На двухлетний период (2020 — 2020 годы) предлагается установить — надзорные каникулы — для субъектов малого — и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход Консультант Плюс

На двухлетний период (2020 — 2020 годы) предлагается установить «надзорные каникулы» для субъектов малого ‎и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход

СОДЕРЖАНИЕ

Согласно проекту с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом предусматривается, что данные ограничения не применяются, в частности:

при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;

в отношении плановых проверок в рамках проведения:

— федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

— федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

— внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

— федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

— федерального государственного пробирного надзора.

Согласно проекту проведение плановой проверки с нарушением указанных требований будет являться грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и повлечет недействительность ее результатов.

Как будут проверять малый бизнес в 2020 году: действует ли мораторий или «надзорные каникулы»?

Правда ли, что мораторий на проверки малого и среднего бизнеса продлили на 2020 год? На кого именно распространяются «надзорные каникулы»? Кого освободили от проверок ФНС и ПФР? Как узнать, будут ли проверять юридическое лицо или ИП в 2020 году? Какой закон предусматривает запрет на проверку бизнеса? Ответим на основные вопросы.

Запрет на проверки до 2020 года

В период 2016 -2018 годах у субъектов малого предпринимательства были «надзорные каникулы». Суть каникул – в отмене плановые проверки Минтруда, Минприроды, Прокуратуры и ряда других ведомств.

На проверки по налогам и страховым взносам каникулы в 2016-2018 годах не распространялись.

Также не было каникул у компаний, ведущих деятельность в социальной сфере. Контролеры были вправе проверять аптеки, образовательные и медицинские организации. Таким образом, «запрет на проверки малого бизнеса» – понятие условное. Одних было проверять нельзя, а других – можно.

Но что же с 2020 годом? Будет ли действовать запрет на плановые проверки бизнеса в 2020 году?

Закон о продлении моратория на 2020 год

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.

Предусматривается, что с 2020 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – https://rmsp.nalog.ru.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2020 году?

Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) – это средние, малые и микропредприятия.

  • Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25%.
  • Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
  • Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.

Сначала планировалось, что «надзорные каникулы» будут продлены с 2020 года для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ предусматривает “надзорные каникулы” только для субъектов малого бизнеса.

Какие есть ограничения

Нужно сказать и про ограничения. По этому вопросу – это важное обстоятельство. С 2020 года мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе.

Так, к примеру, в 2020 году риск-ориентированный подход применяется в отношении проверок ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» в 2020 году не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

В ИТОГЕ:

В 2020 году запрет на проведение плановых проверок не действует, в частности:

  • при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
  • при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
  • в отношении плановых проверок в рамках проведения:

– федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

– федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

– внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”;

– федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;

– федерального государственного пробирного надзора.

Путин приказал ввести надзорные каникулы для упрощенцев с 1 января 2020 года

Новости по теме

С 1 января 2020 году начнут действовать надзорные каникулы для упрощенцев. Контролирующим ведомствам будут запрещены все плановые проверки малого бизнеса. Об этом Президент объявил в выступлении на форуме Малый бизнес — национальный проект.

Изменения для малого бизнеса

Напомним, надзорные каникулы были введены на три года с 2016 по 2018 год. Однако мораторий на проверки должен был закончится в конце 2018 года. В этом связи Президент предложил продлить надзорные каникулы для малого бизнеса еще на два года: 2020-2020. При этом некоторые виды деятельности останутся под жестким контролем (список в конце новости).

«Практика показала, что есть сферы, где нужен постоянный и даже более жёсткий контроль. Это прежде всего касается компаний, которые имеют так называемый высокий профиль риска, чья деятельность напрямую затрагивает жизнь и безопасность людей, а также тех предприятий, которые работают в специфических сферах и секторах, например таких, как оборот драгметаллов и камней. А для всех остальных малых компаний, для самозанятых граждан предлагаю продлить надзорные каникулы ещё на два года. Прошу Правительство и Государственную Думу оперативно принять необходимое решение», — сказал Путин.

Плановые проверки

Путин отметил, что при формировании Сводного плана проведения плановых проверок на 2018 год прокурорами исключено 62 тысячи мероприятий из 412 тысяч, предложенных контролирующими организациями. Всего за десятилетний период формирования указанного плана отклонено четыре миллиона мероприятий из 8,8 миллиона, предложенных контролёрами. Почти 50 процентов отклонила прокуратура. Из 35 тысяч внеплановых выездных проверок в 2017 году прокурорами отклонено более половины – 58 процентов. Сводный план проверок малого бизнеса на 2018 год смотрите у нас на сайте.

От каких проверок освободят упрощенцев с 1 января 2020 года

С 2020 года упрощенцы будут освобождены от неналоговых проверок. Это контрольные мероприятия, которые проводят санэпидстанции, пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок проведения таких проверок регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». То есть с 2020 по 2020 год малые фирмы и бизнесменов не должны проверять трудовые и пожарные инспекции, санэпидемстанции и пр.

При этом нельзя будет проводить именно плановые проверки субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). А вот на внеплановые проверки ограничение не распространяется. Например, если работник пожалуется в инспекцию по труду о нарушении своих прав, компанию ждет внеплановая проверка. Список плановых и внеплановых проверок можно посмотреть в специальном реестре Прокуратуры.

Обратите внимание, что компаниям и ИП, применяющим упрощенку, не нужно документально подтверждать, что они относятся к субъектам малого предпринимательства и освобождаются от плановых проверок (п. 4 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

На какие виды деятельности не будет распространятся запрет проверок

По плану по-прежнему будут проверять тех, кто осуществляет отдельные виды деятельности в области здравоохранения, образования, социальной сферы, сферы теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения (п. 9 ст. 9 Закона № 294-ФЗ и постановление Правительства РФ от 23.11.2009 № 944).

Кроме того, под действие моратория не подпадают организации и индивидуальные предприниматели, если за предыдущие три года у них были грубые нарушения, например, в области промышленной безопасности, а также проступки, за которые могли приостановить деятельность фирмы, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора.

О том, как изменились проверки бизнеса, смотрите в статьях:

Надзорные каникулы 2020

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме. В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2020–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2020 года. Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов. Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Итоги первого моратория

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Проверки вне плана

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности. Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу. Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

Продление надзорных каникул для малого бизнеса в 2020 году

Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ были продлены надзорные каникулы для субъектов малого бизнеса с незапятнанной репутацией. Согласно данному документу мораторий продолжит действовать в 2020 и 2020 году. Рассмотрим, что же такое надзорные каникулы, для чего их продлевать и какие предприниматели имеют право на отдых.

С чего все началось

Впервые о надзорных каникулах заговорили в 2015 году. Инициатором идеи стал Президент РФ Владимир Путин. Именно он в своем декабрьском послании Федеральному Собранию РФ предложил ввести мораторий на проведение в секторе малого предпринимательства плановых проверок со стороны:

  • инспекции труда;
  • пожарной охраны;
  • Роспотребнадзора;
  • санитарно-эпидемиологической службы и ряда других проверяющих организаций.

Изначально срок надзорных каникул был определен с начала 2016 до 31 декабря 2018 года. Но впоследствии их решили продлить еще на два года – до 31 декабря 2020 г.

Суть моратория и его значение для малого бизнеса

Основной целью надзорных каникул является уменьшение количества проверок в сфере малого бизнеса. Снижение административного давления на малые предприятия позволяет последним больше сил и времени уделять развитию бизнеса, его расширению. Конечным результатом моратория должно стать увеличение доли малого предпринимательства в ВВП страны и укрепление экономики государства.

Кому положены надзорные каникулы

Согласно законодательству, право на освобождение от ряда проверок могут получить не все предприятия. Для того чтобы попасть в сферу действия моратория, необходимо соответствовать ряду критериев.

Первым обязательным условием является отсутствие в течение нескольких лет грубых нарушений, связанных с предпринимательской деятельностью. К разряду «грубых» относятся нарушения:

  • требований безопасности в промышленной сфере;
  • норм и правил по использованию атомной энергии;
  • условий, указанных в лицензии на деятельность в сфере защиты информации;
  • в отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции;
  • трудового законодательства.

Также учитываются нарушения, связанные с транспортной деятельностью (за исключением автомобильного и городского электротранспорта), организацией/проведением азартных игр и распространением оружия.

Второе обязательное условие – необходимо относиться к малому бизнесу. Перечень предприятий, попадающих под определение малых, подробно представляет Закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно этому документу, малыми считаются организации различных форм собственности, хозяйственные товарищества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, фермерские хозяйства и ИП при соблюдении некоторых условий:

  1. ООО относятся к СМП при условии, что:
    1. Участниками общества являются государство или субъекты РФ, общественные или религиозные организации, различные фонды (за исключением инвестиционных). При этом доля этих участников (суммарно) в уставном или складочном капитале не превышает 25% либо они владеют не более чем ¼ акций организации.
    2. Одновременно участники общества из числа иностранных организаций и юридических лиц, не относящихся к СМП, владеют не более чем 49% акций или доли в уставном/складчатом капитале.

    Примечание: условия, касающиеся участия иностранных юридических лиц, не распространяются на общества, осуществляющие деятельность в сфере применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладают учредители. Также исключение распространяется на организации, являющиеся резидентами инновационного центра «Сколково» и те, в число учредителей которых входят АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ.

  2. АО могут быть включены в перечень СМП, если:
    1. Их акции относятся к высокотехнологичному (инновационному сектору экономики) и имеют обращение на рынке ценных бумаг.
    2. Акционерами общества являются государство, его субъекты, общественные или религиозные объединения, всевозможные фонды (исключая инвестиционные). При этом доля акций таких акционеров не превышает 25%. Также в числе акционеров могут быть иностранные юридические лица или организации, не относящиеся к числу СМПи владеющие не более чем 49% акций АО.
  3. Любые организации, имеющие статус резидента «Сколково».
  4. Организации, учредителем или участником которых являются АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ.
  5. Предприниматели, деятельность которых непосредственно связана с практическим применением электронных программ, изобретений, результатов селекции и другими результатами интеллектуальной деятельности. При этом учредителям или участникам организации должны принадлежать права на используемые изобретения.

Помимо юридических критериев, для того чтобы попасть в перечень СМП, организация должна соответствовать определенным требованиям по размеру доходов и численности работников.Согласно законодательству, малым предприятие может считаться при условии, что его коллектив состоит не более чем из 100 человек, а годовой доход не превышает 800 млн. рублей. Последний составляется из суммы всех видов доходов, полученных предприятием с учетом всех видов деятельности и применяемых налоговых режимов.

На какие проверки действует «освобождение»

Важно понимать, что «надзорные каникулы» не освобождают малых предпринимателей от проверок полностью, они лишь способствуют сокращению количества части из них.

Так, мораторий распространяется только на плановые неналоговые проверки. Плановая проверка – мероприятие, целью которого является оценка соответствия деятельности предприятия/организации требованиям нормативных актов государства. Плановые проверки организуют уполномоченные на это госорганы с периодичностью 1 раз в 3 года.

К неналоговым проверкам, в свою очередь, относят надзорные мероприятия, проводимые со стороны санитарно-эпидемиологических организаций, пожарных, инспекций по труду, органами самоуправления и другими контролирующими органами.

Исключения, когда мораторий не действует

Независимо от списочного состава работающего персонала и годового оборота, от проверок не освобождаются предприятия/организации, работающие в отраслях:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики.

Также не распространяется действие надзорных каникул на тех, кто занят в сфере экологической безопасности и промышленности.

Но даже если малое предприятие соответствует всем критериям и не осуществляет «исключительных» видов деятельности, согласно Закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», оно не может быть освобождено от плановых проверок:

  1. Проводимых в рамках надзорных мероприятий, по которым установлены категории риска или классы опасности. Также не отменяются обязательные проверки в отношении организаций или ИП, относящихся к определенной категории риска либо определенному классу опасности (при условии, что опасным является само производство либо используемые в процессе работы объекты).
  2. Проводимых по видам деятельности, подлежащим лицензированию.
  3. Организуемых в рамках федерального госнадзора в области обеспечения радиационной безопасности, обеспечения защиты гостайны, в области использования атомной энергии, федерального государственного пробирного надзора.

Также мораторий не распространяется на проверки по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций.

Также, несмотря на надзорные каникулы, на малых предприятиях может осуществляться плановый валютный, таможенный, портовый контроль, банковский и страховой надзор, а также государственный контроль деятельности, связанной с госзакупками.

Кроме того, с января 2020 года в законодательстве появилась оговорка, согласно которой при освобождении от проверок будет действовать риск-ориентированный подход. Это значит, что количество проверок будет сокращаться там, где риск нарушений минимален, и увеличиваться в зонах повышенного риска.

В каких случаях мораторий может быть снят

Мораторий на проведение плановых проверок вовсе не означает, что предприниматели могут безнаказанно нарушать нормативные акты или совершенно расслабиться, забыв о некоторых пунктах своих обязательств. Необходимо помнить, что запрет на проведение проверки может быть снят при:

  • нарушение прав одного из партнеров (заказчиков);
  • угрозе жизни и здоровью окружающих или сотрудников;
  • потенциальной угрозе окружающей среде или культурному наследию.

При возникновении любой из этих ситуаций проверки могут быть инициированы налоговой службой или прокуратурой. Также действие моратория может быть снято по жалобе одного из клиентов организации, если тот заметит какие-либо нарушения по отношению к себе.

Таким образом, чтобы получить возможность воспользоваться надзорными каникулами, предприниматели должны удостовериться, что подходят под определение «малого предприятия» (проверить это можно в едином государственном реестре СМП).

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

При этом мораторий на проверки – это вовсе не повод для малых предприятий расслабляться, ведь любое нарушение может привести не только к снятию моратория, но и к усилению контроля, к административной и даже уголовной ответственности.

Надзорные каникулы хотят продлить на 2020 и 2020 годы

Добрый день, уважаемые ИП!

Короткая новость. Еще в марте этого года писал, что планируют продлить надзорные каникулы, так как согласно действующему закону № 814738-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».), мораторий на неналоговые проверки был введен с 1 января 2016 года и по 31 декабря 2018 года.

То есть, они должны закончиться буквально через два месяца.

Но история получила продолжение спустя полгода

Оказывается, МинЭкономРазвития уже подготовило законопроект о продлении надзорных каникул еще на два года (на 2020 и 2020 годы)

В пояснительной записке к законопроекту написано:

Законопроект разработан в целях снижения административной нагрузки ‎на предпринимателей в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности. Законопроектом предлагается введение на двухлетний период (2020–2020 годы) нового периода «надзорных каникул» для субъектов малого ‎и среднего предпринимательства в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым не введен риск-ориентированный подход.

Новый период «надзорных каникул» предлагается ввести путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой ‎статьей 26.2.

В целях защиты охраняемых законом ценностей для режима «надзорных каникул» предлагается установить ряд ограничений, в том числе ‎не распространять его на плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности и (или) использующие производственные объекты, для которых нарушения обязательных требований могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, существенные нарушения их прав и законных интересов.

Сразу отмечу, что надзорные каникулы не следует путать с налоговыми каникулами для ИП. Это совершенно разные льготы (если можно так сказать) для малого бизнеса.

Также следует помнить, что в некоторых случаях проверять все-равно будут.

Более подробно я рассказывал про эти два вида каникул вот здесь:

P.S. Это пока законопроект, но его с огромной вероятностью примут в ближайшее время. Следите за новостями блога.

Небольшое обновление к видео в конце 2018 г. Надзорные каникулы продлили еще на 2 года. На 2020 и 2020 годы, но, как обычно, есть некоторые нюансы. Подробнее про это изменение читайте здесь: https://dmitry-robionek.ru/zakon/nadzornyye-kanikuly-2020-2020.html

Также советую прочитать:

Готово подробное пошаговое руководство по открытию ИП в 2020 году. Эта электронная книга предназначена прежде всего для новичков, которые хотят открыть ИП и работать на себя.

Она так и называется:

«Как открыть ИП в 2020 году? Пошаговая Инструкция для начинающих»

Из этой инструкции Вы узнаете:

  1. Как правильно оформить документы на открытие ИП?
  2. Выбираем коды ОКВЭД для ИП
  3. Выбираем систему налогообложения для ИП (краткий обзор)
  4. Отвечу на множество сопутствующих вопросов
  5. Какие органы надзора нужно уведомить после открытия ИП?
  6. Все примеры приведены на 2020 год
  7. И многое другое!

Получайте самые важные новости для ИП на Почту!

Будьте в курсе изменений!

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете согласие на рассылку , обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности .

Дмитрий Робионек

Я создал этот сайт для всех, кто хочет открыть свое дело в качестве ИП, но не знает с чего начать. И постараюсь рассказать о сложных вещах максимально простым и понятным языком.

Власти продлили мораторий на плановые проверки малого бизнеса

Президент РФ Владимир Путин продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса. Соответствующий Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.

Действующий закон о защите прав предпринимателей (от 26.12.2008 № 294-ФЗ) содержит нормы о моратории на плановые проверки малого бизнеса на период с 2016 по 2018 годы (статья 26.1).

Теперь в этот закон вносится новая статья 26.2, которая устанавливает на 2020 и 2020 годы новый период «надзорных каникул» для субъектов малого бизнеса за отдельными исключениями.

Мораторий на плановые проверки не будет применяться для видов государственного контроля (надзора), по которым введен риск-ориентированный подход.

Напомним, риск-ориентированный подход строится на основе анализа надзорным ведомством различных сведений о компании и определения степени риска совершения этой фирмой противоправных действий. Плановые проверки в отношении компаний с наименьшей степенью риска назначаются редко либо не назначаются вовсе. Правительство регулярно расширяет перечень видов госконтроля, при осуществлении которого применяется риск-ориентированный подход. Например, на риск-ориентированный подход переведены проверки ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзора, Росалкогольрегулирования и Роспотребнадзора. Соответственно, в отношении данных видов контроля «надзорные каникулы» не применяются.

Также «надзорные каникулы» не будут действовать в отношении плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих лицензируемые виды деятельности или работающих в сферах, нарушения в которых могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Закон вступит в силу с 5 января 2020 года.

Изначальная редакция указанных поправок предполагала, что «надзорные каникулы» будут установлены для субъектов малого ‎и среднего бизнеса. Однако в утвержденном законе речь идет только о субъектах малого бизнеса.

«Надзорные каникулы» продлены до 31 декабря 2020 г.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Данный документ вступил в силу 5 января 2020 года и установил особенности проведения проверок. Также им частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Существующие сейчас «надзорные каникулы» продлены на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Однако продление коснётся только тех юрлиц и ИП, которые относятся к категории малого бизнеса и включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данный реестр — специализированный сервис, запущенный 1 августа 2016 года, ведением которого занимается ФНС России.

Реестр формируется, в первую очередь, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), а также сведений из сданной налоговой отчётности. То есть изначально без участия организации или ИП. Если же какой-то организации (ИП) нет в реестре, хотя она там должна быть, то заинтересованным лицам следует направить заявку на проверку сведений реестра.

Стоит отдельно отметить, что все-таки плановые проверки смогут проводиться:

— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юрлиц и ИП к определённой категории риска;

— плановых проверок юрлиц и ИП, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;

— плановых проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;

— плановых проверок, проводимых по лицензируемыми видам деятельности и др.

А вот в отношении налоговых проверок данные «надзорные каникулы» не действуют. Совсем. Полностью. Без исключений. В том числе и в отношении внеплановых проверок.

О надзорных каникулах для малого и микробизнеса в 2020-2020 гг.

Мораторий на проведение неналоговых плановых проверок субъектов малого и микробизнеса, действовавший в 2016-2018 годах, продлен еще на два года.

Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. с длинным названием «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом последних поправок, подписанных президентом РФ, предусмотрено, что в период до 2021 года плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся, за рядом исключений.

По сути, надзорные каникулы представляют собой не включение представителей малого и микробизнеса в ежегодный Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ.

Надзорные каникулы — вещь достаточно условная, так как в законе предусмотрено множество условий и исключающих обстоятельств, нивелирующих в конечном счете мораторий на непроведение проверок.

Надзорные каникулы распространяются не на все контролирующие органы и не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.

    В частности, надзорные каникулы не распространяются на:
  • прокурорский надзор,
  • налоговый контроль,
  • таможенный контроль,
  • некоторые другие виды государственного надзора.

То есть, органы прокуратуры, налоговые, таможенные органы вправе назначать плановые проверки малого и микробизнеса в период действия надзорных каникул.

Мораторий не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к категории малых и микропредприятий, осуществляющих отдельные, в том числе лицензируемые, виды деятельности. В частности, по перечню, утвержденному правительством РФ.

    Мораторий не распространяется на внеплановые проверки малых и микропредприятий в случае обращений с заявлениями или жалобами в контролирующие органы любых физических или юридических лиц по поводу:
  • нарушения прав потребителей;
  • причинения или возникновения угрозы приченения вреда жизни, здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, а также безопасности государства;
  • возникновения или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Под действие моратория не подпадают организации и индивидуальные предприниматели, у которых за предыдущие три года были административные проступки, связанные с приостановлением деятельности, аннулированием лицензии или дисквалификацией руководителя организации.

По расчетам правительства, надзорные каникулы позволяют избавить 80% субъектов малого и микробизнеса от 960 тысяч плановых проверок в целом по стране.

Поскольку малый и микробизнес в нашей стране не дотягивает пока до 25% ВВП России и не является основой экономического развития, президент и правительство в том числе и таким способом пытаются его поддержать.

Несмотря на то, что плановые проверки и так должны по закону проводиться не чаще, чем раз в три года и не обязательно они являются выездными (часто просто просят предоставить необходимые документы), не отвлечение от основной деятельности на проверки, даже для предоставления документов — экономит время. А для малых и особенно микропредприятий время — такой же критический ресурс, как и деньги.

Не говоря уже о том, что проверки чаще всего проводятся не для того, чтобы помочь бизнесу устранить проблему, а для того, чтобы наказать и оштрафовать либо закрыть предприятие, что означает финансовые потери. Как правило, очень существенные для малого и микробизнеса.

Еще одним важным ограничением разного рода плановых неналоговых проверок наряду с надзорными каникулами, является законодательная норма в отношение микропредприятий, устанавливающая лимит времени на проведение таких проверок — они не могут в совокупности превышать 15 часов в год.

А в целях учета проводимых мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), а также их результатов создан Единый реестр проверок, ведение которого возложено на органы прокуратуры.

Надзорные каникулы для малого бизнеса продлили до конца 2020 года

Впервые понятие моратория на проверки деятельности субъектов малого бизнеса появилось в 2016 году в рамках проведения реформы контрольно-надзорной функции государства. Программа получила название надзорных каникул и продолжалась 2 года. Положительный эффект от ее работы дал основание правительству России продлить ее до конца 2020 года и расширить на средний бизнес.

Надзорные каникулы позволяют стабилизировать работу малого бизнеса

Мораторий на проверки означает запрет на плановые инспекции деятельности предпринимателей. Он не означает бесконтрольную работу небольших фирм и самозанятых граждан и распространяется не на все виды деятельности. Так, субъекты предпринимательства, работа которых связана с риском для жизни людей, здоровьем, лекарственными препаратами, медицинским оборудованием, обработкой драгоценных металлов, образованием проверяются на общих основаниях. Также не запрещены проверки перечислений страховых взносов и налогов.

Существуют особые случаи, когда надзорные каникулы не действуют:

  • предприятие ведет лицензионный вид деятельности;
  • требуется обеспечение радиационной безопасности;
  • работа связана с секретностью;
  • деятельность осуществляется в сфере атомной энергетики;
  • пробирный контроль;
  • аудиторская деятельность.

В период надзорных каникул могут проводиться внеплановые проверки, связанные с выявлением явных нарушений законодательства. По итогам первых двух лет каникул многие регионы перешли на проверки только в этих случаях. Отсутствие постоянного давления проверок позволяет малому бизнесу развиваться и укрепляться. Однако, в прошедшие годы вся нагрузка от налоговых инспекций пришлась на средний бизнес. Эксперты считают, что именно малый т средний бизнес больше всего страдают от постоянного внимания проверяющих, поэтому в ближайшие годы предприятия среднего звена также получат надзорные каникулы.

Какие предприятия получат надзорные каникулы в 2020 году

Мораторий на плановые проверки получат средние, малые и микропредприятия. К малым предприятиям предъявляются такие требования:

  • число работающих не должно превышать 100 человек;
  • годовой доход находится в пределах 800 млн. рублей;
  • более 50% уставного капитала принадлежит физическим лицам или другим малым предприятиям;
  • государственная доля не выше 25%.

Микропредприятие должно соответствовать следующим условиям:

  • число работающих не более 15 человек;
  • годовой доход в пределах 120 млн. рублей;
  • ограничения по уставу такие же, как в малых предприятиях.

Для среднего предприятия условия такие:

  • количество наемных работников не более 250;
  • доход за год не должен превышать 2 млрд. рублей;
  • уставные ограничения аналогичные тем, что и для малого бизнеса.

Надзорные каникулы не отменяют внеплановых проверок

Внеплановые проверки могут быть вызваны не только явными нарушениями в работе предприятия, но и недобросовестной конкуренцией, надуманными поводами, которые создают дополнительное давление на бизнес. Правительством разрабатываются критерии, которые позволят ограничить число и поводы внеплановых инспекций малого и среднего предпринимательства. Законопроект об изменениях в надзорной деятельности государства прошел первое чтение в Государственной Думе. По новому закону проверка не может проводиться в отсутствие руководителя предприятия и в том случае, если можно зафиксировать нарушение без личного присутствия проверяющего на предприятии. Кроме этого предложено разделить все субъекты предпринимательства на 6 групп по степени риска их деятельности от низкого до чрезвычайно высокого. Именно от этого будет зависеть допустимое число внеплановых проверок. По мнению специалистов, доля внеплановых проверок не должна составлять более 30% от плана.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector