Неделя о блудном сыне: как и когда празднуется, история, значение и смысл

Неделя о блудном сыне — 24 февраля 2020 года

СОДЕРЖАНИЕ

Неделя о блудном сыне — напоминание христианам о том, что как бы далеко люди ни находились от Бога, Всевышний Отец всегда готов простить и принять раскаявшееся сердце.

В 2020 году воскресная проповедь, завершающая вторую седмицу подготовки к Великому посту, приходится на 24 февраля и посвящена размышлениям по поводу притчи о блудном сыне.

Значение воскресенья о блудном сыне

Богослужения с толкованием этой притчи упоминаются в исторических посланиях с IV века. В записях Иоанна Златоуста, святого Августина есть размышления толкования по поводу притчи Иисуса. Канон, который поется ныне в храмах, написан в восьмом столетии Иосифом Студитом.

Седмица пред вторым воскресеньем подготовки к Великому посту наполнена размышлениями о милости, прощении и покаянии. В храмовых богослужениях священники подчеркивают, что путь к Господу всегда лежит через чистосердечное покаяние и признание Жертвы Спасителя.

После недели о блудном сыне начинается седмица рассуждений о Страшном суде, куда попадут все. Но ужасная участь ждет нераскаявшихся грешников, блудных детей, которые не слышат призыва Господа покаяться и прийти в Его объятия.

Краткая история о блудном сыне

Если вы никогда не читали этой притчи или забыли смысл, то вот краткое изложение.

У богатого человека было два сына. Старший был послушен и работал вместе с отцом. Младший вел разгульный образ жизни, и один раз он потребовал у отца часть наследства, которое получил и прогулял в далеких краях.

Гордость, стыд вначале не позволил блуднику идти к родителю, остался один выбор — кормить свиней у другого хозяина, есть с ними и там же спать, чтобы выжить. Ужасные условия жизни довели юношу до такого отчаяния, что он решил вернуться и проситься к родителю в наемники, слугой. Родитель, увидевший возвращающего сына, выбежал навстречу тому, обнял и велел дать лучшие одежды и перстень, символ власти.

Старший сын рассердился, ибо за все время службы, ему не был оказан такой прием.

Читая эту притчу, каждый христианин может увидеть в ней частицу себя и великую милость Бога.

Важно! Христианам дано право выбора, одни наполняют сердце Божьей любовью и живут в радости по заповедям Творца, другие стали блудными детьми, заковав себя в оковы законничества или греха.

Кто мы, люди, живущие в духовной опустошенности, как старший сын, или грешники, осознавшие свое падение и вернувшиеся к Отцу?

Старший сын — наследник или жертва самоправедности

Читая в первый раз притчу, останавливаешь внимание на поступке младшего сына, но впоследствии анализируешь поведение старшего наследника.

Молодой человек был правой рукой хозяина, сам выбрал для себя жизнь в доме отца со всеми ее прелестями, почему же по возвращении блудного брата в нем взыграла обида и ревность.

Как часто люди надевают на себя личину верующих, постоянно ходят на службу в храм, усердно молятся, но в фарисейских душах нет любви.

Живущие в доме Творца так и не сумели наполнить души благодатью, во всем они видят плохое, от таких христиан слышны постоянно жалобы, что все плохо. В послании Тимофею апостол Павел пишет, что довольство, как и благочестие, надо приобрести, а это возможно, только познав прощение Отца.

Старший брат обиделся на родителя за то, что тот никогда не устраивал для него пир, не понимая, что он — хозяин дома, возьми теленка, козленка и устрой себе пир, ведь это все твое и живи, радуясь тому, что рядом отец. Для этого необходимо верить в отчую любовь и знать свое назначение.

Старший сын не мог поверить, что отец его любит просто так, что милосердие не надо заслуживать по одной причине, ты — сын, а не сирота, пасынок.

Важно! Детям Божьим дана великая благодать приходить с любовью и доверием к Богу, получать от Него просимое по вере. Для этого не нужно быть угодником, а любящим дитем.

Старший сын служил отцу не ради любви, он старался заслужить наследство и возмутился, когда младшему брату был надет перстень наследника, хозяина.

Как часто мы не понимаем, почему те, кто мало дает и делает, получает больше. Элементарная зависть и ревность буквально накрывают человека в этот момент, и он уже не видит, сколько было ему прощено, и какой тяжелый путь прошел некогда грешный человек.

Христиане отказываются от житейских соблазнов не от ощущения их мерзости, а от:

  • желания угодить Богу;
  • страха не попасть в рай;
  • боясь потерять уважение окружающих.

При этом забываем, что смирение, терпение, любовь к ближнему — вот открытые двери в Небеса. Превозношение над другими людьми, непонимание всего богатства, дарованного Кровью Иисуса Христа, неумение радоваться над посланной благодатью для тех, кто по нашему мнению этого не заслуживает, в этом смысл старшего брата в переданной Иисусом притче.

Блудный сын

Как часто в молитвах мы с покаянием приходим к Творцу, ощущая себя теми, кто предал Отца, не ценит Жертвы Его Крови.

Одним из главных смыслов евангельской притчи — каждого человеку осознать свою греховную жизнь, увидеть всю мерзость падения и принять дорогу спасения, в конце которой ожидает любящий Отец, Бог, Сын и Дух Святой.

Молодой человек, живя в доме отца, даже не задумывался над смыслом жизни. Скорее всего, отец указывал ему на необходимость принимать участие в управлении имением, но это не понравилось юноше. Он потребовал часть наследства, на которое имел право только после смерти отца, и отправился жить в свое удовольствие.

Как это знакомо, когда имея какие-то капиталы, люди забывают о Жертве Иисуса, живя в удовольствие себе, постепенно утопая в болоте греха, но когда приходит в дом беда, они вспоминают о Спасителе.

Это прекрасно, что милость Отца не зависит от поведения, Его сердце всегда открыто для вернувшихся блудных детей. Настоящий подвиг — признать свои грехи и покаяться, и тогда Всевышний наденет на кающегося новые одежды, означающие очищение грешной жизни, перстень — благодать Святого Духа.

Людям, особенно христианам, Творец по великой милости своей дарует не только жизнь и здоровье, и еще уникальные способности и таланты. Человек, желающий жить по своей воле, подобен блудному сыну, который забрал часть имущества, свергнул с себя Божью власть, следую за личными похотями и помыслами.

Важно! Только осознав свой крах, банкротство, можно решиться на победные перемены. Не каждый может после взлета в глазах общества со смирением, покаянием и надеждой вернуться в Отчий дом, Православную церковь, чтобы получить душевный мир.

Почему блудник не остался в родной стороне, чем манит тех, кто отрекается Бога, дальняя сторона? Возможностью грешить, ибо там не надо взирать на Творца, слушать Его голос, не испытывать мучений совести. Распутная жизнь сводит на нет таланты и способности, дарованные Господом, наступает духовное опустошение, которое топится в вине, наркотиках, компьютерной зависимости. Грешнику, блуднику пришлось расплатиться за свое распутство не только богатством. В его жизни наступил голод.

Исследуя историю еврейского народа, мы видим, как часто Творец посылал голод в бунтующий народ, но не для уничтожения, а из любви, пытаясь таким образом вернуть евреев к спасению.

Некогда богатый блудник был унижен до самого низкого уровня, евреи гнушались свиней, пасти этих животных — стыд и позор, а некогда богач мечтал о рожках, свинской еде. Уразумев, что падать ниже некуда, прозрев, очнувшись, как после глубокого обморока, трезво осознав свое положение, грешник принимает сложное решение — идти в отчий дом.

В нем борется страх, отчаяние, гордость, но побеждает желание очиститься и хоть издали прикоснуться к родительской ласке. Раскаявшийся грешник делает решительный шаг, встает и идет, полностью отдавая себя во власть отцовского решения, которое готов принять. Некогда наследник мечтает о месте наемника в отчем доме.

Прощение и принятие отца

В переданной Иисусом притче есть еще один глубокий смысл для христиан, это научиться, как любящий родитель, прощать и принимать людей, нанесших вред, так, чтобы в сердце не осталось обиды, зла.

Почему отец не отказал юноше, ведь он имел на это полное право? Любовь, только любовь жила в отцовском сердце. Ему не нужна была рабская покорность старшего брата, родитель желал истинной любви, и поэтому решил дать возможность наследнику самому прокладывать дорогу жизни.

Искренняя радость наполняет сердца тех людей, которые питаются в доме Отца.

Что двигало родителем в тот момент, когда он увидел издалека уставшего, грязного, в лохмотьях младшего ребенка? Вспомнил он о той сумме, которую забрал блудник? Или в отцовском сердце взыграла радость о том, что сын, которого он уже мысленно похоронил, вернулся здоровым и невредимым?

Не мог любящий родитель прогнать своего отпрыска из-за потраченных денег, ибо любовь нельзя оценить в денежном эквиваленте. Владелец имения даже не стал выслушивать оправданий измученного путника, задавать вопросы, а сразу ввел в дом, как наследника.

Младший сын вернулся, не претендуя на наследство, он нуждался в отцовской любви и готов был довольствоваться ролью наемника, только бы имеет защиту и кров.

Важно! Нет в мире такого греха, кроме хулы на Дух Святой, который бы мог отделить христиан от любви Творца. Для Господа намного радостнее обнимать раскаявшегося грешника, чем принимать праведников, не нуждающихся, по их мнению, в покаянии.

Эта притча учит христиан любви, о которой писал апостол Павел в послании к Коринфянам.

Пасхалия 2020
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы в 2020 году

Каждый год подготовка к светлому Христову Воскресению начинается с Недели о Закхее-мытаре.

Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией.

В Пасхалии 2020 приведены даты православных переходящих праздников и Памятных Дней:

Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2020

Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2020

Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2020

Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2020

Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2020

Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2020

Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.

Наиболее наглядно порядок следования праздников отображается посредством таблицы:

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

11 марта – 27 апреля

Подготовительный период к Великому посту

Неделя о мытаре и фарисее (Лука 18:10-14) – 17 февраля .
Седмица «сплошная» (не имеющая поста в среду и пятницу) .

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 2 марта .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Матфей 25:31-46) – 3 марта .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 11 марта – 14 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 24 марта .

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 13 апреля . Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером).

Неделя 5-я Вел. поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 14 апреля .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 11 апреля , четверг (реально совершается накануне – 10 апреля , в среду вечером!).

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 15 апреля – 20 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 19 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Иоанн 12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 21 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
( 22 апреля – 27 апреля )

Великий Понедельник ( 22 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт гл.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 23 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36-26:2).

Великая Среда ( 24 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6-16).
Последний раз читают молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 25 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 26 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
Утром богослужение Царских Часов.
Литургии в этот день обычно не бывает – Жертва принесена на Голгофе.
В середине дня служится вечерня чином выноса Плащаницы.
День великой скорби и строгого поста (до выноса Плащаницы полное неядение).

Великая Суббота ( 27 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
После Литургии освящается праздничная трапеза (см. Рецепты куличей и пасох).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 28 апреля

Светлая седмица, сплошная ( 28 апреля – 4 мая ).

Недели после Пасхи

Антипасха (то есть первая неделя (воскресенье) напротив Пасхи), или Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Иоанн 20:19-31) – 5 мая .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 7 мая , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8) – 12 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Иоанн 5:1-15) – 19 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14-30) – 22 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Иоанн 4:5-42) – 26 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Иоанн 9:1-38) – 2 июня .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 9 июня .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 15 июня .

День Святого Духа («Духов День») – 17 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 23 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших» – 30 июня .

Неделя о блудном сыне 24 февраля 2020 года

Неделя о блудном сыне — это второе воскресенье из четырех, которое отводится для подготовки к Великому Посту. Свое название этот день получил от евангельской притчи, которую знает каждый православный верующий.

Православные христиане продолжают готовиться к Великому посту, и уже в воскресенье 24 февраля они встретят Неделю о блудном сыне, которая имеет огромный смысл и значение для православных людей. Этот день знаменует несокрушимую веру и любовь Христа и напоминает всем верующим о том, что Господь всегда рядом с каждым и готов принять и простить любого, кто откроет перед ним свое сердце.

Значение и смысл притчи

В современном мире не каждый человек задумывается над истинным смыслом слова «неделя». В наше время принято считать, что неделя состоит из семи дней, но у наших предков неделей считался всего один день — воскресенье. В этот день было принято отдыхать, не возлагая на себя слишком много работы. В неделю о блудном сыне еще с давних времен люди предавались воспоминаниям о притче, которая затронула не одного человека, а все человечество в целом. В 2020 году Неделя о блудном сыне выпадает на 24 февраля. Чтобы немного глубже окунуться в значение этого дня, необходимо знать смысл притчи, которую еще Сын Божий Иисус Христос проповедовал своим ученикам.

В наши дни данную притчу читают на службе в воскресный день Недели о блудном сыне. Она повествует о двух сыновьях, одному из них досталось богатство отца, которые он тут же прогулял, странствуя по всему миру.

Когда все наследство закончилось, сын вернулся в отчий дом, раскаиваясь и прося у родителя прощения за содеянное. Отец не мог не простить сына своего и принял его обратно, ведь тот покаялся во грехе, и все его слова были искренними.

Другой же, старший сын, отрекся от наследства, окунувшись в веру, ведя праведную жизнь. Когда он узнал о возвращении младшего брата, что отец простил его и устроил в честь его возвращения пир, он разозлился, высказав отцу, что его брат не достоин всего этого. На эти слова старшего сына отец лишь ответил, что необходимо радоваться за брата и за успокоение его грешной души. Притча учит каждого, что покаяние в грехах важно и необходимо, дабы Господь смог простить и подарить свою милость.

Почему же данная притча настолько важна и касается каждого человека? Дело в том, что Иисус общался с людьми на доступном языке и пытался донести до всех верующих смысл сказанного в обычных историях, притчах, картинках. В данной притче младший сын символизирует человека, который заблудился, пошел не своей дорогой. Отец же прямым образом связан с Господом, показывая, насколько Бог щедр, милостив и добр ко всем, кто искренне кается во грехах своих. Другой же сын является ярким примером людей праведных, но не принимающих покаяния от других, презирая грешников, считая, что у них нет шанса на прощение.

Как отметить 24 февраля 2020 года

В этот особенный день православные верующие должны предаться молитвам, сходить в церковь на службу и покаяться. В этот день каждый человек, вспомнив притчу, может понять, что Господь прощает каждого, кто исповедуется в своих грехах. Это шанс начать новую, осмысленную жизнь и свернуть на праведный путь.

24 февраля в каждом православном храме будет проводиться особая служба, посвященная Неделе о блудном сыне. Если в этот день не удастся посетить церковь, то необходимо почитать молитвы дома, попросить у Господа прощения, покаяться за содеянное и поблагодарить за все хорошее, что есть в вашей жизни.

Второе воскресенье перед Великим постом выделено в церковном календаре не случайно. Каждый истинно верующий в этот день должен осознать смысл покаяния и стать ближе к Господу. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Неделя о блудном сыне, что за праздник отмечается 24 февраля 2020 года

Неделя о блудном сыне приходится на второе воскресенье, отведенное церковью для приготовления к Великому Посту. Название произошло от известной православной евангельской притчи. Воскресенье, 24 февраля 2020 года, христиане встречают Неделю о блудном сыне, праздник, наделенный особым смыслом и значением для всех православных. День символизирует незыблемую веру и любовь Христа, напоминая о близости Господа к каждому из нас, о его принятии и прощении любого, открывшего перед ним свое сердце.

Значение воскресенья о блудном сыне 24 февраля 2020 года

Многие из нас привыкли считать «неделю» отрезком времени из 7 дней, но в давние времена неделей был всего 1 день — воскресенье. Его посвящали отдыху. В неделю о блудном сыне еще наши предки вспоминали и думали над притчей, затронувшей не одного человека, а практически все человечество.

Упоминания о богослужениях, растолковывающих смысл этой притчи, есть в исторических посланиях начала IV столетия. В записях святого Августина и Иоанна Златоуста есть размышления на эту тему. Канон, который исполняется в наши дни в храмах, написан в VIII веке Иосифом Студитом.

Седмица пред вторым воскресеньем в преддверии Великого поста посвящена размышлениям о божьей милости, прощении и раскаянии. На богослужениях священники всегда делают акцент на том, что путь к Богу лежит через искреннее покаяние и признание Жертвы Спасителя.

За неделей о блудном сыне следует седмица рассуждений о Страшном суде. Церковь говорит о незавидной участи тех не раскаявшихся блудных детей, которые глухи к призывам Господа прийти в Его объятия и покаяться.

Смысл притчи о блудном сыне

В этом году Неделя о блудном сыне приходится на 24 февраля. Чтобы постичь значение этого дня, нужно понимать смысл притчи, которую Сын Божий Иисус проповедовал последователям его учения.

Эту притчу ныне читают на службе в воскресный день Недели о блудном сыне. В ней говорится о двух братьях, один из которых унаследовал богатство отца, которое впоследствии пустил по миру.

Когда от наследства ничего не осталось, сын вернулся в отчий дом. Он раскаивался и просил прощения у родителя. Отец даровал ему прощение и принял обратно, проникшись искренностью сыновьего покаяния во грехе.

Старший же сын отрекся от наследства, старался вести праведный образ жизни, опираясь на веру. Узнав, что младший брат вернулся, а отец мало того, что простил его, так еще накрыл пир в честь этого события, разозлился, посчитав, что брату все досталось незаслуженно. На эти упреки отец ответил старшему сыну, что за младшего брата и успокоение его грешной души стоит лишь радоваться.

Притча учит, что искренне покаяние грешника в содеянном, всегда подарит прощение и милость Господа.

Иисус общался с людьми на доступном языке, пытаясь донести верующим смысл сказанного в обычных историях, притчах, картинках. Младший сын в этой притче характеризует человека, сбившегося с правильного пути. Отец, прямым образом связанный с Богом, показывает, насколько Господь может быть милостив и щедр, к каждому, искренне раскаявшемуся в своих прегрешениях. Старший сын символизирует людей праведных, которым не дано принять покаяние других, они презирают грешников, лишая их шанса на прощение.

Как отметить Неделю о блудном сыне 24 февраля 2020 года

Традиционно в этот особый день православные христиане собираются на церковной службе, молятся и каются. 24 февраля в каждом храме проводится служба, посвященная Неделе о блудном сыне. Если по каким-либо причинам не получилось попасть в церковь в этот день, молитвы можно почитать дома, попросить у Бога прощения, покаяться и поблагодарить за все то хорошее, чем богата ваша жизнь.

Великий пост перед Пасхой какого числа в 2020 году?

Великий пост — самый главный пост в годовом богослужебном круге и единственный пост, подготовка к которому длится три недели.
Каждую подготовительную седмицу накануне поста свои правила насчет питания и духовной жизни, а в последнюю седмицу меняется также устав церковного богослужения, становится похожим на великопостный.

Неделя о мытаре и фарисее какого числа в 2020 году?

В церковной традиции неделей принято называть первый день недели — воскресенье, а последующие семь дней — седмицей, то есть, под неделей всегда подразумевается только один день.

Начинается подготовка к Великому посту с недели о мытаре и фарисее. Каждый, кто читал Евангелие, помнит эту притчу. Фарисей исполнял все заповеди и требования закона Божия, но внутренне превозносился над людьми, считая себя лучше их. Мытарь же был грешником, при этом сокрушался и считал себя недостойным милости Божией. Через эту притчу Христос говорит нам, что милосердие к ближнему, неосуждение, смирение и покаяние перед Богом выше, чем формальное исполнение заповедей по букве Закона. Милости хочу, а не жертвы, говорил Христос, человек в своих поступках должен руководствоваться любовью к Богу и ближнему, а не желанием быть лучше всех в глазах окружающих. Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», — считается образцом христианской молитвы наряду с «Отче наш». В Евангелии впервые было сказано о важности внутреннего делания, без которого невозможна подлинная духовная жизнь.
В 2020 году Неделя о мытаре и фарисее — 17 февраля, а с понедельника начнется сплошная седмица, в течение которой не соблюдается привычный пост по пятницам и средам. Это древнее церковное установление, которое возникло в противовес усиленному посту еретиков в недели накануне Великого поста. Поэтому церковь в это время предписывает есть мясо ежедневно, смиряясь и не считая себя праведнее окружающих.
Начиная с первого воскресенья седмицы о мытаре и фарисее в богослужении начинают звучать песнопения Постной триоди, такие как «Покаяния отверзи ми двери» и постепенно богослужение становится все больше похожим на великопостное.

Неделя о блудном сыне какого числа в 2020 году?

Второе воскресенье подготовительного периода к Великому посту посвящено воспоминанию евангельской притчи о блудном сыне. Отец любил своих сыновей и ни в чем не ограничивал их свободу выбора. Старший сын слушался отца и служил ему, а вот младший потребовал свою долю наследства, чтобы уйти из отцовского дома. Эти деньги были растрачены совершенно бездарно на распутную жизнь и закончились. Когда младший сын стал голодать, ему пришлось пасти свиней, и даже рожки, которыми кормили свиней, казались ему желанной пищей, но и такую еду ему не давали. Тогда сын стал вспоминать о сытой и благополучной жизни в доме отца, раскаялся и решил вернуться домой. Придя к отцу, он сказал, что больше не достоин называться его сыном и попросил принять его в число наемников. Отец же от радости, что сын нашелся, побежал навстречу, обнял его и приказал устроить пир в его честь, одеть в лучшую одежду.

Эта притча говорит о безграничном милосердии Божием к кающимся грешникам и всепрощении. Поэтому церковь накануне Великого поста напоминает о том, что не существует греха, превышающего милосердие Божие, и потерянную благодать возможно вернуть через покаяние.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде какого числа в 2020 году?

В 2020 году неделя о блудном сыне — 24 февраля, а с 25 февраля начинается мясопустная седмица, которая закончится мясопустной неделей или мясопустным воскресеньем — 3 марта. В этот период церковь восстанавливает пост по пятницам и средам, чтобы верующие могли привыкать к ограничениям в еде, а в мясопустную неделю совершается отпуст мяса или заговенье на мясо, это последний день, когда едят мясо накануне Великого поста.
Другое название мясопустной недели — неделя о Страшном Суде, воспоминание Адамова изгнания из рая. Накануне этого дня, 2 марта — вселенская родительская суббота. Это день посвящен церковной молитве о упокоении всех усопших православных христиан, и в частности тех, о ком не совершалось отпевание. Церковные поминальные службы пройдут в пятницу вечером 1 марта и в субботу утром.
В неделю мясопустную на церковных службах читается Евангелие от Матфея, главы, в которых Христос открывает, что ждет каждого человека после второго пришествия Христа, на Страшном Суде. Все дадут ответ за свои поступки и мысли, и только добрые дела, помощь нуждающимся, больным, находящимся в заключении поможет оправдаться в этот час. Церковь таким образом напоминает о важности милосердия и благотворительности для спасения души.

Масленица или сырная седмица когда в 2020 году?

4 марта 2020 года — начало масленицы, в это время церковный устав предписывает воздерживаться от мяса, разрешая молочные продукты, яйца и рыбу, в том числе в пятницу и среду, а на церковных службах, похожих на великопостные, впервые будет читаться покаянная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Текст молитвы ставит человека перед лицо Божие и напоминает о плодах покаяния, которые помогает стяжать пост.
Тем не менее, масленица, это время, когда можно встретиться с близкими накануне Великого поста, сесть за праздничный стол с блинами и другим угощением. Это светлое и радостное время особого ожидания поста, в последний день масленицы верующие не только просят друг у друга прощения, но и поздравляют с началом поста.

Неделя сыропустная, Прощеное воскресенье какого числа в 2020 году?

В 2020 году Прощеное воскресенье — 10 марта. Этот день в церковной традиции также называется сыропустная неделя, поскольку в этот день совершается отпуст молочных продуктов или заговенье на пост. Церковные песнопения дня напоминают также об изгнании Адама и Евы из рая за преслушание, о потере благодати первыми людьми. Пост призван вернуть потомкам Адама и Евы потерянную возможность непрестанного общения с Богом.
В воскресенье 10 марта на вечерней службе будет совершен чин прощения, во время которого верующие и священники просят друг у друга прощения, чтобы очистить совесть накануне поста. Таким образом церковь напоминает о невозможности прощения грехов для того, кто сам не простил своих ближних.
На следующий день, 11 марта, начнется Великий пост, который продлится по 27 апреля и закончится в день Светлой Пасхи, Воскресения Христова, 28 апреля.

Храм великомученика Димитрия Солунского

В посёлке Восточный

Главное меню

Навигация по записям

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
Великий пост в 2020 году начнется 11 марта, но ему предшествует несколько подготовительных недель. В чем смысл их названий? Какие особенности богослужений и постовые предписания в эти дни?
Великий пост предваряют подготовительные Недели (воскресенья) и Седмицы. (Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей»).

Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с Недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период.

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу:

– Неделя о мытаре и фарисее,

– Неделя и седмица о блудном сыне,

— Неделя и седмица мясопустная,

— Неделя и седмица сыропустная (Масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания*:

— после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) восстанавливаются посты среды и пятницы (на Неделе о блудном сыне);

— затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу (Неделя сыропустная или Масленица).

(*Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.)

В приготовительных службах Церковь располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
(17 февраля 2020 года)
Смысл названия
Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. На Литургии читается отрывок Лк. 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2:7).

Богослужебные особенности
В привычный порядок служб постепенно вплетаются песнопения из Постной Триоди — сборника великопостных гимнов и молитв. В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь на воскресных утренях начинает петь стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери». В её основу положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства.

Сплошная седмица
(18 февраля-23 февраля 2020 года)
Постовые предписания
Отменяются любые виды поста.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
(24 февраля 2020 года)

Смысл названия
В Неделю о блудном сыне Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

На Литургии читается отрывок Лк. 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности
Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота
(2 марта 2020 года)
Смысл названия
Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания. Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Богослужебные особенности
Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
(3 марта 2020 года)
Смысл названия
Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о втором пришествии Христа и и предстоящем Страшном суде живых и мертвых. Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. На Литургии читается отрывок Мф. 25:31—46.

Постовые предписания
Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

Богослужебные особенности
Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим. На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Сырная седмица (Масленица)
(4 — 9 марта 2020 года)
Постовые предписания
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, или Масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сметана, сыр, масло, яйца и рыба. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Богослужебные особенности
Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ (ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
(10 марта 2020 года)

Смысл названия
Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая. На Литургии читается отрывок Мф. 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Постовые предписания
Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Богослужебные особенности
После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Толкование притчи о блудном сыне

Неделя (седмица) о блудном сыне в 2020 году – 24 февраля: толкование, проповеди, иконы.

В притче о блудном сыне Господь уподобляет радость Божию по поводу покаяния грешника радости чадолюбивого отца, к которому вернулся его блудный сын (ст. ст. 11-32).

У некоторого человека было два сына: под образом этого человека представляется Бог; два сына – это грешники и мнимые праведники – книжники и фарисеи. Младший, по-видимому достигший уже совершеннолетия, но, конечно, еще неопытный и легкомысленный, просит выделить ему полагающуюся часть отцовского имения, согласно закону Моисееву (Втор. 21:17), третью часть, в то время, как старший брат получал две трети.

По получении имения в младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле, и он ушел в далекую страну, где расточил полученное имение, живя блудно. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение ко греху, начинает тяготиться Божественным законом, отвергает жизнь по воле Божией, предается беззаконию, и в духовном и телесном распутстве расточает все те дарования, которыми наделил его Бог.

“Настал великий голод” – так нередко Бог посылает грешнику, далеко зарвавшемуся в своей греховной жизни, и внешние бедствия, чтобы заставить его образумиться. Эти внешние бедствия суть одновременно и наказание Божие и призыв Божий к покаянию.

“Пасти свиней” – самое унизительное для истого Иудея занятие, ибо закон иудейский гнушался свиньей, как животным нечистым. Так грешник, когда привязывается к какому-нибудь предмету, через который удовлетворяет свою греховную страсть, доводит себя нередко до самого унизительного состояния. Даже рожков никто не давал ему – это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми питают свиней. Этим указывается на крайне бедственное состояние грешника. И вот он “приходит в себя”.

“Пришедши в себя” – это чрезвычайно выразительный оборот речи. Как больной, выздоравливая после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, приходит в себя, так и грешник, весь объятый грехом, может быть уподоблен такому больному, потерявшему сознание, ибо он уже не сознает требований закона Божия и совесть в нем как бы замирает. Тяжкие последствия греха в соединении с внешними бедствиями, наконец, заставляют его очнуться: он как просыпается, приходит в себя от прежнего бессознательного состояния, и трезвое сознание к нему возвращается: он начинает видеть и понимать всю бедственность своего состояния, и ищет средство к выходу из него.

“Встану, пойду к отцу моему” – это решимость грешника оставить грех и покаяться. “Согреших на небо”, т.е. перед святым местом обитания Бога и чистых безгрешных духов, “и пред тобою” пренебрежением к любящему отцу, “и уже несмь достоин нарещися сын твой” – выражение глубокого смирения и сознания своего недостоинства, каковыми всегда сопровождается искреннее покаяние грешника.

“Сотвори мя, яко единаго от наемник твоих” – выражение глубокой любви к дому и крову отеческому и согласие хотя бы на самых тяжелых условиях быть принятым в дом отчий. Все дальнейшее изображение событий имеет целью подчеркнуть беспредельность любви Божией к кающемуся грешнику, Божественное всепрощение и ту радость, которая бывает, по словам Христовым, на небесе о едином грешнице кающемся (Луки 15:7).

Отец-старец, издалека увидев возвращающегося сына и еще не зная ничего о его внутреннем настроении, сам бежит ему навстречу, обнимает и целует его, не давая договорить ему до конца покаянных слов, велит обуть и одеть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду и устраивает в честь его возвращения домашний пир. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных им через грех.

“Бе мертв и оживе” – грешник, отчуждившийся от Бога, это то же, что мертвый, ибо истинная жизнь человека зависит только от источника жизни – Бога: обращение грешника к Богу представляется поэтому, как воскресение из мертвых.

Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братиям, хвалящихся исполнением воли Божией, но не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Как старший брат “разгневался и не хотяще внити”, так и мнимые точные исполнители закона фарисеи гневались на Господа Иисуса Христа за то, что Он вступает в близкое общение с кающимися грешниками. Вместо сочувствия брату и отцу, старший брат начинает выставлять свои заслуги, брата не желает даже называть “братом”, а презрительно говорит: “этот сын твой”.

“Ты всегда со мною и все мое – твое” – этим указывается на то, что фарисеи, в руках которых закон, всегда могут иметь доступ к Богу и духовным благам, но не могут заслужить благоволения Отца Небесного при таком извращенном и жестоком духовно-нравственном настроении.

История праздника

Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном сыне, ныне поемый Церковью в эту неделю.

Толкования и изречения святых отцов:

  • Пока не пришла смерть, пока не заключены двери, не отъята возможность войти, пока не напал на вселенную ужас, пока не померк свет…, проси, грешник, щедрот у Господа (прп. Ефрем Сирин).
  • Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние (прп. Нил Синайский).
  • Восплачь о грехе, чтобы тебе не восплакать о наказании, оправдись пред Судиею прежде, нежели чем предстанешь пред судилищем… Покаяние отверзает человеку небо, оно возводит его в рай, оно побеждает диавола.
  • Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения.
  • Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души (свт. Иоанн Златоуст).
  • В доме ли отчем пребываешь, не рвись вон на свободу. Видишь, чем кончился подобный опыт! Убежал ли и проматываешься, остановись поскорей. Промотал ли все и бедствуешь, решайся поскорей возвратиться, и возвратись. Там ждет тебя вся снисходительность, прежняя любовь и довольство. Последний шаг самый нужный. Но распространяться насчет его нечего. Все сказано коротко и ясно. Опомнись, решись возвратиться, встань и спеши ко Отцу. Объятия Его отверсты и готовы принять тебя (свт. Феофан Затворник).

Особенности богослужения недели (седмицы) о блудном сыне

1) На утрени в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов (134 и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилон­ских…» «с Аллилуиею красною». Этот псалом возбуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари – «Ангельский собор…».

2) Пение на утрени после 50-го псалма покаянных тропа­рей: «Покаяния отверзи ми двери…».

3) Чтение на литургии: Апостол – Коринф., зач. 135, Евангелие – от Луки, зач. 79.

4) Неделя (воскресенье) о блудном сыне заключает собой седмицу (под тем же названием), которая, как уже указывалось, является сплошной (отмена поста в среду и пятницу), Причастен: «Хвалите Господа с небес…».

Проповедь Патриарха Кирилла в неделю (седмицу) о блудном сыне

Проповеди в Неделю (седмицу) о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мне пришлось недавно прочесть следующие слова: «Дети чисты сердцем и праведны, и поэтому они ищут правды; взрослые осквернены, и они ищут милости».

В сегодняшнем Евангелии мы находим почву и для того, и для другого отношения к жизни. Но обращаем мы особенно внимание на то, как отец принял своего сына, простил его, сделал его вновь членом своего дома, своей семьи в ликующей радости. И мало обращаем внимание на то, как этот младший сын, подобно нам, изменил своему призванию сына, ушел из отчего дома, растратил всё, что ему было дано от отца, и только тогда вернулся в отчий дом, когда его измучил голод, оставленность, одиночество.

Вспомним рассказ, который мы только что слышали, но не мягкими, не ласковыми, жалостливыми словами Спасителя, а с той резкостью, грубостью, с которыми когда-то происходило то, о чем говорил Христос. Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв…

Иначе сказать: Отец — твоя любовь, твой кров, наша общая жизнь мне нипочем; ты мне не нужен; мне нужно только то, чем я могу воспользоваться: плоды твоей жизни, а не жизнь твоя; плоды твоей любви, а не твоя любовь; твоя готовность всё отдать, нам, твоим сыновьям, но не ты, отдающий всё… Отдай мне теперь то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути…

И отец ни словом не упрекнул своего сына, ни слова ему не напомнил о ласке, которой было окружено его детство, о любви, о тепле отчего дома. Он склонил голову и принял как бы преждевременную смерть; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни…

И сын, сбросив одежду отчего дома, грубую, простую, ношенную, нарядился в городскую одежду и ушел.

Разве мы не поступаем так все, в той или другой мере? Но не будем прятаться за слова «в той или другой мере», думая: ну да, может быть, кто-то и поступает так же бессердечно, жестоко, но я только в какой-то мере подобен блудному сыну, похож на него… Нет, мы все поступаем до страшности подобно ему.

Господь нам дает бытие. Он нам дает жизнь, Он дает нам всё, чем эта жизнь полна: живое тело, живой ум, живое сердце, свободу определять свою жизнь, даёт любовь, дружбу, родство, красоту окружающего мира, закон правды в наших сердцах, — сколько еще другого Он нам дает! И всё это нам дано для того, чтобы этот мир снова стал тем раем любви, единства, гармонии, красоты, каким он был замышлен Богом и каким он был, когда Господь всякую тварь вызывал державным словом к бытию.

А что мы из этого мира сделали? Что мы сделали из своей жизни, из жизни каждого человека вокруг нас? Беспечностью, бессердечием, себялюбием, жестокостью мы превратили и превращаем этот мир в ужас. И не только в широком смысле слова, но в самом простом: рушатся дружбы, крушатся семьи, человек в нужде не находит отклика, ум наш не устремлен к высокому, сердце не открыто только ко всему прекрасному, воля наша не направлена к тому, чтобы этот мир стал Божиим миром. Мы, подобно блудному сыну, всё берем у Отца, у Бога, и отвернувшись от Него, повернувшись к Нему спиной, идем творить свою волю и строить уродливый мир и уродливое общество, и в Церкви, и вне ее.

Потому что и среди нас качествует безразличие, себялюбие, а не любовь; не та крестная любовь, о которой говорит Христос, о которой Павел сказал: Принимайте друг друга, как принял вас Христос…

Неужели нам надо ждать того момента, когда истощатся все эти дары, когда ничего не останется у нас, кроме нищенства, когда старость, болезнь, обездоленность, хищничество других у нас отнимут всё, и останется только сознание: как мы были богаты, как мы были счастливы под кровом Божиим!. — и теперь, когда нам нечего другим давать и с нас ближний ничего не может обманом или насилием сорвать, мы оставлены всеми…

Неужели нам ждать момента, когда вдруг мы увидим себя на краю пропасти, когда пропадет в нас и сила, и надежда, когда останется только горькое, упрекающее нас воспоминание о той любви, которая нас взрастила, создав нас, и от которой мы отвернулись, которую мы отвергли, которой мы стали чужие.

Вот о чем говорит нам на пути к Великому Посту это Евангелие. И не станем утешаться, что ждет нас Отец с надеждой, с любовью: Он ждет тех, которые покаются. Он ждет тех, которые опомнятся, встанут, и в сокрушении сердца, покаянно, пойдут к Отцу, признавая, что мы, все мы, но каждый из нас за себя — недостоин быть назван сыном нашего Отца небесного, братом нашего Спасителя Христа…

Пока мы не опомнимся, пока мы не встанем и не пойдем к Нему — не станем тешиться надеждой, иллюзией о том, что прощение дается даром. Да, даром, как подарок любви, но в ответ на искренний крик души: каюсь, Господи, прости, прими! Аминь.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector