Изменения в экологическом законодательстве с 2022 года
Изменения в природоохранном законодательстве, вступающие в силу с 2022 года
Одним из основных законов, направленных на охрану природной среды, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7 (далее — закон № 7). Рядом федеральных законов, таких как «О внесении изменений в ФЗ “Об охране окружающей среды”» от 21.07.2014 № 219-ФЗ, «О внесении изменений в ФЗ “Об охране окружающей среды”» от 29.07.2018 № 252-ФЗ, «О внесении изменении в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты» от 19.07.2018 № 212-ФЗ, введены следующие изменения в закон № 7, которые вступают в силу с 2022 года:
- новую редакцию получила ст. 19 закона № 7, определяющая нормирование охраны окружающей среды, в частности установление нормативов качества окружающей среды и допустимого воздействия на нее;
- изменены нормативы качества окружающей среды, что нашло отражение в ст. 20 закона № 7;
- ст. 21 закона № 7 изменены нормативы воздействия на окружающую среду и конкретизированы субъекты, отвечающие за их превышение, — это юридические лица и индивидуальные предприниматели;
- ст. 22 закона № 7 изложена в новой редакции и определяет расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов;
- ст. 23 закона № 7 изменены правила разработки технологических нормативов;
- законодатель дополнил закон № 7 новой ст. 23.1, устанавливающей временно разрешенные выбросы и сбросы для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- в действие вводится новая ст. 31.1 закона № 7, определяющая порядок получения комплексного экологического разрешения для субъектов, осуществляющих деятельность на субъектах I категории;
- вступает в силу новая ст. 31.2 закона № 7, обязывающая субъектов, осуществляющих деятельность на объектах II категории, представлять декларацию о воздействии на окружающую среду;
- ст. 36 и 38 закона № 7 дополняются новыми пунктами, устанавливающими требования при проектировании и строительстве объектов, оказывающих вредное воздействие.
Новые поправки в природоохранное законодательство не ограничиваются только 2022 годом, ряд изменений вступят в силу с 2022 года, но в рамках данной статьи мы их рассматривать не будем.
Изменения экологического законодательства в 2022 году
Новое в экологическом законодательстве в 2022 году появится в следующих правовых актах:
- законе «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ: вводится перечень нормативных выбросов вредных веществ и физических воздействий (ст. 12), установлен порядок выбросов вредных веществ для объектов различных категорий (ст. 15);
- законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон «Об отходах»): изменяются требования к местам накопления отходов и нормирование в области обращения с отходами (ст. 18);
- законе «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ: вводятся нормативы состава сточных вод (п. 13.1 ст. 2), вносятся изменения в договор водоотведения (ст. 14), утрачивают силу нормы, регулирующие охрану окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения (гл. 5), появляется регулирование сброса сточных вод в канализации (гл. 5.1).
Некоторые изменения предусмотрены в сфере экологического надзора. Например, с 2022 года не будут проводиться плановые проверки в отношении субъектов, осуществляющих деятельность на объектах IV категории. Такое правило предусмотрено п. 9 ст. 65 закона № 7.
В производственный экологический контроль, урегулированный ст. 67 закона № 7, также внесены изменения с 2022 года. В частности, предполагается создание системы автоматического контроля.
Об изменениях в экологическом праве за 2017–2018 годы можно прочитать в статье «Обзор изменений в законодательстве по экологии».
Кому надо разрабатывать ПНООЛР по новому законодательству
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — НООЛР) регулируются ст. 18 закона «Об отходах». С 01.01.2022 эта область будет регулироваться иначе. Основные нововведения рассмотрим далее:
- Прежде всего, меняются субъекты, в отношении которых установлена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР). С 2022 года разрабатывать ПНООЛР обязаны только юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I и II категорий.
- НООЛР для объектов I категории будут устанавливаться на основе комплексного экологического разрешения, а для объектов II категории установлено включение соответствующей информации об отходах в декларацию о воздействии на окружающую среду.
- Относительно объектов III категории юридические лица и ИП должны будут представлять в уполномоченные органы отчетность об образовании и размещении отходов, для объектов IV категории представление такой отчетности не требуется.
Критерии отнесения объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены постановлением Правительства «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» от 28.09.2015 № 1029.
Аналогичные разъяснения о том, кому надо разрабатывать ПНООЛР по новому законодательству, даны в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2018 № АА-10-02-32/12525.
В настоящей статье рассмотрены не все изменения в экологическом законодательстве, а только самые существенные из них. Новое регулирование в природоохранном законодательстве в 2022 году затрагивает важные направления в области охраны окружающей природной среды. В частности, изменены требования к разработке ПНООЛР, внесены поправки в экологический контроль и надзор, появился перечень нормативов выбросов вредных веществ. Значительная часть изменений в закон № 7 направлена на установление нормативов для субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих вредное воздействие на природную среду.
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
Изменения в природоохранной документации в 2022 году
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДООХРАННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В 2022 ГОДУ
С 1 января 2022 г. вступает в силу ряд статей Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внесет серьезные изменений в природоохранное законодательство.
В этой статье мы осветим основные изменения в природоохранном законодательстве с 1 января 2022 г., а также разберемся, какие природоохранные документы будут необходимы природопользователям после вступления в законную силу положений вышеуказанного Федерального закона.
Одно из серьезных изменений претерпевает всем привычная разрешительная документация: разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект (НДС). Если до 1 января 2022 г. критерием, определяющим необходимость получения вышеуказанных разрешений, было наличие у природопользователей стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и наличие выпусков сточных вод в водный объект, то с 1 января 2022 г. необходимость получения разрешений будет зависеть от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемого природопользователем.
Похожая ситуация сложилась и с основным разрешительным документом в области обращения с отходами – нормативами образования отходов и лимитами на их размещение. Если до 1 января 2022 г. организациям, в результате хозяйственной деятельности которых образовывались отходы (за исключением объектов малого и среднего предпринимательства), необходимо было разработать Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на его основании получить Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, то с 1 января 2022 г. необходимость иметь нормативы образования отходов и лимитов на их размещение также будет зависеть от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Категоризация всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду была введена Федеральным законом от 21.07.2014 г. №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (дополнения в статьи 4, 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ).
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
— объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
— объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты II категории;
— объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
— объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.
В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
Постановка на учет объектов НВОС должна была быть осуществлена в срок до 01.01.2017 г. ПОДРОБНЕЕ
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМОЙ ПРИРОДООХРАННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Объекты I категории – Комплексное экологическое разрешение ПОДРОБНЕЕ
Объекты II категории — Декларация о воздействии на окружающую среду ПОДРОБНЕЕ
Объекты III категории — Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов ПОДРОБНЕЕ
Объекты IV категории – практически полностью освобождаются от необходимости разработки природоохранной документации за исключением нескольких документов ПОДРОБНЕЕ
Не смотря на упразднение ряда природоохранных документов для объектов III категории необходимо обратить внимание на Приказ Минприроды России от 28.02.2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». В соответствии с Приказом программа производственного экологического контроля ( программа ПЭК ) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В программу ПЭК наряду с другой информацией включаются:
— сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
— сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
— сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.
Это означает, что если даже эксплуатируемые Вами объекты НВОС относятся к объектам III категории, то Вам необходимо произвести инвентаризацию источников негативного воздействия на окружающую среду, что является достаточно трудоемким процессом. ПОДРОБНЕЕ
Таким образом, с 1 января 2022 г. вступает в действие обновленная система экологического контроля и надзора, которая на первый взгляд может показаться сложной и запутанной.
Разобраться со всеми возникающими вопросами, а также разработать необходимую для Ваших объектов природоохранную документацию помогут специалисты нашей компании.
Изменения в природоохранном законодательстве с 2022 года
Система природоохранного законодательства состоит из экологических нормативноправовых актов разного уровня и находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий:
Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов
Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материальнотехническое обеспечение природоохранных действий
Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ. Она вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Федеральный закон No7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.
Развитие экологического законодательства
Реформа в экологической сфере началась еще в 2014 году, когда вышел Федеральный закон от 21.07.2014 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В июле 2016 года вышла его новая редакция.
Одним из наиболее важных нововведений стало Постановление от 28 сентября 2015 г. N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», которое утвердило критерии категорий, и в конце 2016 года большая часть объектов встала на государственный учет, получив свидетельство о постановке на учет.
Изменения, вступившие в силу с 2018 года
Согласно ФЗ-219, с этой даты на объектах I категории стационарные источники необходимо будет оснащать автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и их концентрации, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ и о их концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга.
Кроме того, с 1 января 2018 года пополнился перечень объектов государственной экологической экспертизы. Теперь в него войдут проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к I категории, а также материалы обоснования нового вида экологической нормативно-разрешительной документации – комплексного экологического разрешения.
Нововведения экологического контроля и надзора с 2022 года
Следующий этап обширных изменений начнется в 2022 году, в котором мы полностью переходим на новую систему государственного экологического контроля и надзора. С этого периода согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливается следующий перечень нормативов выбросов вредных веществ и физических воздействий:
Предельно допустимые выбросы
Предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух
Технологические нормативы выбросов
Технические нормативы выбросов
Новые обязательные документы с 2022 года
Теперь статья № 14 ФЗ-96 будет содержать требования по выдаче разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие, а не разрешения на выброс вредных веществ. Указанные разрешения на выброс радиоактивных веществ и на вредное физическое воздействие выдает уполномоченный орган (Ростехнадзор). Важное изменение указано в дополнении к статье 15 96-ФЗ:
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, […], осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации
Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, […] юридические лица и индивидуальные предприниматели, […], представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Требования к предпринимателям
В соответствии с требованиями действующего законодательства все хозяйствующие субъекты , осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, обязаны:
Вести учет и сдавать отчетность в области обращения с отходами (ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
Своевременно сдавать декларацию и осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающею среду в бюджет Российской Федерации, (ст. 16, 16.1, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Разработать паспорта отходов I-IV классов опасности согласно Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
При наличии стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, иметь разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»)
Для субъектов крупного бизнеса и бюджетных учреждений обязательно наличие утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
Назначить ответственных лиц за охрану окружающей среды и обращение с отходами производства, и потребления, прошедших обучение по соответствующим программам (ст. 73, Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»)
За невыполнение (несвоевременное выполнение) обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений установлена административная ответственность (ст.8.46 КоАП РФ):
-
Штраф на должностных лиц от 5 000 до 20 000 рублей
На юридических лиц — от 30 000 до 100 000 рублей.
Надзор в сфере природопользования
Функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее — Росприроднадзор).
Как и прочие государственные проверки, инспекция Росприроднадзора может быть плановой или внеплановой. График плановых проверок на будущий год утверждается в сентябре-октябре. Он проходит через согласование в территориальных отделениях прокуратуры, затем направляется на утверждение в Генпрокуратуру. Ежегодный Сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте https://proverki.gov.ru/ и на сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/nadzornaya.
При проведении проверки первым делом запрашиваются документы. Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Для малого и среднего бизнеса, обычно, инспекторы сначала изучат все, что связано с отходами, их хранением и утилизацией. Если на предприятии применяются опасные или вредные для окружающей среды вещества, будет проверено все, что с ними связано.
Изменения в экологическом законодательстве с 2022 года
Статьи по теме
Из статьи вы узнаете об изменениях в экологическом законодательстве, которые произойдут в 2022 году, а также о том, что в связи с этим нужно успеть изменить в своей работе, чтобы не получать штрафы.
Скачать документы из статьи:
Новое в экологическом законодательстве в 2022 году
Отменяют термины «лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов»
Эти формулировки были заменены на термин «временно разрешенные выбросы и сбросы». При этом данное негативное воздействие разрешено на определенный срок:
— пока реализуется план мероприятий по охране природы;
— пока достигаются технологические нормативы;
— пока реализуется программа повышения экологической эффективности.
На объектах негативного воздействия 1 категории потребуется монтировать САК – системы автоматического контроля, которые будут сами измерять, сохранять, а затем передавать в реестр НВОС всю информацию о произведенных загрязняющих сбросах или выбросах. Такое требование установлено с 1 января Федеральным законом от 29.07.2018 № 252-ФЗ.
В каждую ПЭК потребуется внести данные о САК или программу создания этой системы, если ее разработали самостоятельно.
Кроме установки САК, на объектах первой категории потребуется получить КЭР – комплексное экологическое разрешение.
КЭР выдается после того, как хозяйствующий субъект I
категории составит заявку. Бланк этой заявки нужно взять в приложении к приказу Минприроды от 11.10.2018 № 510
Природопользователям, зарегистрировавшим объекты НВОС второй категории, необходимо подготовить декларацию о воздействии на природу, форма такого документа утверждена приказом Минприроды от 11.10.2018 № 509. Это изменение вступило в силу с 1 января.
Декларацию необходимо составлять 1 раз в 7 лет. Чаще это делать придется в том случае, если произошли изменения в технологическом процессе (например, техническое перевооружение, модернизация, демонтаж отработанного оборудования и устройство нового, если изменился продукт, сырье и материалы для его производства).
Сокращен срок составления государственной экологической экспертизы проекта объектов строительства. Раньше срок был 3 месяца, теперь – 2. Эти изменения в экологическом законодательстве установил закон от 25.12.2018 № 496-ФЗ.
Закон не имеет обратной силы. Заявка на получение комплексного экологического разрешения не требует внесения сведений о положительных выводах государственной экологической экспертизы, если до 1 января 2022 года она не требовалась.
26.04.2022 года вступает в силу новый порядок инвентаризации объектов загрязнений воздуха. Он установлен в приказе № 352 от 7 августа 2018 года.
В новом документе указана процедура учета источников загрязнений воздуха, а также оформления документации, ее хранения и внесения изменений.
В 2022 году планируют ввести штрафы для предприятий, которые не платят экологический сбор. Соответствующий проект Минприроды предположительно примет в начале 2022 года (проект закона от 06.12.2018 № 602508-7).
За такое нарушение инспекторы смогут приостановить работу предприятий на срок до 90 дней. В настоящее время законопроект еще не принят, поэтому новая редакция статьи 8.5.1 КоАП еще не внесена.
Введение новой статьи ухудшит положение природопользователей. Штраф, который сейчас составляет максимум 80 000 рублей, вырастет в 2 или 3 раза. Например, оштрафуют на 150 000 рублей, если отчет об экологическом сборе не будет подан вовремя.
Если же отчет будет содержать ошибки или составлен не полностью, то будет установлена двукратная ставка сбора.
Если сбор за упаковку не заплатить вообще, то оштрафуют на сумму от четверти миллиона рублей.
С 1 января изменен порядок исчисления платы за НВОС (статья 16.3 7-ФЗ).
За сбросы эксплуатирующими организациями систем централизованного водоотведения применяются повышенные коэффициенты 0.5 и 1.
С 1 января не нужно разрабатывать ПДВ и подавать декларацию для организаций, которые зарегистрировали объекты III категории (статья 22 7-ФЗ).
Если организация применяет радиационные, канцерогенные и другие вещества первого и второго класса опасности, то нужно будет разрабатывать ПДВ и подавать декларацию.
С 1 января не нужно разрабатывать ПДВ и подавать декларацию для организаций, которые зарегистрировали объекты IV категории (статья 22 7-ФЗ)
Для таких объектов не нужно составлять нормативы ПДВ, нормативы сбросов, следовательно, не нужно подавать и декларацию.
Форум для экологов
Форум для экологов
Изменения природоохранного законодательства 2022
Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение Вадим Зыков » 09 янв 2022, 09:36
Изменения природоохранного законодательства 2022
С 1 января 2022 года вступают в силу положения касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
Вопрос №1 Кем выдается комплексное экологическое разрешение?
Для получения КЭР заполните заявку по форме, которая утверждена Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» с приложением документов, предусмотренных ст. 31.1 Закона «Об охране окружающей среды»
Электронная форма подачи (ФГБУ «ФЦАО») – уточнить .
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение Проектировщик_Т » 10 янв 2022, 06:38
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение Вадим Зыков » 10 янв 2022, 08:31
Проектировщик_Т , данный текст был размещен на сайте http://rpn.gov.ru/ в разделе «ИНФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМ».
Утром 9 января она еще была там. Днем ее по каким-то причинам удалили.
Тем не менее воспользовался машиной времени для сайтов . Есть копия сайта от 3.01.2022, где эта информация еще присутствует.
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение SN371 » 10 янв 2022, 08:43
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение Разуван » 15 янв 2022, 17:37
Добрый день, коллеги!
За 2018 год отчитываемся по старой схеме? Не смотря на категорию?
Интересны моменты: плата для 4 категории, 2тпвоздух для 4 категории, ПЭК для 4 категории
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение marinessa » 15 янв 2022, 21:46
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение loginza14919 » 18 янв 2022, 08:52
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение Рина » 21 янв 2022, 15:29
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение Sanya101 » 22 янв 2022, 12:33
Re: Изменения природоохранного законодательства 2022
Сообщение ishutinow » 08 фев 2022, 16:10
Представляется возможным представление результатов расчетов нормативов допустимых выбросов по действующим формам, предусмотренным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650.
На портале появился текст проекта Об утверждении методов определения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух
Настоящие Методы предназначены для расчета.
Постановление № 149 от 13 февраля 2022 г.
О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2022 N 156
О внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)
Правительство РФ решило не.
О порядке выдачи комплексных экологических разрешений
Постановление от 13 февраля 2022 года №143. В отношении объектов, оказывающих значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к объектам I и II категорий.
Ответственность
— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения
и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.
Наш email: eco@integral.ru
ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.
Что будет с разрешительной документацией после 01.01.2022?
С 01.01.2022 вступят в силу положения Федерального закона № 219-ФЗ [1], которыми в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [2] вносятся изменения в части нормирования в области охраны окружающей среды, включая технологическое нормирование исходя из технологических показателей НДТ.
Разрешительная документация на выбросы и сбросы, размещение отходов после 01.01.2022 будет напрямую зависеть от категории (I–III) объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
НОРМАТИВЫ И КОМПЛЕКСНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ I КАТЕГОРИИ
Нормативы. Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – природопользователи), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (объектах, оказывающих значительное НВОС и относящихся к областям применения НДТ), разрабатываются технологические нормативы – нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологические показатели НДТ (п. 2 ст. 23 закона [2]).
В свою очередь, технологические показатели – показатели концентрации загрязняющих веществ, объема и (или) массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, потребления воды и использования энергетических ресурсов в расчете на единицу времени или единицу производимой продукции (товара), выполняемой работы, оказываемой услуги.
Информационно-технические справочники (ИТС) по НДТ, применяемым в отнесенных к областям применения НДТ видах хозяйственной и (или) иной деятельности, содержат в том числе сведения о технологических показателях НДТ.
Технологические показатели НДТ устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды не позднее 6 месяцев после опубликования или актуализации ИТС по НДТ (п. 3 ст. 23 закона [2]).
При этом указанные нормативные документы в области охраны окружающей среды утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 29 закона [2]).
В настоящее время такой порядок отсутствует. Соответственно нормативные документы в области охраны окружающей среды, которые устанавливают технологические показатели НДТ после опубликования ИТС по НДТ, также не приняты.
Из приведенных ранее положений следует, что содержащиеся в ИТС по НДТ сведения о технологических показателях НДТ не являются установленными технологическими показателями НДТ, на основе которых определяются технологические нормативы.
Кроме того, правила разработки технологических нормативов должны быть установлены Минприроды России (п. 4 ст. 23 закона [2]). Разработка проекта данных правил запланирована только на август 2018 г. [3].
В связи с указанным в настоящее время отсутствует возможность разработки хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты I категории, технологических нормативов, даже с учетом выхода соответствующих ИТС по НДТ.
Обратите внимание, что, несмотря на установление технологических показателей в отношении в том числе объема и (или) массы образования отходов, установление технологических нормативов в отношении отходов не предусмотрено.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) – главный разрешительный документ для объектов I категории.
Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах I категории, которые включены в утвержденный Минприроды России перечень 300 объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти – Росприроднадзор с заявкой на получение КЭР в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 включительно (ч. 6 ст. 11 закона [1]).
Природопользователи, которые не попали в указанный перечень, но осуществляют деятельность на объектах, относящихся к области применения НДТ, обязаны получить КЭР до 01.01.2025 (ч. 7 ст. 11 закона [1]).
Заявка на получение КЭР должна содержать как расчеты технологических нормативов (на основании технологических показателей НДТ), так и расчеты нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (далее – веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также обоснование нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).
Технологические нормативы, НДВ, НДС веществ I, II классов опасности, НООЛР, а также требования к обращению с отходами производства и потребления включаются в КЭР (пп. 3, 10 ст. 31.1 закона [2]).
КЭР выдается сроком на 7 лет и продлевается на тот же срок при соблюдении совокупности условий, предусмотренных п. 13 ст. 31.1 закона [2].
Форма заявки на получение КЭР и форма самого КЭР должны быть установлены Минприроды России (п. 19 ст. 31.1 закона [2]), их разработка запланирована на август 2018 г. [3].
Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва устанавливается Правительством РФ (п. 19 ст. 31.1 закона [2]).
В настоящее время проект такого постановления Правительства РФ не разработан.
Однако имеется проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статью 14 Федерального закона «Об охране озера Байкал» и статью 28.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части уточнения порядка выдачи комплексных экологических разрешений».
Соответственно до принятия указанных нормативных правовых актов (в том числе если последние не будут приняты до 01.01.2022) получение КЭР, а также подготовка к его получению (относительно разработки технологических нормативов) невозможны.
НОРМИРОВАНИЕ И НЕОБХОДИМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ II, III КАТЕГОРИЙ
В отношении объектов II категории предусмотрено представление декларации о воздействии на окружающую среду.
В декларации содержатся, в частности, декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образуемых и размещаемых отходов. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты НДВ, НДС. Декларация представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников. Декларация представляется в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (в отношении объектов федерального надзора) или в орган исполнительной власти субъекта Федерации (по иным объектам) (пп. 1–4, 6 ст. 31.2 закона [2]).
Следует отметить, что момент первого представления декларации после 01.01.2022 не регламентирован.
Обратите внимание, что в отсутствие иных оговорок расчеты НДВ, НДС в отношении объектов II категории должны осуществляться по всем загрязняющим веществам, включенным в Перечень № 1316-р [4] (п. 1 ст.2 2 закона [2]).
Следует отметить, что НООЛР разрабатываются природопользователями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах не только I, но и II категорий (п. 2 ст. 18 закона [5]).
При этом на основании п. 4 ст. 18 закона [5] природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 7 ст. 18 закона [5] порядок разработки и утверждения НООЛР, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения (в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью) должна быть утверждена Минприроды России (п. 7 ст. 31.2 закона [2]). Разработка данного документа запланирована на август 2018 г. [3].
Природопользователи, осуществляющие деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых ИТС по НДТ также вправе получить КЭР (п. 12 ст. 31.1 закона [2]).
В таком случае изложенные ранее положения относительно разработки технологических нормативов, получения КЭР, действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2022, будут применимы и к данным объектам.
Для объектов III категории предусмотрен расчет НДВ, НДС только в отношении веществ I, II классов опасности (п. 4 ст. 22 закона [2]).
При этом при исчислении платы за НВОС природопользователями, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, НДС, за исключением радиоактивных веществ, веществ I, II классов опасности (п. 8 ст. 16.3 закона [2]).
Соответственно соблюдение НДВ, НДС для объектов III категории в отношении веществ I, II классов опасности должно быть подтверждено для целей исчисления платы за НВОС.
При этом природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, должны представлять в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Федерации в уведомительном порядке только:
- отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (п. 5 ст. 18 закона [5]);
- отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 закона [6]). Обратите внимание, что в отсутствие иных оговорок, представление отчетности должно осуществляться в отношении выбросов всех веществ, а не только веществ I, II классов опасности.
Следует отметить, что, если по НДВ, НДС объектов I категории прямо предусмотрено их установление КЭР, то в отношении установления данных нормативов какими-либо органами исполнительной власти или выдачи на их основе разрешений на осуществление выбросов и сбросов в отношении объектов II и III категорий в законе [2] не содержится ни слова. Предусмотрен лишь расчет данных нормативов.
Так, в п. 10 ст. 15 закона [6] указано, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду.
При этом разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Проектом предусматривается внесение изменений в ст. 22 закона [2], согласно которым НДВ, НДС веществ I, II классов опасности для объектов II и III категории (за исключением случаев получения КЭР для объектов II категории), устанавливаются разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, выдаваемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Предполагается, что порядок выдачи разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ будет устанавливать Правительство РФ.
Следует отметить, что в данном проекте федерального закона, в том числе для объектов II категории, речь о получении разрешений на выбросы и сбросы идет только в отношении установления НДВ, НДС веществ I, II классов опасности. И это при том, что, как указывалось ранее, согласно положениям закона [1] расчет НДВ, НДС необходим для объектов II категории по всем веществам.
Однако даже если данный законопроект будет принят в подобном виде, его вступление в силу планируется только с 01.01.2022, соответственно вопрос о получении разрешений на выбросы, сбросы в пределах установленных НДВ, НДС для объектов II и III категорий (за исключением случаев получения КЭР в отношении объектов II категории) в течение 2022 г. останется неурегулированным.
Основные принципы определения НДВ, НДС не изменятся.
Согласно п. 1 ст. 22 закона [2] НДВ, НДС будут определяться для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в Перечень № 1316-р [4], расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов ПДК, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
ВРЕМЕННО РАЗРЕШЕННЫЕ ВЫБРОСЫ И СБРОСЫ С 01.01.2022
При невозможности соблюдения НДВ, НДС, технологических нормативов предусмотрено установление временно разрешенных выбросов (ВРВ) и временно разрешенных сбросов (ВРС). Для объектов I категории ВРВ и ВРС устанавливаются КЭР.
Для объектов II, III категории ВРВ и ВРС устанавливаются разрешением, выдаваемым в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 23.1 закона [2]). Таким образом, это единственное упоминание о наличии разрешения в отношении объектов II, III категории и касается оно только установления ВРВ, ВРС.
В настоящее время проект постановления Правительства РФ, предусматривающий установление порядка выдачи таких разрешений, не разработан.
При этом ВРВ и ВРС могут быть установлены только по веществам, в отношении которых имеются технологические нормативы, НДВ, НДС для объектов соответствующих категорий.
Как указывалось ранее, для объектов II и III категорий предусмотрен лишь расчет НДВ, НДС. При этом напомним, что для объектов II категории данные нормативы должны рассчитываться по всем веществам, а для объектов III категории – только по веществам I, II класса опасности.
Установление ВРВ, ВРС допускается только при наличии:
- Программы повышения экологической эффективности (далее – Программа) на объектах I категории (такая Программа является неотъемлемой частью КЭР);
- Плана мероприятий по охране окружающей среды (далее – План) на объектах II, III категории.
Срок реализации Программы и Плана не может превышать семь лет и не подлежит продлению (в отношении Программы также предусмотрен увеличенный срок 14 лет для специальных объектов) (пп. 5, 6 ст. 67.1 закона [2]).
Правила разработки Программы и Плана устанавливаются Минприроды России. Разработка проекта данных правил министерством запланирована на август 2018 г. [3].
Проект Программы до ее утверждения природопользователями подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минпромторгом России.
Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению Программы утверждено постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 999 (вступает в силу с 01.01.2022).
В настоящее время порядок согласования или утверждения Плана каким-либо органом государственной власти не предусмотрен.
Однако упомянутым ранее проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» предусмотрены изменения в законе [2] (в частности, в ст.16.3). Согласно проекту План должен согласовываться органом исполнительной власти субъекта Федерации и уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При этом указывается, что уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти устанавливаются не только правила разработки Программы и Плана, но и правила согласования Плана и одобрения Программы.
Напоминаем, что вступление в силу данного законопроекта планируется только с 01.01.2022. Соответственно в 2022 г. согласование Плана какими-либо органами государственной власти не предусмотрено.
ДЕЙСТВИЕ ПОЛУЧЕННОЙ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОСЛЕ 01.01.2022
С учетом того что большинство подзаконных актов, регламентирующих вопросы нормирования и получения разрешительной документации после 01.01.2022, до настоящего времени не приняты, и в лучшем случае их разработка запланирована на август 2018 г. [3], существуют реальные опасения природопользователей остаться без документации по выбросам, сбросам и отходам после 01.01.2022.
В ч. 1 ст. 11 закона [1] предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы, НООЛР, полученные природопользователями, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС, относящихся к областям применения НДТ, до 01.01.2022, действуют до дня получения КЭР.
Соответственно, независимо от установленного срока действия выданной до 01.01.2022 разрешительной документации, действие последней будет автоматически продлено до момента получения КЭР.
Данное положение применимо для всех объектов I категории, а также для объектов II категории, которыми при наличии отраслевых ИТС по НДТ принято решение о получении КЭР.
В отсутствие иных оговорок разрешительная документация на выбросы, сбросы, размещение отходов, выданная до 01.01.2022 для объектов II (за исключением случая получения КЭР) и III категорий, может действовать до окончания установленного в ней срока. При этом не содержится ограничений и запретов на переход на новую систему нормирования и представления документации для объектов II и III категорий после 01.01.2022 при условии принятия необходимых для этого нормативных правовых актов.
На основании ч. 2 ст. 11 закона [1] со дня вступления в силу данного закона до дня получения КЭР при установлении ВРВ, ВРС для действующих объектов НВОС, относящихся к областям применения НДТ, достижение НДВ, НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы мероприятий по охране окружающей среды, не требуется.
Следует отметить, что нормы закона [1] имеют разные сроки вступления в силу. Однако, учитывая, что большинство положений, касающихся внедрения НДТ и получения КЭР, вступают в силу с 01.01.2022, именно эту дату следует рассматривать в качестве срока вступления в силу в данном случае.
Обратите внимание, что до 01.01.2022 установленные ст. 23 закона [2] лимиты на выбросы и сбросы признаются соответственно ВРВ, ВРС; планы снижения выбросов и сбросов – Программами или Планами (ч. 3, 4 ст. 10 закона [7]).
Таким образом, с 01.01.2022 до дня получения КЭР достижение нормативов ПДВ и НДС в результате реализации мероприятий, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, не требуется.
ОСОБЕННОСТИ ДОКУМЕНТАЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ С 01.01.2022
Обратите внимание, что НДВ, НДС не рассчитываются, а НООЛР не разрабатываются для объектов IV категории (п. 5 ст. 22 закона [2], п. 6 ст. 18 закона [5]).
Особенности установления НДС, технологических нормативов, ВРС для организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов, устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (п. 10 ст. 22, п. 5 ст. 23, п. 7 ст. 23.1 закона [2]).
Данные особенности урегулированы законом [8], которым, в частности, были внесены изменения в законы [9] и [2], вступающие в силу с 01.01.2022.
Документы
- Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2022).
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2022).
- План нормотворческой деятельности Минприроды России на 2018 г., утвержденный приказом Минприроды России от 24.01.2018 № 18.
- Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2022).
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции, вступающей в силу с 01.01. 2022).
- Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Федеральный закон от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.07.2017).
Leave a Reply