На Берлинском кинофестивале раздали награды

Берлинале 2020

На Берлинском кинофестивале раздали награды

СОДЕРЖАНИЕ

Главный приз получил фильм «Синонимы» израильского режиссера Надав Лапида.

08:49, 17.02.2020 // Росбалт, В мире

В Берлинале Паласт состоялась церемония награждения победителей. Жюри 69-го Берлинале выбрало лучший фильм из 17 картин.

Им стала лента «Синонимы» израильского режиссера Надав Лапида. Фильм рассказывает о демобилизовавшемся израильтянине по имени Йоав, который приезжает в Париж с надеждой стать настоящим французом. Режиссеру картины вручили главную награду фестиваля — «Золотого льва».

Israeli director Nadav Lapid receives the highest prize, a Golden Bear, for best film at #Berlinale2020
? John MacDougall pic.twitter.com/AIbkhMfZda

— AFP Entertainment (@AFPceleb) February 16, 2020

Гран-при жюри получила картина «По воле Божьей» Франсуа Озона. Приз Альфреда Бауэра за открытие новых горизонтов в кинематографе «Серебряный медведь» получила картина «Бунтарка» Норы Финшелдт. «Серебряным медведем» также наградили Ангелу Шанелек за драму «Я была дома, но…» — приз она получила за лучшую режиссуру. Лучшими актерами стали артисты китайского фильма «Прощай, мой сын».

Россию на фестивале представили работа Александра Горчилина «Кислота» и фильм «Мальчик русский» Александра Золотухина.

Берлинский кинофестиваль проводится с 1951 года. 69-й Берлинаре проходит с 7 по 17 февраля, жюри основного конкурса возглавила французская актриса Жюльет Бинош.

Juliette Binoche being her adorable self during the premiere of her film «Who You Think I Am» at Berlinale #Berlinale2020 pic.twitter.com/xZjtOkb4Gx

— Best of Juliette Binoche (@binochedaily) February 12, 2020

Берлинале 2020

Берлинский кинофестиваль огласил полный список победителей. «Золотого медведя» взял фильм Надава Лапида «Синонимы», а второй главный приз — Гран-при жюри — «По воле божьей» ушел Франсуа Озону. И мы эти результатам очень рады!

Полный список победителей:

«Золотой медведь» за лучший фильм:

«Серебряный медведь» за фильм, открывающий новые перспективы (приз Альфреда Бауэра):

«Серебряный медведь» за режиссуру:

«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль:

«Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль:

«Серебряный медведь» за лучший сценарий:

«Серебряный медведь» за особый художественный вклад:

Оператор Расмус Видебек (фильм «Угоняя лошадей»)

«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм:

Umbra, реж. Флориан Фишер

«Серебряный медведь» жюри за короткометражный фильм:

Blue Boy, реж. Мануэль Абрамович

Основной конкурс: «Синонимы», реж. Надав Лапид;

Секция «Панорама»: «Дафне», реж. Федерико Бонди;

Секция «Форум»: Die Kinder der Toten, реж. Келли Коппер и Павол Лиска

Приз Экуменического жюри:

Основной конкурс: «Бог существует, ее имя — Петруния», реж. Теона Стругар Митевска;

Секция «Панорама»: Buoyancy, реж. Родд Ратьен;
Особое упоминание: «Полночный путешественник» (Midnight Traveler), реж. Хассан Фазили;

Секция «Форум»: «Земля», реж. Николаус Гейрхальтер

Приз зрительских симпатий секции «Панорама»:

Игровой фильм: «37 секунд» (37 Seconds), реж. ХИКАРИ
Документальный фильм: «Разговаривая о деревьях» (Talking About Trees), реж. Сухаир Гасмельбари

Победители премии «Сезар-2020»

Стали известны победители национальной премии Франции «Сезар». Лидерами по количеству призов стали фильмы «Опекунство» (4) Ксавье Леграна и «Братья Систерс» (4) Жака Одиара. .

Победители премии «Золотая малина 2020»

Объявлены победители премии «Золотая малина». В борьбе за худшие достижения в кинематографе столкнулись фильмы «Кодекс Готти», «Игрушки для взрослых», «Холмс .

Берлинале-2020: Выбор редакции

10 фильмов 69-го Берлинского кинофестиваля, на которые стоит обратить внимание. .

Берлинале-2020: дневник 15 февраля

Фильм-концерт Ареты Франклин, картина о толстеющей мавританской невесте, сатирический хоррор из Сингапура, китайская детективная драма и документалка о фотожурналистке против итальянской мафии .

Берлинале-2020: дневник 14 февраля

В День святого Валентина мы посмотрели классный корейский триллер, документалку о группе Die Toten Hosen и новый фильм Вана Сяошуая («Пекинский велосипед»). .

Берлинале-2020: дневник 13 февраля

Футуристическая драма о любви к Богу, документалка об Аньес Варда, история о первом испанском однополом браке от Изабель Койшет, снятый на фронтальную камеру фильм о полицейском произволе и отличная социальная драма в стиле Кристиана Мунджиу и Кена Лоуча. .

Берлинале 2020

В настоящее время мир большого кино стал неотъемлемой частью жизни практически каждого современного человека. Миллионы людей во всем мире регулярно, либо периодически совершают походы в кинозал, считая это мероприятие одним из лучших способов проведения досуга. И этот факт подтверждается небывалыми кассовыми киносборами. Разумеется, любовь зрителей является высоким показателем качества киноленты, однако, это далеко не всегда может служить объективным критерием оценки фильма. Ведь по достоинству оценить мастерство режиссера, актеров, операторов и других участников съемочного процесса могут только профессиональные кинокритики. Именно для этой цели организовываются различные кинофестивали, одним из которых является “Берлинале”.

Немного истории

Берлинский кинофестиваль был основан в далеком 1951 году. Его создателями стали страны-союзники во Второй мировой войне, представители которых в то время управляли столицей Западной Германии. Однако, привилегией называть победителя обладало исключительно германское жюри. В последующий годы правила были изменены. При голосовании стали учитываться результаты опросов, проводимые в иностранной прессе. Пятый год существования Берлинского фестиваля стал для него знаковым: в 1956 году он получил статус международного. Таким образом, картины-победители стали определятся голосованием профессиональных экспертов из других стран Европы.

Со времени основания “Берлинале” и вплоть до 1978 года столица Германии принимала у себя ценителей кино каждое лето. Начиная с 1979 года время проведения данного мероприятия было перенесено на февраль. В течении 14 дней во дворце Berlinale Palast страны-участницы представляют на суд зрителей и экспертного жюри свои лучшие работы. В рамках Берлинского международного кинофестивали свои первые премии получили такие гранды мирового киноискусства как Акира Куросава и Роман Полански. Также во многом благодаря “Берлинале” миру стали известны такие имена как Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Софи Лорен, Гари Купер и многие другие признанные ныне актеры.

Берлинале-2020: что нового?

Берлинский кинофестиваль, как и прежде, остается верен своим традициям и в следующем году основными претендентами на обладание главной премией станут полнометражные и короткометражные фильмы, снятые за год до начала события. Согласно с правилами “Берлинале”, представленные картины не должны быть номинантами других конкурсов. Заявки на участие в мероприятии принимаются до 12.10.2018 года. Даты проведения фестиваля уже определены. Мероприятие начнется 12 февраля 2020 года и продлится 10 дней (до 22 февраля 2020 года). Официальная церемония открытия запланирована на 12 февраля 2020 года, на которой и будет оглашен весь список фильмов-номинантов.

Помимо основной, в рамках данного мероприятия состоятся и другие конкурсные программы:

  1. Панорама (представление на суд зрителей и профессионального жюри новых работ знаменитых кинорежиссеров).
  2. Berlinale Special (проекты, выбранные для показа исключительно директорами фестиваля).
  3. Берлинале-форум (кинодебюты и инновационные работы молодых режиссеров).
  4. Berlinale Generation (конкурс для юных кинематографистов в категории до 14 лет).
  5. The Perspektive Deutsches Kino (программа, состоящая из двух конкурсов, посвященных молодым перспективным создателям современного немецкого кино).
  6. The Culinary Cinema (фильмы кулинарной тематик).

Номинации и награды Берлинале-2020

Статуэтка “Бронзовый медведь”

Вручается победителям в номинациях:

  • лучшая драма;
  • лучшая комедия;
  • лучший документальный фильм.

Статуэтка “Серебряный медведь”

Вручается победителям в номинациях:

  • лучший режиссер;
  • лучший актер;
  • лучшая актриса;
  • лучшая саундтрек;
  • гран-при жюри.

Статуэтка “Золотой медведь”

Вручается победителю в номинации:

Берлинале-2020: «Доброта незнакомцев» – трогательная драма о любви к ближнему

Берлинский кинофестиваль 2020 открылся фильмом с говорящим названием — «Доброта незнакомцев» — от режиссера мелодрамы «Воспитание чувств» Лоне Шерфиг.

В сюжете переплетаются истории нескольких персонажей — одна драматичнее другой. Молодой парень Джефф (Калеб Лэндри Джонс) не может проработать и дня на новом ме-сте из-за своей неуклюжести (поверьте, у Калеба бывают и такие роли). Из-за этого он оказывается на улице и чуть не умирает от холода. Его спасает медсестра Элис (Андреа Райзборо), которая, не жалея себя, стремится помочь всем и каждому: то пациентам в госпитале, то координируя группу поддержки под названием Forgiveness, то раздавая еду бездомным в качестве волонтера. Бывший заключенный Марк (Тахир Рахим) благодаря адвокату Джону Питеру (Джей Барушель) выходит из тюрьмы раньше срока и устраивается работать в русский ресторан «Зимний дворец», которым заправляет мастерски ими-тирующий русский акцент Тимофей (Билл Найи).

Но основная сюжетная линия здесь все-таки у домохозяйки Клары (Зои Казан), которая сажает в машину двух сыновей и сбегает из дома в Нью-Йорк, чтобы начать новую жизнь подальше от мужа-абьюзера. Вот только проблема в том, что он работает в полиции и с легкостью может вычислить локацию жены. Поэтому погоня за счастьем вскоре превращается в бегство от ужасной реальности. Но это все не так уж и страшно, ведь добродушные незнакомцы, которых Клара встречает на своем пути, помогут справиться с любыми невзгодами.

Берлинаре-2020, «Доброта незнакомцев»

«Доброта незнакомцев» идеально вписывается в повестку дня. Во-первых, здесь поднимается, пожалуй, одна из самых актуальных тем нашего времени — как перестать бояться абьюзера и полюбить свободу от домашнего насилия. Правда, как показывает Шерфиг, приняв это решение, будь готов принять и последствия. Таких вот Клар, которые оставляют работу ради семьи, вокруг немало, поэтому, проявив силу воли и выбравшись из деструктивных отношений, рискуешь остаться на улице и лишиться нажитого комфорта. Тем не менее героиня Казан стойко принимает трудности и ясно дает понять, что обратного пути для нее не существует. Ведь она воплощает на экране образ той самой сильной женщины, способной вызвать сильный резонанс на фоне поднявшихся после движения #MeToo общественных волнений.

Берлинаре-2020, «Доброта незнакомцев»

Во-вторых, это несомненно духоподъемное кино, пропагандирующее в крайне ненавязчивой манере безоговорочную и ничего не требующую взамен человеческую доброту. Современная реальность такова, что подобные фильмы жизненно необходимы, чтобы растопить своим теплом холодные глыбы агрессии, обрушивающиеся на нас ежедневно со всех сторон. И, даже несмотря на небольшой перебор с наивностью и некой сказочностью (злодеи будут наказаны, а героям воздатся за их страдания), с этой задачей Шерфиг справляется.

Берлинаре-2020, «Доброта незнакомцев»

В фильме много персонажей, и наблюдать за каждым из них действительно увлекательно. Во многом это, конечно же, заслуга актеров, ведь Лоне Шерфиг приютила под своим крылом, пожалуй, самый звездный каст конкурсной программы Берлинале. Но есть среди них еще один главный герой — Нью-Йорк. И в «Доброте незнакомцев» он предстает в совершенно новом и не типичном для себя облике. Вместо кричащего об успехе города мечты со сверкающими таблоидами и колоритными жителями мы попадаем на незащищенную территорию, заполненную пустотой и холодом. Более того, главной локацией фильма и вовсе служит русский ресторан, в меню которого вошли все излюбленные стереотипы о России. На вопрос, почему Шерфиг это сделала, она ответила, что это был всего лишь китч без какой-либо задней мысли. Что ж, российский кавер на The House of Rising Sun, депортировавший Новый Орлеан в славный город Волгоград, явно того стоил.

Картина в целом не лишена изъянов, но она все же несет в себе крайне важный и актуальный посыл, который всегда находит отклик у зрителя. Твори добро. Если бьет, уходи. Помогай ближнему своему, но и о себе не забывай. Вот они, три кита, на которых держится картина Шерфиг, а вместе с ней и наша вера в лучшее будущее.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Живой Берлин

Берлинале-2020: Итоги. О личном и политическом

Одиннадцать дней промчались в водовороте кинопоказов, красных дорожек, пресс-конференций и фотоколлов, блеске нарядов, вспышек фотокамер, бессонных ночей для прессы и кинолюбителей. Теперь, когда известны обладатели медведей всех мастей, самое время оглянуться и вспомнить, каким был Берлинале номер 69.

«Косслик взял кинофестиваль и превратил его в грандиозную вечеринку», — сказала завсегдатай Берлинале Тильда Суинтон в ответ на вопрос о том, чего ей будет не хватать после ухода нынешнего директора.

Последний фестиваль Дитера Косслика действительно был похож на грандиозную вечеринку. И эта вечеринка, определенно, удалась.

Даже самые придирчивые критики признают, что фестивальная программа, которую до начала киносмотра многие называли слабой, оказалась прямо противоположной. Откровенных провалов в конкурсе не было совсем, да и призы распределились закономерно, логично и обоснованно.

Официальным девизом фестиваля стал слоган женского движения Women’s Lib 1969 года: «Все личное — политично!». Этот девиз удачно сочетался с фокусом на женщинах-кинодеятелях и женских историях. Даже секция «Ретроспектива» была полностью посвящена режиссерам-женщинам с 1960-х до 1990-х.

Фильмы, одержавшие победу в этом году, стройно вписываются в вышеозначенную тематику.

Главный приз фестиваля — «Золотого медведя» — увозит с собой израильский режиссер Надав Лапид. Это первая победа Израиля на Берлинале и вторая — на каком бы то ни было кинофестивале.

Надав Лапид. Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2020

Фильм Лапида «Синонимы» обратил на себя внимание не только своим юмором и актуальной тематикой, но и непохожестью ни на что другое. Это пример того самого «фестивального» кино, которое достаточно странное и остропроблемное, чтобы понравиться жюри, но, в то же время, остроумное и динамичное, чтобы удержать внимание простого зрителя.

Картина рассказывает об израильском парне Йоаве, который приезжает в Париж, чтобы полностью отказаться от своего языка и национальной идентичности и превратиться во француза. Фильм отчасти автобиографичен: Надав Лапид в свое время тоже приезжал во Францию, чтобы остаться там навсегда, но в результате вернулся обратно в Израиль.

«Серебряного медведя» в номинации «Гран при большого жюри» получил Франсуа Озон за свою ленту «Милостью Божьей». Это очень тщательно проработанная и подробная история о трех повзрослевших жертвах сексуального насилия со стороны лионского священника отца Пренара. Они объединяются и разворачивают грандиозную общественную компанию, чтобы привлечь к ответственности не только самого святого отца, но и его руководство, годами покрывавшее педофила.

Пусть Озон этим фильмом не открыл новых для себя вершин в кинематографе, но он сделал очень важное и своевременное кино о круговой поруке, замалчивании правды и о том, что, объединившись, жертвы могут победить и добиться справедливости даже в том случае, когда их противник — сама католическая церковь со всеми печатями молчания и попытками «не выносить сор из избы».

Еще две ленты, удостоенные «Серебряных медведей», напрямую связаны с политической тематикой. Это «Прощай, мой сын» режиссера Ван Сяошуайа (целых два медведя за лучшую мужскую и женскую роль у Ван Цзиньчун и Юн Мэй) и «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези, получивший приз за лучший сценарий.

«Прощай, мой сын» — эпическая сага о супругах из Китая, которые теряют единственного ребенка во времена «Культурной революции», когда действовала политика «одного ребенка на семью» и практика принудительных абортов.

Фильм сопровождает супругов на протяжении 20 лет , показывая сквозь призму частной истории, как разрушительно китайская политика того времени влияла на жителей страны.

Другим «политическим» медведем можно назвать приз за лучший сценарий картины «Пираньи Неаполя», написанный Клаудио Джованнези, Роберто Савьяно и Маурицио Брауччи.

«Я был дома, но…» Ангелы Шанелек — самый специфический фильм фестиваля. Одни критики сразу окрестили его «единственным шедевром Берлинале», другие встречали присуждение Шанелек «Серебряного медведя» за режиссуру гулом неодобрения.

В этом году Шанелек, классик кино «Немецкой волны», впервые участвовала в крупном кинофестивале за всю свою долгую карьеру. «Это очень мило», — сказала режиссер, принимая серебряную статуэтку на церемонии награждения.

Кадр из фильма «Я был дома, но…». Изображение: Internationale Filmfestspiele Berlin 2020 / Nachmittagfilm

А вот фильм «Разрушительница системы» режиссера-дебютантки Норы Фингшайдт, получивший не только признание большого жюри в виде «Приза Альфреда Бауэра» за открытие новых перспектив в киноискусстве, но и приз зрительских симпатий читательского жюри Berliner Morgenpost, стал одним из моих личных фаворитов и открытий фестиваля.

Это картина не столько о работе немецкой системы социальных служб с трудными детьми и даже не история о том, как неуправляемый ребенок может ответить агрессией на любую доброту. Это история о хрупкости прогресса и душевного равновесия у людей с уязвимой психикой.

В течение всего фильма Бенни пытается найти «настоящую семью», регулярно делает тот или иной шаг в сторону улучшения и стабилизации состояния. Зритель, затаив дыхание, надеется, что, ну вот, может быть сейчас все стабилизируется и наконец-то пойдет хорошо.

Но тут происходит очередное событие и весь прогресс катится к чертям, каждый раз со все более стремительной скоростью и тяжелыми последствиями.

Еще одна «неоспоримая награда» — «Серебряный медведь» для оператора норвежского фильма «Пора уводить коней» Расмуса Видебэка за вклад в кинематограф.

Это тот случай, когда фильм нужно просто идти и смотреть, ведь никакие слова не передадут ту атмосферу, в которую погружают зрителя завораживающие пейзажи Норвегии, где каждый кадр не только эстетически совершенен, но и осмыслен.

Лучшим дебютом в полнометражном кино стала картина Мехмеда Акифа «Орэй», которая рассказывает о столкновении религии с личными убеждениями и семейными отношениями отдельного человека.

Среди документальных работ победил фильм «Разговаривая о деревьях» Сухаиба Гасмелбэри. Удивительная история о кинематографе в Судане, а точнее, о его 80-летнем отсутствии.

Трейлер фильма «Пора уводить коней»

В блеске золота и серебра многие забывают о призах независимых жюри, а мне хочется упомянуть этих победителей, продемонстрировавших поддержку феминизма и «женского слова» в киноискусстве.

Целых два приза малых жюри получила «самая феминистическая лента фестиваля» под названием: «Бог есть: ее зовут Петруния» режиссера Теоны Стругар Митевску, сценаристки Элмы Татараджич, оператора Виржини Сен Мартен, монтажера Мари-Элен Дозо и звукорежиссера Ингрид Симон. Единственный мужчина в команде создателей — художник-постановщик Вук Митевски, брат постановщицы.

«Петруния» рассказывает удивительную по своей абсурдности, трагикомичную историю о том, как весь город ополчился на девушку с редким именем и нежеланием жить так, как ей предписано. Во время традиционно мужского соревнования по вылавливанию освященного креста из реки на один из религиозных праздников, Петруния неожиданно для самой себя прыгнула в реку и поймала крест, нарушив все неписанные правила патриархального сообщества. Причем история происходит не в средние века, а в наши дни.

Приз зрительских симпатий в секции «Панорама» получила японская лента «37 секунд» от режиссера-дебютантки HIKARI. 37 секунд — именно столько с момента рождения главная героиня Юма не могла дышать, что навсегда приковало ее к инвалидному креслу.

Юма хочет жить полной жизнью. Она работает художницей комиксов на пару со своей школьной подругой, которая подло присваивает себе все результаты совместного труда. Тогда Юма решает рисовать хентай — комиксы для взрослых. Но издатель считает, что для этого Юме необходим личный сексуальный опыт.

«37 секунд» — история о сексуальном пробуждении девушки с инвалидностью, сделанная психологически тонко, искренне и с юмором.

«Инвалидность по прежнему является табу в большинстве стран Азии», — объясняет режиссер. — «Я хотела показать, что люди с ограниченными возможностями могут строить свою жизнь по-разному . Ровно так же, как и люди, чьи возможности не ограничены физическими недугами».

Кадр из фильма «37 секунд». Изображение: Internationale Filmfestspiele Berlin 2020 / Knockonwood

Очевидно, что анонсированное вначале Берлинале намерение привлечь внимание к вопросам гендерного равенства, Women Power и защиты уязвимых членов общества было реализовано в полном объеме. Не только в программе, сюжетах, тематиках и составах жюри, но также в логике присуждения призов.

Только не подумайте, что количество и качество наград каким-либо образом связано с гендерной принадлежностью создателей.

Как сказал Дитер Косслик в день открытия фестиваля: «Я выбирал режиссеров не потому, что они женщины, а потому, что они сняли чертовски хорошие фильмы».

В завершение мне хочется вспомнить слова Эллы Салтмарш (Ella Saltmarshe):

«Люди всегда использовали истории, чтобы понять наш хаотичный мир. Истории создают, воздвигают и свергают системы. Истории определяют то, как мы понимаем мир, наше место в нем и нашу способность менять его».

Фото в анонсе: Richard Hübner / Berlinale 2020

Берлинале 2020

В настоящее время мир большого кино стал неотъемлемой частью жизни практически каждого современного человека. Миллионы людей во всем мире регулярно, либо периодически совершают походы в кинозал, считая это мероприятие одним из лучших способов проведения досуга. И этот факт подтверждается небывалыми кассовыми киносборами. Разумеется, любовь зрителей является высоким показателем качества киноленты, однако, это далеко не всегда может служить объективным критерием оценки фильма. Ведь по достоинству оценить мастерство режиссера, актеров, операторов и других участников съемочного процесса могут только профессиональные кинокритики. Именно для этой цели организовываются различные кинофестивали, одним из которых является “Берлинале”.

Немного истории

Берлинский кинофестиваль был основан в далеком 1951 году. Его создателями стали страны-союзники во Второй мировой войне, представители которых в то время управляли столицей Западной Германии. Однако, привилегией называть победителя обладало исключительно германское жюри. В последующий годы правила были изменены. При голосовании стали учитываться результаты опросов, проводимые в иностранной прессе. Пятый год существования Берлинского фестиваля стал для него знаковым: в 1956 году он получил статус международного. Таким образом, картины-победители стали определятся голосованием профессиональных экспертов из других стран Европы.

Со времени основания “Берлинале” и вплоть до 1978 года столица Германии принимала у себя ценителей кино каждое лето. Начиная с 1979 года время проведения данного мероприятия было перенесено на февраль. В течении 14 дней во дворце Berlinale Palast страны-участницы представляют на суд зрителей и экспертного жюри свои лучшие работы. В рамках Берлинского международного кинофестивали свои первые премии получили такие гранды мирового киноискусства как Акира Куросава и Роман Полански. Также во многом благодаря “Берлинале” миру стали известны такие имена как Жан-Поль Бельмондо, Джейн Фонда, Софи Лорен, Гари Купер и многие другие признанные ныне актеры.

Берлинале-2020: что нового?

Берлинский кинофестиваль, как и прежде, остается верен своим традициям и в следующем году основными претендентами на обладание главной премией станут полнометражные и короткометражные фильмы, снятые за год до начала события. Согласно с правилами “Берлинале”, представленные картины не должны быть номинантами других конкурсов. Заявки на участие в мероприятии принимаются до 12.10.2018 года. Даты проведения фестиваля уже определены. Мероприятие начнется 12 февраля 2020 года и продлится 10 дней (до 22 февраля 2020 года). Официальная церемония открытия запланирована на 12 февраля 2020 года, на которой и будет оглашен весь список фильмов-номинантов.

Помимо основной, в рамках данного мероприятия состоятся и другие конкурсные программы:

  1. Панорама (представление на суд зрителей и профессионального жюри новых работ знаменитых кинорежиссеров).
  2. Berlinale Special (проекты, выбранные для показа исключительно директорами фестиваля).
  3. Берлинале-форум (кинодебюты и инновационные работы молодых режиссеров).
  4. Berlinale Generation (конкурс для юных кинематографистов в категории до 14 лет).
  5. The Perspektive Deutsches Kino (программа, состоящая из двух конкурсов, посвященных молодым перспективным создателям современного немецкого кино).
  6. The Culinary Cinema (фильмы кулинарной тематик).

Номинации и награды Берлинале-2020

Статуэтка “Бронзовый медведь”

Вручается победителям в номинациях:

  • лучшая драма;
  • лучшая комедия;
  • лучший документальный фильм.

Статуэтка “Серебряный медведь”

Вручается победителям в номинациях:

  • лучший режиссер;
  • лучший актер;
  • лучшая актриса;
  • лучшая саундтрек;
  • гран-при жюри.

Статуэтка “Золотой медведь”

Вручается победителю в номинации:

Новости. Кино

Берлинале 2020: победители

В немецкой столице завершился 69-й Берлинский кинофестиваль. Жюри во главе с известной французской актрисой, Жюльетт Бинош, присудило главный приз картине «Синонимы» Надава Лапида. Лента рассказывает про молодого израильтянина, Иоава, который приезжает в Париж, чтобы навсегда избавиться от собственной национальности, которая для него похожа на раковую опухоль. Однако стать французом не так просто, как думал молодой человек. Второй по значимости приз, Гран-при, получила лента Франсуа Озона, «По милости Божьей», которая выйдет в прокат 4 апреля 2020 года. Полный список победителей выглядит следующим образом:

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

«Золотой медведь» за лучший фильм: «Синонимы» (Франция, Израиль, Германия/ Мировая премьера/ драма, трагикомедия). Режиссер — Надав Лапид

Гран-при: «По милости Божьей» (Франция/ драма), реж. Франсуа Озон

«Серебряный медведь» за лучшую режиссуру: Ангела Шанелек, «Я был дома, но», Германия, Сербия

«Сребряный медведь» лучшей актрисе: Yong Mei, «So Long, My Son», Китай, реж. Ван Сяошуай

«Сребряный медведь» лучшему актеру: Wang Jingchun, «So Long, My Son», Китай, реж. Ван Сяошуай

«Серебряный медведь» за лучший сценарий: Maurizio Braucci, Claudio Giovannesi, Roberto Saviano; «Пиранья», Италия, реж. Клаудио Джованнези

«Серебряный медведь» за художественный вклад: Rasmus Videbæk за операторскую работу в фильме «Пора уводить коней», Норвегия, Швеция, Дания. Режиссер: Ханс Петтер Муланд

Приз Альфреда Бауэра: «System Crasher», Германия. Режиссер: Nora Fingscheidt

ДРУГИЕ НАГРАДЫ

Приз экуменического жюри: «God Exists, Her Name is Petrunija», Македония, Бельгия, Словения,Хорватия, Франция. Режиссер: Teona Strugar Mitevska

Приз ФИПРЕССИ:

  • Оновной конкурс: «Синонимы» (Франция, Израиль, Германия/ реж. Надав Лапид)
  • «Панорама»: «Дафна» (Италия/ реж. Федерик Бонди)
  • «Форум»: «Die Kinder der Toten» (Австрия/ реж. Kelly Copper, Pavol Liska)

Полный список победителей представлен на официальном сайте фестиваля. Смотр проходил с 7 по 16 февраля 2020 г.

Живой Берлин

Берлинале-2020: Итоги. О личном и политическом

Одиннадцать дней промчались в водовороте кинопоказов, красных дорожек, пресс-конференций и фотоколлов, блеске нарядов, вспышек фотокамер, бессонных ночей для прессы и кинолюбителей. Теперь, когда известны обладатели медведей всех мастей, самое время оглянуться и вспомнить, каким был Берлинале номер 69.

«Косслик взял кинофестиваль и превратил его в грандиозную вечеринку», — сказала завсегдатай Берлинале Тильда Суинтон в ответ на вопрос о том, чего ей будет не хватать после ухода нынешнего директора.

Последний фестиваль Дитера Косслика действительно был похож на грандиозную вечеринку. И эта вечеринка, определенно, удалась.

Даже самые придирчивые критики признают, что фестивальная программа, которую до начала киносмотра многие называли слабой, оказалась прямо противоположной. Откровенных провалов в конкурсе не было совсем, да и призы распределились закономерно, логично и обоснованно.

Официальным девизом фестиваля стал слоган женского движения Women’s Lib 1969 года: «Все личное — политично!». Этот девиз удачно сочетался с фокусом на женщинах-кинодеятелях и женских историях. Даже секция «Ретроспектива» была полностью посвящена режиссерам-женщинам с 1960-х до 1990-х.

Фильмы, одержавшие победу в этом году, стройно вписываются в вышеозначенную тематику.

Главный приз фестиваля — «Золотого медведя» — увозит с собой израильский режиссер Надав Лапид. Это первая победа Израиля на Берлинале и вторая — на каком бы то ни было кинофестивале.

Надав Лапид. Фото: Internationale Filmfestspiele Berlin 2020

Фильм Лапида «Синонимы» обратил на себя внимание не только своим юмором и актуальной тематикой, но и непохожестью ни на что другое. Это пример того самого «фестивального» кино, которое достаточно странное и остропроблемное, чтобы понравиться жюри, но, в то же время, остроумное и динамичное, чтобы удержать внимание простого зрителя.

Картина рассказывает об израильском парне Йоаве, который приезжает в Париж, чтобы полностью отказаться от своего языка и национальной идентичности и превратиться во француза. Фильм отчасти автобиографичен: Надав Лапид в свое время тоже приезжал во Францию, чтобы остаться там навсегда, но в результате вернулся обратно в Израиль.

«Серебряного медведя» в номинации «Гран при большого жюри» получил Франсуа Озон за свою ленту «Милостью Божьей». Это очень тщательно проработанная и подробная история о трех повзрослевших жертвах сексуального насилия со стороны лионского священника отца Пренара. Они объединяются и разворачивают грандиозную общественную компанию, чтобы привлечь к ответственности не только самого святого отца, но и его руководство, годами покрывавшее педофила.

Пусть Озон этим фильмом не открыл новых для себя вершин в кинематографе, но он сделал очень важное и своевременное кино о круговой поруке, замалчивании правды и о том, что, объединившись, жертвы могут победить и добиться справедливости даже в том случае, когда их противник — сама католическая церковь со всеми печатями молчания и попытками «не выносить сор из избы».

Еще две ленты, удостоенные «Серебряных медведей», напрямую связаны с политической тематикой. Это «Прощай, мой сын» режиссера Ван Сяошуайа (целых два медведя за лучшую мужскую и женскую роль у Ван Цзиньчун и Юн Мэй) и «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези, получивший приз за лучший сценарий.

«Прощай, мой сын» — эпическая сага о супругах из Китая, которые теряют единственного ребенка во времена «Культурной революции», когда действовала политика «одного ребенка на семью» и практика принудительных абортов.

Фильм сопровождает супругов на протяжении 20 лет , показывая сквозь призму частной истории, как разрушительно китайская политика того времени влияла на жителей страны.

Другим «политическим» медведем можно назвать приз за лучший сценарий картины «Пираньи Неаполя», написанный Клаудио Джованнези, Роберто Савьяно и Маурицио Брауччи.

«Я был дома, но…» Ангелы Шанелек — самый специфический фильм фестиваля. Одни критики сразу окрестили его «единственным шедевром Берлинале», другие встречали присуждение Шанелек «Серебряного медведя» за режиссуру гулом неодобрения.

В этом году Шанелек, классик кино «Немецкой волны», впервые участвовала в крупном кинофестивале за всю свою долгую карьеру. «Это очень мило», — сказала режиссер, принимая серебряную статуэтку на церемонии награждения.

Кадр из фильма «Я был дома, но…». Изображение: Internationale Filmfestspiele Berlin 2020 / Nachmittagfilm

А вот фильм «Разрушительница системы» режиссера-дебютантки Норы Фингшайдт, получивший не только признание большого жюри в виде «Приза Альфреда Бауэра» за открытие новых перспектив в киноискусстве, но и приз зрительских симпатий читательского жюри Berliner Morgenpost, стал одним из моих личных фаворитов и открытий фестиваля.

Это картина не столько о работе немецкой системы социальных служб с трудными детьми и даже не история о том, как неуправляемый ребенок может ответить агрессией на любую доброту. Это история о хрупкости прогресса и душевного равновесия у людей с уязвимой психикой.

В течение всего фильма Бенни пытается найти «настоящую семью», регулярно делает тот или иной шаг в сторону улучшения и стабилизации состояния. Зритель, затаив дыхание, надеется, что, ну вот, может быть сейчас все стабилизируется и наконец-то пойдет хорошо.

Но тут происходит очередное событие и весь прогресс катится к чертям, каждый раз со все более стремительной скоростью и тяжелыми последствиями.

Еще одна «неоспоримая награда» — «Серебряный медведь» для оператора норвежского фильма «Пора уводить коней» Расмуса Видебэка за вклад в кинематограф.

Это тот случай, когда фильм нужно просто идти и смотреть, ведь никакие слова не передадут ту атмосферу, в которую погружают зрителя завораживающие пейзажи Норвегии, где каждый кадр не только эстетически совершенен, но и осмыслен.

Лучшим дебютом в полнометражном кино стала картина Мехмеда Акифа «Орэй», которая рассказывает о столкновении религии с личными убеждениями и семейными отношениями отдельного человека.

Среди документальных работ победил фильм «Разговаривая о деревьях» Сухаиба Гасмелбэри. Удивительная история о кинематографе в Судане, а точнее, о его 80-летнем отсутствии.

Трейлер фильма «Пора уводить коней»

В блеске золота и серебра многие забывают о призах независимых жюри, а мне хочется упомянуть этих победителей, продемонстрировавших поддержку феминизма и «женского слова» в киноискусстве.

Целых два приза малых жюри получила «самая феминистическая лента фестиваля» под названием: «Бог есть: ее зовут Петруния» режиссера Теоны Стругар Митевску, сценаристки Элмы Татараджич, оператора Виржини Сен Мартен, монтажера Мари-Элен Дозо и звукорежиссера Ингрид Симон. Единственный мужчина в команде создателей — художник-постановщик Вук Митевски, брат постановщицы.

«Петруния» рассказывает удивительную по своей абсурдности, трагикомичную историю о том, как весь город ополчился на девушку с редким именем и нежеланием жить так, как ей предписано. Во время традиционно мужского соревнования по вылавливанию освященного креста из реки на один из религиозных праздников, Петруния неожиданно для самой себя прыгнула в реку и поймала крест, нарушив все неписанные правила патриархального сообщества. Причем история происходит не в средние века, а в наши дни.

Приз зрительских симпатий в секции «Панорама» получила японская лента «37 секунд» от режиссера-дебютантки HIKARI. 37 секунд — именно столько с момента рождения главная героиня Юма не могла дышать, что навсегда приковало ее к инвалидному креслу.

Юма хочет жить полной жизнью. Она работает художницей комиксов на пару со своей школьной подругой, которая подло присваивает себе все результаты совместного труда. Тогда Юма решает рисовать хентай — комиксы для взрослых. Но издатель считает, что для этого Юме необходим личный сексуальный опыт.

«37 секунд» — история о сексуальном пробуждении девушки с инвалидностью, сделанная психологически тонко, искренне и с юмором.

«Инвалидность по прежнему является табу в большинстве стран Азии», — объясняет режиссер. — «Я хотела показать, что люди с ограниченными возможностями могут строить свою жизнь по-разному . Ровно так же, как и люди, чьи возможности не ограничены физическими недугами».

Кадр из фильма «37 секунд». Изображение: Internationale Filmfestspiele Berlin 2020 / Knockonwood

Очевидно, что анонсированное вначале Берлинале намерение привлечь внимание к вопросам гендерного равенства, Women Power и защиты уязвимых членов общества было реализовано в полном объеме. Не только в программе, сюжетах, тематиках и составах жюри, но также в логике присуждения призов.

Только не подумайте, что количество и качество наград каким-либо образом связано с гендерной принадлежностью создателей.

Как сказал Дитер Косслик в день открытия фестиваля: «Я выбирал режиссеров не потому, что они женщины, а потому, что они сняли чертовски хорошие фильмы».

В завершение мне хочется вспомнить слова Эллы Салтмарш (Ella Saltmarshe):

«Люди всегда использовали истории, чтобы понять наш хаотичный мир. Истории создают, воздвигают и свергают системы. Истории определяют то, как мы понимаем мир, наше место в нем и нашу способность менять его».

Фото в анонсе: Richard Hübner / Berlinale 2020

15 самых ожидаемых фильмов Берлинского кинофестиваля

«Одна секунда» («Yi miao zhong»), реж. Чжан Имоу

Китай во время культурной революции. В пустыне пересекаются пути заключенного и девочки-сироты. Он сбежал из трудового лагеря, рискуя быть приговоренным к еще большему сроку заключения, с одной лишь целью — посмотреть важную кинохронику. При этом в картине беглецу важна всего одна секунда, которая перевернет всю его жизнь. Режиссер Чжан Имоу отдает дань уважения сельским традициям и тому благоговению, которое китайские крестьяне испытывают перед кинопленкой. Кажется, мастер исторических эпических полотен («Дом летающих кинжалов», «Проклятие золотого цветка») на этот раз обратился к социальному реализму.

«Мистер Джонс» («Mr. Jones»), реж. Агнешка Холланд

В марте 1933 года уэльский журналист Гарет Джонс садится на поезд из Москвы в Харьков. Он выходит на маленькой станции и отправляется пешком в путешествие по стране, где сталкивается с ужасами Голодомора. Повсюду — мертвецы, и везде, куда бы он ни шел, он встречает приспешников советских спецслужб, которые препятствуют попаданию новостей о катастрофе в СМИ. При поддержке Ады Брукс, репортера «Нью-Йорк Таймс», Джонсу удается распространить шокирующие новости на Западе, тем самым ставя на место своего конкурента, лауреата Пулитцеровской премии, просталинского журналиста Уолтера Дюранти. Фильм рьяной правозащитницы Агнешки Холланд снят в Польше, Шотландии и в Украине и рассказывает о легендарном журналисте Гарете Джонсе (1905–1935), который, несмотря на ожесточенное сопротивление, поведал миру правду. Предыдущий фильм Холланд «След зверя», также представленный на Берлинале два года назад, был посвящен теме экологической защиты, но главного приза не получил.

«Мальчик русский», реж. Александр Золотухин

Дебют еще одного ученика киношколы Александра Сокурова. По утверждению Сокурова, это кино — его самое любимое из всех. В окопе Первой мировой войны веснушчатый русский юноша в форме теряет зрение во время немецкой газовой атаки. Но он остается на фронте из-за своего острого слуха: его направляют слушать звуки самолетов противника у гигантских металлических труб, которые образуют своего рода систему раннего предупреждения. Русский мальчик познает мир наощупь, а камера следует за ним. Александр Золотухин в своем дебюте также использовал современные документальные записи репетиций оркестра для Фортепианного концерта Сергея Рахманинова № 3 соч. 30 (1909).

«Золотая перчатка» («Der Goldene Handschuh»), реж. Фатих Акин

Район Сант-Паули в Гамбурге в 1970-х годах населяли проститутки, наркоманы и алкоголики. Один из посетителей местного бара «Золотая перчатка» — Фриц Хонка, невысокий мужчина с несчастным лицом в толстых очках в роговой оправе. Здесь он знакомится с одинокими пьющими пожилыми женщин, избивает и душит их в своей квартире на чердаке, а затем расчленяет и избавляется от трупов, распыляя ароматизатор по всему дому. Фильм основан на реальном деле маньяка Фрице Хонке, описанном в романе Хайнца Струнки в 2016 году. Фатих Акин, чей предыдущий фильм «На грани» рассказывал о неонацистских движениях в Германии, на этот раз обратился к темной стороне немецкого «экономического чуда» и нарисовал психологический портрет серийного убийцы.

«Пора уводить коней» («Out Stealing Horses»), реж. Ханс Петтер Моланд

Фильм основан на одноименном романе Пера Петтерсона и является не только драмой о любви и разочаровании, но и рассказывает о нацистском прошлом Норвегии. Стеллан Скарсгорд играет вдовца Тронда, который переехал из Осло в небольшую деревню на востоке Норвегии. На дворе 1999 год, тысячелетие подходит к концу, как и жизнь Тронда. Однажды зимней ночью он встречает старого знакомого из своей юности. Встреча переносит его мысли в 1948 год, когда Тронд провел все лето в деревянной хижине у реки со своим отцом, где они рубили лес, катались на диких лошадях и чувствовали себя счастливыми, но нацистское прошлое давало о себе знать. Фильм снял мастер нордического триллера Ханс Петтер Моланд, который уже работал со Скарсгордом в фильме «Дурацкое дело нехитрое», который недавно переснял на английском языке с Лайамом Нисоном («Снегоуборщик» как раз скоро выходит в прокат).

«Враги» («Lʼadieu à la nuit»), реж. Андре Тешине

Мюриэль (Кэтрин Денев) живет во Франции, она разводит лошадей и управляет плантацией миндаля. Детство и юность она провела в Алжире, а потом воспитывала своего внука после трагической смерти его матери в результате несчастного случая. Когда приезжает внук Алекс, оказывается, что он сильно изменился и у него есть какие-то мутные планы в Канаде, которые могут быть опасны (молодой человек связан с радикальным исламом). Разрываясь между любовью и заботой, главная героиня решается на неожиданный шаг, и фильм из семейной мелодрамы превращается в политический триллер. Каннский лауреат Андре Тешине (приз за режиссуру) в последний раз представлял в Берлине свою картину три года назад — «Когда тебе 17 лет». Это была жесткая семейная драма о запретной любви матери одного из подростков к его чернокожему другу.

Берлинале 2020: программы основного конкурса и Berlinale Special сформированы

С 7 по 17 февраля 2020 года в Германии пройдет 69 Берлинский Международный кинофестиваль/ Berlin International Film Festival. Организаторы назвали еще 5 фильмов, отобранных для участия в основном конкурсе смотра и 3 в Berlinale Special.

В основном конкурсе 17 из 23 отобранных проектов, в работе над которыми приняли участие 25 стран, поборются за награды фестиваля – Золотого и Серебряного медведей. Для 20 лент состоится мировая премьера. Семь фильмов, претендующих на награды, сняты женщинами. Российские картины в программах не представлены.

Новые фильмы основного конкурса

«Farewell to the Night», Франция, Германия
Режиссер Андре Тешине
Мировая премьера, вне конкурса

«Amazing Grace», док., США
Режиссер Алан Эллиотт
Мировая премьера, вне конкурса

«Синонимы», Франция, Израиль, Германия
Режиссер Надав Лапид
Мировая премьера

«Власть», США
Режиссер Адам МакКей
Немецкая премьера, вне конкурса

«Одна секунда», Китай
Режиссер Чжан Имоу
Мировая премьера

Ранее объявленные фильмы основного конкурса

«Доброта незнакомцев», Дания, Канада, Швеция, Германия
Режиссер Лоне Шерфиг
Фильм открытия

«Земля под моими ногами, Австрия
Режиссер Мари Крёйцер

«Золотая перчатка», Германия, Франция
Режиссер Фатих Акин

«Божьей милостью», Франция
Режиссер Франсуа Озон

«Я был дома, но», Германия, Сербия
Режиссер Ангела Шанелек

«Сказка о трех сестрах», Турция, Германия, Нидерланды, Греция
Режиссер Эмин Элпер

«Город-призрак. Антология», Канада
Режиссер Дени Коте

«So Long, My Son», Китай
Режиссер Ван Сяошуай
Мировая премьера

«Элиза и Марсела», Испания
Режиссер Изабель Койшет
Мировая премьера

«God Exists, Her Name is Petrunija», Македония, Бельгия, Словения,Хорватия, Франция
Режиссер Teona Strugar Mitevska
Мировая премьера

«Marighella», Бразилия
Режиссер Вагнер Моура
Мировая премьера, вне конкурса

«Мистер Джонс», Польша, Великобритания, Украина
Режиссер Агнешка Холланд
Мировая премьера

«Öndög», Монголия
Режиссер Ван Цюаньань
Мировая премьера

«The Operative», Германия, Израиль, Франция, США
Режиссер Ювал Адлер
Мировая премьера, вне конкурса

«Пиранья», Италия
Режиссер Клаудио Джованнези
Мировая премьера

«System Crasher», Германия
Режиссер Nora Fingscheidt
Мировая премьера

«Пора уводить коней», Норвегия, Швеция, Дания
Режиссер Ханс Петтер Муланд
Мировая премьера

«Varda by Agnès», док., Франция
Режиссер Аньес Варда
Мировая премьера, вне конкурса

Новые участники Berlinale Special

«Peter Lindbergh — Women Stories», док., Германия
Режиссер Jean Michel Vecchiet
Мировая премьера

«Фотография», Индия, Германия, США
Режиссер Ритеш Батра
Европейская премьера

«You Only Live Once — Die Toten Hosen on Tour», док., Германия
Режиссер Cordula Kablitz-Post
Мировая премьера

Ранее объявленные фильмы Berlinale Special

«Gully Boy», Индия
Режиссер Зоя Ахтар

«Брехт», /«Brecht», Германия, Австрия
Режиссер Генрих Брелёр

«Уотергейт»/«Watergate», США
Режиссер Чарльз Фергюсон

«Anthropocene: The Human Epoch», док., Канада
Режиссеры Эдвард Буртинский, Дженнифер Бейчвал, Николас де Пенсьер
Европейская премьера

«It Could Have Been Worse – Mario Adorf», док., Германия
Режиссер Доминик Вессели
Мировая премьера

«The North», США (1984)
Режиссер Грегори Нава
Европейская премьера отреставрированного фильма

«The Boy Who Harnessed the Wind», Великобритания
Режиссер Чиветел Эджиофор
Европейская премьера

«Kids in the Spotlight», док., Германия
Режиссер Alice Agneskirchner
Мировая премьера

«Who You Think I Am», Франция
Режиссер Сафи Неббу
Мировая премьера

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector