими критерии для оценки развернутых ответов. Исправления коснулись:

  • заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2),
  • заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе),
  • заданий 17.1–17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).

Следите за информацией о наших вебинарах и трансляциях на YouTube-канале, совсем скоро мы будем обсуждать подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Разбор демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по литературе

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий. Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).

Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16). Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр. Ответы записываются в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем переносятся в бланк ответов № 1.

Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

– Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван.

– Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич.

Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошёл к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину.

– Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец. Что? как ты его находишь?

– В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? -проговорил он внушительно.

– Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич?

– Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон.

– Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку?

– Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shakehands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман.

– Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось?

– Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного.

(И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)

Общие рекомендации к выполнению заданий 1-7

Поэтому при подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо акцентировать внимание на основных знаниях о литературном произведении, касающихся:

  1. Жанровой разновидности и родовой принадлежности произведения.
  2. Наличия эпиграфов и посвящений.
  3. Принадлежности произведения к определенному литературному направлению.
  4. Расстановки образов в сюжетной линии.
  5. Особенностей конфликта произведения, основной темы и идеи произведения.

В конечном итоге чтение учащимися литературных произведений должно быть направлено на построение системы образов персонажей. Необходимо уметь ориентироваться в героях, особенностях их взаимодействия друг с другом, выделять конфликтные ситуации, так как именно они определяют проблематику художественного произведения.

К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Разбор задания

Данное задание требует актуализации таких литературоведческих понятий, как роды и жанры литературы.

Эпос(по-гречески означает повествование, рассказ) — повествование о событиях в прошлом, сосредоточен на объекте, на изображении внешнего мира. Основными признаками эпоса как литературного рода выступают события, действия как предмет изображения (событийность). В эпосе большую роль играет беспристрастный, объективный повествователь или рассказчик Иногда повествователь передает историю со слов рассказчика.

Лирика (от греч. lyra— музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи и песни), в отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, рисует отдельные состояния героя в отдельные моменты его жизни. Лирика изображает внутренний мир личности в его становлении и смене впечатлений, настроений, ассоциаций.

Драма изображает человека в действии, в конфликтной ситуации, но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Основной ее текст — цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Большинство драм построено на внешнем действии, которое связано с противоборством, противостоянием героев. Но может преобладать и внутреннее действие (герои не столько действуют, сколько переживают и размышляют, как в пьесах Чехова, Горького). Драматические произведения, как и эпические, изображают события, поступки людей и их взаимоотношения, но в драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основной текст драматического произведения составляют монологи и диалоги персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени.

Деление на роды — первое деление в классификации литературных произведений. Следующей ступенью является деление каждого рода на жанры. Жанр — исторически сложившийся тип литературного произведения. Жанры бывают: эпические (роман, повесть, рассказ, очерк, притча), лирические (лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет) и драматические (комедия, трагедия, драма). Наконец, жанры обычно получают дальнейшие подразделения (например, бытовой роман, авантюрный роман, психологический роман и т. п.). Кроме того, все жанры по объему принято делить на крупные (роман, роман-эпопея), средние (повесть, поэма) и малые (рассказ, новелла, очерк).

Эпические жанры

Романы можно делить по тематическому признаку (исторические, автобиографические, авантюрные, приключенческие, сатирические, фантастические, философские и т. д.) и по структуре (роман в стихах, роман-памфлет, роман-притча, роман-фельетон, эпистолярный роман и другие).

Роман-эпопея (от греческого epopiia — собрание сказаний) — роман с широким изображением народной жизни в переломные исторические эпохи. Например, «Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова.

Повесть — эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. Иногда повесть определяется как эпическое произведение, среднее между романом и рассказом — она больше рассказа, но меньше романа по объему и количеству действующих лиц. Но границу между повестью и романом следует искать не в их объеме, а в особенностях композиции. В отличие от романа, тяготеющего к остросюжетной композиции, в повести материал излагается хроникально. В ней художник не увлекается размышлениями, воспоминаниями, деталями анализа чувств героев, если они строго не подчинены основному действию произведения. В повести не ставятся задачи глобального исторического характера.

Рассказ — малая эпическая прозаическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей (чаще всего повествуется об одном или двух героях). В рассказе, как правило, ставится одна проблема и описывается одно событие. Например, в рассказе Тургенева «Муму» основным событием является история приобретения и потери Герасимом собаки. Новелла отличается от рассказа лишь тем, что в ней всегда неожиданный финал (ОТенри «Дары волхвов»), хотя в целом границы между этими двумя жанрами весьма условны.

Очерк — малая эпическая прозаическая форма, одна из разновидностей рассказа. Очерк отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

Притча — малая эпическая прозаическая форма, нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, Соломоновы притчи).

Лирические жанры

Элегия (от греческого elegos — жалобная песня) — малая лирическая форма, стихотворение, проникнутое настроением грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышления, грустные раздумия, скорбь.

Послание (от греческого epistole — письмо) — малая лирическая форма, стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и т. д. Послание может быть адресовано одному конкретному лицу или группе лиц.

Эпиграмма (от греческого epigramma — надпись) — малая лирическая форма, стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Эмоциональный диапазон эпиграммы очень велик — от дружеской насмешки до гневного обличения. Характерные черты — остроумие и краткость.

Ода (от греческого ode — песня) — малая лирическая форма, стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания.

Сонет (от итальянского soneto — песенка) — малая лирическая форма, стихотворение, обычно состоящее из четырнадцати стихов.

Поэма (от греческого poiema — творение) — средняя лироэпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. В поэме соединились черты двух литературных родов — лирики и эпоса. Основными чертами этого жанра является наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание к внутреннему миру лирического героя.

Баллада (от итальянского ballada — плясать) — средняя лироэпическая форма, произведение с напряженным, необычным сюжетом, рассказ в стихах.

Драматические жанры

Комедия (от греческого homos — веселая процессия и ode — песня) — вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. В жанровом отношении различают комедии сатирические («Недоросль» Фовизина, «Ревизор» Гоголя), высокие («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова).

Трагедия (от греческого tragodia — козлиная песнь) — вид драмы, произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев. К жанру трагедии относится, например, пьеса Шекспира «Гамлет».

Драма — пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Специфика драмы заключается, во-первых, в том, что она строится на современном, а не античном материале, во-вторых, драма утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств.

Родовую принадлежность произведения опреледить проще, чем жанровую. Если принимать во внимание объём произведения, то “Отцы и дети” можно назвать повестью, так как это произведение меньше по объёму, чем роман Гончаровоа “Обломов”, Достоевского “Преступление и наказание”.

Значит не объём, а другие признаки данного произвдения позволяют причислить его к роману. Это прежде всего острая проблематика. Несмотря на то, что сам Тургенев в начале работы называл свое произведение повестью: «. Я начал понемногу работать; задумал новую большую повесть – что-то выдет. » (письмо И. А. Тургенева к графине Е. Е. Ламберт, 6 (18) августа 1860 г.)”.

Чем отличается роман от повести?

Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования. Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах. В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями. Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести – в очень ограниченном. Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них. Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

Ответ: роман.

Как называется идеология полного отрицания общепринятых ценностей,культивируемая Базаровым и Аркадием Кирсановым?

Разбор задания

Чтобы правильно ответить на вопросы подобного типа, необходимо хорошо знать текст литературного произведения, его основную проблематику.

Особенности данной идеологии (нигилизма) проявляются в манере поведения героев, в том, как позиционирует себя Базаров и Аркадий Кирсанов.

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год)

Популярным же оно стало после того, как И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!».

Ответ: нигилизм.

Разбор задания

И.С.Тургенев посвятил свой роман «Отцы и дети» памяти В.Г.Белинского.

Посвящение романа Белинскому вызвало еще большую полемику в печати: не было ни одного русского журнала, который бы ни откликнулся на выход в свет этого произведения. Многомерность образа Базарова была создана именно в то время, когда отклики, оценки, отзывы были «соотнесены «с тем временем и с конкретным человеком, которому был посвящен роман».

Роман «Отцы и дети» был посвящён В. Г. Белинскому. Образ Базарова — собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Базарова не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

Ответ: Белинский.

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector