Доступная среда

Доступная среда 2022

В 2022 году в Свердловской области продолжится реализация программы «Доступная среда». В проекте бюджета министерства социальной политики региона на её исполнение запланировано 59,9 млн рублей. Целью комплексной программы «Доступная среда на 2014-2022 гг.» является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Помимо средств областного бюджета, на её реализацию будут выделены и федеральные средства в размере 18,5 млн. Деньги направят на реализацию мероприятий по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Министр социальной политики Андрей Злоказов также рассказал об итогах реализации программы за 3 квартал 2018 г. Помимо ремонта объектов социальной защиты населения, здравоохранения, общего образования, культуры, занятости населения, физкультуры и спорта, приобретения необходимого оборудования для учреждений, обучающих мероприятий для специалистов, работающих с людьми с инвалидностью, в регионе проходит множество образовательных и культурных мероприятий.

Важным этапом программы стала реализация мероприятий по дополнительному и профессиональному образованию инвалидов, в том числе детей-инва-лидов. Так, социально-профес-сиональный техникум «Строитель» является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профобразования. В техникуме люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инва-лиды, посещают кружок декоративно-прикладного творчества, включая индивидуальные творческие занятия. Там проводится обучение по программам «столяр строительный, плотник», «садовник», «штукатур, маляр», «штукатур-облицовщик, плиточник», «мастер отделочно-строитель-ных работ», «технология деревообработки». В Сысертском социально-экономичес-ком техникуме «Родник» профессиональное образование инвалидов организовано по образовательным программам среднего профобразования: «Прикладная информатика», «Мастер по обработке цифровой информации», «Повар-кон-дитер», «Портной», «Рабочий зелёного хозяйства», «Кухонный рабочий» и другие.

В Заречном внедрение инклюзивного образования также происходит в рамках федеральной, областной и муниципальной программ «Доступная среда». По словам руководителя «ЦППМ и СП» Надежды Логиновой, чтобы дети с ограниченными возможностям здоровья могли развиваться и учиться вместе со всеми, в каждой школе города обследуются объекты, составляются планы, тщательно продумываются шаги, как организовать доступность обучения таким ребятам. Для детей с ДЦП оборудуют места общего пользования, делают поручни и пандусы. Для слабовидящих и слепых ребят закупают специальные учебники, имеются версии сайтов для слабовидящих. В каждой школе есть 5-6 учеников с задержкой психического развития, для обучения которых подготовлен учебно-методический материал: специальные компьютерные программы, диски, тетради, наглядные пособия. Например, программа «Нумикон», по которой дети осваивают счёт. Для ребят-аутистов успешно используется методика глобального чтения. Для школы №4 несколько лет назад было закуплено оборудование и учебно-методическое пособие программы «БОС» (биологическая обратная связь), по которой занимаются дети с синдромом гипервозбудимости.

В «Центре психолого-педаго-гической, медицинской и социальной помощи» зареченские детки с ограниченными возможностями здоровья тоже получают образование. Для них разработан ФГОС и свои программы: реабилитационная программа «Нейропсихология», используются два комплекта программы «Нумикон». Также на базе Центра практикуется методика обучения Зайцевой, объединённая с методикой глобального чтения, и многое другое.

Готовы принять студентов с ограниченными возможностями здоровья в УрТК НИЯУ МИФИ. В рамках программы «Доступная среда» там оборудованы поручни, пандусы и места общего пользования, закуплены книги для слабовидящих и прочее. Ребята, как и все, сдают документы и поступают в общем потоке при равных условиях и имеют привилегии только при спорных ситуациях по среднему баллу аттестата — у них есть все шансы учиться по специальности, по которой для них нет ограничений.

Программа «Доступная среда» для инвалидов в 2022 году

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.

Давайте разберем ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2022 год.

Законодательная база

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
  • Постановление от 01.12.2015 № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации. Скачать для просмотра и печати

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти.
      В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2022-2022 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались с тем, чтобы:

  • граждане с ограниченными возможностями ощущали себя полноценными членами общества;
  • остальные люди воспринимали их таковыми.

Заявленные цели

Цели мероприятий правительство видит в следующем:

Основная

  1. Создание законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями:
    • в социальной сфере;
    • на основании самостоятельной экономической активности.

Дополнительные:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • лечебных и оздоровительных;
    • образовательных.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по вопросам взаимодействия с инвалидами в процессе жизнедеятельности.
  3. 2.3. Увеличение количества социальных объектов, деятельность которых направлена на улучшение жизни таких граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в муниципалитетах.
  4. 2.4. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  5. 2.5. Привлечение граждан с физическими ограничениями к взаимодействию с государственными органами.
  6. 2.6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. 2.7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями.

Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Задачи ФЦП

Разработчики мероприятий поставили перед властными структурами и обществом такие задачи:

  1. Сделать доступ к объектам сферы обслуживания одинаковым для всех граждан, в том числе и с ограниченными возможностями.
  2. Создать условия для бесплатного медицинского обслуживания инвалидов равный с остальным населением.
  3. Обеспечение рабочими местами граждан с ограничениями по здоровью, в том числе путем:
    • их обучения;
    • переквалификации и повышения профессионального уровня;
    • создания специальных условий на производстве (или специализированных предприятий).
  4. Повышение уровня объективности медицинской экспертизы.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и местных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

  1. Усовершенствование предоставления гражданам с ограничениями по здоровью государственных услуг. В том числе:
    • создание им свободного доступа в здания органов власти;
    • повышение качества обслуживания;
    • выявление проблем таких людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
  2. Повышение уровня адаптации и абилитации. А именно:
    • развитие производства предметов и оборудования для них;
    • внедрение соответствующих законов.
  3. Совершенствование медицинского обслуживания граждан с ограниченными возможностями:
    • выработка объективных критериев медэкспертизы;
    • контроль за своевременностью предоставления им помощи.

К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.

Мероприятия по реализации подпрограмм

Для достижения поставленных целей разработаны и внедряются следующие мероприятия:

Подпрограмма № 1:

  1. Создание и внедрение архитектурных проектов общественных зданий с учетом нужд граждан с ограничениями по здоровью. Например, школы, кинотеатры, торговые центры.
  2. Обеспечение улиц городов специальными наглядными пособиями:
    • картами;
    • баннерами;
    • указателями.

3. Проведение культурных и массовых мероприятий с привлечением инвалидов и стимулированием их активности.

4. Строительство нового жилья под потребности лиц с ограничениями.

Подпрограмма № 2:

  1. Создание и внедрение национальных шаблонов, направленных на нормальное восприятие в обществе физических ограничений некоторых его членов. Например, проведение специальных уроков в школах.
  2. Стимулирование предпринимателей с целью трудоустройства инвалидов.
  3. Организация мероприятий для детей-инвалидов с целью их адаптации в общественную среду.

Подпрограмма № 3:

  1. Создание и внедрение единой модели для взаимодействия медучреждений.
  2. Формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями.
  3. Совершенствование критериев медицинской экспертизы.
  4. Создание единой электронной базы для медучреждений.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте.

Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.

Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обстроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой квартал для людей с ограниченными возможностями. Он включает:
    • жилые здания;
    • спортивные сооружения;
    • магазины и поликлинику;
    • производственные предприятия.

Каждое из зданий адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.

В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Доступная среда 2022

МЭРИЯ ГОРОДА МАГАДАНА

от 11 октября 2018 года N 2981

Об утверждении муниципальной программы «Доступная среда» на 2022-2023 годы

В целях обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан», в соответствии с постановлением мэрии города Магадана от 29.12.2010 N 4328 «Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации на территории муниципального образования «Город Магадан», руководствуясь статьями 35.1, 45 Устава муниципального образования «Город Магадан», мэрия города Магадана постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Доступная среда» на 2022-2023 годы.

2. Опубликовать настоящее постановление в городских средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города Магадана Казетова Ю.М.

Глава муниципального образования
«Город Магадан», мэр города Магадана
Ю.ГРИШАН

Муниципальная программа «Доступная среда» на 2022-2023 годы

Утверждена
постановлением
мэрии города Магадана
от 11.10.2018 N 2981

Паспорт муниципальной программы «Доступная среда» на 2022-2023

Мэрия города Магадана

Наименование муниципальной программы

«Доступная среда» на 2022-2023 годы (далее — Программа)

Основание для разработки муниципальной программы

— постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы «Доступная среда» на 2011-2022 годы»;

Заказчик муниципальной программы

мэрия города Магадана

Разработчик муниципальной программы

управление по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана

Ответственный исполнитель муниципальной программы

управление по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана

Исполнители муниципальной программы

— управление по делам молодежи и связям с общественностью мэрии города Магадана, его структурные подразделения и подведомственные учреждения;

— департамент образования мэрии города Магадана и его подведомственные учреждения;

— департамент строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана (МБУ города Магадана «Горсвет», МБУ города Магадана «ГЭЛУД»);

— департамент жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры мэрии города Магадана;

— комитет по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана и его подведомственные учреждения;

— управление культуры мэрии города Магадана и его подведомственные учреждения;

— управление по информационной политике мэрии города Магадана

Цель и задачи муниципальной программы

Цель программы — повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов

— взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам обеспечения доступности приоритетных объектов и предоставляемых на них услуг;

— обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, повышение уровня доступности жилищных условий инвалидов;

— создание условий для беспрепятственного получения инвалидами информации, полноценного образования и досуга, развития их творческого и профессионального потенциала

Объемы и источники финансирования муниципальной программы

Общий объем финансирования Программы составляет 18 774,842 тысяч рублей средств местного бюджета, в том числе по годам:

2022 год — 4 325,646 тыс. руб.;

2022 год — 3 387,039 тыс. руб.;

2021 год — 3 665,406 тыс. руб.;

2022 год — 3 648,969 тыс. руб.;

2023 год — 3 747,782 тыс. руб.

Сроки реализации муниципальной программы

Ожидаемый конечный результат реализации муниципальной программы

Ожидаемый конечный результат:

— формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов в городе Магадане;

— обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ общественных организаций инвалидов и органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;

— повышение социальной активности и преодоления самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам

Контроль исполнения муниципальной программы

Раздел 1. Содержание проблемы, пути ее решения и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

Одним из направлений деятельности муниципального образования «Город Магадан» является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Доступная среда — это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни. Доступная среда нужна также другим маломобильным группам населения — пожилым гражданам, лицам трудоспособного возраста в восстановительный период лечения после травмы, заболеваний опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, беременным женщинам, женщинам с маленькими детьми в колясках и др.

Согласно требованиям, установленным статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Магаданской области на территории муниципального образования «Город Магадан» по состоянию на 01.01.2018 проживает 99,7 тыс. человек, из них 3,6 тыс. человек являются инвалидами, в том числе 369 детей.

С 2006 года в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры и улучшения их условий жизни приобретены для учреждений управления культуры (МБУК г. Магадана «Молодежный культурный центр» и МКУК г. Магадана «Дом культуры «Снежный») раскладные пандусы. Оборудованы пандусами и поручнями МБУДО г. Магадана «Детская музыкальная школа», МУЗ «Инфекционная больница», МБУ СК «Металлист». Установлено 108 звуковых пешеходных светофора, оборудованы пандусами уличные тротуары в количестве 153 штуки, установлено 43 специальных знака.

Проведено комплектование специализированного книжного фонда в МБУК г. Магадана «Централизованная библиотечная система». Для детей-инвалидов МБУДО «Детская музыкальная школа» приобретен специализированный комплекс музыкальных инструментов (оркестра Карла Орфа), успешно реализуется проект «Арт-терапия» для детей-инвалидов на базе МБУДО г. Магадана «Детская художественная школа». Работает детский клуб по месту жительства «Исток» для детей-инвалидов и их родителей. В общеобразовательных школах города Магадана совершенствуется система индивидуального обучения детей-инвалидов. СОК «Снежный» предоставляет услуги активного отдыха: бесплатное питание, проживание, прокат спортинвентаря. На базе учреждений комитета по физической культуре, спорту и туризму мэрии города Магадана проводятся различные соревнования для инвалидов. Ежегодно проводится городская Декада инвалидов и Ярмарка профессий и учебных мест.

Наличие муниципальной программы с 2014 года позволяет мэрии города Магадана участвовать в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» и государственной программы Магаданской области «Формирование доступной среды в Магаданской области».

В 2016 году, с целью обеспечения для инвалидов приоритетных сфер, утвержден постановлением мэрии города Магадана от 06.12.2016 N 3731 План мероприятий («дорожная карта») по повышению показателей доступности для инвалидов приоритетных объектов и предоставляемых на них услуг в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2016-2050 гг. (далее — Дорожная карта), согласно реестру, утвержденному постановлением мэрии города Магадана от 20.12.2013 N 5517.

В соответствии с Дорожной картой в период реализации муниципальной программы «Формирование доступной среды в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2014-2018 годы» за счет средств бюджета муниципального образования «Город Магадан», а также за счет привлечения средств федерального и областного бюджетов были реализованы следующие мероприятия:

— адаптация учреждений социальной сферы для доступности инвалидов: 9 учреждений образования (МБУДО NN 15, 39, 53, 60, 66, 69, МАДОУ NN 3, 58, МБУДО «Дворец детского (юношеского) творчества»; 3 учреждений культуры (МАУК г. Магадана «Центр культуры», МАУК г. Магадана «Кинотеатр «Горняк», МАУК г. Магадана «Городской парк»); 1 учреждения спорта (МБУ «Спортивный комплекс «Металлист»);

— адаптация для инвалидов и маломобильных групп населения улично-дорожной сети: оборудован пешеходный переход вблизи ФОК «Колымский» по улице Наровчатова в городе Магадане» — приобретены и установлены пешеходные металлические ограждения и искусственные дорожные неровности; полностью выполнено оборудование пешеходного перехода по ул. Лукса, вблизи Лицея N 1 им. Крупской, пешеходными ограждениями; установлены пешеходные удерживающие ограждения по улице Наровчатова, в районе гимназии N 24; осуществлено строительство светофорного объекта со звуковым сопровождением для инвалидов по зрению на пешеходном переходе по Колымскому шоссе в районе автобусной остановки «МПАП»; установка 22 речевых информантов на перекрестках: ул. Ленина — ул. Пролетарская; ул. Ленина — ул. Пушкина; ул. Ленина — пр. Карла Маркса; ул. Ленина — ул. Портовая). Выполнена укладка тактильной плитки к зданию МАУК г. Магадана «Центр культуры» по проспекту Карла Маркса, д. 35 и вблизи здания N 14 по ул. Горького, а также работы по установке дорожных знаков (8.17. «Инвалиды») и (6.4. «Место стоянки») и нанесению горизонтальной дорожной разметки.

Проведенные мероприятия составили 12,3% от общего количества объектов, нуждающихся в проведении мероприятий, предусмотренных Дорожной картой.

Большое значение имеет совершенствование культурно-досуговой деятельности, создание необходимых условий, благодаря которым возможно наиболее полное развитие личностных способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

В ряду приоритетных направлений — развитие адаптивной физической культуры и спорта, вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. С этой целью планируется организация и проведение параспартакиад по летним и зимним видам спорта, организация отдыха в СОК «Снежный».

Разработка муниципальной программы «Доступная среда» на 2022-2023 годы обусловлена необходимостью реализации права населения на улучшение качества жизни, а также на создание инвалидам и другим маломобильным группам населения равных возможностей для участия в жизни общества.

Реализация мероприятий по повышению доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов позволяет не только получать необходимые муниципальные услуги, но и создавать условия для вовлечения большего количества инвалидов в общественную и досуговую деятельность, что значительно влияет на повышение качества жизни инвалидов. Так, за период действия муниципальной программы более 2500 инвалидов были охвачены культурно-досуговыми и спортивными мероприятиями.

Выполнение мероприятий Программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечит комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.

Раздел 2. Цель, задачи Программы и сроки ее реализации

Целью Программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

Для достижения цели в рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

— взаимодействие с общественными организациями инвалидов по вопросам обеспечения доступности приоритетных объектов и предоставляемых на них услуг;

— обеспечение условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, повышение уровня доступности жилищных условий инвалидов;

— создание условий для беспрепятственного получения инвалидами информации, полноценного образования и досуга, развития их творческого и профессионального потенциала.

Реализация Программы будет осуществляться в период с 2022 года по 2023 год включительно.

Раздел 3. Система целевых индикаторов и ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы

Ожидаемый конечный результат реализации программных мероприятий:

— формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов в городе Магадане;

— обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ общественных организаций инвалидов и органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;

— повышение социальной активности и преодоления самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам.

Оценка ожидаемой социальной эффективности Программы будет определяться на основании достижения плановых значений целевых индикаторов.

В Татарстане в программу «Доступная среда» на 2022 год вошли 12 образовательных организаций

Фото: Султан Исхаков

(Казань, 3 декабря, «Татар-информ», Надежда Гордеева). В Татарстане в программу «Доступная среда» на 2022 год включены 12 объектов, в том числе пять детсадов, пять общеобразовательных учреждений и две организации дополнительного образования для детей. Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции в ИА «Татар-информ» министр труда, занятости и социальной защиты РТ Эльмира Зарипова.

«В этом году защитили программу на 2022 год. Уже сейчас большинство государственных учреждений доступны, поэтому сегодня мы говорим о муниципальных школах, детских садах. На следующий год 12 объектов включены в программу “Доступная среда”, в том числе пять дошкольных образовательных учреждений, пять общеобразовательных и две организации дополнительного образования для детей», – рассказала спикер.

Зарипова напомнила, что Татарстан приступил к реализации программы «Доступная среда» в 2011 году. «С 2011 года – более 2 млрд рублей, 897 объектов государственных органов», – отметила она.

По словам министра, в прошлом году в системе «Народный контроль» появилась отдельная рубрика по рассмотрению заявок в части обеспечения доступности объектов. «За это время поступило 1,5 тыс. заявок. И результат – 1136 объектов сегодня адаптированы», – подчеркнула она.

Спикер заметила, что в Татарстане проживают более 283 тыс. инвалидов, что составляет около 7% от общей численности населения. В том числе более 15 тыс. детей-инвалидов, это 0,38% от общей численности жителей.

В Татарстане действует 12 реабилитационных центров для детей-инвалидов, шесть центров реабилитации инвалидов для взрослых, один центр слепых и слабовидящих. Они обслуживают в год 15 тыс. инвалидов, в том числе 7,3 тыс. детей.

Первая декада декабря посвящена Международному дню инвалидов, который ежегодно отмечается во всем мире 3 декабря.

Государственная помощь для малоподвижных граждан по программе «Доступная среда»

«Доступная среда» является многоцелевой государственной программой, направленной на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду физических или психических заболеваний.

Иначе говоря, это разнообразные меры, поддерживаемые на федеральном и региональном уровне и способствующие реабилитации и абилитации инвалидов и других людей, относящихся к малоподвижной группе населения.

Законодательная база программы

Этот документ подтвердил факт того, что Россия готова бороться за права людей с ограниченными возможностями и финансировать их реабилитацию и абилитацию в соответствии с международным договором – конвенцией о правах инвалидов от 13.12.2006 г.

Первоначальный срок данной федеральной программы – с 2011 по 2015 год. Но, в дальнейшем было принято решение о продлении ее действия до 2022 года.

В настоящее время весь комплекс мероприятий поделен на 4 части:

  1. В течение 2011 – 2012 гг. формировалась нормативная база, разрабатывались основные задачи и принималось решение об источниках финансирования.
  2. В 2013 – 2015 гг. за счет средств, выделенных из федерального бюджета, создавались и оснащались реабилитационные центры, а также укомплектовывались специальным оборудованием медицинские и образовательные учреждения.
  3. В 2016 – 2018 гг. все основные задачи должны быть завершены под контролем органов власти субъектов РФ.
  4. В 2022 – 2022 гг. планируется подвести итоги и опросить население об оставшихся проблемах среди инвалидов. В завершении ответственные члены Правительства должны сообщить о проведенной работе, достигнутых результатах, а также о нерешенных проблемах.

Ответственным исполнителем программы «Доступная среда» является Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники – целый ряд государственных учреждений и ведомств, например, Министерство строительства, образования, связи, промышленности, а также Пенсионный и Фонд социального страхования.

Нормативные акты, регламентирующие программу «Доступная среда», в течение 2018 – 2022 гг.:

  • Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.
  • Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.

Информацию о том, как реализуются пункты программы, можно узнать из ежегодных отчетов, которые содержат в себе: статистические данные, а также сведения о достигнутых результатах и потраченных финансах.

Задачи и цели

Программа «Доступная среда» должна решить следующие задачи:

  1. Оценку и повышение уровня доступности объектов и услуг для людей с ограниченными возможностями.
  2. Равноценный доступ к любому реабилитационному средству и услуге для каждого инвалида.
  3. Модернизацию государственных систем медико-социальных экспертиз.

Кроме того, планируется, что в рамках реализации программы, сформируется дружественное отношение к данной группе населения.

Основная цель «Доступной среды» – беспрепятственный доступ инвалида к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере. Антикризисная направленность государственной программы предусматривает перевод инвалидов из экономически пассивной группы в активную. Для этого осуществляется усиление реабилитационной направленности путем содействия со стороны соответствующих министерств в таких сферах, как трудоустройство и занятость.

Существующие подпрограммы

Государственная программа «Доступная среда» предполагает реализацию следующих подпрограмм:

  1. Доступность объектов и услуг в тех сферах жизнедеятельности, которые являются приоритетными для инвалида или маломобильного человека. Для этого необходимо реализовать следующие мероприятия:
    • скрытое субтитрование любой телевизионной программы, трансляция которой производится на каком-либо общероссийском обязательном общедоступном телеканале;
    • помощь финансового характера спортивным учреждениям, одним из направлений которых является адаптивная физическая культура и спорт;
    • организация учебы для специалистов, входящих в состав психолого-медико-педагогической комиссии в образовательном учреждении, которая принимает решение относительно получения ребенком-инвалидом образования в обычной школе;
    • установка в образовательном учреждении специального, в том числе учебного, реабилитационного и компьютерного оборудования, а также приобретение соответствующего автотранспорта для того, чтобы ребенок, у которого нарушена работа зрения, слуха или опорно-двигательного аппарата, мог учиться наравне со всеми;
    • приведение существующего здания или сооружения в соответствие с требованиями строительной нормы и правил, определяющих доступность для инвалидов;
    • приспособление входа, лестницы, пандусного съезда, зоны оказания услуг, санитарно-гигиенического помещения и прилегающей территории;
    • оборудование здания или сооружения лифтом или другим подъемным устройством, оснащенным в свою очередь голосовым оповещением и пространственно-рельефным указателем и многое другое.
  2. Совершенствование механизма, в соответствии с которым предоставляются услуги в таких сферах, как реабилитация и государственная медико-социальная экспертиза. В этих целях необходимо:
    • пересмотреть классификацию и критерии, используемые при проведении освидетельствования гражданина;
    • повысить качество мероприятий, которые проводятся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов);
    • разработать и внедрить независимую оценку качества услуг, осуществляемых во время медико-социальных экспертиз.

Ввиду того, что повсеместно появляются новые методы диагностирования и лечения, нужно по-новому посмотреть на обоснование инвалидности.

Так, должны быть разработаны отдельные, более подробные классификации и критерии установления группы ограниченности ребенку. Нельзя оставлять без внимания и клинико-функциональные особенности на любом возрастном этапе его развития. Чтобы устранить какой-либо социальный риск, 2 региона страны запланировали пилотную апробацию на 2017 год, доработку на 2018 год, а внедрение лишь на 2022 год.

В 2017 году разработаны новые классификации и критерии, в соответствии с которыми определяется, насколько утрачена профессиональная трудоспособность в процентах в результате произошедшего несчастного случая или профессионального заболевания. Апробация и внедрение будут осуществляться поэтапно.

Повышение качества предоставления услуг медико-социальной экспертизы предполагает реализацию следующих положений:

  • обеспечение кадрового состава;
  • открытость деятельности данных учреждений;
  • этике и служебному поведению будет уделяться особе внимание, например, любое принятое решение должно быть разъяснено гражданину;
  • профилактические меры в отношении нарушений коррупционного характера.

Сферы жизнедеятельности

Внутри здания оснащаются светящимися табло и табличками с точечно-рельефным шрифтом (шрифт Брайля). В каждом учреждении общественного характера планируется организация мест для инвалидов, а также установка специальных касс, таксофонов и систем синхронного выводы информации в речевом и текстовом формате.

«Доступная среда» – это база, способствующая объединению инвалидов и общества. Реализация комплекса предусмотренных мероприятий позволяет превратить человека с ограниченными возможностями в субъект, способный стать полноценным участником таких сфер деятельности, как: культурно-массовая, социальная, политическая и многих других. Таким образом, люди данной категории смогут реализовать свои конституционные права, собственный потенциал и развить государство в целом.

Финансирование программы

Государственная программа «Доступная среда» принималась для того, чтобы создать правовые, экономические и институциональные условия, благодаря которым будет происходить интеграция инвалидов в общество и улучшаться их уровень жизни.

Размер планируемого финансирования государственной программы на 2011 – 2022 годы составляет более 424 млрд. рублей.

Субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию задач, указанных в программе, распределяются из федерального бюджета в соответствии с утвержденными правилами.

Порядок реализации

Доступная среда – это информация, связь и транспорт, дооборудованные таким образом, чтобы человек, ограниченный в возможностях, мог чувствовать себя полностью независимым.

В первую очередь доступность должна быть обеспечена в учреждениях лечебно-профилактического характера, а именно, в поликлиниках, диспансерах и центрах различных уровней обслуживания (как сельского, так и республиканского значения).

Любая входная группа, путь движения, санитарно-гигиеническая комната, регистратура или лифт должны быть оборудованы таким образом, чтобы соблюдались:

  • доступность;
  • безопасность;
  • комфортность;
  • информативность.

Региональные особенности

Программа «Доступная среда» реализуется на территории каждого региона страны.

Так, в Москве наиболее ярким примером выполненной работы является «Теннис парк», расположенный на Рязанском проспекте – спортивное сооружение, оборудованное безбарьерной средой. Именно здесь проходят занятия паралимпийцев по теннису на колясках. Спортсмены пользуются адаптированными санитарными комнатами и автомобильной парковкой, кроме того, в здании расположены тактильные схемы движения, обеспечивающие доступность посещения спортивного комплекса.

С 2012 года школы, детские сады и психолого-медико-социальные центры активно дооборудуются рядом технических устройств и вспомогательных средств. Во многих учебных заведениях появились: «бегущая строка» и электронное табло, телескопический пандус, мобильный лестничный подъемник и информационный терминал. Все эти приспособления позволяют обучать детей с разным уровнем здоровья.

Тверская область активно оснащает техническим оборудованием центры, осуществляющие трудоустройство населения, и учреждения культуры. В основном было приобретено следующее оборудование: система вызова персонала, мнемосхемы, звукоусиливающее оборудование и ряд других технических средств, помогающих людям с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее.

В Санкт-Петербурге социальная поддержка инвалидов – это приоритетное направление деятельности, способствующее улучшению их социального положения и уровня качества жизни.

В соответствии с государственной программой «Доступная среда» в северной столице постепенно обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам социальной структуры, которые являются приоритетными для инвалидов.

Санкт-Петербург активно развивает систему организации обучения детей с нарушениями развития, которые носят тяжелый или множественный характер (самостоятельно не передвигаются). Специальные (коррекционные) школы расположены в Адмиралтейском, Выборгском, Приморском, Петроградском и Калининском районах.

Комитет по транспорту осуществляет внедрение подвижного состава городского транспорта, для которого характерен пониженный уровень пола, выдвижные аппарели для посадки и высадки малоподвижной группы населения. Также ведутся работы, направленные на обеспечение доступности метрополитена.

О реализации данной программы рассказано в следующем видеоматериале:

Как обеспечить доступную среду для инвалидов

Как должны быть оборудованы входы

Для облегчения прохода инвалидов внутрь помещения входы, как внешние, так и внутренние, должны быть соответствующим образом адаптированы.

Внутрь здания

Требования «Доступная среда для инвалидов» для входных групп устанавливает следующие:

  1. Обязательно наличие пандусов, если к двери ведет лестница. В случае отсутствия возможности установки сооружения должны быть оборудованы кнопки вызова для инвалидов, требования к которым также отражены в действующем законодательстве. В организации обязательно должен работать сотрудник, должностная инструкция которого предписывает обслуживать лиц с ограниченными возможностями вне помещения.
  2. Лестничные ступени должны быть маркированными, чтобы инвалиды по зрению могли безопасно по ним передвигаться.
  3. Лестницы в обязательном порядке оборудуются перилами.
  4. Двери маркируются яркими наклейками: в центре — круг, а по краям — окантовка желтого цвета.
  5. На тротуаре перед входом в помещение укладывается специальная плитка, отличающаяся рельефом от прилегающего покрытия. Она призвана обозначить направление движения.

Соблюдение первых трех пунктов проверяется в первую очередь. Если отсутствует кнопка вызова персонала для инвалидов, требования ГОСТ Р 52131-2003 считаются невыполненными, и владельцы помещений штрафуются. Это же касается и собственников зданий, где нет пандусов или отсутствует маркировка ступеней.

Внутри помещений

Предъявляет государственная программа «Доступная среда для инвалидов» требования к помещениям, соблюдение которых существенно облегчает передвижение лиц с ограниченными возможностями:

  1. Лестницы оборудуются перилами и тактильной плиткой, ступени маркируются.
  2. Обычные планы эвакуации заменяются на мнемосхемы с тактильным рисунком.
  3. Рисунок с выпуклым обозначением обязательно вешается на двери санузла, раковины оснащаются специальными перилами. Ранее необходимостью являлась специальная сантехника и кнопка вызова для инвалидов, требования ГОСТ на данный момент обязанность установки подобных устройств не обозначают.
  4. Важные объекты обозначаются специальными пиктограммами.
  5. Маркируются полы зданий, а также двери, ведущие в помещения общественного пользования.

Требования к парковке

Стоянки для автомобилей также должны быть адаптированы для использования лицами с ограниченными возможностями. В первую очередь это касается обустройства специальных мест для парковки. Они должны быть обозначены специальной разметкой, а также расширены. Помимо этого, выезды на парковку оборудуются специальными покатыми съездами из резины и железа. Вместо них допускается использование заниженных бордюров.

Необходимые материалы и средства

Итак, чтобы соответствующим образом оборудовать здание, понадобятся:

  • специальные тактильные таблички и пиктограммы (отдельно для улиц и помещений);
  • кнопка вызова и приемник сигнала к ней;
  • цветные накладки на ступени и пол с противоскользящим эффектом;
  • перила и поручни для оборудования лестниц, пандусов и санузлов;
  • специальные пандусы;
  • круги и полосы желтого цвета для оснащения дверей.

Приобретение необходимых материалов осуществляется непосредственно собственником имущества.

Штрафы за отсутствие

Неисполнение обязательств по переоборудованию зданий повлечет наложение взыскания. Размеры установлены в статье 9.13 КоАП РФ и составляют от 20 000 до 30 000 для организаций, относящихся к юридическим лицам, и 2000–3000 рублей — для должностных лиц.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector