Махашиваратри 2020

Махашиваратри 2020

Махашиваратри 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Махашиваратри, Маха-Шиваратри или «великая ночь Шивы» — это праздник в честь одного из Богов индуизма Бога Шивы, который приходится на февраль-март, в канун весеннего равноденствия и обязательно перед новолунием.

В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.

Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.

Существует несколько разновидностей Тандавы — это Ананда-тандава, Рудра-тандава, Трипура-тандава, Сандхья-тандава, Самхара-тандава, Кали-тандава и Ума-тандава. Иногда число тандав доводят до 9 и даже до 16.

ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ШИВЫ

С танцем Шивы и Чидамбарамом связана очень интересная легенда.

Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).

Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.

Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.

Когда некоторые из риши поняли, что произошло, то пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана.

Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву, но тот с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку.

Затем риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами.

После этого Шива начал готовился к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки, и третий глаз засиял между бровей.

Разъярившись еще больше, риши материализовали из огня свирепого демона-карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца.

Наконец риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога. Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.

После этого начался Тандава (Tandava) — Космический танец. Его гигантские энергии повергли риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха.

Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.

Шива Натараджа – король танца

Значительно позже, когда на Земле сменилось много цивилизаций, Вишну возлежал на своём змее Шеша. Вдруг Шеша почувствовал, что Вишну стал многократно тяжелее. Он спросил его, что произошло, и Вишну ответил, что вспомнил Космический танец Шивы, свидетелем которого был в давние времена и рассказал ему эту историю.

После этого Шеша уже не мог думать ни о чем другом, как о желание увидеть танец Шивы. Вишну дал ему разрешение оставить его на некоторое время, чтобы осуществить свою мечту.

Шеша на многие века ушел в глубокую аскетическую медитацию (тапас) и когда он достиг высшей концентрации, перед ним появился Шива и сказал, что может выполнить любое его желание. Шеша ответил, что у него только одно желание — увидеть Космический танец.

Шива ответил, что этот танец может быть исполнен только в определенное время и в определенном месте на Земле — у естественной линги в лесу Тилай. Так как это срединная точка Земли, где находится её сердечный центр — Лотосовое Пространство. Через это место проходит главный энергетический канал (nadi) нашей планеты, оно зовется Cit Ambara.

Чтобы стать свидетелем танца змей Шеша должен был быть рожден на Земле в человеческом теле под именем Патанджали. Когда он вырастет, ему следует прийти в лес Тилай и, встретив там другого святого Вьяграпада, выполнить тапас, а затем провести пуджу. И тогда явится Шива и исполнит свой танец.

Затем, когда все это воплотилось в реальность, то у лотосового пруда в лесу Тилай начался Космический танец.

Кроме двух святых его свидетелями стали 3000 потомственных священников-браминов Муварийаваров (Muvariyavar), позже их стали называть Дикшитарами. Именно они и стали хранителями традиции города Чидамбарама — «Город бога космического танца».

Они появились в лесу не случайно, сообщество этих священников было связано с Шивой с давних времен.

Согласно одной из легенд, однажды они были приглашены Богом Творцом Брахмой, проводить богослужение на небесах. Когда они отправились на небо, их было 3000.

Возвратившись, они пересчитались, чтобы проверить все ли на месте, и их оказалось 2999. Тогда из Сабхи раздался голос и сказал, что 3000-м был сам Шива.

Дикшитары – особая каста браминов, которые живут изолированным сообществом и не вступают в браки ни с кем из вне. Запрещаются даже браки с другими браминами.

Сейчас их вместе с членами семей около 3000 человек. Из них 300 являются священниками.

Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы

Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.

Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.

Многие индусы участвуют в джагран — всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.

Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.

После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.

И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.

В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу.

Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.

В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.

Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы

Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) — коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.

Последовательность проведения богослужения Шиве

В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда — краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.

Вслед за этим начнется 1-я — вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве.

В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню, именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа, в течение таких жертвоприношений разливают в огонь топлёное масло, подбрасывают веточки определённого дерева.

Вайдика-пуджа

В вайдика пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения.

Молитвы в этот промежуток времени — приблизительно с 19.00 — 22.00 также должны произноситься только с благими намерениями, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб.

Например: «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!» — такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.

Линга-пуджа

Тем временем, жрец (священник) льет через пальцы подошедших на Шивалингам непрерывной струёй воду.

При этом необходимо привести свои мысли в соответствующий вид. Надо сознавать: «Что вы Ему жертвуете из себя? Чем вы хотите поделиться с Ним и что хотите обрести от Него взамен?»

Раджасика-пуджа

Ближе к полуночи начнётся 2-я — раджасика пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная».

Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья.

И молитвы здесь о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными (эгоистическими) мотивациями в гуне раджаса (страсти). Но это совсем не значит, что обязательно о чём-то просить Шиву. Можно просто славить его, наслаждаться самим процессом поклонения ему.

Тамасическая пуджа

Третья стадия (3-я пуджа) — тамасическая. Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали.

И начнётся она с жертвоприношения животного, после чего, на Шивалингам будет возлита жертвенная кровь.

Подношения в эту пуджу такие же тамасичные, тяжёлые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба, тяжёлые виды пищи и т. п.

В это богослужение произносятся молитвы и мантры Тантр «левой руки». Здесь уже дозволяются заклинания, молитвы о том, чтобы Шива учинил расправу над демонами, злыми духами, врагами, завистниками и недоброжелателями.

Во время этой стадии надо медитировать над тем, чтобы со всеми, кто создаёт проблемы (для вас) в этой жизни, разобрались Шиваганы (преданные воины Шивы):
«Моего врага бей, бей! Пожирай, пожирай! Убивай, убивай! Изгоняй, изгоняй!».

Но в данной ситуации врагом может быть не столько конкретное лицо, но и внутренние враги, пороки и недостатки.

Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие своего эго (ахамкары) и медитиция при этом направлена на то, какие качества в себе самом человек хотел бы разбить вдребезги.

Так же, как у кокоса, у человеческого эго прочная, толстая скорлупа, но пустое пространство внутри.

Гордыня, чувство собственной значимости так же лживы, как кокос: твёрдый снаружи, но пустой и жидкий внутри.

Когда же совершается заклание жертвенного животного, медитируют: это убивается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а не козёл, кролик, петух — они только символы, а наше заблуждение, наше неведение.

Душа животного при этом, получив благословение, перерождается в лучших формах, а жертвенное мясо будет приготовлено и утром роздано как причащение.

Нет достоверных данных в отношении описания тамасической пуджи. Так не известно проводится ли этот обряд в полной мере в современном мире, или опускается / заменяется более гуманной имитацией. Так же не известно полностью ли это соответствует ведийским писаниям, или данная информация получила искажения с течением времени. Особенно вызывает сомнение следующее: ведийская культура (индуизм) предполагает полное вегетарианство (вообще эта идея имеет более широкий смысл: закон ахимсы), тогда приготовление жертвенного животного в качестве причастия не представляется возможным и логичным. Хотя животные жертвоприношения все равно проводились. Например ашвамедха ягья, подробно описанная в древнем эпосе Рамаяна, преведённая царём Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.

Четвёртая пуджа

Последняя — 4-я пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм.

Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.

Время Брахма-мухурты (мухурта — время равное 1/30 части суток, примерно с 3 до 5 утра) — предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием.

Считается, что это время позволяет войти в высшее состояние сознания (турию) и турьятиту (состояние выше турии), то, которое над мыслью, над умом, то, в котором имманентное (проявленное) сознание связано с трансцендентным (Абсолютным, Божественным).

Четвёртая, заключительная пуджа, даёт возможность ощутить Шиву как Душу своей души, как своё Высшее Я.

Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их можно написать заранее или прямо по ходу службы.

Пишется только в вежливой форме: «О, мой дорогой и любимый Господь Шива! Я — такой-то и такой-то или я — такая-то и такая-то, помоги мне в том-то и том-то».

Или просто: «Пожалуйста, заметь меня среди всех и яви мне какой-нибудь знак Своей милости, покажи, что и я как-то значим для Тебя».

Так, непрерывно, всю ночь, совершается поклонение, почитание и медитация. Нужно, хотя бы на это время, освободить свой ум от мирских мыслей. Оставить одно только имя Шивы, и повторять: «ом намах шивайя» — «Ом поклонение Благому!».

Нужно постараться целиком погрузиться в осознавание, в духовный опыт. Забыть о потребности в сне, пище, питье. Забыть о телесном.

Даты МахаШиваРатри на 2014-2023 годы

МахаШиваРатри — Великая Ночь Шивы — крупный индуистский религиозный праздник, отмечаемый в Индии и Непале и индуистских общинах, и посвященный господу Шиве.
Праздник Махашиваратри отмечается в 14 день темной фазы Луны (перед новолунием), который называется Кришны Пакша Чатурдаши в месяце магха (пхалгун) по традиционному индийскому календарю, он выпадает на месяцы февраль или март европейского (григорианского) календаря.

Дата начала фестиваля Махашиваратри на ближайшие 10 лет

Махашиваратри — 2014 — Четверг 27 февраля 2014 года

Махашиваратри — 2015 — Вторник 17 февраля 2015 года

Махашиваратри -2016 — Понедельник 07 марта 2016 года

Махашиваратри -2017 — Пятница 24 февраля 2017 года

Махашиваратри -2018 — Вторник 13 февраля 2018 года

Махашиваратри 2020 — Понедельник 04 марта 2020 года

Махашиваратри 2020 — Пятница 21 февраля 2020 года

Махашиваратри 2021 — Четверг 11 марта 2021 года

Махашиваратри 2022 — Вторник 01 марта 2022 года

Махашиваратри 2023 — Суббота 18 февраля 2023

Полезные советы путешественникам на махашиваратри

Махашиваратри отмечается в индуистских (шиваитских) общинах по всей Индии, но самые большие торжества проходят в религиозных и паломнических центрах, поэтому если вы собрались на махашиваратри в такое место, например, Ришикеш и уж тем более Варанаси — бронируйте гестхаус заранее, свободных по приезде может просто не оказаться, я с этим лично столкнулась в этом году. Цены на 2 дня тоже подрастают поэтому, если вы не интересуетесь индуизмом в паломнические места накануне и в день шиваратри лучше не ездить.

Если вы, напротив, интересуетесь индуизмом то Махашиваратри вы можете провести в храме. В этот день все храмы Шивы (за редким исключением) открыты для всех и работают все ночь, во многих храмах помимо исполнения религиозных ритуалов проходят собрания верующих, поющих киртаны и баджаны, а также у храмов играют оркестры, это интересно и красиво.

В махашиваратри индусы соблюдают пост, поэтому если вы решили присоединиться к празднику и пойти в храм по крайней мере перейдите в этот день на вегетарианскую пищу, а перед походом в храм оденьте чистую, желательно белую или светлую одежду.

Если вам предложат выкурить чилум или выпить бханга (ласси с коноплей) — не удивляйтесь, это религиозная традиция , но вы разумеется можете отказаться.

Путь на Кайлас

Главное меню

Навигация по записям

Даты Махашиваратри на ближайшие годы

Махашиваратри (Великая Ночь Шивы) — это главный праздник, посвященный Богу Шиве. Празднуется в ночь перед новолунием последнего зимнего лунного цикла.
Праздник переходящий, «плавающий», его дата выпадает обычно на февраль-март в наших реалиях (или магха (пхалгун) по индийскому календарю). В эту ночь традиционно проводится поклонение Шиве, в идеале следует воздерживаться от сна всю ночь — это самое благоприятное время для любой практики. Совершаются пуджи, ритуалы, читаются мантры.
Именно в эту ночь, по преданию, Шива совершил тандава — свой великий танец созидания, сохранения и разрушения.

Даты праздника до 2023 года:

Махашиваратри — 2014 — Четверг 27 февраля 2014 года

Махашиваратри — 2015 — Вторник 17 февраля 2015 года

Махашиваратри -2016 — Понедельник 07 марта 2016 года

Махашиваратри -2017 — Пятница 24 февраля 2017 года

Махашиваратри -2018 — Вторник 13 февраля 2018 года

Махашиваратри 2020 — Понедельник 04 марта 2020 года

Махашиваратри 2020 — Пятница 21 февраля 2020 года

Махашиваратри 2021 — Четверг 11 марта 2021 года

Махашиваратри 2022 — Вторник 01 марта 2022 года

Махашиваратри 2023 — Суббота 18 февраля 2023

Маха Шива ратри — великая ночь Шивы

4-5 МАРТА 2020

Маха (великая) Шиваратри (ночь Шивы) — это большой индуистский праздник, почитаемый всеми последователями Шиваизма (особенно йогами и тантриками).

Это событие отмечается раз в год в ночь с трайодаши титхи на чатурдаши титхи (с 13-ый на 14-ый лунный день) в темную фазу (Кришна пакша) лунного месяца Магха (февраль-март).

В Индии в эту ночь во всех храмах Шивы проводятся ведические ритуальные церемонии (ягьи), читаются мантры для Шивы, жгутся благовония и масляные лампы.

Обычно таких церемоний бывает 4 (охватывающие различные аспекты деятельности и реализации), но далеко не всем рекомендуется их строгое выполнение.

маха Мритунджая мантра

Одна из основных мантр Шивы.

В данном видео ее читает 108 раз 21 брамин (каста индуистских священнослужителей).

Истинные почитатели этого божества постятся в день, предшествующий Махашиваратри (то есть в 13-ый лунный день, в 2020 году — 4 марта), максимум позволяется один прием пищи и напитки, а на следующий день (5 марта) соблюдают полный строгий пост (не допускаются даже напитки) во имя Шивы.

Выход из поста производится при смене лунного дня, после чего допускается один прием саттвичной/вегетарианской пищи.

Перед каждым ритуалом (пуджей/ягьей) или визитом в храм принято принимать душ/ванну и одевать чистую одежду. Особо благоприятно делать омовения в святых водах ( в Индии это Ганг, поэтому тысячи паломников устремляются к берегам этой реки) или, по крайней мере, в естесcтвенных водоемах.

РИТУАЛ ПОДНОШЕНИЯ ДАРОВ ШИВАЛИНГАМУ В ШИВАРАТРИ:

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ИНДИЙСКОГО СВЯТОГО НАШЕГО ВРЕМЕНИ САИ БАБЫ О ШИВАРАТРИ:

«День Шиваратри поистине будет священным тогда, когда человек сможет пережить Божественное состояние Бытия-Сознания-Блажества (Сат-Чит-Ананды). До этого момента, человек постоянно пребывает во тьме. Пока фрукт не созреет, его сок не будет сладким.

Когда фрукт полностью созревает, он падает с дерева. Исчезает его привязанность к дереву. Подобно этому, когда человек достигает духовной зрелости, он автоматически обретает непривязанность. Человек должен стремиться обрести духовную зрелость с помощью духовных практик, которые трансформируют его сознание.

Обратите свой ум к Божественности. Для того чтобы человек мог отвлечь ум от мирских вещей, ему предписывается заниматься духовной практикой повторения имён Господа.

Если в эту ночь вы посвятите все свои мысли Богу, то ваш ум изменится, даже если вы не будете способны достичь высшего состояния сознания. Всегда помните о трёх аспектах Божественности – истине, мудрости и вечности и стремитесь достичь высшей цели человеческой жизни».

Махашиваратри 2020

Подробное описание:

(дата для 2018 года) В 14 день Чатурдаши Кришна-пакша темной половины месяца Мага празднуется Великая Ночь Господа Шивы — Маха Шиваратри (Maha Shivaratri). Индуистские писания, в частности, Сканда-Пурана, описывают четыре вида Шиваратри: Первый — Нитйа Шиваратри (ежедневный Шиваратри — каждую ночь). Второй — Маса Шиваратри (ежемесячный Шиваратри), который соблюдается в четырнадцатый лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши). Третий — Магха-Пратхам-Ади Шиваратри, который соблюдается в течение первых тринадцати лунных дней месяца Мага. Четвертый — Маха Шиваратри, который соблюдается в четырнадцатый лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши) месяца на Мага.

В ночь этого Чатурдаши Шива почитается в течение всей ночи.

В эту ночь, согласно преданию, Господь Шива совершил тандава — танец первичного творения, сохранения и. разрушения. Йогины и тантрики почитают Бога в Его двух основных проявлениях: как Шиву — Отца Мира, и как Шакти — Матерь Мира.

В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

Это не два бога — это Единый Господь, это Бог и Его Сила. Преданные Шиве обращаются к нему в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие ритуалы.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В различных областях Индии обряды несколько отличаются. Особо Маха Шиваратри празднуется в Варанаси (Каши) — священном городе Господа Шивы и в Кашмире — области, где почитание Шивы было особенно сильно развито.

В 9 столетии Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние» . Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводились в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы. Один день был предназначен для почитания Шивы.

На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы.

На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов.

В прошлом праздник часто продолжался до Аштами (8-го лунного дня). Последний день также отмечает конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Была большая радость и веселье вокруг. Люди надевали новую и самую лучшую одежду, и семьи сидели вместе и наслаждались игрой с морскими раковинами.

МахаШиваратри

М аха Шива Ратри или Великая ночь Шивы. Во славу Шиве и на благо всем — несколько слов об этом празднике.

Эта ночь особенно благоприятна для обуздания ума, для молитв и ритуалов, которые помогут преодолеть или осознать причину психологических, духовных или материальных препятствий, приводящих к страданиям и несвободе. Любая духовная практика будет благоприятной для этого дня: йога, чтение мантр, медитации, а также пост и другие.

Шива (санскр.शिव, śiva, «Благосклонный», «Милостивый», «Благой»).

Он тот, кто создает, поддерживает и разрушает творение, защитник праведности, победитель демонов, податель всех благ и управитель всего сущего, которому подчиняются все остальные боги; в одном направлении индуизма на первый план выходит его ипостась разрушителя Вселенной в конце мирового цикла – Махаюги, с целью создания пространства для нового творения.Считается создателем сакрального звука («Ом») и санскрита, языка культа. Имеет ипостась целителя и избавителя от смерти (Махамритйунджайа). Его свита – духи и демоны; беЗкорыстно служа ему, они получают возможность отработать свою карму и обрести лучшее воплощение.

Также известен под именами Рудра, Шанкара,Шамбху, Махадева, Махешвар (Великий Бог), Натараджа и другие имена Шивы.

Изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета (обмазанный пеплом), с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами – единение духовной, физической и ментальной энергии; носящий полумесяц на голове – символом контроля над разумом; обвитый змеями как браслетами (на шее и плечах), символизирующие эволюционную силу, заключенную в человеческом теле, духовную силу, которая может быть развита посредством йоги. Одет в тигровую или слоновью шкуру и восседает на них, что олицетворяет скрытую энергию и победы над вожделениями. На лбу – третий глаз, означающий его способность видеть вглубь, и три горизонтальные линии, которые интерпретируются как три источника света – огонь, солнце и луна или способность Шивы видеть прошлое, настоящее и будущее. В руках Махадева держит трезубец, напоминающий о его роли в процессе творения.

Шива — это высшее сознание человека.

Шива — это космический мужской принцип.

Шивой называют ту силу, которая разрушает наши заблуждения в процессе духовного совершенствования.

Шива-Натарадж – воплощение космической мистерии творения. Бог с развевающимися волосами танцует в огненном ореоле, разрушая и создавая новые миры и формы. Процесс этот беЗконечен как сама Вселенная.

Есть легенда, что Шива в форме Натараджа исполнил великий танец разрушения ложной Реальности.

Позы, которые он выполнял в процессе этого Космического танца, стали основой йогических асан хатха-йоги.

В беседах со своей женой Парвати Шива раскрыл тонкие аспекты других направлений йоги.

Шива и Парвати

МАХАШИВАРАТРИ

В четырнадцатую ночь месяца Маргх празднуется Великая Ночь Шивы — Маха Шиваратри (Maha Shivaratri).

В эту ночь, согласно преданию, Шива совершил тандава — танец первичного творения, сохранения и. разрушения.

Йогины и разные практики почитают проявления Шивы – как Отца Мира, и как Шакти — Матерь Мира. В своей сущности Шива и Шакти представляют собой единое начало.

В одной из легенд Шива обещает свою помощь тому, кто посвящает эту ночь духовной практике, это, пожалуй, наиболее значимый фактор, выделяющий эту ночь из всех остальных. Символизируя аспект трансформации, Шива помогает преодолеть препятствия на пути и пережить внутреннее блаженство и покой.

К Шиве обращаются в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку (abhiṣeka; «омовение», «окропление», обычно сопровождаемые декламацией ведийских мантр и/или киртанов), повторяя мантры и выполняя другие ритуалы и практики.

На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.

В 9 столетия Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри, написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».

Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводились в благочестивых молитвах. Один день был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы. Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день почитания Шивы.

На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых пирогов. В прошлом праздник часто продолжало до Аштами (8-го лунного дня). Последний день также отмечает конец зимы и празднуется сжиганием кангри. Это было раньше, в современном мире всё иначе.

Шива

Сегодня Маха Шиваратри приходится на ночь новолуния. Благодаря воздействию Луны на Шиваратри активность ума успокаивается. Блуждания сознания по просторам будущего или погружение в пучины прошлого приостанавливаются. Появляется уникальная возможность «зафиксировать» момент настоящего.
На Шиваратри рекомендуется вечером или некоторое время ночи посвятить духовной практике:

  1. Медитациям. Если у вас есть возможность обязательно посвятите хотя бы час своего времени медитации, чтению мантр, посвященные Шиве или любой другой близкой вам молитве. Эта ночь рекомендована для начала длительной садханы, взятия обета — так как Шива покровитель всех духовных практик.
  2. Благоприятным является пост от заката 7 до рассвета 8 марта, данная аскеза дарует желанную трансформацию и избавление от духовных проблем, догм и заблуждений. Пост — это не только отказ от еды, сюда входит воздержание от интимных отношений и участия в культурных мероприятиях (кроме имеющих духовное содержание). Удивительная возможность посвятить время своему внутреннему миру!

Легенды Шиваратри

В соответствии с Пуранами, однажды двое богов из индуистской Божественной Троицы, Брахма и Вишну, сражались друг с другом, чтобы доказать свою доблесть. Другие боги пришли в ужас от размаха их битвы, и попросили Шиву вмешаться. Чтобы позволить им осознать тщетность их борьбы, Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, попросив их измерить гигантский Лингам (символ Шивы).

Охваченный благоговейным страхом перед его размерами, Брахма и Вишну решили, что каждый из них найдет один край, чтобы выяснить превосходство одного над другим. Брахма принял форму лебедя и полетел вверх, в то время как Господь Вишну принял форму Варахи — вепря, — и отправился под землю, к нижним мирам. Оба искали на протяжении тысяч миль, но никто из них не смог найти конец.

На своем пути вверх Брахма подошел к цветку Кетаки. Обессиленный и пребывая в замешательстве после своих усилий обнаружить верхний конец огненной колонны, Брахма заручился согласием с Кетаки соврать о том, что он увидел вершину колонны там, где как раз в то время находился этот цветок. В сопровождении своего сообщника, Брахма предстал перед Вишну и заявил, что он в самом деле нашел начало космической колонны.

В этот момент центральная часть колонны раскрылась, и Шива проявился во всем своем великолепии. Испытывая благоговейный страх, оба, — Брахма и Вишну, — склонились перед Шивой, признавая его превосходство. Шива объяснил им, что оба они произошли из него самого, а затем разделились на три различных аспекта божественности.

Однако, Шива рассердился на Брахму из-за его ложного заявления. Господь проклял Брахму, чтобы никто никогда не молился ему. (Эта легенда объясняет, почему в Индии так мало храмов Брахмы). Господь Шива также наказал цветок Кетаки за лживые свидетельства и запретил предлагать богам ее цветы во время поклонения.

Шива

Так как это произошло на четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна, когда Шива впервые проявился в форме Лингами, этот день является очень благоприятным, и он празднуется как Махашиваратри, — великая ночь Шивы. Чтобы отметить это событие, практики постятся, бодрствуют и возносят свои молитвы Всеблагому в течение всего дня и ночи. Пураны гласят, что поклонение Шиве на Шиваратри дарует человеку счастье и процветание. Этот день очень благоприятен для духовной практики, так как в такие особые дни любые усилия в садхане приносят в сотни раз больший эффект, чем в обычные дни.

Махашиваратри — ночь обретения освобождения

Праздник Махашиваратри состоится с 10 на 11 марта 2013.

Махашиваратри (ратри — санск. ночь) это ночь поста и молитвы. Священное время праздника открывает нам возможности для духовного «ускорения» так как во вселенной подобно нектару распространяется уникальное сочетание энергии. Вибрации этой ночи подобны прохладному лунному свету, озаряющему наш внутренний мир, успокаивающие и охлаждающие наш ум. Проведя хотя бы часть этой ночи в медитации и молитве мы можем получить ответы на вопрос: как и что нужно сделать для того чтобы достичь желаемого освобождения.

Эту ночь проводят в размышлении о Господе Шиве, разрушителе препятствий и иллюзий. Верующие читают истории про Шиву, поют гимны в честь Шивы. Пураны рекомендуют поститься и бодрствовать в ночь Махашиваратри.

Махашиваратри не относится исключительно к праздникам Индии. Этот праздник можно назвать интернациональным и не привязанным к религиозному культу какой-либо страны. В эту ночь уникальное расположения орбит Луны, Солнца и Земли на 12 часов освобождает нас от оков, позволяя взлезть ввысь… туда к бесконечным горизонтам духа и бесконечному небу преданности, любви и блаженства.

Считается, что в эту ночь наш ум, поддерживающий наши иллюзии, генерирующий практически бесконечный поток желаний, обретает успокоение — таковы благословения Шивы. И в этой тишине мы получаем уникальный шанс осознать свою природу, прикоснуться к своему существу.

Вселенная дарует нам уникальный шанс устранить со своего пути препятствия мешающие нам жить счастливой и полноценной жизнь, пребывая в мире с собой и другими людьми. И не важно, что это за препятствия — материальные трудности или неумение строить отношения с другими людьми. У якорей, держащих нас в мире собственных иллюзий, могут быть разные названия, но суть одна. они не дают нам быть свободными и счастливыми. Так что не теряйте времени.

Махашиваратри и астрология

Шива считается покровителем и сигнификатором Луны. Если в ваше гороскопе Луна имеет неблагоприятное расположение или сейчас идет период Луны в вашей карте рождения, эта ночь дает вам возможность обрести особые благословения и гармонизировать влияние Чандры (Луны).

Пост и бодрствование в эту ночь, рекомендуется представителям лунных Весов так как в вашей астрологической карте сейчас действует вторая стадия «Саде — сати» и Луна будет соединена с Сатурном. Ваша аскеза в эту ночь поможет решить проблемы со здоровьем, уменьшить количество препятствий на вашем пути и помочь обрести новое понимание себя.

Благословение Махашиваратри

В эту святую ночь почитают Шиву, совершая каждые два — три часа пуджу (богослужение).

Приблизительно с 19.00−22.00 (время московское) произносятся молитвы, с благими намерениями, без эгоистических желаний и мелочных материальных просьб. «Господи! Даруй мне Веру и Любовь к тебе, даруй мне истинное Знание и Гуру!». Вы можете использовать это время для совершение своей повседневной садханы или молитвы.

С 0:00—3:00 (время московское) вторая пуджа, в это время просят о процветании, богатстве, славе, карьере.

С 4:00—6:00 (время московское) совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах, разрушителя негатива. Молят о приобретении добродетельных качеств и об избавлении от негативных. Если у вас есть проблемы которые вы не можете решить своими силами, то это время подходит для того чтобы попросить о помощи. Только помните об экологичности, исполнение вашего желания не должно причинять вред другим людям.

Последняя пуджа связана с почитанием Шивы как Абсолюта, находящегося за пределами всех качеств, имён и форм. Время Брахма-мухурты (06:19 — 07:07 по московскому времени) предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием. Четвёртая, заключительная пуджа, даёт нам возможность — ощутить Шиву как своё Высшее Я.

Пуджу (священнослужение) можно заменить молитвой.

Для женщин эта ночь также особенно благоприятна. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постят и молят Шиву дать им хороших мужей. Замужние — молят о семейном благополучии и процветании в новом году. Ведь Парвати, супругу Шивы, считают дарующей семейное счастье и счастливую семейную жизнь.

Как соблюдать пост

Для исполнения желаемого или освобождения от желаний (кому что больше нравится) в период Махашиваратри постятся, не едят и не пьют (телевизор так же смотреть нельзя, этот день можно провести без компьютера, это хороший пост для современного человека).

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОСТ. Постятся с захода солнца 10 марта до восхода солнца 11 марта. ( С 10.03.2013 . начало поста 19:15 окончить пост 11.03.2013 . в 8:05 по московскому времени)

СТРОГИЙ ПОСТ. Если позволяет здоровье, вы можете держать строгий пост (без воды и пищи). Он длиться с 10.03.2013 . начало поста 2:35 окончание поста 11.03.2013 . в 1:00. Если вы можете, держите строгий пост до рассвета 11 марта. Если здоровье не позволяет, то вы можете выпить воды или фруктового сока после 1:00, но от пищи лучше отказаться.

ПРОСТОЙ ПОСТ. Самый простой пост с 10.03.2013 . начало 18:00 — выход из поста 11.03.2013 6 часов утра

Шива покровитель аскетов, поэтому эта ночь предполагает, что вы отказываетесь от любой привязанности пусть и на время. Если вы не можете отказаться от еды, вы можете дать обет молчания и молчать в течении указанных промежутков времени. Или отказаться от курения и употребления алкоголя. Возможно, вы подвержены приступам гнева и грубите другим людям, откажитесь в этот день от агрессии и проведите день в покое.

Выход из поста это вкушение прасада, пищи которую вы предлагали Высшим силам как дар. Как приготовить Прасад читайте ниже.

Простой ритуал Махашиваратри

Помимо соблюдения поста вы можете провести небольшой ритуал в эту ночь.

  • Цветок красного цвета
  • Молоко (молоко из тетрапака не используйте, лучше из пакета или от бабушки).
  • Новая кружка без рисунка, выберите в магазине самую красивую. Главное требование кружка должна быть новой и без рисунка. Потом вы сможете ею пользоваться, и она станет вашим амулетом на этот год.
  • Фрукты
  • Свеча
  • Благовония
  • Место для алтаря, если у вас нет постоянного.

Место для алтаря найдите заранее. Если у вас нет постоянного алтаря, вы можете соорудить его на окне или в любом другом удобном месте, во время сна ваши ноги не должны быть направлены к алтарю.

Вечером 10 марта, после того как вы завершили все свои дела, примите омовение и оденьте чистую одежду желтого или белого цвета.

Положите на алтарь цветы, мед, фрукты. Зажгите благовония и свечи. Откройте пакетик с молоком и, наливая его в кружку, прочтите 3 раза мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ». Поставьте кружку на алтарь. В течении этой священный ночи молоко приобретет целебные свойства амриты (напиток бессмертия), а кружка станет вашим амулетом. В течении года, кружка будет работать как аккумулятор, наполняя вас энергией и покоем. Если у вас возникнут сложности или проблемы со здоровьем вы можете пить чай из кружки.

Итак, после того как вы подготовили алтарь в зависимости от ваших предпочтений проведите описанные ниже ритуалы.

Если у вас имеются четки и вам нравятся мантры, вы можете читать мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ».

Минимальное количество повторение мантры 108 раз. Если получится, прочтите 1008, ведь это особенная ночь, можно один раз в году победить свою лень.

Если вы не поклонник чтения мантр и не сторонник медитации, проведи простой ритуал избавления от препятствий. Разложив все на алтаре, сядьте как вам удобно и подумайте о своей жизни. Куда вы идете и чего вы хотели бы достичь в жизни? Что вам мешает это сделать, напишите об этом. Обратитесь в молитве к Высшим силам с просьбой помочь вам избавиться от собственных иллюзий, мешающих вам увидеть верное решение или не позволяющих разрешить проблемы в отношениях. Затем выйдите на балкон и сожгите этот листок. Пепел обязательно нужно развеять по воздуху, так как священный пепел или вибхути один из атрибутов Шивы.

Обязательно минимум 30 минут побудьте в тишине и покое. Затем можно потушить свечи и лечь спать. Утром разделите фрукты между членами семьи. Прасад обладает чудодейственной силой.

Выйдя на балкон и читая мантру «ОМ НАМАХ ШИВАЯ» разбрызгайте несколько капель молока по воздуху (прикасайтесь к молоку только правой рукой). Остальное молоко выпейте сами или разделите между членами семьи, оно дарует исцеление и заряд бодрости.

Вы можете проводить свой маленький ритуал, выбрав промежуток времени в соответствие с теми намерениями, которые вы хотите реализовать. В Индии принято бодрствовать всю ночь.

Пусть божественная вибрация этой ночи поможет всем нам обрести благосостояние, найти свой путь, даст силы пройти этим путем к бесконечному сиянию божественности.

Махашиваратри 2020

ЙОГА-ТУР В ИНДИЮ

Мы приглашаем вас в путешествие по местам, связанным с Шивой, величайшим из богов и покровителем йогов. Согласно древним источникам, Махадев проявился на Земле в виде двенадцати Джьотирлингамов.

Джьотирлингамы – это каменные лингамы, которые, как считается, просветлённый разум способен увидеть как столбы света, пронзающие небо и землю.

  • Прибытие в Дели и переезд во Вриндаван.
  • Посещение Храма Шани Дэва.
  • Лекция-беседа на темы йоги и самосовершенствования.
  • Личная практика.
  • Переезд и размещение в отеле во Вриндаване.
  • Посещение Храма Дурги.
  • Перелёт Дели–Индор.
  • Переезд и размещение в отеле в Омкарешваре.
  • Отдых, личная практика.
  • Совместное пение мантры ОМ.
  • Утренняя медитация.
  • Посещение Джотирлингамов Шри Омкар Мандхата и Шри Мамлешвар.
  • Лекция-беседа на тему йоги и самосовершенствования.
  • Свободное время на отдых или личную практику.
  • Подъём к большой статуе Шивы.
  • Совместная мантра ОМ
  • Парикрама (кора) – священный обход вокруг острова.
  • Отдых, время для личной практики.
  • Переезд в Удджайн.
  • Посещение Джьотирлингама Махакалешвар.
  • Отдых, время для личной практики.
  • Посещение храма Шакти-Питха.
  • Перелёт Индор–Аурангабад.
  • Размещение в отеле.
  • Совместная мантра Ом.
  • Посещение Джьотирлингама Гришнешвар.
  • Лекция-беседа в пещерах Эллоры.
  • Совместная мантра Ом.
  • Ранний отъезд в храм Шани Дэва.
  • Лекция-беседа на темы йоги и самосовершенствования.
  • Личная практика.
  • Переезд в Ширди.
  • Утренний отъезд к Джьотирлингаму Траямбакешвар.
  • Переезд в Бхимашанкар.
  • Утренняя медитация.
  • Посещение Джьотирлингама Бхимашанкар.
  • Отдых, время на личную практику медитации.
  • Лекция-беседа на темы йоги и саморазвития.
  • Совместная практика мантры ОМ.
  • Перелёт Пуна–Дели.
  • Размещение в отеле Дели.
  • Утренняя практика медитации.
  • Практика хатха-йоги.
  • Личное время (по желанию поездка на рынок Дели, где можно будет закупить сувениры, благовония, аюрведические средства и др.).
  • Перелёт Дели–Москва.

Места, куда мы отправляемся, являются священными в Индии, а одним из самых главных праздников среди почитателей Шивы стал праздник Махашиваратри (великая ночь Шивы).

Даты тура подобраны таким образом, чтобы праздник Махашиваратри вы смогли провести в Индии и посвятить своё время практике в кругу единомышленников.

В стоимость йога-тура в Индию входит:

  1. автобусы по Индии;
  2. двухместное размещение в гостиницах;
  3. лекции и практики по йоге

Не входит:

  1. перелёты Москва–Дели–Москва, Дели–Индор, Индор–Аурангабад, Пуна–Дели (траты на билеты в районе 30-32 000 рублей на все перелёты, чем раньше берём билеты, тем дешевле);
  2. питание и индийская виза (около 150-200$ на всю поездку).

Шива – «всеблагой», самый почитаемый бог ведической культуры! Он считается творцом, он же является самим творением. По древним источникам именно Шива дал людям йогу, являясь при этом Махайогом (самым великим йогом).
Джьотирлингамы – («джйоти» – свет ). С их возникновением связанны интересные и красивые легенды. Считается, что они самопроявились из Божественного света. В их форме почитается сам Шива.

До тех пор, пока Шива исполняет вечный танец Тандавы, мир будет рождаться, умирать и снова возрождаться. Так устроено мироздание.

Кто-то его боится, кто-то почитает. Ему поклоняются и его опасаются. Он считается создателем йоги и самым величайшим из йогов (Махайога). У него множество ипостасей и имён: от добросердечного Боленатха до грозного повелителя бури, Рудры!

Шива, один из трёх величайших божеств древнейшей ведической культуры. Именно ему посвящена ночь МахаШиваратри – «Великая ночь Шивы», на празднование которой собираются все жители Индии, а также съезжаются туристы со всего мира.

Индия. Об экзотических красотах этой великой страны наслышаны многие: дворцы радж, бесчисленные храмы необъятного множества религий, мирно сосуществующих на просторах одной страны. Дивная природа, жаркий сухой воздух центральной и южной Индии, статуи тысячам божеств и героям древних эпосов и легенд – это лишь малая часть того, с чем вы неминуемо столкнётесь при посещении одной из самых таинственных стран на нашей планете.

Кто не бывал в Индии, тот не видел мира! Индусы весьма колоритная нация, но дело даже не в садху, облаченных в шафрановые одеяния, которых вы непременно встретите на своём пути, и не в храмах, которых не перечесть, и не в размеренно прогуливающихся по дорогам священных коровах вместе с другими домашними животными, а в вашем мироощущении, вашем самоосознании, понимании себя в этой стране.

Индия откроет вам самих себя, и это не преувеличение. Это скорее недосказанность. Есть в ней что-то такое, чего нельзя выразить словами. Что-то поистине магическое, упоительное и непередаваемое. Именно поэтому побывав в ней единожды, многие стремятся возвращаться вновь и вновь. Есть в ней какая-то тайна, та, которая откроется каждому, и она уникальна как любой из нас. Это тайна о самом себе, кто ты такой, зачем ты сюда приехал и что ищешь.

Йога-туры в Индию 2020 – это открытие себя

Мы все чего-то ищем. Йога-тур в Индию, в страну Шивы, Кали, Дурги, Ганеши и других богов предоставит вам такую возможность – найти себя. Эта страна живёт в каком-то другом ритме, абсолютно не привычном для европейского человека и может сложиться ощущение, будто она находится в неком другом измерении, что делает её настолько непохожей.

Индия – это даже не страна, Индия – это другой мир.

У вас есть возможность почувствовать это.

Йога-тур в Индию 2020 из Москвы – это тур, посвящённый Великому Шиве и божеству, воздающему плоды кармы, Шани, а также Ади Шакти и её ипостаси Дурге.

Тур «По следам Шивы» на МахаШиваратри ставит целью познакомить интересующихся историей и культурой Индии с Шивой, а, следовательно, на протяжении этого йога-тура в Индию 2020 мы посетим очень почитаемые местными жителями места, в которых редко увидишь туристов. Вы познакомитесь с сердцем Индии не только в символическом смысле, но и почти в прямом. Центральная Индия с её штатами Махараштра, Мадхья Прадеш и, конечно, Уттар Прадеш будут целью нашей поездки.

В штате Уттар Прадеш расположен очень примечательный город Вриндаван. Именно сюда мы отправимся в начале нашего путешествия, чтобы посетить один из немногочисленных храмов, посвящённых Шани Деву. А в штате Махараштра с привычным нашему слуху названием столицы, городом Бомбей (ныне Мумбай) находится так называемая Эллора. Это уникальный комплекс из пещер, храмов, статуй и изображений, высеченных прямо в скале. Так случалось, что благодаря кинематографу многим известно о Петре, сказочном городе в Иордании, но Эллора с её 34 пещерами, часть из которых принадлежит наследию буддизма, ведизма, а другая джайнизму во многом превосходит иорданское чудо. То, что в других местах считается чудом, для Индии – часть повседневности. Народ этой страны живёт посреди чудес и сказочные красоты Индии принадлежат обычной жизни.

Сколько неизведанного можно узнать для себя с каждой новой поездкой в Индию. Йога-туры в Индию открывают для нас двери в красочный мир таинственной страны. Каких бы воззрений вы не придерживались, какой бы опыт уже не имелся за вашими плечами Индия не оставит равнодушным ни одного человека. Она словно создана для того, чтобы воодушевлять, одухотворять, заряжать своей неиссякаемой энергией и поражать шквалом эмоций от увиденных красот и испытанных впечатлений.

Трудно устоять перед той первозданной стихией, которой наполнена Индия. Это страна контрастов. Она так многообразна, что практически невозможно познакомиться с тем калейдоскопом культурного, исторического и религиозного наследия страны за один раз.

Посетив Индию однажды, вы непременно захотите вернуться. Ведь это – страна-загадка, которую непременно захочется разгадать.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector