Полезные материалы, ИСТОРИЯ, ЕГЭ 2019, ВЕБИНАРИУМ

Историко культурный стандарт 2019

Обсуждения

Полезные материалы

10 сообщений

ПРИВЕТ!
Добро пожаловать в раздел с полезными материалами,

Обрати внимание на данный раздел, используй его при своей подготовке.
— — — — —

ВАЖНО
Каждая книга когда-то понадобится тебе при работе с курсом, занимаясь на наших вебинарах.
Но это не значит, что их все надо прочитать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов ?

ПЯТЕРКА ЛУЧШИХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ IX-XIX ВЕКОВ
используй понравившееся пособие для работы с сюжетами

Пособие Орлова: https://vk.cc/6gA1VP
Пособие Кацвы: https://vk.cc/6gA298
Справочник Баранова: https://vk.cc/6gA2tb
Учебник Сахарова: https://vk.cc/6gA2U0
Учебник Милова: https://vk.cc/6gA3kX

Перечень исторических персоналий, дат и терминов, которые
проверяются на ЕГЭ по истории

Историко-культурный стандарт: где найти и что с ним делать

Решил предпринять мини-исследование, актуальное на сегодня: май 2016 года. Честно говоря некоторые выпускники и учителя меня задавили вопросами, а будет ли в моих курсах ЕГЭ 2017 реализован историко-культурный стандарт? А вот реализован ли этот стандарт в моих видеокурсах? Решил поставить большую жирную точку в этом вопросе.

Где его найти

Значит, во-первых, на май 2016 года никакого официального документа под названием «Историко-культурный стандарт» просто нет. Существует только его ПРОЕКТ, обсужденный (!) в Живом журнале Министерства образования и науки РФ . Если же посмотреть сайт Министерства вдоль и поперек, то окажется, что последний раз этот документ фигурировал 21 февраля 2014 года. После этого о нем ни слуху ни духу.

На всех сайтах, которые так или иначе связаны с историей, образованием тоже висит только проект этого стандарта. Следовательно никто не вправе до принятия официального документа требовать от учителей или от вузов реализации этого стандарта. Для всех обязателен ФГОС — Федеральный Образовательный Государственный Стандарт. ФГОС есть и для среднего и для высшего образования.

Тем не менее, на сайте Министерства выложен проект стандарта. Его цель, как явствует из информации с сайта Минобра, в унификации преподавания истории (!) как в школах, так и в вузах. Понятно, что на мой взгляд это просто бред какой-то. В вузе изучение истории идет совсем не так, как в школе: больший уклон в изучение источников, документов, больше изучаются исторические процессы, нежели факты. В общем, с трудом представляю, как они там собрались унифицировать историческое образование.

Тем не менее, как видно со слов коллег, и ребят — истерика уже началась — по ещё не принятому документу. В общем, я нашел целых три варианта этого стандарта и предлагаю вам их себе закачать (ссылка в конце поста).

Что делать со стандартом?

Значит, по идее, вы должны взять этот стандарт и проверить себя, что вы знаете, а что нет. Лично я использую проект стандарта для тренировки эрудиции своих ребят на курсах подготовки к ЕГЭ. Просмотрев содержание документа, ничего нового там не нашел. Все взято из ФГОСа плюс, отшлифованы термины, имена по каждому периоду.

От себя скажу, что реальные тесты ЕГЭ ПРОЕКТУ этого стандарта НЕ СООТВЕТСТВУЮТ! То есть тесты сложнее . Если не верите мне, откройте полный тест ЕГЭ по истории 2016 и решите его. Уверяю, будете удивлены. В частности по культуре: военные каррикатуры, почтовые марки СССР, многие произведения искусства выходят за рамки этого документа. Равно как и события Всемирной истории, равно как и события Великой Отечественной войны.

Короче, рекомендую использовать ПРОЕКТ этого документа только в ознакомительных целях, ну и поинтересоваться, чего вы знаете из него, а чего нет. Истерить — не рекомендую. Соответствуют ли мои видеокурсы этому документу? Да, причем полностью. Более того, наши видеокурсы по истории дают расширенное представление обо всем ходе как истории России, так и Мировой истории. Кстати, скоро они кончаются, новые копии заказывать не буду, так что успевайте приобрести, пока они в наличии вообще есть.

Где скачать стандарт. Да вот, прямо здесь, после того, как поставите лайк в социальных сетях в этом блоке:

Историко-культурный стандарт

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • РАЗРАБОТКИ, ПАМЯТКИ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (6)
  • КЛАССНЫЕ ЧАСЫ (2)
  • ПРОФОРИЕНТАЦИЯ (7)

Историко-культурный стандарт

Историко-культурный стандарт

В феврале 2013 года Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними» и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого… нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».

25 апреля 2013 года в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» президент подтвердил свою позицию, сказав, что учебники истории должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего. Как полагает президент, без единой линейки учебников российские «молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями», в том числе недооценивают подвиг ветеранов Великой Отечественной войны, а существующее разнообразие учебников (до 65 наименований для 10-х классов) избыточно. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина по итогам указанного заседания под руководством ведущих российских историков была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», основным компонентом которой является Историко-культурный стандарт, составляющий ядро школьного исторического образования с перечнем так называемых «трудных вопросов». По решению РИО в 2014 году был дан старт конкурсам издательств по написанию школьных учебников на основе Единого историко-культурного стандарта, которые были представлены на утверждение в специальный экспертный совет РИО к 15 апреля 2015 года, а одобренные им учебники уже с 1 сентября 2015 года предложены школам. В августе 2014 года Министерство образования и науки России отказалось от идеи ввести в школах единый учебник истории. Вместо него ведомство разработало единый историко-культурный стандарт(ИКС), на основе которого разработаны новые пособия. Все написанные учебники прошли общественную и профессиональную экспертизу.

В учебниках реализованы все основные требования как Концепции нового УМК и ИКС, так и ФГОС.
Основные требования ИКС к учебнику заключаются в следующем:
— он должен показывать роль и место отечественной истории в русле мировых событий;
— побуждать к самостоятельному рассуждению;
— учить анализировать исторические тексты;
— сопоставлять разные точки зрения, различать факты и их интерпретации;
— стимулировать на получение исторических знаний из других источников;
— способствовать формированию навыков исследовательской и проектной деятельности;
— способствовать развитию критического мышления учащихся;
— стать навигатором в информационном пространстве.

По итогам экспертиз Федеральный перечень пополнили три новые линии учебников по истории России, созданные в соответствии с историко-культурным стандартом. Принято решение о включении в ФПУ новых линий учебников с 6 по 10 класс издательств “Просвещение”, “Дрофа” и “Русское слово” (Протокол заседания НМС от 15.05.2015г.):

I.Издательство «Русское слово»

  1. Пчелов Е.В., Лукин П.В. Под ред. Петрова Ю.А. История России с древнейших времен до начала XVI века. 6 класс. М.: Русское слово, 2015.
  2. Пчелов Е.В., Лукин П.В. Под ред. Петрова Ю.А. История России XVI- XVII века. 7 класс. М.: Русское слово, 2015.
  3. Захаров В.Н., Пчелов Е.В. Под ред. Петрова Ю.А. История России XVIII век. 8 класс. М.: Русское слово, 2015.
  4. Cоловьев К.А., Шевырев А.П. Под ред. Петрова Ю.А. История России 1801-1914 гг. 9 класс. М.: Русское слово, 2015.
  5. Издательство «Дрофа»
  6. И.Л.Андреев, И.Н. Федоров. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс. М.: Дрофа, 2015.
  7. И.Л.Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. История России XVI- конец XVII века. 7 класс. М.: Дрофа, 2015.
  8. И.Л.Андреев, Л.М. Лященко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров,. История России конец XVII-XVIII век -. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.
  9. Л.М. Лященко, О.В. Волобуев, Е.В.Симонова. История России XIX- начало XX века. 9 класс. М.: Дрофа, 2015.
  10. О.В. Волобуев, С.П.Карпачев, П.Н.Романов. История России начало XX-начало XXI века. 10 класс. М.: Дрофа, 2015.

III. Издательство «Просвещение»

  1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
  2. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 7 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

3.Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Кукурин И.В., и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 8 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

4.Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 9 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.

5.Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков А.А. и др. Под ред. Торкунова А.В. История России. 10 класс. В 3-х частях. М.: Просвещение, 2015.

У учителя есть выбор, так как рекомендовано три линии учебников от трех издательств. Прежние учебники могут использоваться до их полного износа, о чем говорится во 2-м пункте приказа №576 «О внесении изменений в ФП» (от 8.06.2015г.) Данным приказом из ФП исключаются 84 наименования учебников и вводятся три линейки новых учебников истории России. Также в приказе говорится, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники, которые исключаются из федерального перечня учебников».

Переход на новые учебники, скорее всего, займет несколько лет. Но уже с 1 сентября 2015 года, даже продолжив работу по старым учебникам, учитель должен разработать индивидуальные рабочие программы с учетом требований примерных программ курса, рекомендованных министерством МО и Н РФ, построенных на основе ИКС.

Новые учебники для всех классов вышли в свет. Все элементы УМК доступны в продаже уже с начала учебного года. Часть материалов выложена на сайтах самих издательств.

Все учебники соответствуют требованиямКонцепции нового учебно-методического комплектапо отечественной истории иИсторико-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом в соответствиис поручением Президента России.

Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

  • ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ
  • Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству.
  • Раздел II. Россия в XVI – XVII веках: от великого княжества к царству.
  • Раздел III. Россия в конце XVII — XVIII веках: От царства к империи.
  • Раздел IV. Российская империя в XIX – начале XX вв.
  • Раздел V. Россия в годы «великих потрясений». 1914-1921 гг.
  • Раздел VI. Советский Союз в 1920- 1930-е гг.
  • Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
  • Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
  • Раздел IX. Российская Федерация в 1992-2012 гг.
  • Примерный перечень «трудных вопросов истории России»
    • создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
    • сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства и их преемственности;
    • раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян;
    • представить историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.
    • учесть историко-культурное многообразие России, раскрыть происхождение, развитие и содержание основополагающих общероссийских символов и традиций;
    • обратить внимание на события и процессы мировой истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
    • применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
    • исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих
    • существенное значение для отдельных регионов России;
    • обеспечить доступность изложения, образность языка.

Задачи учебно-методического комплекса:

Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

Подготовка нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей истории. Кроме того, особую актуальность приобретает необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Внедрение новых линеек потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.

Историко-культурный стандарт как база формирования единого культурно-исторического пространства в России

30 ноября 2018г., Тольятти, Поволжский православный институт Святителя Алексия Московского

В настоящее время необходимость культурно-исторического стандарта для системы образования, да и всего российского общества, совершенно очевидна. Увы, мы остаемся страной с расколотым прошлым, у нас нет консенсуса по базовым историческим событиям, ключевым моментом и персоналиям. Дискуссия последних месяцев вокруг личностей последнего российского императора Николая II тому наиболее яркий, но далеко не единственный пример. Вновь с пеной у рта отстаиваются точки зрения о слабохарактерности, неспособности сохранить великое государство этого исторического деятеля. Для многих государей, по-прежнему пьяница и Николай кровавый, несмотря на почитание его Церковью как святого.

Так происходит и по отношению ко множеству других исторических фактов и личностей. 100 лет прошло с момента революции. Появились ли к этой юбилейной дате фундаментальные исследования объединяющие общество? Состоялись ли крупные события в области культуры, заметные в границах страны, которые позволили нам сплотиться и осмыслить сообща этот страшный урок истории? Высказалась ли четко власть по этому самому важному событию XX века? Нет, этого не произошло. Почему? По очевидной причине, о которой уже сказано: мы до сих пор остаемся не консолидированным обществом с расколотым прошлым. Солидарного ответа до сих пор нет.

Однако если ты хочешь правильно идти, то должен знать — откуда ты идешь. А если у нас нет этого понимания, происходит эквилибристика историческими понятиями, фактами, цифрами, каждый готов отстаивать свою правоту и далеко переходить за границы компетентной и взаимоуважительной дискуссии. И особенно тревожно и даже катастрофично, когда это мозаичность, безоценочность и, в конце концов, безответственность входят в пространство школы, массового изучения истории. И, вот уже несколько десятилетий вращается в нашей образовательной среде до двухсот учебников по истории с взаимоисключающими суждениями, а иногда и противоречащих сами себе.

В 90-е годы, когда большая история вновь вернулась в жизнь России, был провозглашен принцип равноудаленности и «объективности» в изучении истории отечества. Ценностное, воспитательное измерение истории оказалось отвергнутым. Однако в любом здоровом обществе школьный предмет всегда имеет особую мировоззренческую ценность. Он, в том числе, проводник государственно-патриотической политики в области образования. Вне обращения к вдохновляющим и учащим правильному духовному и нравственному выбору историческим примерам изучение этого предмета в школе теряет смысл. Историко-культурный стандарт и является ответом на многочисленные вызовы с которыми столкнулась Россия и российское образование сегодня.

Оправдана озабоченность российского государства в появлении такого стандарта. Позволю себе процитировать слова Президента России В.В. Путина. « В одном не сомневаюсь точно: голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность».

История России – это история страны, сформировавшая самобытную культуру и цивилизацию. Россия обладает великой историей, с огромным, духовно-нравственным и воспитательным, потенциалом. Школьный курс истории и призван помочь формирующемуся человеку осознать себя наследником этого огромного богатства. Совершенно очевидно, что в цивилизационной идентичности лежит глубинная потребность духовной солидарности с ушедшими и будущими поколениями, чувство личной сопричастности к судьбе Родины, что наполняет жизнь новым смыслом. Расширяются не только жизненные горизонты отдельного человека, но и исторические горизонты великих наций и малых народов за границы узко национальных интересов и конкретной эпохи. Замалчивание же цивилизационного своеобразия игнорирование нравственной составляющей истории размывает традиционные ценности, препятствует их системному усвоению. Вновь подчеркнем, фундамент исторического образования, должен быть направлен на сохранение высшего сакрального высшего бытия и ценности освещенных многовековым опытом традиции.

Нам могут возразить: мы это все проходили, уже была тотальная идеологизация истории, которая не гнушалась откровенными искажениями и подлогами ради поставленной цели. Вспомним слова отца советской историографии академика М.Н. Покровского: «История – это политика, опрокинутая в прошлое». Речь однако идет совершенно о другом.

Обращаюсь к произведению другого отца – отца подлинной российской историографии — « Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» (1811) Н. М. Карамзина. Здесь великий писатель говорит, в том числе, о базовых принципах работы российского историка: «Личность каждого тесно связана с Отечеством: любим его, ибо любим себя. Пусть греки, римляне пленяют воображение; они принадлежат к семейству рода человеческого, и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям, славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце мое еще сильнее бьется за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сцепиона… Любовь к отечеству дает кисти историка жар, силу, прелесть. Где нет любви, нет и души» . Но, с другой стороны, историк должен творить из того материала, который у него есть. Он не может произвести « золота из меди, но должен очистить и медь; должен знать всего цену и свойство; открывать великое, где оно таится, и малому не давать прав великого» . История не роман и мир не сад, где все должно быть приятно. Она изображает действительный мир, а историк должен быть честен. Он не имеет права искажать историю, лгать, осквернять ее в угоду политике или идеологии, прячась от тех серьезнейших вызовов, которая совсем не только в прошлом, но и сегодня бьют в набат, ставя человека перед выбором и уча отвечать за прошлое, настоящее и будущее.

Уверен, многим близки слова В.О. Ключевского: «история – не учительница ( magistra vitae ), а надзирательница: она ничему не учит, но только наказывает за незнание уроков». Сегодня мы должны помнить об этом как никогда.

Необходимость единого и непротиворечивого учебно-методического комплекса по истории обусловлена еще и многими современными геополитическими вызовами, в том числе, активным переосмыслением своей истории новыми суверенными государствами, возникшими на постсоветском пространстве. Образ России в учебниках Прибалтики, Украины, Казахстана существенно и целенаправленно искажается, роль и место в мировом пространстве российской цивилизации девальвируется. Если бы мы внимательно относились к тому, что писалось на протяжении десятилетий в украинских учебниках по истории! Не только в постсоветский, но и в советский период со времен печально знаменитого М.С. Грушевского. Уже в первые годы советской власти Украина формировалась как не Россия, некая альтернатива «великоросскому шовинизму», главному жупелу советской национальной политики. Идеологии украинства, коренизации и пр. не одно и не два десятилетия. Всем известно как начиная с 1990-х годов «наши западные партнеры» вкладывали значительные ресурсы в систему украинского образования, финансировали издание учебных пособий проводили обучающие семинары и мастер-классы, активно привлекали молодежь. При своей значительности эти средства были неизмеримо меньше, чем те, которые Россия вкладывала в экономику и поддержку правящего режима этой страны. Тем не менее, плачевный результат наших межгосударственных отношений известен всем. На десятилетия вперед заложена эта страшная язва не просто в отношениях двух братских этносов, но в связях двух частей единого исторически расколотого народа. Этот пример, в котором манипуляции с историей занимали одно из центральных мест, и нас должен заставить сильно задуматься.

Как показывают статистические исследования, большинство родителей учащихся согласны с тем, что история – это базовый предмет. И возвращение ей подобающего места в системе отечественного образования давно назрело. Полноценное, системное, объединяющее историческое образование с максимальным использованием воспитательных возможностей предмета – то, в чем мы остро нуждаемся для обеспечения культурно-исторического преемства и усвоения своей цивилизационной идентичности.

Россия — это страна, обладающая колоссальным наследием, но сохранять и преумножать его кроме нас некому. А наследники великой цивилизации должны быть ее достойны.

Историко культурный стандарт 2019

Об историко-культурном стандарте

В феврале 2013 г. Президентом Российской Федерации было поручено Министерству образования и науки России совместно с Российской академией наук, при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы к 1 ноября 2013 г.

29 марта на конференции Общероссийского народного фронта Президент Российской Федерации поручил Правительству обеспечить разработку единой концепции курса истории России для общего образования.

В настоящее время разработан и обсужден на заседании Рабочей группы проект историко-культурного стандарта

Предложения и замечания к проекту Историко-культурного стандарта можно оставить на сайте Общественного совета Минобрнауки России http://sovet-edu.ru/ и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале http://mon-ru.livejournal.com/ .Проект Историко-культурного стандарта также размещён на сайте Ассоциации учителей истории и обществознания school.historians.ru.

Министерство образования и науки Красноярского края в целях организации общественного обсуждения и профессиональной экспертизы проекта историко-культурного стандарта инициировало проведение серии мероприятий.

27 августа 2013г. в Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессионального развития работников образования проведен круглый стол «Историко-культурный стандарт: события и процессы, новизна подхода, противоречия и трактовки». В обсуждении приняли участие ученые-историки, руководители муниципальных методических объединений учителей истории и лидеры краевого профессионального сообщества учителей истории.

Основные позиционеры круглого стола – Артемьев Е.В., кандидат исторических наук, заведующий кафедрой общественно-научных дисциплин и методов их преподавания КК ИПКиППРО, Григорьев А.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории исторического факультета КГПУ имени В. П. Астафьева, Славина Л.Н., доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории исторического факультета КГПУ имени В. П. Астафьева, Федорова В.И., доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории исторического факультета КГПУ имени В.П.Астафьева, Долгодворова Е.Ю., руководитель кафедры учителей общественных дисциплин Красноярской университетской гимназии «Универс» №1, Зелова О.Г., ст. преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин и методик их преподавания ККИПКиППРО.

Предложения и замечания круглого стола оформлены и выставлены на сайте Общественного совета Минобрнауки РФ ( http :// sovet — edu . ru ).

Участники круглого стола не достигли единства в оценках Проекта, однако согласились с тем, что постановка вопроса о разработке Историко-культурного стандарта актуальна.

Участники круглого стола обратили внимание на внутреннюю противоречивость, предложенного для обсуждения проекта культурно-исторического стандарта. Тезисы вступительной части не подтверждены содержанием, освещающим этапы исторического развития. Декларируемый в пояснительной записке социо-культурный подход реализован не полностью в содержательной части стандарта. Отсутствует в проекте стандарта единые терминологический и методологический подходы. В разных местах текста употребляются Октябрьская социалистическая революция и Октябрьский переворот. Участники круглого стола отмечают необоснованное исчезновение из проекта стандарта ключевых в истории России событий и процессов (восстание Болотникова, некоторые события первой мировой войны), недостаточно полно освещен процесс освоения Россией новых территорий в XVI-XVII вв. и процесс складывания многонационального русского государства, присоединение Закавказья. В историко-культурном стандарте не прослеживается логика исторического развития, отсутствуют присущие исторической науке причинно-следственные связи (становление русской государственности, причины феодальной раздробленности, общественных движений и т. д.), что очень важно для формирования исторического представления. К сожалению, история России в проекте рассматривается вне происходящих в мире процессов. Процесс складывания многонационального русского государства также нуждается в значительной доработке с позиции изложения исторических фактов

Если рассматривать предложенный материал как проект, то можно сделать ряд предложений:

Учебник Истории России не может быть только навигатором в учебном процессе, но и должен нести познавательные функции (включать основные исторические выводы и оценочные позиции исторических событий);

7 октября 2013 года состоялась видеоконференция — «Какой учебник истории России нужен?»

Решение: для подведения итогов обсуждения в регионе проекта историко-культурного стандарта, рекомендуем методическим объединениям учителей истории Красноярского края отправить материалы обсуждения в Центр воспитания и гражданского образования и разместить на сайте Общественного совета Минобрнауки России http://sovet-edu.ru/

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Историко — культурный стандарт

Единый учебник по истории России для средней школы

На широкое обсуждение вынесен проект историко-культурного стандарта, который включает в себя перечень исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных для изучения в школе.

Президентом Российской Федерации поручено Минобрнауки России совместно с Российской академией наук при участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для средней школы к 1 ноября 2013 года.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.

Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

  1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.
  2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
  3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов [1]. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

Историко культурный стандарт 2019

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Разъяснение Министерства образования и науки о переходе с концентрической системы преподавания истории на линейную. Письмо № 08-2655 от 07.12.2016 г.

Данный документ содержит актуальную информацию о переходе с концентрической системы преподавания истории на линейную.

Министерство образования и науки
Российской Федерации
(минобрнауки россии)

Департамент государственной
политики в сфере общего образования

№ 08-2655 от 07.12.2016 г.

О рассмотрении обращения на № 02-391 от 16 ноября 2016 г.

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассмотрел письмо Рособрнадзора по вопросу о содержании контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по истории и в части своей компетенции сообщает.

В связи с утвержденной Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее – Концепция) Минобрнауки России совместно с Ассоциацией «Российское историческое общество» проведены следующие мероприятия:

обеспечена синхронизация содержания учебных курсов по отечественной истории и истории зарубежных стран на уровнях основного общего и среднего общего образования;

обеспечен учёт положений историко-культурного стандарта при разработке примерных основных общеобразовательных программ, которые прошли широкое профессиональное и общественное обсуждение, по результатам экспертизы одобрены федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию и включены в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru);

по результатам экспертизы 3 новые завершённые предметные линии учебников истории России (14 учебников) включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, утверждённый приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253.

В соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования в 5-9 классах изучается учебный предмет «История России. Всеобщая история». В 5 классе изучается история древнего мира как часть всеобщей истории. История России, которая также является частью всеобщей истории, изучается на уровне основного общего образования с 6 по 9 класс.

В целях обеспечения поэтапного перехода на линейный принцип преподавания истории России, заложенный в Концепции, представляется целесообразным осуществлять указанный переход в 2015 г. начиная с 6 класса (в 2016 г. – в 6 и 7 классах, в 2017 г. – в 6, 7 и 8 классах и т. д.).

Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, с учётом перехода на линейный принцип преподавания истории России, размещены на сайте федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее – Академия) http://www.apkpro.ru/historv, а также на сайтах издательств, выпустивших учебники истории, включенные в федеральный перечень учебников.

Таким образом, Департамент полагает целесообразным осуществлять переход на контрольные измерительные материалы основного государственного экзамена по истории в соответствии с ФГОС не ранее 2019 года.

Дополнительно сообщаем, что по программе повышения квалификации учителей истории (в том числе по вопросам перехода на обучение по новым учебникам истории) на базе Академии подготовлено 500 региональных тьюторов, осуществляющих в настоящее время реализацию указанной программы во всех субъектах Российской Федерации.

Ответственный за размещение информации: методист ГМЦ Марков Е. В.

Телефон: 8 (495) 912-63-37, добавочный 320.

Историко культурный стандарт 2019

Рабочая группа
по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории

Концептуальные основы историко-культурного стандарта

  1. Культурно-антропологический подход . В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Вместе с вниманием к политической истории также рассматривается на т.н. «новую социальную историю» будет более адекватно отражать и современное состояние исторической науки. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
  2. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов1. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.
  3. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.
  4. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Школьные перемены

В 2014/15 учебном году в сфере образования произошел ряд изменений, например, введение обязательной школьной формы и новое условие допуска к ЕГЭ – сочинение.

Какие нововведения ждут школьников в 2015/16 учебном году и какие изменения планируются в будущем – в спецпроекте ТАСС.

  • Учебный процесс
  • Учебный процесс
  • Экзамены
  • Регламенты образования
  • Учебный процесс
  • Учебный процесс
  • Экзамены
  • Регламенты образования
  • Учебник истории
  • Электронные учебники
  • Всероссийские контрольные
  • Односменное обучение

Учебник истории

Шестиклассники переходят на новый учебник

1 сентября шестиклассники начнут изучение отечественной истории по новым учебникам. В их основе лежит историко-культурный стандарт, утвержденный в 2013 году. Постепенно на новые учебники перейдут учащиеся всех классов.

Что такое историко-культурный стандарт

Историко-культурный стандарт включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе.

Среди таких «трудных мест» — причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия Сталина, причины репрессий; оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; оценка СССР в условиях «холодной войны»; оценка периода правления Брежнева и роли диссидентского движения; оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х годов («шоковая терапия», методы приватизации), причины и последствия побед Ельцина в политических схватках 1990-х годов, а также оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

Сейчас учебники по истории, чтобы попасть в федеральный перечень, должны пройти экспертизу на соответствие историко-культурному стандарту.

В мае 2015 года министерство образования и науки РФ утвердило три линейки новых учебников по истории России: от издательств «Дрофа» и «Просвещение» с 6 по 9 и с 10 по 11 классы, учебники издательства «Русское слово» с 6 по 9 классы.

В Минобрнауки подчеркнули, что школы могут использовать старые учебники до их износа, но с учетом утвержденного историко-культурного стандарта.

«Новые учебники отличаются от прежних главным образом тем, что в их основе лежат единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, разработанные Российским историческим обществом. Это попытка достичь на их основе общенационального консенсуса по нашей истории. На мой взгляд, это получилось», — сказал Данилов.

«Прежних повторений, как это было при концентрическом построении, не будет. Такой подход (линейный) дает возможность более основательно изучать прошлое. К тому же более поздний и спорный период изучается старшеклассниками. Понятно, что здесь больше возможностей для откровенных и глубинных разговоров о нашем великом и драматическом прошлом», — сказал Андреев.

Историко — культурный стандарт содержание, концепции, рекомендации.

Столичный учебный центр
г. Москва

Историко — культурный стандарт: содержание, концепции, рекомендации.

В последнее время учителей истории, учеников иих родителей чрезвычайно волнует вопрос оперспективах введения нового единого учебникаистории, содержание которого будет строиться всоответствии с новым историко — культурнымстандартом. Все учителя истории нашего городапрошли курсы повышения квалификации.Специалисты Академии повышения квалификациии профессиональной переподготовки работниковобразования Мишина Ирина Анатольевна иТюляева Тамара Ивановна познакомилипреподавателей с новым историко — культурнымстандартом и о перспективах появления нового учебника по истории. Необходимость создания нового учебникаистории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новыхисторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленный историко-культурный стандарт включает в себя

· принципиальные оценки ключевых событий прошлого,

·основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных дляизучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий

· сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании

Стандарт направлен на:

· повышение качества школьного исторического образования,

· развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ,

· формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений. Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.

Задачи учебно-методического комплекса:

· создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;

· сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;

· показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;

· раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.

Предполагается использование Стандарта при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

· обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;

· применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;

· исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; обеспечить доступность изложения, образность языка.

Соответствующие приоритеты предполагается иметь в виду и при доработке Стандарта по результатам профессиональной экспертизы и общественного обсуждения.

Концептуальные основы историко-культурного стандарта. Культурно-антропологический подход.

В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

1. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России.Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чемдругие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашейРодины.

2. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В школьном курсе истории необходимоусилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшейособенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России являетсянеобходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантнойличности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионовРоссии должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе междуисторией государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей,между историей национальной, мировой и локальной.

3. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям –важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумеваютгораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтомушкольный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимоучебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной иминимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

4. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школвысокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национальногопроекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности.Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьниковсамостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современныйучебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель –способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления,обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различениюфактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники,раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями дляучителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Исходя из указанных подходов, можно сформулировать следующие рекомендации, которые могут быть положены в основу концепции нового школьного учебника по курсу «История России». Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует «мельчить», перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты.

Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия – крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания – мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector