ЕГЭ по русскому языку 2020: все, что нужно знать, Литрекон

ЕГЭ по русскому языку 2020

ЕГЭ по русскому языку 2020: все, что нужно знать

СОДЕРЖАНИЕ

ЕГЭ по русскому языку – испытание, которое законодатели относят к обязательным, то есть сдавать его будет каждый выпускник. Но несмотря на всеобщую школьную повинность, некоторые преподаватели слишком поздно доносят до учеников важнейшие сведения об экзамене, который решает их судьбу. Бывает и так, что учителя вовсе не готовят своих подопечных, объясняя это тем, что будущему абитуриенту все необходимые знания уже даны на уроках. Поэтому каждый из нас должен взять ситуацию под свой личный контроль, и первым шагом на пути к самостоятельной подготовке является изучение всей необходимой информации. Прежде всего, надо разобраться, что представляет собой новый формат ЕГЭ 2020.

Как и когда происходит?

ЕГЭ по русскому языку проводится в досрочный, основной и дополнительный периоды: весной, летом и осенью. Каждый раз выпускникам предоставляются две даты – основная и резервная. Конкретные числа отражены в таблице.

Экзамен пишут 3,5 часа (210 минут), начало испытания в 10.00 по местному времени.

Порядок проведения

Даты, места, дресс код, явки, пароли и другие условия заранее оглашаются преподавателями в Вашей школе.

  1. В 9.00 ученики собираются у своей школы и отправляются в путь до пункта сдачи, определенного заранее (при себе паспорт, черные гелевые ручки);
  2. В чужой школе они проходят процедуру регистрации и отправляются к нужному кабинету;
  3. При входе в кабинет личные вещи (сумки с телефонами и прочими вещами) остаются в заранее определенном месте;
  4. Учеников рассаживают в шахматном порядке;
  5. В 10.00 экзаменатор раздает бланки и проводит инструкцию по заполнению;
  6. После того, как все заполнят необходимые сведения, наблюдатели собирают листы;
  7. Выпускникам раздают задания и черновики;
  8. Наблюдатель фиксирует время начала экзамена на доске (и время окончания тоже);
  9. За полчаса до финиша экзаменатор оглашает приговор: до сдачи всех КИМов остается 30 минут;
  10. За 5 минут звучит новое предупреждение;
  11. Ученики сдают работы и покидают класс.

Важно знать, что многие классы оборудованы системами видеонаблюдения, поэтому списывать крайне рискованно. Даже в туалет выпускники ходят под конвоем наблюдателей, и особо рьяные преподаватели могут даже зайти туда, если Ваше отсутствие сочтут подозрительным.

  • Иметь на столе бутылку с водой и тихо пить во время экзамена (кто-то даже разрешает положить на стол шоколадку, но чаще всего это запрещается);
  • Просить дополнительные листы для черновиков;
  • Задавать вопросы по заполнению информационного листа;
  • Выходить из кабинета в сопровождении наблюдателя.
  • Шуметь, переговариваться с соседями, спрашивать у наблюдателей ответы на задания, списывать;
  • Иметь на столе посторонние предметы;
  • Использовать гаджеты (умные часы в том числе);
  • Выходить из аудитории без сопровождения.

Для лиц с ограниченными возможностями условия другие, им можно иметь при себе медикаменты и приспособления для медицинских нужд, еду, а также для них предусмотрены перерывы. Их сдача ЕГЭ по русскому языку оговаривается заранее, условия у каждого человека индивидуальные.

Изменения 2020

ЕГЭ по русскому языку в 2020 году, несмотря на летние заверения представителей Рособрнадзора, сильно изменилось: добавилось новое задание, изменилась структура сочинения, а также критерии его оценивания, нумерация и порядок заданий тоже претерпели метаморфозы.

Структура и содержание

Как и прежде, ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей, в которых ученик найдет 27 заданий. Первая часть – это 26 вопросов по теории и практике, а вторая – сочинение.

Как гласит спецификация с сайта ФИПИ, ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Вот здесь Вы можете увидеть распределение теории по частям ЕГЭ:

Список терминов и умений, которые необходимо освоить к ЕГЭ по русскому языку, Многомудрый Литрекон опубликовал в отдельной статье. Здесь все, что должен знать будущий стобальник. Образцы ЕГЭ можно найти на сайте ФИПИ в открытом банке заданий. Демоверсия доступна по ссылке. Там Вы найдете задания с ответами.

Важно иметь под рукой качественные материалы для подготовки к ЕГЭ:

Разумеется, ЕГЭ сначала оценивается в первичных баллах, и только потом в эта сумма переводится в привычную нам стобалльную шкалу.

Вот таблица баллов, где осуществляется этот перевод:

Важно помнить, что минимальное количество баллов для выдачи аттестата составляет 24, для поступления в институт или университет – 36.

А вот таблица, демонстрирующая, как присваиваются баллы за задания:

Перевод баллов в оценки можно осуществить самому:

  • 5 – от 72 баллов;
  • 4 – от 57 до 71 балла;
  • 3 – от 36 до 56 баллов;
  • 2 – от 0 до 35 баллов.

Оценивание ЕГЭ по русскому языку происходит по четким критериям, чтобы проверяющие не смогли присваивать или отнимать баллы, повинуясь личным симпатиям и антипатиям.

Вот таблица оценивания первой части ЕГЭ по русскому языку:

Но особенно важна оценка ЕГЭ, когда речь заходит о самом щекотливом задании, в котором чаще всего снимаются необходимые для поступления баллы. Поэтому новым критериям оценки сочинения Многомудрый Литрекон посвятил отдельный материал.

Результаты и апелляция

Проверка работ длится от 8 до 12 дней. Выпускник узнает свои результаты меньше, чем через 2 недели. Обычно это происходит в школе: ученику звонят и объявляют его оценку. Потом он приходит в школу забирать сертификат. Можно и самому узнать количество баллов на профильных сайтах. Обычно их перечень для Вашего региона можно узнать у учителя.

Если результаты Вас разочаровали, но Вы уверены в своей непогрешимости, то необходимо оперативно подать заявление на апелляцию. Она бывает двух видов:

  1. Несогласие с выставленными баллами. Подается в течение 2 рабочих дней с момента официального объявления результатов. Составляется заявление в 2 экземплярах: один идет в конфликтную комиссию, другой остается у апеллянта с пометкой о принятии апелляции в надлежащем органе. Обычно эту бумагу относят в школу, ее принимает директор, затем передает уже по адресу рассмотрения. Рассматривается апелляция в течение 4 рабочих дней (считается от дня, когда документ попал в комиссию). О сроках и датах рассмотрения эксперты уведомляют выпускника и его родителей. Уже на месте ученик и его законные представители в течение 20 минут проверяют, правильно ли поставлены баллы. При этом проверяющие комментируют результат и отвечают на вопросы. Итогом перепроверки может быть как повышение баллов, так и снижение. Если и этот результат Вас не устроил, обращайтесь в конфликтную комиссию федерального уровня.
  2. Жалоба на саму процедуру проведения. Ее надо подавать в день экзамена, не покидая пункт сдачи ЕГЭ. Нужно написать заявление в двух экземплярах: один идет в региональную конфликтную комиссию, другой остается у Вас. Жалобу необходимо передать местным наблюдателям, они должны расписаться в получении. В течении 2 рабочих дней комиссия проверяет факты, изложенные в апелляции, и о результатах уведомляет Вас и Ваших родителей. Положительным итогом будет отмена результатов ЕГЭ, полученных в несправедливых условиях. Вам придется сдавать экзамен заново в установленные сроки. Если ее отклоняют, все остается неизменным.

Чтобы апелляция прошла успешно, рекомендуем Вам прислушаться к советам Многомудрого Литрекона:

Изменения в ЕГЭ-2020 по русскому языку

На официальном сайте ФИПИ опубликовали информацию об изменениях в КИМ ЕГЭ-2020 по русскому языку, а мы, для вашего удобства, собрали их на одной странице:

  • В экзамене по русскому языку увеличилось количество заданий: теперь их не 26, как было раньше, а 27. Появилось новое задание 21, в котором проверяется умение осуществлять пунктуационный анализ текста. Если раньше на экзамене приходилось работать только с запятыми, то теперь в этом задании могут встречаться и двоеточие, и тире.
  • Обновился формат заданий 2, 9–12. Из задания 2 пропали варианты пропущенных слов, которые необходимо вставить в пропуск, теперь ученикам предстоит выбирать их самостоятельно: в задании строго указана необходимая языковая единица. В заданиях 9-12 увеличили объем задания и расширили диапазон проверяемых знаний. Ещё пропала формальная подсказка — в заданиях больше нет точной информации о количестве правильных ответов. Угадать становится всё сложнее.
  • Экзамен требует более глубоких знаний в области орфографии и пунктуации.
  • Переработан уровень сложности в некоторых заданиях.
  • Стали более точными формулировка и критерии оценивания задания 27, в котором требуется развернутый ответ — написание сочинения. Из критериев оценки оказались убраны упоминания об аргументах из литературы или жизненного опыта при обосновании собственной позиции. Теперь этот критерий оценивается только лишь в один балл. Акцент сместился на комментирование сформулированной проблемы (не три балла, как раньше, а пять). Теперь нужно не просто привести два примера-иллюстрации из основного текста, но и пояснить их и выявить между ними смысловую часть.Ученикам придётся глубже анализировать тот текст, который им достался — привести аргументы из литературы, заготовленные заранее, уже не получится.

Об изменениях в остальных экзаменах ЕГЭ-2020 читайте в новостях.

ЕГЭ по русскому языку 2020

22 февраля Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2020! Подключайся!

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Раздел для централизованного контроля уровня подготовки учащихся

    Учитель может СОСТАВИТЬ ВАРИАНТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ,
    используя случайное генерирование вариантов системой, подобрав конкретные задания из каталога или добавив собственные задания. Регулируемые настройки: показывать или скрывать правильные решения заданий после выполнения работы, задать дату и время выполнения работы, установить параметры выставления отметок.

Система запоминает работы и результаты учащихся: СПИСОК СОЗДАННЫХ РАБОТ И СТАТИСТИКА.
Проверка заданий частей А и В осуществляется компьютером, решения заданий части С учащиеся смогут загрузить в систему, а учитель сможет просмотреть, оценить и прокомментировать их. Результаты проверки появятся в статистике учителя и в статистике учащихся автоматически.

Нет необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят любую составленную учителем в этом разделе работу.

Тем не менее, можно заранее СОЗДАТЬ ГРУППЫ (КЛАССЫ) УЧАЩИХСЯ
и распределить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. В любой момент можно перевести учащихся из одной группы в другую или удалить учащегося из всех списков и классного журнала. Если удалённый учащийся выполнит очередную работу, он вновь появится в списках.

Сводные результаты по группам (классам) система автоматически заносит в КЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ.
Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Лишние записи можно удалять (восстановление невозможно). Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.

Для вашего удобства рекомендуем СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ КУРС В РАЗДЕЛЕ «ШКОЛА».
вы сможете писать учащимся и получать от них ответы, размещать методические материалы, сообщать номера работ для контроля знаний. Создав курс, сообщите учащимся его номер. Нажав кнопку «Записаться на курс», они будут автоматически получать уведомления о каждом сообщении, оставленном учителем на странице курсе.

Для работы с этим разделом необходимо зарегистрироваться (это быстро и бесплатно),
иначе система не сможет узнавать вас и ваших учащихся.

ЕГЭ по русскому языку 2020

22 февраля Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2020! Подключайся!

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2020 по рус­ско­му языку.

Ответом к заданиям 1—25 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. При записи ответов пробелы не используйте.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Интересной страницей нашей отечественной культуры является фольклорный театр — народное театрально-драматическое искусство.

2) Фольклорный театр — это отдельные театральные явления в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игра на музыкальных инструментах и пляски.

3) Фольклорный театр, корнями уходящий в глубокую древность, является увлекательной страницей нашей культуры и до сих пор не перестаёт привлекать внимание всех, кто интересуется народным искусством.

4) Интересная страница нашей культуры, фольклорный театр, представляющий собой совокупность театральных явлений в народном искусстве, уходит корнями в глубокую древность, но продолжает привлекать внимание всех, кому дорога отечественная культура.

5) Истоки фольклорного театра уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды, этим он и привлекает современников.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Событие, случай. Странное, загадочное я.

2) Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.

3) Возникновение, появление чего-н., кого-н. Я. народу.

4) В пьесе: часть акта (действия), в которой состав действующих лиц не меняется. Первое я. Пятое я.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) больш..нство, алюмини..вый

2) клетч..тый, (начать) снов..

3) миндал..вый, овлад..вать

4) попроб..вать, нож..вка

5) француз..кий, матрос..кий

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (травы) колыш..тся, противореч..щий

2) выгляд..шь, обид..вшийся

3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый

4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)

5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой — солнечный и яркий.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В. М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Селивана до случая с возвращением шкатулки считали злодеем и колдуном.

2) Рассказчик никогда не считал Селивана опасным человеком.

3) Возвращая шкатулку, Селиван не ожидал получить вознаграждение.

4) Никто не ожидал, что Селиван сам принесёт шкатулку с деньгами тётушки.

5) Селиван сначала хотел присвоить шкатулку с деньгами, но потом раскаялся и поэтому решил её вернуть.

(1)Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами.

(2)Кстати, о деньгах. (3)При упоминании о них тётушка сейчас же воскликнула:

– Ах, боже мой! (4)Да где же моя шкатулка?

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке — словом, нигде. (8)Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь — в руках Селивана.

– (9)Я сейчас скачу, скачу туда. (10)Он, верно, уже скрылся куда- нибудь, но он от меня не уйдёт! — говорил исправник. – (11)Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать.

(12)Но только исправник опоясался своей саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошёл Селиван с тётушкиной шкатулкой в руках.

(13)Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

– (14)Забыли, возьмите, — глухо произнёс Селиван.

(15)Более он ничего сказать не смог, потому что задыхался от непомерно скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

(16)Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

(17)Шкатулка была в полной целости. (18)Тётушка сняла с шеи ключик, отперла её и воскликнула:

– Всё, всё как было!

– (19)Сохранно. — тихо молвил Селиван. – (20)Я всё бёг за вами. (21)Хотел догнать. (22)Простите, что сижу перед вами. (23)Задохнулся.

(24)Отец первый подошёл к нему, обнял его и поцеловал в голову.

(25)Селиван не трогался.

(26)Тётушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

(27)Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

– (28)Возьми то, что тебе дают, – сказал исправник.

– (29)За что? (30)Не надо!

– (31)За то, что ты честно сберёг и принёс забытые у тебя деньги.

– (32)А то как же? (33)Разве надо нечестно?

– (34)Ну, ты хороший человек. (35)Ты не подумал утаить чужое.

– (36)Утаить чужое. – (37)Селиван покачал головою. – (38)Мне не надо чужого.

(39)И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил. (40)Он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

(41)Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тётушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене тёплую шубу. (42)На обратном пути они опять заехали к нему и ещё привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

(43)Он брал всё вежливо, но неохотно и говорил:

– На что? (44)Ко мне теперь, вот уже три дня, всё стали люди заезжать. (45)Пошёл доход. (46)Щи варили. (47)Нас не боятся, как прежде боялись.

(48)Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка. (49)Я пил у него чай и всё смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! (50)Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

(51)Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое. (52)Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. (53)Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

(54)В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он для всех сделался человеком любимым и почитаемым.

Сочинение по русскому языку ЕГЭ 2020. Шаблон с примером на 24 балла!

Как писать сочинение по русскому языку ЕГЭ 2020? Мы разработали для вас шаблон с примером, подробно рассмотрели каждый пункт, начиная от формулировки проблемы и заканчивая правильным выводом. Важно: шаблон и пример сочинения написаны в соответствии с новыми критериями оценивания.

Шаблон для написание сочинения ЕГЭ по русскому

В данной статье вы найдете краткую информацию об общих правилах написания и готовый шаблон с набором фраз, которые вы можете использовать в качестве клише. Начнем с первого:

Общая структура сочинения:

Готовый шаблон:

Казалось бы, всё очень просто! Однако из года в год будущие абитуриенты совершают одни и те же ошибки. Поэтому ниже приведена подробная информация в виде таблицы по написанию правильного сочинения по русскому языку на 24 балла. Запомните, что вам достаточно выучить ход действий и фразы-клише, которые можно использовать для абсолютно любой работы.

Пример сочинения ЕГЭ 2020 по новым критериям

Вступление:

Чувство благодарности – одно из самых светлых и нерушимых чувств по отношению к другим людям. Сохранять его необходимо абсолютно ко всем, а особенно к близким. Ведь зачастую за пеленой обыденности и данности мы забываем, сколь кратно наши близкие делают нашу жизнь лучше.

Так, известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов поднимает проблему благодарности и чувства долга перед близкими нам людьми.

Два примера:

Смысловая связь между примерами:

ЕГЭ по русскому языку 2020

22 февраля Много бесплатных online мастер-классов по ЕГЭ-2020! Подключайся!

25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Ответом к заданиям 1—25 является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. При записи ответов пробелы не используйте.

Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб.

2) Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования.

3) Конвергенция — это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования.

4) Конвергенция — схождение признаков у животных различных групп — объясняется воздействием на этих животных схожих условий существования и общим направлением естественного отбора.

5) Схождение признаков у животных различных групп (конвергенция) обусловлено сходными условиями существования и направлением естественного отбора.

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Форма, вид чего-н., обладающие определёнными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Основные т. производственных отношений. Т. автомобиля.

2) Высшее подразделение в систематике животных и растений. Т. членистоногих. Т. цветковых растений.

3) Образ, содержащий характерные, обобщённые черты какой-н. группы людей. Монгольский т. лица. Сочетание германского и славянского типов.

4) Человек, отличающийся какими-н. характерными свойствами, положительными или отрицательными. Забавный т.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Посадка ЖИВОЙ изгороди — одно из лучших решений проблемы ограждения сада, которое предлагает ландшафтное проектирование.

Жак-Ив Кусто, ЗАЧИНЩИК подводных исследований и киносъемок.

Молодой модельер был счастлив ПРЕДСТАВИТЬ взыскательным экспертам в области свежих тенденций в мире моды свою первую коллекцию одежды весеннее-летнего сезона.

Поторопитесь приобрести АБОНЕМЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон, чтобы насладиться встречами с талантливыми российскими и зарубежными артистами.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Он взглянул взглядом вокруг и замолчал.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице

эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении сложного предложения

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами

Д) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного

1) Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.

2) Приехав в поместье, мне стало легко, будто камень с души свалился.

3) Юля бросилась наперерез всадника, чтобы попросить его о помощи.

4) Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.

5) Няня, поставив вазу с цветами на стол, принялась за уборку, но то и дело останавливалась, чтобы полюбоваться букетом.

6) Лежавшие у меня на столе книги Вальтера Скотта были прочитаны уже много раз и имели потрёпанный вид.

7) Согласно распоряжению нового министра, в ближайшее время специальная комиссия будет проводить проверки на местах.

8) Я хорошо знал и искренне восторгался сильным и одновременно мягким, деликатным характером своего отца.

9) Так думала она, вдохновляясь открытием и не подозревая, какой монолог госпожи Тучковой предшествовал этому умиротворяющему чаепитию.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) тр..петать, б..стион, упл..тнить

2) макул..тура, запл..тать, выр..щенный

3) разв..вающийся (флаг), прим..рять (платье), восп..вать

4) безотл..гательный, зап..раться, выр..с

5) изл..жение, г..релка, сж..гать

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) с..гласие, поз..вчера, п..следствия;

2) пр..образование, непр..ложный, пр..дыстория;

3) чере..чур, бе..болезненный, ..десь;

4) без..нициативный, вз..мать, пред..нфарктный;

5) п..еса, В..етнам, п..янящий.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) талантл..вый, гном..к

2) запечатл..вающий, сем..чко

3) июль..кий, рыба..кий

4) се..щий, мам..нька

5) заноч..вать, па..нька

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) умо..шься, вид..мый

2) кле..шь, будораж..вший (воображение)

3) расстро..вшись, повад..шься

4) колыш..щиеся (травы), (они) леч..т

5) взлеле..вший, вер..щий (на слово)

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек вёл себя так, будто он всех до одного хорошо знает.

Денег нашему герою постоянно (НЕ)ХВАТАЛО, потому что тратились они быстро и бестолково.

Сегодняшний спектакль оказался ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНЕЕ вчерашнего.

(НЕ)УМЕЮЩИЙ выступать на публике, Демидов очень волновался перед собранием.

Я не знал, как начать разговор в столь (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В) ПУСТУЮ бутылку положили записку, (НА) ГЛУХО закупорили горлышко и бросили в море.

(В) СЛЕД за своим братом Миша переехал жить в деревню и (НИ) РАЗУ об этом не пожалел.

(НИ) КТО не узнавал знакомые места — так сильно изменился посёлок (В) РЕЗУЛЬТАТЕ наводнения.

Мы (ТО) ЖЕ поехали в аэропорт, ЧТО(БЫ) встретить делегацию.

(С)НАЧАЛА туристы не нашли дорогу, но позже ВСЕ(ТАКИ) сориентировались.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н?

В небольшом, оклее(1)ом чисто белыми обоями, соверше(2)о пустом зале было светло, пахло масля(3)ой краской, на блестящем краше(4)ом полу стояли две китайские вазы.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Текст может состоять из двух-трёх предложений или из нескольких абзацев.

2) На буграх и проталинах появились подснежники и цветы мать-и-мачехи.

3) Лишь немногие мхи являются исключением из правила и встречаются в сухих и даже засушливых местах.

4)Ветер стихал и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках.

5) Язык отражает в своих словах как общечеловеческие понятия так и национально-специфические явления культуры народа.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Клён (1) зеленеющий (2) весной и летом (3) и сбрасывающий листву к осени (4) стал для героини романа символом вечного природного цикла.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль (1) конечно (2) главным делом своей жизни считал создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в восемнадцать лет.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тем временем (1) пожилой хозяин (2) на лице (3) которого (4) было написано истинное добродушие (5) с искренним участием расспрашивал меня о путешествии.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) «Почему, — спрашивал директор школы Сухомлинский, — дети приходят в школу с огромным желанием учиться, а через несколько лет этот огонёк постепенно угасает?» 2) Сухомлинский начинает титанический труд — ищет ответ на поставленный вопрос. 3) Секрет интереса к учёбе оказался прост: должен быть успех, достижение, ощущение роста. 4) Вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился. 5) Ученик не станок. 6) Ученик вечно в развитии, он растёт и развивается, и надо прежде всего заботиться о его развитии.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.

1) Рассказчица очень ценит поэзию Цветаевой, посещает мероприятия в музее поэтессы.

2) Встречи с таксистом и девушкой, стоявшей возле памятника Цветаевой, произвели на рассказчицу сильное впечатление, заставили о многом задуматься.

3) Рассказчица, порасспросив парня-таксиста, поняла, почему он ничего не слышал о Цветаевой.

4) Умение ценить поэзию говорит не о душевной мудрости, а об уровне образования.

5) Рассказчица выяснила, кто была та девушка возле памятника Цветаевой, и решила познакомиться с ней.

(1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой.

(2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.

(3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе.

(4)— Кто жил? — переспросил он через минуту.

(5)— Цветаева, поэт, знаете?

(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим. и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.

(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.

(20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной. »? — пропела я сиплым голосом.

(22)Парень заёрзал на сиденье:

(23)— Знаю, а как же!

(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:

(25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки.

(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.

(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (ЗО)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бормотал он при этом торопливо, — вот это класс!» (32)И порулил дальше.

(ЗЗ)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.

(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию. (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?

*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) — советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.

ЕГЭ -2020. Русский язык. ИЗМЕНЕНИЯ.

ЕГЭ — 2020. Русский язык

ИЗМЕНЕНИЯ.

  • Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.
  • Изменён формат заданий 2, 9–12.
  • Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
  • Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
  • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом.
  • Уточнены критерии оценивания задания 27.

Комментарий.

  • Задание № 20 (лексические ошибки) стало заданием № 7. Соответственно задание № 7 стало заданием № 8.
  • Иначе стало звучать задание № 2. Если в прежние годы необходимо было найти и выписать пропущенное слово в предложении текста, то теперь необходимо его подобрать и записать.
  • Изменён формат заданий 9-12. Предлагаются ряды по несколько слов с пропущенными буквами, необходимо выписать номера ответов, в которых пропущена буква по предложенному правилу.

Задание стало проще: не нужно записывать слова.

Задание стало сложнее: предложено большое количество слов для анализа.

Включено новое задание – № 27. Оно связано с проверкой пунктуационных правил. Предлагается из мини-текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Поэтому необходимо вспомнить все правила постановки знаков препинания, чтобы верно выполнить данное задание.

  • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом.

Задание стало проще: не нужно подбирать аргументы из литературы и жизненного опыта.

Задание стало сложнее: более тщательно необходимо анализировать текст, нужно найти, какова смысловая связь между приведёнными двумя примерами-иллюстрациями из текста.

Таковы изменения, данные в проекте демоверсии ЕГЭ по русскому языку в 2020 году. Будем придерживаться их и готовиться к ЕГЭ

Удачи Вам, ребята!

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему:
Тест ЕГЭ по русскому языку 2020 год

Сейчас, когда ещё нет готовых тестов для подготовки детей к ЕГЭ, много времени уходит на переделывание прошлогодних тестов на новые. Хочу поделиться с коллегами. Может быть, кто-то присоединится ко мне для экономии такого драгоценного времени.

Предварительный просмотр:

Вариант 1 ( 2020)

Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы.

Прочитайте текст и выполните задания 1—3.

(1) Живые леса украшают природу нашей родины и своей красотой радуют глаз человека. (2). где сохранились леса, люди не знают гибельных засух и неурожаев. (3) Леса смягчают климат, сохраняют влагу, из года в год удобряют опавшей листвой почву, из них вытекают судоходные реки нашей страны.

1 Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Красота лесов радует глаз каждого человека.

2) Многие судоходные реки нашей родины берут своё начало в тенистых лесах.

3) Опавшая листва хорошо удобряет почву

4) Леса украшают природу, сохраняют землю от засух, смягчают климат, удобряют почву.

5) Леса не только дарят людям свою красоту, но и приносят большую пользу.

2. Самостоятельно подберите слово (сочетание слов), которое должно быть на месте пропуска в втором (2) предложении текста? Запишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИВОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Подлинный, самый настоящий. Живой пример героизма.

2) Такой, который живёт, обладает жизнью. Живая природа.

3) Легкий, занимательный и выразительный. Живой разговор.

4) Отвечающий реальным потребностям. Живое дело.

5) Деятельный, полный жизненной энергии. Живой темперамент.

6) Остро переживаемый. Живая обида.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

облегчИт отозвАла цемЕнт вероисповЕдание кУхонный

5 .В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В конце августа мне удалось ВЫБРАТЬ свободное время и отправиться на рыбалку.

Можно утверждать, что этот человек в данной ситуации совершил ЛОГИЧЕСКИЙ поступок.

Валентин Петрович человек ответственный и поэтому работает всегда с полной ОТДАЧЕЙ.

Юноша, сидящий в кресле у окна, показался мне слишком уж АРИСТОКРАТИЧНЫМ.

Многие из нас надеются, что могут оказать БЛАГОТВОРНОЕ влияние на близкого им человека.

6 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По-моему, ведущий лидер в группе — это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий, причём это может быть и рядовой член группы, если его слушаются и его руководство признают.

7 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно,

быстрее ЕЁ тоскуют по ВАС не хватает ста ГРАММ РЕДАКТОРЫ журналов ПОЛУТОРА чашек Ответ:___________________________

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б)неправильное построение предложения с косвенной речью

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением)

1) На палубе стояли пассажиры и любовались волнами, взволнующимися за бортом корабля.

2) Время поставило картину «Девочка с персиками» в ряд лучших портретных работ в русской и мировой живописи.

3) Мальчик спросил меня, что далеко ли отсюда озеро.

4) Сотня бойцов помогали местным жителям в уборке урожая.

5) Исследуя это вещество, учёным были установлены его основные свойства.

6) Много птиц прилетело в наши края ранней весной.

7) Рифма, оканчивающаяся на гласный звук — открытая, на согласный — закрытая.

8) Выбравшись из тёмного ущелья, путники испытали облегчение.

9) Некоторые места в музыкальной драме «Хованщине» необыкновенно красивы.

Ответ: Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9 . Укажите варианты, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов

2)восх..ждение, р..скошный, оп..лчение

3)к..мпаньон, в..кансия, нав..ждение

4)опт..мальный, ор..гинальный, преод..леть

5)зар..сли, пл..вчиха,( флаги) разв..ваются

10. Укажите варианты, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1)во..производство, ра…весистый , ра..бег

2)с..змала, под..маться, с..грать

3)пр..образователь, пр..тендент, пр..зентация

4)об..яснил, л…ются, в..ехал

5)контр..гра, пред.стория, дез..нфекция

11. Укажите варианты, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1)ключ..вой, круж. во

12. Укажите варианты, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1)Выполн..вший (задание), выруч..нные

2)смел..шь (муку), постел..шь

3)устро..шь (на работу) , слыш..мый

4)повер..вший (в успех), выгор..шь

5)рассе..вшийся (туман), спор..т (люди)

13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Одно дело лгать, другое заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а (НЕ)ЗЛОГО умысла. (П. Абеляр)

Ранимы жалостью высокие сердца, участье к слабому — (НЕ)СЛАБОСТЬ храбреца. (П.Корнель)

Родители вскормили нас, (НЕ)ЖАЛЕЯ ни сил, ни любви, и теперь, когда они больны, наш долг — вылечить и выходить их. (Леонардо да Винчи)

Вяз живописно раскидист, и прекрасна (НЕ)ЯРКАЯ густая зелень его овальных листьев. (С. Аксаков)

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить одними лишь словами, а не делами, тот и человеком-то считаться (НЕ)ВПРАВЕ. (Ян Амос Коменский)

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ экзамена, ЧТО(БЫ) правильно выполнить все задания, надо быть очень внимательным.

(ВО)ИСТИНУ музыкант настроен великодушно и (В)ТАЙНЕ вздыхает, сочувствуя печальной участи юного поэта.

Мы поработали (НА)СЛАВУ и теперь ТО(ЖЕ) можем со спокойной совестью отдохнуть.

Странный старичок, сидя (НА)КОРТОЧКАХ, говорил медленно, звук его голоса ТАК(ЖЕ) удивил меня.

(В)НАЧАЛЕ года было принято решение начать строительство моста через реку, (ЗА)ТЕМ сроки были изменены.

15 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Соверше(1)ое произведение искусства — это произведение человеческого духа и в этом смысле произведение природы, но так как в нём соедине(2)ы воеди(3)о объекты, обычно рассея(4)ые по миру, и даже всё наиболее пошлое изображается в его подли(5)ой значимости и достоинстве, то оно — над природой. (И. Гёте)

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. (Л. Мехеева)

2) В умении сочетать богатство и многообразие мыслей с богатством и многообразием стиля языка видел Пушкин талант и художественное мастерство писателя. (Б. Трубецкой)

3) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов)

4) Я сел к столу и занялся делом но дело это не клеилось. (Ю. Коваль)

5) Но вот закружилась позёмка и потащило ветром снег по реке. (В. Астафьев)

17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей вздохнул(1) прощаясь с затухшим костром(2) и снова побрёл по дороге(З) скрипя палками по обледенелому снегу(4) кусая губы(5) порой теряя сознание. (Б. Полевой)

18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И ты(1) мой(2) юный(З) мой(4) печальный(5)

Привет тебе, привет прощальный

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стоя(1) на самом носу(2) который взлетал(З) на пенистые волны(4) Ваня размеренными движениями рук и спины выбирал из моря перемёт. (А. Куприн)

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Истина не боится шуток(1) а люди(2) у которых совесть не чиста(З) не любят слушать(4) как над ними потешаются. (Г. Бебель)

21.Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе.

Прочитайте текст и выполните задания 21—26.

(1) Я еду с ярмарки, кое-что купив и кое-что продав, что-то найдя, а что-то потеряв; я не знаю, в барышах я или внакладе, но бричка моя не скрипит под грузом антикварной рухляди. (2) Всё, что я везу, умещается в моём сердце, и мне легко. (3) Я не успел поумнеть, торопясь на ярмарку, и не жалею об этом, возвращаясь с неё. (4) Многократно обжигаясь на молоке, я так и не научился дуть на воду, и это переполняет меня безгрешным гусарским самодовольством. (5) Так пусть же неспешно бегут мои кони, а я буду лежать на спине, закинув руки за голову, смотреть на далёкие звёзды и ощупывать свою жизнь, ища в ней вывихи и переломы, старые ссадины и свежие синяки, затянувшиеся шрамы и незаживающие язвы.

(6) Я везу с ярмарки сокровище, которое не снилось ни королям, ни пиратам. (7) И бережно перебираю золотые слитки воспоминаний о тех, кто одарил меня детством и согрел меня собственным сердцем.

(8)А я еду с ярмарки.

(9)..Ещё смеются рассветы, и уже чуть грустят вечера. (10) Ещё хочется танцевать, но уже просыпаешься с лёгкой горчинкой, вспоминая, как прыгал и махал руками. (11) Ещё, как в детстве, хочется куда-то бежать, кого-то спасать, но всё чаще и чаще приходят мгновения, когда уже не хватает воздуха со всего земного шара, и начинаешь судорожно заглатывать его, а он не желает лезть в твою грудную клетку. (12) А ведь там бьётся сердце. (13) Оно всю жизнь бьётся в клетке, и мало, ох, как мало счастливцев, которые выпускали это сердце на волю! (14) И если я завидую кому-либо, то только этим безгранично свободным людям.

(15) Я жил страстью, а не расчётом, не оглядываясь по сторонам и не прикидывая, что ждёт впереди. (16) Я плыл ни против течения, ни по течению, а туда, куда указывал вложенный в меня компас, стрелка которого с раннего детства была ориентирована на добро. (17) И я никогда не задумывался, добро ли я совершаю или зло, веря, что зло от чистого сердца во сто крат лучше добра по расчёту. (18) Да, я многих обидел и многим причинил боль; я грешен, как грешен любой из нас, но пот смывает все грехи. (19) И это единственное средство остаться чистым в наш век загрязнённой окружающей среды.

(20) Писателя отличает одно странное свойство: способность отчётливо помнить то, что с ним никогда не случалось. (21) Это не память разума, а память всех чувств, свойственных человеку, и когда разворошишь её, то видишь, слышишь, обоняешь и осязаешь, как наяву. (22) А ещё мне представляется, что писатель — Творец. (23) Он создаёт мир, который не существовал ранее, и населяет его людьми, рождёнными не женщиной, а им самим. (24) Он управляет событиями в этом созданном им мире, он вяжет из событий историю, он заставляет солнце светить, когда он этого хочет, и присылает дожди и ненастья по собственной воле. (25) У него огромная, божественная власть в мирах, созданных им из собственной бессонницы, и значит, он должен быть справедлив, как высший судия. (26) А справедливость — это победа добра.

(27) И я мечтаю об этой победе. (28) Я мечтаю о ней постоянно, неистово и нетерпеливо, и сражаюсь за неё на всех доступных мне фронтах. (29) Добро должно восторжествовать в этом мире, иначе всё бессмысленно. (30) И я верю, что оно восторжествует, потому что мои мечты всегда сбывались.

(31) Правда, одна мечта так и осталась несбыточной. (32) Я всю жизнь мечтал передохнуть. (33) Долго-долго — с мая по октябрь — бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костёр и просыпаться от капель росы. (34) А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать.

(35) Ах, как быстро летят мои кони.

Васильев Борис Львович (1924 — 2013) — выдающийся русский и советский писатель

22 .Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) На страницах произведений действуют герои, рождённые мыслью писателя.

2) Грех, совершённый человеком, невозможно ничем смыть.

3) Всю жизнь герой-рассказчик мечтал передохнуть.

4) Завидовать можно только тому, кто умеет быть свободным.

5) Каждый человек способен выпустить своё сердце на волю

23 .Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 12—13 содержат повествование.

2) Предложения 29—30 содержат рассуждение.

3) Предложение 6 содержит элемент описания.

4) Предложение 34 противопоставлено по смыслу предложению 33.

5) Предложения 23—24 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 22

24 . Из предложений 15—19 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 9—14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза и усилительной частицы. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21—25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие но-мерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector