Премия и фестиваль «Золотая маска»
В 2022 году «Золотая маска» отметит 25-летие. Основная конкурсная программа пройдет в Москве с января по апрель.
Конкурсная программа спектаклей, выдвинутых на Российскую национальную театральную премию, – главное событие ежегодного фестиваля. Лучшие театральные коллективы страны представят свои работы на московских сценах. Традиционно пройдет внеконкурсная программа, которая дополнит и расширит картину современного театра, послужит профессиональному развитию театральных специалистов.
Новый сезон фестиваля откроется гастролями Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова (г. Санкт-Петербург). В Москве коллектив представит спектакли «Гроза», «Алиса», «Губернатор», «Пьяные», «Слава».
Весной «Золотая маска» представит в столице спектакль Кристофа Марталера «Знакомые чувства, смешанные лица» (Театр «Фольксбюне», Германия) и постановку Саймона Стоуна «Три сестры» (Театр Базеля, Швейцария). Среди номинантов фестиваля – премьеры сезона 2017–2018 гг.:
- «Время секонд-хэнд», Театр драмы (Омск);
- «Гамлет», Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург);
- «И это жизнь?», Татарский театр им. Г. Камала (Казань);
- «1968. Новый мир», Музей современного искусства «Гараж» (Москва);
- «Антигона», Камерный театр (Воронеж);
- «Гипнос», Театр «Практика» (Москва) и многие другие.
Также в рамках премии будут подведены итоги номинаций «Драма. Работа режиссера», «Драма. Женская роль», «Драма. Мужская роль», «Драма. Женская ролль второго плана», «Драма. Мужская роль второго плана», «Драма. Работа художника», «Опера. Спектакль» и других.
Золотая маска 2022
Фестиваль золотая маска 2022 пройдет в 25-й раз. За время существования театральной премии было немало скандалов, споров и громогласных изречений в адрес основателей. Однако путь к успеху никогда не бывает легким. Сейчас это одна из наиболее престижных театральных премий в России, которая не только призвана выделить лучших, но также открывать новые имена и таланты со всех уголков страны.
СОДЕРЖАНИЕ
История «Золотой маски»
Премия была учреждена в 1993 году общественной организацией СТД РФ. Особый вклад внес председатель М.А.Ульянов и его заместитель В.В.Павлов. Первый фестиваль и вручение премий в шести номинациях состоялись в 1995 г. На тот момент фестиваль проводился в территориальных рамках Москвы.
Театральная премия задумывалась как некоммерческая награда лучших театральных работ и деятелей театрального искусства про принципу «коллеги-коллегам». Во избежание влияния на принятие решения экспертами, до 2002 г. у премии не было спонсоров. В 2002 году официальным спонсором «Золотой маски» стал Сбербанк.
Уже в 1994 году фестиваль вышел на всероссийский уровень. Данные изменения повлияли на организацию проведения фестиваля.
Особого внимания заслуживает сама награда — маска, которая была создана художником О.А.Шейнцис. За основу ним была взята венецианская маска, декорированная подобным к государственному символу двуглавым орлом, с третьим глазом в форме еще одной маски. Современные награды изготавливаются из фарфора, однако первые были сделаны из папье-маше. На выполнение одной такой маски уходило около месяца.
Особенности проведения фестиваля
На основании прошедшего театрального сезона, члены экспертного совета отбирают на конкурс спектакли из разных жанров. Ежегодно организуется два экспертных совета: первый — для отбора драматических спектаклей и спектаклей театров куклы, а второй — мюзикла, оперы, оперетты и балета. В состав совета входят ведущие представители различных театральных профессий, а также известные критики.
По подобному принципу организуются два состава жюри, которые на основании голосования выбирают победителей в каждой номинации. По правилам, определенных в положении о премии Золотая маска, членами жюри не могут быть участники экспертного совета, также как создатели или исполнители одного из спектаклей, который входит в число номинантов на получение премии.
Благодаря фестивалю, в России загорелась не одна звезда. Получение премии не только свидетельствует о высокой оценке таланта и профессионализма со стороны «коллег по цеху», но также позволяет приобрести популярность среди любителей театра. Ежегодно за прохождением фестиваля пристально следят СМИ, освещая во всероссийских изданиях и телевизионных программах все основные моменты. Премия нередко становится началом блистательной карьеры для начинающих режиссеров, актеров, хореографов и представителей других театральных профессий со всех регионов страны.
Номинанты на премию в театральном сезоне 2017-2018
Для того, чтобы определить список номинантов на премию 2022 года, члены экспертного совета проделали огромную работу: было просмотрено около 800 видеозаписей спектаклей из категории драма и театр кукол. Чтобы выбрать претендентов на получение премии в категории музыкального театра, эксперты просмотрели 302 спектакля в более, чем ста городах. Номинанты были определены 31 октября, а полный их список уже опубликован на официальном сайте «Золотой маски» в интернете.
Наибольшее количество раз номинирован Пермский театр оперы и балета — он упоминается в списке 28 раз. В число претендентов на главный театральный приз страны традиционно вошли спектакли из театров столицы, а также из Санкт-Петербурга, Омска, Уфы, Новосибирска, Пскова, Ростова-на-Дону и других городов. В общей сложности заявлено 84 спектакля.
Официально главной награды у «Золотой маски» нет, однако традиционно наиболее престижной читается премия за лучшую драму. Среди номинантов в этой категории представлены следующие спектакли:
- «Время секонд хэнд» (Омск);
- «Гамлет» (Санкт-Петербург);
- «Зулейха открывает глаза» (Уфа);
- «И это жизнь?» (Казань);
- «Король Лир» (Ижевск);
- «Маленькие трагедии» (Москва);
- «Мой друг Гамлет» (Якутск);
- «Молодость» (Тюмень);
- «Операнищих» (Москва);
- «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (Санкт-Петербург);
- «Три сестры» (Москва);
- «Три толстяка» (Санкт-Петербург);
- «Я.Другой.Такой.Страны» (Красноярск).
Юбилейный фестиваль в 2022 году
Даты проведения фестиваля и вручения премии в 2022 году уже определены. Основная конкурсная программа пройдет с февраля по апрель, а церемония награждения лучших, по мнению экспертов, состоится 16 апреля. На сайте «Золотой маски» уже доступно расписание выступлений, стартовала продажа билетов на спектакли, которые будут показаны на московских сценах в феврале. Место проведения грандиозного юбилейного торжества и вручения главного приза — Историческая сцена Большого театра. Церемония будет транслироваться в прямом эфире сразу на нескольких телеканалах и онлайн-ресурсах.
Фестиваль и премия “Золотая маска” 2022 года
Театральная премия “Золотая маска” и приуроченный к ней фестиваль в 2022 году отметят свое 25-летие. Придуманная в свое время Михаилом Ульяновым премия хороша тем, что театры и постановки награждаются по “гамбургскому счету” — победителей выбирают сами люди театра. Когда состоится фестиваль и награждение премией “Золотая маска” 2022 года, какие еще проекты “Золотой маски” ждут нас в 2022 году.
Фото: goldenmask.ru
Фестиваль “Золотая маска” в 2022 году
Ежегодный конкурсный фестиваль “Золотая маска” проводится в Москве. Наряду собственно с вручением премии это событие является одним из двух основных направлений деятельности “Золотой маски”.
Фестиваль пройдет в столице с февраля по апрель 2022 года. Основным его событием станет показ конкурсной программы спектаклей, выдвинутых на премию “Золотая маска”.
Разумеется, зрители смогут увидеть и большую внеконкурсную программу “Золотой маски” как в рамках основного фестиваля, так и вне этих рамок. 2022 год объявлен в России Годом театра, и афиша внеконкурсных программ премии рассчитана на весь год.
Среди самых заметных событий “Золотой маски” в 2022 году:
- Январь — гастроли БДТ имени Товстоногова в Москве (театр отмечает свое 100-летие): спектакли «Гроза», «Алиса», «Губернатор», «Пьяные», «Слава».
- Март — внеконкурсная программа “Маска плюс”, включающая множество ярких и неординарных спектаклей, поставленных в российских городах.
- Детский уикэнд (дата пока не объявлена) — спектакли и театральные события для детей, их родителей и профессионалов театра.
- 28 марта — 2 апреля — Russian Case: проект, который адресован зарубежным деятелям театра и критикам.
Особо стоит обратить внимание на зарубежные спектакли, которые будут включены в программу “Золотой маски” 2022 года. Зрители в Москве увидят три зарубежных спектакля:
- “Знакомые чувства, смешанные лица” (театр “Фольксбюне” из Германии, режиссер Кристоф Марталер) — показ состоится весной.
- “Три сестры” (театр Базеля, Швейцария, режиссер Саймон Стоун) — показ пройдет весной.
- “Love Cycle” (Танцевальная компания L-E-V, режиссеры Шарон Эяль и Гай Бехар) — показы пройдут в октябре в Москве и Санкт-Петербурге.
Зрители, которые не смогут попасть на фестиваль, имеют шанс увидеть специальные трансляции. Они будут организованы в нескольких кинотеатрах в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах в рамках проекта “Золотая маска в кино”.
Яндекс покажет несколько спектаклей в рамках проекта “Золотая маска online” в интернете.
Проект “Золотая маска в городе” позволит театру выйти за рамки привычной сцены. Местами проведения показов станут улицы и площади, парки и музеи, библиотеки, вокзалы, офисные центры и т.д.
Фото: ru.m.wikipedia.org
Премия “Золотая маска” 2022 года
Номинанты премии “Золотая маска” 2022 года по всем 37 номинациям уже известны. С их списком можно ознакомиться на официальном сайте премии — goldenmask.ru.
Все номинанты “Золотой маски” — проекты, дебютировавшие в сезоне 2017-2018 в театрах России.
По традиции, огромное число номинантов — постановки из провинции. “Золотая маска” продолжает открывать новые для широкой публики имена по всей стране. Этим премия славилась даже тогда, когда просмотр всех постановок в регионах был настоящей проблемой для жюри. Сейчас, когда технические возможности заметно упрощают отбор, жюри отсматривает многие сотни постановок и действительно держит пульс на всей театральной жизни России.
Именно поэтому “Золотая маска” — главная театральная премия страны, максимально объективная и всеобъемлющая.
«Золотая Маска-2022»: 6 глав о 84 претендентах
Вадим Рутковский
31 октября 2018
Главная российская театральная премия объявила номинантов
1. Стопроцентно крутой Воронеж
Будучи сторонником регионализма, начну с хвалы родному городу: на юбилейной «Маске» представлены сразу четыре спектакля из Воронежа. В «Драме малой формы» – обжигающая «Антигона» Михаила Бычкова в Камерном театре. Странно, что персональной номинации нет у Татьяны Бабенковой, грандиозно играющей главную роль. Зато есть у Камиля Тукаева, который играет «палача поневоле» Креона;
вижу в этом только парадоксальное проявление экспертами «Маски» коллективного бессознательного: палачи, действующие от лица государства, в России популярнее красивых и смелых женщин.
На награду в категории «Современный танец» претендует dance-фантазия Ольги Васильевой «Мы», вдохновленная антиутопией Евгения Замятина. За этой номинацией – признание нового направления в Воронежском Камерном, с прошлого года успешно работающего с современной хореографией. Мой личный фаворит – «Apples & Pies. Ностальгия», проект Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского на музыку Айги и Курляндского, «как бы» по мотивам сентиментального Бунина и спародировавшего его придыхания Куприна; дилогия из идиллической и антиутопической глав. Смотрел на одном дыхании при всей невосприимчивости к танцевальным спектаклям; точёный европейский спектакль, совершенно непохожий на первый, пробный, неуверенный опус.
Эксперты выбрали следующую работу танцевальной труппы Камерного театра – возможно, более совершенную (профессионалам должно быть виднее).
В балетной номинации – «Корсар» хореографа Юрия Бурлаки в Театре оперы и балета.
На премию «Эксперимент» номинирован душеполезный социальный блокбастер «100% Воронеж», проект Rimini Protokoll, осуществленный Платоновским фестивалем (подробный текст – здесь). И это здорово вдвойне: сложный спектакль с участием сотни непрофессиональных исполнителей – обычных горожан – не исчезает и по окончании летнего фестиваля искусств.
Список драматических номинантов малой формы открывает (благодаря алфавитному порядку, отводящему цифрам первое место) «1968. Новый мир», шедевр Дмитрия Волкострелова, впервые поставленный в Театре на Таганке в 2014-м, когда там работала Группа Юбилейного Года. В 2018-м «Новый мир» воскресили в Музее современного искусства «Гараж»; потеряв (по объективным причинам) в сценографии, спектакль – тонкое, ёмкое и сознательно ставящее зрителя в очень неудобную ситуацию антитоталитарное высказывание – сохранил суть. Его включение в конкурс-2022 –
сюрприз, который заслуживает долгих, продолжительных аплодисментов.
Без спектаклей Волкострелова не обходится и «Эксперимент». Здесь сразу две работы театра post, но по справедливости каждую надо подписывать несколькими именами. Проект «Художник извне и изнутри» – первый, где сорежиссером официально значится Дмитрий Ренанский, а «Диджей Павел» – коллективное сочинение всех «театрпостовцев» по пьесе Павла Пряжко, в которой нет ни одного слова, но есть 11 музыкальных треков;
подробнее об этой великой dance-комедии напишу в ближайшее время.
3. «Обычные подозреваемые»
Моя fb-лента полнится недоумениями и возмущениями по поводу отсутствия в числе номинантов «Му-Му» Дмитрия Крымова. Действительно, непорядок. Незамеченным остался «Швейк. Возвращение» Валерия Фокина. Никак не представлена Мастерская Брусникина, хотя надо быть слепым и глухим, чтобы проигнорировать «Войну ещё не началась» Михаила Дурненкова/Семена Александровского/Настасьи Хрущевой в «Практике»; из мозаичного репертуара этой площадки эксперты выбрали серию пластических этюдов «Гипнос» Олега Глушкова с выпускниками мастерской Олега Кудряшова.
Никого больше из передовых режиссеров вниманием, вроде бы, не обошли.
Представлены обе версии «Трёх сестёр» – но никакой конкуренции: Богомолов с мхатовскими участвует в «Драме большой формы», Женовач со спектаклем Студии театрального искусства – в «Драме малой формы».
Виктор Рыжаков покажет на «Маске» сразу два спектакля – «малоформатную» «Солнечную линию», проведенную в родном ЦИМе, и «крупноформатную» «Оптимистическую трагедию», поставленную в Александринском.
А вот Дмитрию Егорову придется конкурировать с самим собой: оба его спектакля – и «Время секонд хэнд» в Омской драме, и «Я.Другой.Такой.Страны» в Красноярском драмтеатре – большой формы.
Кирилл Серебренников, уже второй год находящийся под домашним арестом, участвует в фестивале с гениальными «Маленькими трагедиями» «Гоголь-центра».
Юрий Бутусов номинирован за «Гамлета» – кажется, последний спектакль, поставленный им в Театре им. Ленсовета в качестве главного режиссера.
Андрей Могучий – за два эпизода «Трёх толстяков» в БДТ.
Пётр Шерешевский – за «Короля Лира» в Ижевском Русском драматичнеском театре Удмуртии; по загадочным для меня причинам эксперты который год игнорируют Санкт-Петербургский Камерный театр Малыщицкого, где блистательный и недооцененный Шерешевский – худрук.
Есть в списке Марат Гацалов («Утопия» в Театре Наций), Евгений Марчелли («Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?» в Ярославском Волковском), Владимир Панков («Старый дом» в переживающем обновление Центре драматургии и режиссуры), Юрий Муравицкий («Ханана» в Ростовском независимом театре «18+»).
«Родина» Андрея Стадникова выделена в «Эксперимент».
4. Электро в прозе и поэзии
Исполинские «Орфические игры» Бориса Юхананова и МИР-5 представлены в номинации «Эксперимент»:
интересно, как выкрутятся организаторы, составляя график работы жюри.
По уставу «Золотой Маски», экспериментальных номинантов судят оба жюри, и музыкальное, и драматическое; чтобы посмотреть «Игры», требуется шесть полных дней. Всех, кто будет отлынивать, вспомним поимённо.
5. Дальнее зарубежье
Если судить по выбору экспертов, с оперным театром в России – дело швах.
Из восьми номинантов три постановки сделаны зарубежными творческими работниками. И две из них – так и просто импорт: «Жанна на костре» Ромео Кастеллуччи в Перми была впервые показана в Лионской опере в 2017-м, «Альцина» Кэти Митчелл в Большом – проект фестиваля в Экс-ан-Провансе. Исключение – «Фаэтон» Жан-Батиста Люлли в постановке Бенжамена Лазара, копродукция Пермского театра оперы и балета им. Чайковского с Королевской оперой Версаля: он поехал во Францию уже после премьеры российской премьеры (здесь была опечатка – пермьера – которую предлагаю считать неологизмом для пермских музыкальных проектов).
Программа фестиваля «Золотая маска»-2022
Спектакль Андрея Могучего, поставленный как житие о странствиях души в поисках любви.
Большой театр, балет
Байопик о советском танцовщике, сбежавшем от режима, в версии Кирилла Серебренникова.
Большой театр, опера
Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.
Маленькие трагедии
Брутальный блокбастер Серебренникова, который перевел Пушкина на язык улиц и рэп.
День рождения Смирновой
Московский театр юного зрителя, драма
Трагикомический спектакль по пьесе Людмилы Петрушевской об абсурдной стойкости русских женщин.
Старый дом
Центр драматургии и режиссуры. Сцена на Соколе, драма
Ностальгический спектакль Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли.
Электротеатр Станиславский, драма
Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.
Солнечная линия
Центр им. Вс. Мейерхольда, драма
Юлия Пересильд и Андрей Бурковский в правдивой комедии о современной семейной жизни.
Операнищих
Театр сатиры, драма
Максим Аверин в осовремененном варианте сатиры Джона Гея.
Театр кукол им. С. В. Образцова, кукольный
Сказка о жестокой принцессе, разыгранная под венецианским мостом при свете луны.
Приключение Незнайки и его друзей
Около дома Станиславского, детский
Ромео и Джульетта
Большой театр, балет
Знаменитый балет Прокофьева в хореографической редакции Алексея Ратманского.
Здесь нет истории, нет сюжета, есть только артисты и звук.
Как найти Вифлеем
Концертный зал «Филармония-2», детский, кукольный
Кукольный музыкальный спектакль.
Беги, Алиса, Беги
Театр на Таганке, музыкально-драматический
Спектакль по аудиопластинке Владимира Высоцкого «Алиса в стране Чудес».
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера
Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.
Губернатор
Мрачный спектакль Андрея Могучего по рассказу Леонида Андреева о взаимоотношениях человека и власти.
Театр наций, драма
Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.
Орфические игры
Электротеатр Станиславский, драма
Новопроцессуальный проект Электротеатра на основе мифа об Орфее, текстов Жана Ануя и Жана Кокто.
Триумф времени и бесчувствия
Инсценировка оратории Генделя. Режиссер Константин Богомолов.
Отзывы о ««Золотая маска»-2022»
Еще лучше спектакли в Москве
12 марта (вт) | 19:00 | Гоголь-центр, драма 12 марта (вт) | 19:00
Школьный роман-воспитание, вписанный в мрачные реалии сегодняшней Москвы.
6 марта (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, МХТ им. А. П. Чехова, драма 6 марта (ср) | 19:00
Душераздирающая исповедь спивающегося музыканта в исполнении Хабенского.
28 марта (чт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 28 марта (чт) | 19:00
Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.
3 марта (вс) | 19:00 | Театр им. Ермоловой, драма 3 марта (вс) | 19:00
Спектакль о сущности актерской профессии. В главных ролях Владимир Андреев и Валентин Гафт.
12 марта (вт) | 19:00 | Театр Олега Табакова (Табакерка). Сцена на Сухаревской, драма 12 марта (вт) | 19:00
Ремейк знаменитого спектакля Олега Табакова о судьбе скрипача-еврея в 30-ые годы XX века.
26 марта (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 26 марта (вт) | 19:00
Ингеборга Дапкунайте в роли «русской Дитрих» — Любови Орловой.
13 марта (ср) | 19:00 | Большой театр, опера 13 марта (ср) | 19:00
Редкая опера Генделя в режиссуре самого радикального оперного режиссера планеты Кэти Митчелл.
21 марта (чт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 21 марта (чт) | 20:00
Рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь»в одном спектакле.
14 марта (чт) | 20:00 | Театр наций, драма 14 марта (чт) | 20:00
Новая пьеса Михаила Дурненкова в радикальной постановке Марата Гацалова.
13 марта (ср) | 19:00 | Кремлевский дворец, мюзикл 13 марта (ср) | 19:00
Легендарный мюзикл впервые в России на французском языке.
31 марта (вс) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, музыкально-драматический 31 марта (вс) | 20:00
Музыкальный спектакль в жанре «кабаре», в основе которого – 12 песен лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова и певицы Янки Дягилевой.
Фестиваль «Золотая маска» 2022 в Москве: несколько «Гамлетов» и одна «Алиса»
В спектакле «Алиса» главная героиня Алиса Фрейндлих попадает в Страну чудес. Фото: Стас ЛЕВШИН/bdt.spb.ru
Большой драматический театр им. Товстоногова, Санкт-Петербург
«Пьеса о хороших людях» в постановке режиссера Константина Богомолова. Эту стихотворную пьесу поэта Виктора Гусева в 1936 году ставили драматические театры по всей стране. Константин Богомолов попытался воспроизвести наш советский Ла-Ла Ленд, осуществить чистой воды сталинский мюзикл и посмотреть, как на него будут реагировать современные зрители. В спектакле занята прекрасная Нина Усатова.
Режиссер Андрей Могучий назначил на главную роль в своем спектакле актрису Алису Фрейндлих. Алиса вдруг попадает в волшебный мир Льюиса Кэрролла, в котором она, конечно, бывала в детстве. Место действия — пространство ее памяти и снов. Персонажи сказки Кэрролла превращаются в тех, с кем связана жизнь Алисы, — в ее родителей, в ее мужчин, в коллег — артистов БДТ. Такая вот фантастическая история.
Music Media Dome.
Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь
Очень яркий спектакль балетмейстера Алексея Мирошниченко, да еще с необычной хореографией. Действие рождественской сказки по мотивам гофмановского «Щелкунчика» перенесено в Санкт-Петербург 1892 года. Музыка Петра Чайковского. Режиссер изменил музыкальную драматургию: знаменитое адажио Мари и Принца идет за тарантеллой и танцем Феи Драже. И становится кульминацией балета.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Под оригинальную микс-композицию, в которую вплетена музыка Вагнера и Шопена, шестнадцать танцовщиков Пермского оперного театра исполняют бессюжетный балет Гойо Монтеро. Идея вечного движения и беспрерывного танца.
Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
Новый спектакль режиссера Евгении Сафоновой рождается на пересечении различных версий античного сюжета, диаметрально отличающихся друг от друга не только стилем, но и точкой зрения. Спектакль по текстам Еврипида, Сенеки и Хайнера Мюллера. Незыблема только главная героиня Медея — колхидская царевна, волшебница, возлюбленная аргонавта Ясона, бежавшая с ним в Грецию и преданная им. Что такое предательство? Какова природа «мужского» и «женского»?
Театр «Старый дом», Новосибирск
Режиссер Андрей Прикотенко предлагает свою версию классического сюжета. Это не шекспировское произведение, хотя есть история Гамлета. Главный герой — социопат, который совершенно бесчувствен к окружающему миру.
Центр им. Вс. Мейерхольда.
Драматический театр, Шарыпово (Красноярский край)
Пэтэушница Танька страстно влюбляется в учителя философии Сережу, который спорит на нее с друзьями, но неожиданно сам оказывается жертвой отрицательного, демонического обаяния своей студентки. Одним словом, роковое влечение. В результате история, начинавшаяся как фарс, превращается в трагедию.
Центр драматургии и режиссуры, площадка «Сокол».
Александринский театр, Санкт-Петербург
«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»
Спектакль Виктора Рыжакова по мотивам революционной пьесы Всеволода Вишневского. В спектакле к 100-летию Октябрьской революции звучит музыка Вертинского, Окуджавы, Соловьева-Седого, группы «Ленинград», Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen…
Театр драмы им. Волкова, Ярославль
«Нам не страшен серый волк» («Кто боится Вирджинии Вулф?»)
Психологический триллер по пьесе Эдварда Олби. Для режиссера Евгения Марчелли это черная комедия, где герои получают удивительное удовольствие от боя насмерть. Это жадные, яростные люди, активно цепляющиеся за жизнь и друг за друга в бегстве от одиночества и страхов. История, когда вместе тошно, а врозь скучно.
Театр драмы, Омск
Спектакль по повести Светланы Алексиевич посвящен распаду СССР и судьбе обычного человека. В спектакле собраны истории людей с различными позициями: тех, кто был верен идее коммунизма, и тех, кто ждал и добивался перемен. Кто такой советский человек? Что происходило с нами, когда зарождалась та современная Россия, в которой мы живем сейчас?
Театр им. Вахтангова.
Фото: Елена ГОРОХОВА/muztk.ru
Музыкальный театр, Красноярск
Действие мюзикла происходит во второй половине 1950-х, когда быт коммуналки соседствовал с яркой культурой стиляг, а советский марш — с джазом и рок-н-роллом. События разворачиваются на фоне подготовки советской Москвы к Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 год). На одном из концертов для иностранных гостей должны выступить московские стиляги, и они собираются играть запрещенные джаз и рок-н-ролл.
Театр им. Моссовета.
Фото: Юлия СМЕЛКИНА/lensov-theatre.spb.ru
Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург
По мнению режиссера спектакля Юрия Бутусова, «Гамлет» всегда остается тайной, сколько его ни ставь. Он тот, кто бросает вызов времени. Он неистов, непримирим, беспощаден, как ребенок. И, как ребенок, хрупок и чист.
З ЗОЛОТАЯ МАСКА 2022
5 спектаклей в он-лайн трансляции
В марте на главной странице Яндекса можно будет посмотреть целых пять прямых трансляций спектаклей. Среди них — петербургские номинанты «Золотой Маски», новосибирский блокбастер и культовый московский спектакль, на который уже много лет подряд трудно достать билет. Если вы пропускаете трансляцию, у вас остается шанс увидеть спектакль в записи (там же, на главной странице Яндекса) — но только в течение 24 часов после показа. В расписании указано московское время.
Театр «Старый дом» (Новосибирск)
На маленькой сцене новосибирского «Старого дома» большое событие. На футуристический спектакль с гироскутерами, рэп-баттлами и тьмой видеопроекторов не пробиться; сегодня это главный сибирский хит. Текст шекспировской трагедии полностью переписан, а вернее сказать написан с нуля, — режиссером вместе с актерами. Действие помещено на фехтовальный помост, по периметру огороженного решетками; зрители наблюдают за серией спаррингов со всех четырех сторон. Спарринги могут быть и словесными, и музыкальными, доходит периодически и до рукопашной. Но главное — дуэль Гамлета с Клавдием, ради которой в принципе стоило изобретать рэп-баттлы. Спектакль Андрея Прикотенко вошел в лонг-лист «Золотой Маски» этого года.
«Одна абсолютно счастливая деревня»
Театр «Мастерская Петра Фоменко»
На этот спектакль Петра Фоменко по прозе Бориса Вахтина нужно занимать очередь за несколько месяцев. И все это время копить на билет. Удивительно: за все 19 лет жизни спектакля желающих попасть на него в маленький зал на Кутузовском проспекте только прибавилось. Удивительно еще и потому, что это не про шкафы с любовниками, магическую эрекцию или мужской стриптиз. «Одна абсолютно счастливая деревня» — это серия легких полуфантастических этюдов о повседневной жизни простой русской деревни в годы Второй мировой войны. Центральных ролей в спектакле нет, но вероятно частью ажиотажа спектакль обязан наиболее узнаваемым ученикам Фоменко — Евгению Цыганову и Полине Агуреевой. И да, в 2001 году «Деревня» получила «Золотую Маску» как лучший спектакль малой формы.
7 7 марта в 19:00
«Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»
БДТ им. Товстоногова (Петербург)
В рамках проекта «Золотая Маска online»
Эпический спектакль Андрея Могучего участвует в конкурсной программе «Золотой Маске», но в Москве показан не будет — жюри специально едет смотреть спектакль на родной сцене БДТ им. Товстоногова. Привезти его не получилось по техническим причинам, и это действительно так: «Три толстяка» — это такая махина, которую просто невозможно транспортировать. Например, в одной из сцен, в огромную стену въезжает танк. А если в двух словах попытаться описать историю (что тоже невозможно), то получится примерно следующее: в условиях постапокалипсиса сумасшедший ученый вместе с комическими женщинами и отважными циркачами пытаются спасти мир от тоталитаризма в виде зловещих людей в погонах и обезличенных солдат.
9 9 марта в 19:00
«Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»
БДТ им. Товстоногова (Петербург)
В рамках проекта «Золотая Маска online»
Вообще-то «Три толстяка» Могучего — это сериал. За прошлый сезон режиссер выпустил две части, и вторая начинается буквально с того места, где закончилась первая. На «Золотую Маску» номинированы обе части как один спектакль. Во втором эпизоде доктор Гаспар отправляется в мир мертвых (для этого ученый залезает в торт), где знакомится с обаятельной смертью и не менее обаятельными зомби-циркачами.
2 26 марта в 19:00
«Дон Кихот»
Театр балета им. Якобсона (Петербург)
В рамках проекта «Золотая Маска online»
Академический балет на «Золотой Маске» представлен удивительной реинкарнацией классического «Дон Кихота» Мариуса Петипа по роману Мигеля Сервантеса на музыку Людвига Минкуса. У спектакля семь номинаций на главную российскую театральную премию. Премьер Датского Королевского балета Йохан Кобборг вместе с художником Жеромом Капланом поместили героев испанского романа в мир знаменитых гравюр Гюстава Доре; то есть на сцене оживают старинные страницы. Но главное — легкость и теплый юмор в деталях: как кто-то кого-то ущипнул, кто на кого покосился, — именно на такие мелочи обратила внимание критика в первую очередь. Само собой, вынося за скобки филигранную работу с сольными номерами, кардебалетом и исконной партитурой и композицией 1869 года.
«Золотая Маска» в кино 2022
23 марта – 30 сентября
Экман / Гёке / Нахарин
Вечер одноактных балетов «Тюль», «Одинокий Джордж», «Минус 16»
Вишневый сад
Пьеса Антона Чехова в постановке знаменитого режиссера Льва Додина. В главных ролях Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Елизавета Боярская.
Гамлет | Коллаж
«Гамлет | Коллаж» – первый спектакль Робера Лепажа в Москве. Все роли трагедии Шекспира исполняет Евгений Миронов.
«Золотая маска в кино» — пять лет!
Дорогие друзья! Мы рады объявить программу нашего любимого и долгожданного фестиваля «Золотая маска» в кино!
Пятый год подряд в кинотеатрах городов проекта пройдут прямые трансляции и показы спектаклей-номинантов и лауреатов Российской Национальной театральной премии Фестиваля «Золотая Маска».
Встречаем три спектакля трех прекрасных театров!
23 марта — яркая, динамичная, разрушающая границы премьера Музыкального театра им. Станиславского, названная по именам хореографов-участников постановки: «Экман / Гёке / Нахарин».
14 апреля мы покажем «Вишневый сад» МДТ — Театр Европы в постановке Льва Додина. В главных ролях — Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский.
И, наконец, завершит наш мини-марафон спектакль, уже ставший культовым. 23 мая в нашей афише «Гамлет | Коллаж» великого канадца Робера Лепажа с Евгением Мироновым в Театре Наций.
НОМИНАНТЫ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» 2022
«Золотая маска» объявила список номинантов на 2022:
- ASUNDER, Фестиваль «Context», Москва, и Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- ДОН КИХОТ, Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
- КОРСАР, Театр оперы и балета, Воронеж
- НУРЕЕВ, Большой театр, Москва
- ОДИНОКИЙ ДЖОРДЖ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
- ПАХИТА, Урал Опера Балет, Екатеринбург
- РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА, Большой театр, Москва
- ТЮЛЬ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
- ЩЕЛКУНЧИК, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- ЭСМЕРАЛЬДА, Театр оперы и балета, Самара
- Артем АБАШЕВ «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- Антон ГРИШАНИН «Нуреев», Большой театр, Москва
- Павел КЛИНИЧЕВ «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва
- Федор ЛЕДНЕВ «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- 40, Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва
- RUN, Фестиваль «Форма», Москва
- В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ ГОДО, Театр «Балет Москва», Москва
- ГРОЗА, Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
- КАМИЛЛА, Анна Гарафеева и Ко, Москва
- КАРТОН, Театр современного танца, Челябинск
- МИНУС 16, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
- МЫ, Камерный театр, Воронеж
- ПИЧ, «ТанцТеатр», Екатеринбург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
- Юрий БУРЛАКА, «Корсар», Театр оперы и балета, Воронеж
- Юрий БУРЛАКА, «Эсмеральда», Театр оперы и балета, Самара
- Ольга ВАСИЛЬЕВА, «Мы», Камерный театр, Воронеж
- Сергей ВИХАРЕВ, Вячеслав САМОДУРОВ, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- Йохан КОББОРГ, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
- Рената КЭЭРД, «Run», Фестиваль «Форма», Москва
- Алексей МИРОШНИЧЕНКО, «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- Ксения МИХЕЕВА, «Гроза», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
- Гойо МОНТЕРО, «Asunder», Фестиваль «Context», Москва, и Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- Ольга ПОНА, «Картон», Театр современного танца, Челябинск
- Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва
- Ольга ТИМОШЕНКО, Алексей НАРУТТО, «40», Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
- Полина БУЛДАКОВА, Мари, «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- Анна ГАРАФЕЕВА, «Камилла», Анна Гарафеева и Ко, Москва
- Оксана КАРДАШ, Солистка, «Одинокий Джордж», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
- Оксана КАРДАШ, Пара II, «Тюль», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
- Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва
- Мики НИСИГУТИ, Пахита, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- Елизавета КОРНЕЕВА, Гульнара, «Корсар», Театр оперы и балета, Воронеж
- Софья МАТЮШЕНСКАЯ, Китри, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
- Ксения СЕМЕНОВА, «Гроза», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
- Ольга ТИМОШЕНКО, «40», Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
- Тасман ДЭВИДС, Гамаш, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
- Владислав ЛАНТРАТОВ, Нуреев, «Нуреев», Большой театр, Москва
- Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва
- Илья МАНЫЛОВ, ПИЧ, «ТанцТеатр», Екатеринбург
- Алексей НАРУТТО, «40», Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва
- Иван НЕГРОБОВ, Конрад, «Корсар», Театр оперы и балета, Воронеж
- Денис САВИН, Эрик, «Нуреев», Большой театр, Москва
- Павел САВИН, Щелкунчик, Принц, «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
- Глеб САГЕЕВ, Иниго, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- Алексей СЕЛИВЕРСТОВ, Люсьен д’Эрвильи, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
- Андрей СОРОКИН, Базиль, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
- Игорь ЦВИРКО, Меркуцио, «Ромео Джульетта», Большой театр, Москва
Золотая Маска 2022
Наверное из-за неполиткорректной фамилии режиссера. Что такое Крымов? Чей Крымов, он наш или не наш? А ведь блогоприятель jeanix предлагал выпустить «БеЗприданницу» под псевдонимом БеЗкрымов.
Заодно и Смольникову забраковали. И тоже из-за фамилии, Смольный – штаб революции, как можно было в годовщину тех трагических событий давать главную роль актрисе с такой фамилией.
2. Экспертный совет музыкального театра номинировал Дени Лавана.
Вы слышали, как поет Дени Лаван? Я слышал ( https://lev-semerkin.livejournal.com/695392.html ). К сожалению, в пермской «Жанне» он так не пел.
В номинации драма большой формы самым (а может и единственным) «нормальным» драматическим спектаклем оказалась постановка Богомолова («Три сестры»), что уже показательно.
В отсутствии «БеЗприданницы» и «Муму» буду болеть за Богомолова и Серебренникова («Маленькие трагедии»).
В номинации драма малой формы лучшие спектакли тоже остались за бортом («Живи и помни» Козлова, «Беглец» Заббарова).
Буду болеть за «Трех сестер» Женовача и «День рождения Смирновой» Толстошевой.
До фестиваля планирую еще две номинированные постановки увидеть – «Гамлет» Бутусова и «Серый волк» Марчелли, надеюсь они пополнят список моих фаворитов. А там гастрольная программа что-нибудь подкинет.
Из неконкурсного гастрольного самые большие ожидания от двух спектаклей — «Слава» Богомолова и «Знакомые чувства, смешанные лица» Марталера.
В числе номинантов музыкального театра отсутствует Мариинский театр (впервые в истории Золотой Маски).
А мои фавориты снова импортные («Жанна» и «Альцина»).
Бабло побеждает зло отечественную оперную режиссуру. Зачем напрягаться придумывать самим, когда можно вступить в копродукцию и просто поучаствовать деньгами (и Курентзисом).
Leave a Reply