Сбежавший танк: Вымысел или реальные события легли в основу нашумевшего фильма «Т-34»

Т 34 фильм 2019 википедия

Сбежавший танк: Вымысел или реальные события легли в основу нашумевшего фильма «Т-34»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Интерпретации подвига неизвестного танкиста

По легенде, в военные годы немцам в неравном бою удалось захватить советский т-34. Фашисты решили тщательно исследовать добычу, организовав испытание на трофее новых бронебойных снарядов. Подобные опыты были очень важны немцам, потому как броня «тридцатьчетверки» не пробивалась в лоб традиционными противотанковыми боеприпасами.

Тогда танк был доставлен на военный полигон города Ордруф, сюда же привезли из Бухенвальда и пленного капитана-танкиста. Дали ему указания, согласно которым он должен провести машину под открытым огнем артиллеристов. После старта Т-34 сразу свернул с заданной траектории и на максимальной скорости понесся к флангу ближайшей огневой позиции. Немецкие артиллеристы не успевали разворачивать орудия по ходу мастерского следования танка, дерзость русского танкиста шокировала немцев, и у них не получалось остановить советскую машину. В итоге капитану удалось вырваться на шоссе, но топливный бак опустел, и беглец был схвачен.

По одной версии, его расстреляли на месте. Другая гласит, что его просто вернули в стены концлагеря. А наиболее эффектный вариант развития события – расстрел пленного самим генералом Гудерианом, присутствовавшим на месте событий.

Расследование Льва Шейнина и его сценарий к фильму

Правдинская публикация Миронова привела в небольшой тюрингский городок Ордруф писателя Льва Шейнина. Лев Романович поехал в ГДР за материалом для сценария будущей киноленты. Зима в том году в Германии была особо снежной, передвигаться по местности было сложно. Все, что предложили посмотреть гостю – вид на тот самый военный полигон с самой верхней точки командного штаба.

Поиски правды Самуилом Алешиным

Более основательно проводил расследование драматург Самуил Алёшин. В паре с майором Раевским, приставленным военным командованием в качестве сопровождающего лица, Алешин объездил ордруфские земли в поисках достоверной информации о пленном танкисте-герое. В пригородном селении Кравинкеле экс-медсестра военного госпиталя рассказала, как однажды с того самого полигона привезли тела искалеченных немцев, якобы пострадавших в ходе учений.

Самой большой удачей Алешин и Раевский поспешно сочли встречу с немцем Кохом, который в военные годы служил унтер-офицером на пресловутом ордруфском полигоне. Сам он информацией о танкисте не владел, но навел на знающего человека – бывшего руководителя полигонного машинного двора.

Однако беседа с этим свидетелем оказалась бесплодной. Говорить бывший подполковник не захотел, утверждая, что все лето 1943 года вообще прожил во Франции. В итоге командировка Алешина вылилась лишь в творческий результат — появилась пьеса «Каждому свое», сюжетно приближенная к традиционной версии о героическом подвиге танкиста. Эта пьеса послужила основой сценария к фильму «Жаворонок».

Мемуары генерала Попеля

В 1960 году был опубликован финальный том мемуаров Николая Попеля — генерал-лейтенанта танковых войск. В книге он пишет о поездке на Куммерсдорфский полигон полковника Дынера и подполковника Павловцева. В апреле 1945 года, после занятия легендарного полигона 1-й танковой гвардейской бригадой, здесь нашли уничтоженные танки с останками танкистов-пленников.

Описывая страшные находки, Павловцев вспоминает эпизод с Сандомирского плацдарма, где к советским позициям подошел сбежавший из плена русский танкист. Вскоре он умер от крайнего истощения, успев рассказать о своем побеге. Его и еще двух солдат доставили на военный полигон, принуждая принимать участие в испытаниях бронестойкости танка. В случае если пленники выживут, им обещали освобождение из плена. Дав согласие, русский экипаж погрузился в машину, тут же рванувшую в сторону наблюдательной вышки. Немецкие артиллеристы не могли стрелять по своим, поэтому усмирять русского капитана направился немецкий бронетранспортер. Так как снарядов у русских не было, они давили гусеницами все, что встречалось на пути.

Вырвавшись с территории полигона, танкисты оставили танк с опустевшим баком и рискнули пробирать лесом. Однако командир с водителем-механиком погибли, а живым добрался лишь радист.

Павловцев пытался узнать детали лично, но выяснил немного, потому что люди говорить боялись. Ценные показания дал только один местный старик. По его словам, в 1943-м с полигона действительно вырвался танк, и, добравшись до расположенного неподалеку концлагеря, раздавил на проходной будку и снес забор из колючей проволоки. Благодаря этому множеству узников удалось бежать из плена. Немцы нашли или убили на месте практически всех пленных, так что огласке этот случай не придали.

Временные рамки описанного свидетелем случая не совпадали с обнаружением бежавшего танкиста на Сандомирском плацдарме. Поэтому можно было сделать вывод о том, что такой побег был не единственным. Возможно, трофейные русские танки использовались нацистами в качестве живых мишеней неоднократно. Скорее всего такие факты не получали широкой известности лишь потому, что свидетелей и участников не оставляли в живых.

Где ещё оставили свой след советские танки:

>> Конечно, в Берлине. В последние дни Великой Отечественной во время штурма Берлина без них не обошлось.

>> Во время августовского путча и антиконституционного захвата власти в 1991 году.

Но в идеальном мире танки не должны использоваться в войнах. Лучше, когда они в прямом смысле становятся частью природы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Вместе с фильмом «Т-34» также смотрят

Съемочная группа

Знаете ли вы, что

  • В основе сюжета фильма лежит реальная история танкиста, который смог сбежать из немецкого плена на танке Т-34.
  • Для съемок фильма был использован реальный танк Т-34, который был подбит во время войны. Он был полностью восстановлен до боевого состояния.
  • Под руководством художника-постановщика Константина Пахотина для фильма всего за месяц была построена целая деревня рядом с деревней Стрелковка в Калужской области. Несмотря на то, что по сюжету эта деревня была разрушена в самом начале фильма, внешний вид домов был проработан с особой тщательностью – каждый из домов имел свой собственный стиль резной отделки. А с реквизитом создателям фильма помогли местные жители.
  • Съемки фильма начались 23 февраля 2017 года и продлились 61 рабочую смену.
  • Съемочный процесс фильма проходил в Москве, Калужской и Московской областях, а также в Чехии (Прага, Локет, Рудольфинум и Терезин).
  • Для фильма было создано 25 масштабных декораций, среди которых русская деревня, немецкий полигон, лагерь военнопленных и железнодорожная станция.
  • Это уже шестой совместный фильм Алексея Сидорова и Рубена Дишдишяна. Предыдущими были: «Бой с тенью» (2005), «Бой с тенью 2: Реванш» (2007), «Бой с тенью 3D: Последний раунд» (2011), «Слушая тишину» (2006) и «Темный мир в 3D» (2010).
  • Помимо России права на показ фильма были проданы Германии, Испании, Южной Корее и странам Бенилюкса и Прибалтики.
  • После показа рабочей версии фильма на Международном кинофестивале в Торонто, ленту окрестили самой масштабной российской картиной о войне после «Сталинграда» (2013) Федора Бондарчука.
  • Декорация села строилась с нуля. Старые срубы были куплены в Псковской и Тверской областях, где их разбирали, потом перевозили на место съемок и собирали заново. Крыши, наличники и резьбу частично закупали, но большую часть специально изготавливали.
  • Референсами при возведении села для художника-постановщика Константина Пахотина служили архивные фотографии и письменные документальные свидетельства.
  • Концентрационный лагерь снимали в чешском Терезине на территории реального бывшего концлагеря, ныне превращенного в Музей Гетто.
  • В фильме задействованы исторические рабочие модели танков Т-34-76 и Т-34-85, а также качественные копии немецких танков. Также на экране можно увидеть исторические немецкие паровозы с аутентичными вагонами.
  • Все сцены внутри танков снимались в кабинах настоящих боевых машин, где операторской группе удавалось разместить до 5 камер.
  • Актеры научились управлять танком, наводить, заряжать снаряды и т.д. Также из-за ограниченности пространства внутри кабины исполнителям главных ролей приходилось самим поправлять свет, корректировать грим, хлопать хлопушкой.
  • Большинство танковых маневров (проезд под наклоном, крутые развороты и т.д.) актеры выполняли самостоятельно, предварительно пройдя подготовку на базе «Мосфильма». Виктору Добронравову иногда приходилось проводить за рычагами танка по 12 часов.
  • Виктор Добронравов, готовясь к роли белоруса, много читал, смотрел белорусское ТВ и видеоролики, чтобы усвоить мелодику речи.
  • Ирине Старшенбаум, играющей роль девушки-переводчика, потребовалось за месяц освоить фонетику немецкого языка. Во время съемок актрисе практически каждый день приходилось учить большой объем текста на немецком.
  • Военными консультантами картины являются Михаил Барятинский, ведущий историк бронетехники Второй мировой войны, журналист, и Кевин Фаррелл, полковник армии США, директор компании Battlefield Leadership, консультант фильма «Ярость» (2014).
  • Основным консультантом художника по костюмам Ульяны Полянской выступал ассистент по военному костюму Дмитрий Крупенников. Костюмы для фильма отшивали, брали в аренду на отечественных и европейских студиях, а также скупали на блошиных рынках.Так, пиджаки героев Ирины Старшенбаум и Александра Петрова – исторические; на советской и европейской гражданской массовке в основном винтажные вещи военного периода. Всяодежда проходила через фактуровочный цех, где вещи при необходимости старили, грязнили и т.п.
  • В массовых сценах участвовало в общей сложности около 600 человек.
  • Над визуальными эффектами работали более 200 специалистов (студии Film Direction FX, Trehmer, PostModern, KinoPost, Sci-FX, Spatial Harmonics и множество небольших компаний и художников) под управлением компании ALGOUS STUDIO.
  • Общий объем графики – около 800 планов с визуальными эффектами, начиная от самых простых, с затирками элементов современности, заканчивая FULL CG, то есть планами, полностью сгенерированными на компьютере.

На дворе 1941 год, битва за Москву. Молодой офицер вместе с солдатом едут на грузовике, чтобы сбить немецкую табличку. Они выполняют задачу и хотят возвращаться назад. Но тут замечают вражеский танк. Герои, воспользовавшись неповоротливостью башни, пытаются уехать на грузовике. Немецкий танкист это замечает и стреляет в машину. Он промахивается, и красноармейцы успевают уехать из поля зрения.

Младшего лейтенанта зовут Николай Ивушкин. Танковая рота должна отразить нападение немцев, но она состоит из одного танка, да и в том нет наводчика. Тогда раненый командир, у которого перебиты руки, назначает Ивушкина наводчиком.

На следующие утро против одного танка Т-34, противостоит рота немецких машин, всего семнадцать штук. Экипаж танка искусно маневрирует и уничтожают большую часть танкового арсенала. Они остаются один на один с танком командира роты Клаусов Ягером. Но здесь немец был хитёр, он напал с той стороны, с которой его не ждали. Выстрел и тридцать четвёрка подбита. Лейтенанта берут в плен.

Наступает 1944 год. На счету Николая семь побегов. Его снова доставляют в концлагерь. За 3 года плена он не выдал своего имени и звания. Клаус встречается с высоким начальником Гимлером, где просит одобрить новую тактику подготовки немецких танковых курсантов. Он предлагает набирать русские экипажи из военнопленных и делать их живыми мишенями. Гимлер соглашается и тогда Ягер отправляется в концентрационный лагерь. Там в картотеке он находит фото Ивушкина, своего старого врага. На допросе вежливый немец не применяет силу, он просит Ивушкина стать командиром танка и набрать экипаж. Красноармеец отказывается, тогда Ягер наставляет пистолет на переводчицу Анну. Николай не желает, чтобы девушка погибла и поэтому соглашается.

На следующее утро в шеренгу выстраивают всех бывших танкистов. Николай выбирает трёх человек, механик-водитель был с ним и в первом танке. В распоряжение нацистов поступает новый трофейный Т-34-85. Там даже сохранились трупы. Клаус приказывает военнопленным вычистить танк и через некоторое время быть готовым к испытанию. Понятное дело, что на схватке против курсантов у советского экипажа не будет боеприпасов. Но в танке среди трупов Николай находит шесть снарядов: два осколочно-фугасных и четыре бронебойных. Он решает их похоронить вместе с трупами за пределами лагеря.

С самого начала Ивушкин не хотел сотрудничать с немцами. Он начинает разрабатывать план побега со стрельбища. Пока что экипаж готовит танк. Из песка и подручных материалов Николай составляет карту местности, просит экипаж с ней ознакомиться. Когда танк готов, Ягер просит проехать экипаж танка. Механик-водитель выполняет различные фигуру вождения и в конце останавливается прямо перед немцем. Офицер доволен увиденным. Он назначает дату схватки. Советский экипаж должен будет противостоять трем Пантерам, которыми будут управлять немецкие курсанты.

Переводчица Аня говорит, что хотела бы сбежать вместе с Николаем. Ивушкин объясняет девушке, что для этого надо, чтобы она достала у Ягера карту минных полей вокруг полигона. Аня смогла достать карту, хоть и её чуть не поймали.

Настал день стрельб. Советский Т-34 против трёх пантер. Экипаж танка забирает снаряды из могил своих коллег, затем делает дымовую завесу подожженной соляркой.

Неожиданно для немцев танк подбивает пантеру. Следующий снаряд (фугасный) попадает в пункт наблюдения, где присутствуют многие офицеры. Ягеру удаётся выжить. Советский танк вырывается за ограду и следует в сторону Праги. На одной из остановок они подбирают Аню, которая незадолго до этого вышла за пределы лагеря, за хорошее поведение.

Танк подъезжает к маленькому немецкому городу. Там есть лишь пару жандармов, которых герои разоружают. Затем заправляют танк, хода хватит на весь путь. Набирают еды и отправляются дальше. Т-34 едет по трассе, и тут экипаж замечает противотанковое орудие. Мехвод в последний момент сворачивает с дороги, и снаряд лишь немного задевает башню. Теперь экипажу танка придётся ехать по просёлочной дороге. Танк отрывается от преследования и едет в сторону озера. Там экипаж купается и отдыхает. Вскоре на разведывательном самолёте их обнаруживает Ягер. Штаб поставил перед ним задачу, уничтожить беглецов, иначе он отправится в отставку.

Танкисты встают ещё до рассвета. Николай говорит Анне, чтобы та сама ушла на поляну, отмеченную на карте, если танкисты за ней не вернуться, то пусть уходит куда хочет.

Т-34 заезжает на рассвете в город. Там их уже ждут танки Клауса- несколько пантер. На перёкрестке Т-34 практически окружают, три немецких танка заняли улицы, просматривают сам перекрёсток. Экипажу танка не оставляют выхода, он на высокой скорости проезжает через врагов, наводчик врага не успевает подбить тридцать четвёрку. Бронебойные снаряды надо экономить, поэтому герои стреляют в мостовую под вражеским танком фугасом. Он рикошетит и попадает прямо в днище. Далее Ивушкин приказывает одному из членов экипажа взять гранату и закинуть в открытый люк пантеры. Парень исполняет приказание командира, но на этом сцена обрывается.

В это время в борт Т-34 заходит пантера. Кажется, на этом всё. Выстрел. Пантера подбита. Оказывается тот парень выжил. Он залез в пантеру, зарядил снаряд и подбил врага. Ягер вызывает Ивушкина на дуэль на мосту. Николай соглашается

Первый выстрел за пантерой, Ягер не желает уничтожать танк противника сразу, он хочет его унизить. Первое попадание в доп. броню, она с треском отлетает. Второй выстрел в гусеницу, советский танк пошатнулся. Но тут Ивушкин, собрав все свои силы, стреляет последним снарядом в смотровую щель пантеры. Вражеский танк свисает с моста. Ивушкин вылезает из танка. Он видит, как на броне пантеры сидит раненый Ягер. Клаус протягивает Николаю руку. Ивушкин её жмёт и пантеры вместе с полковником падает с моста.

В финальных титрах нам показывают, что все герои фильма выжили и после войны жили обычной жизнью.

Технологии

Как и где снимался фильм «Т-34»

Локации, декорации, особая съемка и спецэффекты

Съемки Т-34 проходили в Москве, Подмосковье, Калужской области (в районе деревни Нефедово) и в Чехии, в городах Локет и Терезин. Фильм снимался 60 смен с февраля 2016 года по июль 2017-го.

Картина далась нелегко. В массовых сценах участвовало в общей сложности около 600 человек. «Мы должны были снимать зиму в самый разгар военных действий под Москвой. Но на второй день наступила оттепель, ушел весь снег, − вспоминает режиссер Алексей Сидоров. − И нам приходилось всю нашу декорацию, деревню, а это несколько сот кв. м, задувать снегом. Мы тонули по пояс в грязи, в танки садились. Мы сами, всей группой, прошли военную рутину».

Одной из самых больших и масштабных стала невероятно реалистичная декорация деревни. «Наша деревня была построена в чистом поле Калужской области, − рассказывает исполнительный продюсер Михаил Китаев. − Изначально мы искали места в Подмосковье, но после длительных поисков так и не смогли найти место с интересным ландшафтом, где можно построить большую декорацию и снимать на 360 градусов. Точнее, нашли одно интересное место под Рузой, частные земли, культивированные поля, но владельцы после долгих раздумий решили нам отказать. Все что ни делается, все к лучшему: в итоге найденное место идеально подходило под наши задачи».

Работами по постройке декорации руководил художник-постановщик Константин Пахотин. Он опирался на архивные фотографии и письменные документальные свидетельства больших сел того времени. Декорацию строили ежедневно в две смены в течение полутора месяцев. Большинство построек – реальные дома, им по 150–200 лет. Для съемок скупали старые срубы в Псковской и Тверской областях, перевозили на площадку и аккуратно собирали заново. Крыши, наличники и резьбу так же частично закупали, но большую часть специально изготавливали для фильма.

«Когда мы с Лешей (Сидоровым – прим. ред.) обсуждали визуальные решения, мы поняли, что фильм надо снимать на широкую оптику, − рассказывает оператор Михаил Милашин. − Она лучше раскрывает географию, на крупных планах за актером больше фона. Длинный фокус мы решили использовать только для каких-то POV-прицелов, без них же не рассказать историю. При этом с широкой оптикой была интересная особенность: ее можно было использовать не во всех декорациях, так как не везде можно было избежать какой-то современной застройки в кадре. Так что искали выходы».

Германию съемочная группа решила снимать в Чехии. Так было дешевле и удобнее, так как это страна с богатым опытом в продакшн-сервисе. Плюс здесь существует государственная программа по рибейтам, благодаря которой часть потраченных иностранными продюсерами денег им возвращается. Например, концентрационный лагерь снимался в чешском Терезине на территории реального существовавшего концлагеря, ныне превращенного в Музей Гетто. Для сцены прибытия поезда с заключенными использовались настоящие старые немецкие паровозы с аутентичными вагонами. «Надо сказать, что эти две смены съемок прибытия поезда были абсолютным безумием! – вспоминает Михаил Китаев. − Это были очень тяжелые и эмоциональные смены: сотни людей холодной ночью снимались под проливным дождем, мы как могли пытались облегчить их страдания, согреть их. Но все равно это было физически и морально очень тяжело, поэтому усталость, холод и дрожь, которые видно на экране, не наиграны, это реальные эмоции».

«Когда мы в мае, за день до съемок, приехали на техническое освоение объекта, светило солнышко, и все было так благостно, так красиво – как на какой-нибудь курортной станции в Туапсе или в Сочи, − смеется оператор Михаил Милашин. − Было принято трудное решение – снимать ночью и в дождь. Задача виделась нереалистичной. Но в итоге, хотя съемка была невероятно сложной (короткие смены, много народа, все мерзли), характер и атмосфера, которую мы получили, стоили того».

Военными консультантами картины являются Михаил Барятинский, ведущий историк бронетехники Второй мировой войны, журналист, и Кевин Фаррелл, полковник армии США, директор компании Battlefield Leadership, консультант голливудского фильма ЯРОСТЬ (2014). «Конечно, судить в первую очередь зрителю, но так детально никто не подходил к сьемкам в России, это точно на 100%! – утверждает режиссер Алексей Сидоров. − Да и не только в России: консультант, который делал фильм ЯРОСТЬ, утверждает, что никогда не встречался с подобной разработкой. Мы очень много времени посвятили тому, чтобы было документально и подробно! Разумеется, это кино, и там есть художественные преувеличения, но с хроникальной точки зрения все аутентично».

В фильме задействованы исторические рабочие модели танков Т-34-76 и Т-34-85. С немецкими танками все было сложнее: в Европе их очень мало и хорошие экземпляры в частных руках. Привезти их в Россию практически невозможно, а на всем постсоветском пространстве настоящих немецких танков остались считанные единицы, в основном в музеях. Большинство из них были либо вообще не на ходу, либо в ужасном техническом состоянии.

«У нас должен был сниматься чудом найденный настоящий немецкий Т-3, но у него за неделю до съемок что-то случилось с двигателем, − вспоминает исполнительный продюсер Михаил Китаев. − Тогда мы приняли решение искать среди хорошо сделанных реплик и обратились к коллекционерам и частным музеям. Хорошо, что среди них есть настоящие фанаты своего дела: копии танков выполнены очень круто, они все на ходу, вся механика относительно новая. И визуально от оригинальных немецких танков они отличаются лишь какими-то незначительными деталями. Эти отличия мы устранили на графике».

Для достижения визуальной аутентичности танков была проделана колоссальная работа. Она удалась настолько, что, когда вышел трейлер, он широко обсуждался на форуме игроков одной известной компьютерной игры. Там покадрово разбирались самые мелкие детали, и люди спорили о том, на каком заводе этот конкретный танк был выпущен. А в реальности обсуждаемый танк был репликой с дорисовкой на графике.

Все сцены внутри танков снимались в кабинах настоящих боевых машин, где операторской группе удавалось разместить до 5 камер. «В декорациях, которые мы ездили смотреть, не было ощущения массы 30-тонной железной машины, не так подробно все сделано – отсутствуют какие-то детали, которые есть в реальном танке, − рассказывает оператор Михаил Милашин. − Сделав тесты на камеру, мы окончательно убедились, что декорации – это не очень хорошее решение, что нужно снимать реальный танк.

Продюсеры сначала предложили поставить много GoPro и снимать как реалити-шоу в танке. Но GoPro не дает то качество изображения, которое нужно для большого экрана. «Я сделал тесты, и мы собрали очень маленькую камеру, нашли точки съемки, которые нас устраивали, − продолжает Милашин. − Во втором съемочном блоке, в Чехии, нам удалось запихнуть в танк аж пять камер! Таких съемок внутри танка я раньше не видел, это наша маленькая победа. Я, правда, переживал за композицию кадра, так как в кабине вместе с камерами не могли находиться камерамены. Поэтому актерам давались точные рамки и ограничители, чтобы они оставались в композиции кадра и в свете (который в танке, конечно же, был непростой). Вообще, ребята получили навыки практически во всех профессиях».

Актеры действительно научились управлять танком, наводить, заряжать снаряды и т.д. Также из-за ограниченности пространства внутри кабины исполнителям главных ролей приходилось самим поправлять свет, корректировать грим и хлопать хлопушкой. Большинство танковых маневров (проезд под наклоном, крутые развороты и т.д.) актеры тоже выполняли самостоятельно, предварительно пройдя подготовку на базе «Мосфильма». Виктору Добронравову иногда приходилось проводить за рычагами танка по 12 часов.

Над визуальными эффектами работали более 200 специалистов (студии Film Direction FX, Trehmer, PostModern, KinoPost, Sci-FX, Spatial Harmonics и множество небольших компаний и художников) под управлением компании ALGOUS STUDIO. «В нашем проекте было множество интереснейших задач: это и полная замена окружения главных героев на компьютерное, и скрупулезное воссоздание множества танков (реальных попросту не существует в таком количестве), а также сшивание снятых в разных местах кадров, − говорит супервайзер визуальных эффектов Алексей Гусев. − И, конечно же, создание невероятно сложных эпизодов с практически замершим временем, ранее не виденное никем и никогда в мире зрелище».

Еще на самом начальном этапе подготовки проекта режиссера Алексея Сидорова невероятно впечатлили документальные черно-белые съемки пуль, пробивающих металлические листы. Пули то превращались в пластилин, то распадались на «банановые шкурки», а иногда пробивали металл, как нож масло. Режиссер настолько был поражен этим, что поставил задачу мастерам по спецэффектам разработать инструменты, чтобы зрители могли увидеть, как это происходит в танковом бою.

«Для Алексея это явление – свойство времени замедляться в критических ситуациях – стало особенно интересным и важным. И это была не просто визуализация трюка, это было нужно для одной из важнейших драматических составляющих фильма: погрузить зрителя в тесноту танка, когда экипаж осознает превосходство противника и ощущает каждое событие как, возможно, последнее в жизни, − рассказывает Алексей Гусев. − С одной стороны, танкисты – самые защищенные бойцы в атаке, с другой – моментально гибнущие при метком попадании противника. Должно становиться жутко, если представлять себя на месте героев. Чтобы создать кадры с замедлением времени в десятки тысяч раз, нам пришлось изучить все существующие в мире попытки снять на камеру полеты пуль, взрывы, химические реакции, обратиться к консультантам и провести бесчисленное множество тестов, которые позволили бы нам визуально приблизиться к этим образцам. Нет ни одной кинокартины в мире, на которую мы могли бы ориентироваться, поэтому наша задача была особенно интересна».

Общий объем графики в фильме – около 800 планов с визуальными эффектами, начиная от самых простых, с затирками элементов современности, заканчивая FULL CG (планами, полностью сгенерированными на компьютере).

Услышав бюджет российского фильма «Т-34», американский продюсер чуть не упал со стула

В павильоне «Роскино» в Каннах представили громкий проект.

Военную драму «Т-34» снял Алексей Сидоров, которого российские зрители помнят по легендарному сериалу «Бригада» и фильму «Бой с тенью». На сей раз режиссер снял картину о Великой Отечественной войне. Сюжет фильма «Т-34» основан на реальных событиях. Главный герой — танкист, попавший в плен к фашистам, но сумевший вырваться оттуда и вернуться домой.

По словам продюсера «Т-34» Рубена Дишдишяна, кино получится «пронзительным и одновременно зрелищным». Речь в нем пойдет и о противостоянии двух асов — немецкого и русского танкистов. Фильм рассчитан на широкую аудиторию: спецэффекты привлекут молодежь, а зрители постарше оценят душевную историю. К тому же в картине есть и любовная линия, потому в кинотеатры подтянутся и женщины. Главные роли играют Александр Петров и Ирина Старшенбаум.

Постер фильма «Т-34»

Продвижением «Т-34» займется и канал «Россия», и продюсеры надеются, что ресурсы ВГТРК позволят получить выхлоп, сравнимый с «Экипажем» и «Легендой №17». Конечно, проект рассчитан прежде всего на российскую аудиторию, но не исключено, что его ждет и международная судьба. Качество определит попадание фильма на мировые фестивали и рынки.

В съемках «Т-34» были задействованы как настоящие танки, так и макеты. Спецэффектов много — создатели ленты стремятся сделать эдакий «Форсаж» на танках». Бюджет проекта внушительный: 550 миллионов рублей. Кстати, на презентации произошел смешной инцидент. Присутствовавший американский продюсер, услышав эту сумму, чуть не свалился со стула: подумал, что речь о долларах.

Т-34 (2018), История создания.

Военный российский фильм о танках «Т-34» — проект масштабный: и по амбициям, и по съемочному процессу. Большая часть картины – натурные съемки: кинолента создавалась на подмосковных просторах, а также в Калужской области; плюс зарубежные командировки в чешских городах Рудольфиум, Прага, Терезин, Локет. В итоге продакшен растянулся на продолжительный период с февраля 2016 по лето 2017 года. Погода не благоволила: например, при съемках битвы под столицей, а в реальности это было очень холодной зимой, растаял снег! Площадку в несколько сотен квадратных метров пришлось припорошить снегом искусственным, — съемочная группа тонула в грязи!

Для батальных сцен использовалась огромная массовка – порядка 600 человек, было построено около 25 декораций: самая впечатляющая из них – деревня, возведенная в течение полутора месяцев под руководством художника Константина Пахотина с таким мастерством, что ее можно было снимать на 360 градусов: каждый деревенский двор имел оригинальный вид, все детали проработаны очень тщательно – ориентиром служили старые фотографии и документы, реквизит помогали собирать жители близлежащих селений, несколько заброшенных срубов нарочно привезли из деревень Тверской и Псковской областей, специально скупали наличники для окон, кое-что пришлось изготовить по образцам, зато получилось максимально реалистично!

Немецкие локации снимали в Чехии – там для российских киношников условия выгоднее, чем в Германии, а по специальной государственной программе часть денег, потраченных во время работы над фильмом, и вовсе вернулась! Концентрационный лагерь снимали на территории настоящего чешского концлагеря в Терезине, даже железнодорожные вагоны, в которых по сюжету прибывают главные герои, снимали оригинальные: именно в таких когда-то перевозили узников. Эти сцены были особенно тяжелыми для съемочной группы, в том числе и морально: работать приходилось ночью, под дождем, в устрашающей обстановке реального лагеря – эмоции актеров поддельными назвать никак нельзя!

Помимо главных героев, исполненных актерами, в военном фильме «Т-34» есть персонажи более молчаливые – танки! Какие танки в фильме «Т-34» представлены? Советские боевые машины найти и восстановить труда не составило, их в отечественных музеях в хорошем состоянии немало: в картине снимались танки Т-34-85, Т-34-76. С вражеской военной техникой вышло сложнее – в России найти немецкие танки тех лет на ходу оказалось нереальным. В этой ситуации выручили коллекционеры: в частных коллекциях были хорошо сделанные копии немецкий танков – они-то и приняли участие в съемках.

В фильме немало эпизодов, в которых герои находятся внутри танка, то есть в кабине. Сначала создатели картины хотели строить соответствующие декорации. Однако при осмотре павильонов видеооператор Михаил Милашин понял, что передать атмосферу тяжелой задымленной машины в «картоне» будет сложновато, поэтому режиссер и продюсеры приняли решение снимать в настоящих танках! Для этого были собраны специальные видеокамеры крошечного размера, которые разместили внутри машины в количестве пяти штук!

Управлять ими приходилось снаружи, а актеры получали четкие инструкции по движениям, чтобы «не выпасть» из кадра и не нарушить композицию, поэтому грим поправляли тоже сами. При этом артисты по-настоящему управляли танками, маневрировали и даже научились их заряжать. За реалистичностью всего действия следили военные консультанты Кевин Фаррел (при его участии снимали фильм «Ярость») и историк бронетехники Второй мировой войны Михаил Барятинский. Режиссер военного фильма «Т-34» Алексей Сидоров уверяет, хронологически все события воспроизведены со стопроцентной дословностью. Исторические огрехи, в частности – неточности на моделях танков, поправили на пост-продакшене. За эффекты отвечали сразу несколько студий: ALGOUS STUDIO, SpatialHarmonics, Sci-FX, FilmDirectionFX, PostModern, Trehmer, KinoPost– всего более 200 профессионалов.

В их работу входило размещение в кадре искусственно воссозданных машин – цифровых моделек: ведь для съемок сражений необходимого количества танков, разумеется, не было. Ответственный за визуальные эффекты Алексей Гусев отмечает, одной из сложнейших задач стало конструирование сцен с замедленным действием. Режиссер Алексей Сидоров был так поражен исторической хроникой, где видно, как пули то расплющивались о танковую броню, то, напротив, с легкостью входили в нее, что попросил сделать так, чтобы и зрители смогли все это увидеть тоже.

Фильмы боевики

«Т-34» – очередное российское кино о Великой Отечественной войне. В основе сюжета лежит реальная история реального советского солдата, который сражался за социалистическую Родину.

И эту историю уже ставили на большом экране в 1964 году.
Сценарий фильма «Жаворонок» написан двумя поэтами-фронтовиками: танкистом Сергеем Орловым и пехотинцем Михаилом Дудиным. Один из режиссеров, Никита Курихин – тоже ветеран Великой Отечественной войны, стрелок-радист бомбардировочной авиации. Дудин во время войны работал во фронтовых газетах, в том числе, в осаждённом Ленинграде. Орлову же довелось воевать на самом острие – в истребительном батальоне народного ополчения города Белозерска, набранном из студентов-добровольцев. После нескольких месяцев боёв Орлова направили в Челябинское танковое училище, после окончания которого он воевал на тяжёлых танках КВ в качестве командира взвода 33-го гвардейского танкового полка прорыва. Все они знали о войне не по наслышке.

«Жаворонок» даже номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и точно достоин внимания. Интересно, «Т-34» Алексея Сидорова дотянется до столь высокой планки? Не по форме – по содержанию, спецэффектами сегодня никого не удивить.

Правду о тех страшных событиях пытались узнать писатель Лев Шейнин и драматург Самуил Алёшин. Шейнин в «Литературной России» 8 мая 1964 года опубликовал сценарий телефильма «Ошибка генерала Гудериана», а Алёшин написал героическую драму в 2-х действиях «Каждому своё». Я же тем временем расскажу реальную историю, которая легла в основу сюжета.

Во время Великой Отечественной войны немцы захватили целым новый советский танк Т-34, лобовая броня которого не пробивалась немецкими боеприпасами. Гитлеровцы, как ответный шаг, запустили новую серию бронебойных снарядов. Теперь стояла задача испытать их на трофейном Т-34. Танк доставили из Бухенвальда в Ордруф, туда же доставили пленного танкиста, капитана. Указали ему маршрут, которым он должен будет пройти под огнем артиллерии: «Погибнешь – так тому и быть. Останешься жив – получишь свободу».

Танкисту скомандовали «Вперед!» Но к ужасу немцев тридцатьчетверка сразу свернула с заданного маршрута и на предельной скорости понеслась во фланг ближней огневой позиции. Не успев развернуть орудия, артиллеристы, ожидавшие танк, с другой стороны, тут же поплатились за промедление: крутнувшись на позиции, тридцатьчетверка проутюжила ее и разворотила орудия.

То ли дерзость советского танкиста парализовала артиллеристов, и они в страхе мазали, то ли снаряды не брали броню, но, как бы то ни было, танк оставался на ходу. Танк раздавил и разгромил все артиллерийские позиции, не сделав ни одного выстрела, и вырвался на шоссе. Но насладиться свободой герой-танкист не успел: немцы залили в бак топлива ровно столько, чтобы его хватило строго на прохождение испытательного маршрута.

Капитана схватили и, по одной версии, тут же расстреляли. По другой – избив, вернули в концлагерь. По третьей версии – генерал Гудериан, на глазах у которого все это происходило, настолько вышел из себя, что, когда к нему подвели пленного, произнёс: «Ты лучший танкист из тех, которых я видел. Именно поэтому. », – и в упор разрядил в него свой пистолет.

Эту историю, которая включает также журналистское расследование и множество связанных с ним интересных деталей, я прочитал в статье «По следам тридцатьчетверки» Виталия Скрижалина в газете «Красная звезда» от 6 мая 2009 года – всем рекомендую к прочтению.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему, как мавзолей, земля
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

Фильм «Т-34»: Осторожно, суррогат!

В российском кино наступает новая эпоха. Терпящей убытки и сокрушительные валы зрительской критики Минкульт, похоже, начал пересмотр своего прежнего щедрого подхода к раздаче денег на кинопроекты. Во всяком случае, связанные с военной тематикой.

И в самом деле, ситуация, когда именитых кинематографистов заваливают казёнными деньгами под одно только обещание снять «наш ответ рядовому Райану», а на выходе, при сравнимом бюджете, получается постмодернистский шлак, стала просто неприличной и нетерпимой.

Это не говоря уже о телеконвейере, гонящем поток штампованных и абсолютно безликих сериалов с картонными персонажами, барахтающимися в сюжетном винегрете, где любой непритязательный зритель может найти что-то лично для себя. Головоломный сюжет, матёрых спецслужбистов, тра-та-та, пыщ-пыщ и, конечно же, лав-стори.

Причём, лав-стори в отечественном военном кино принимают порой совершенно извращённые формы, вроде «любви между русской медсестрой Катей и хорошим, но верным солдатскому долгу, штурмбаннфюрером СС Куртом, разбитой мерзкими чекистами».

А потом все хором удивляются, откуда вдруг берутся «Коли из Уренгоя».

Итак, новый фильм «Т-34». Наш ответ американской «Ярости». Советский фильм «Жаворонок», переснятый в декорациях игры World of Tanks. С патриотическим пафосом. Большинству зрителей нравится. Нравится настолько, что весь сеанс был слышен хруст попкорна с бульканьем всасываемой «колы», заглушавших порой бабаханья из динамиков.

Вы можете себя представить, чтобы на фильмах «В бой идут одни «старики», «Они сражались за Родину» или «Иди и смотри» зрители давились фаст-фудом? Нет? А вот на показе фильма «Т-34» – вполне. И зрителей в данном случае трудно винить в аморальном поведении.

Пересказывать содержание или рассуждать о художественных достоинствах этого фильма не имеет смысла. Главное его достоинство: разухабистый сюжет, хорошая динамика и очень ладно пригнанные штампы. Искать в нём глубину и драму советского военного кино – изначально напрасный труд. Любителям военной истории и счетоводам танковых заклёпок на сеансе «Т-34» вообще нечего делать.

Если вы собираетесь просто отдохнуть, не загружая мозги и без переживаний, то этот легчайший фильм «про войну» – для вас. «Т-34» – это в чистом виде миф о рыцарских поединках на танках, война в лайт-версии, как развлечение, избавляющее зрителя от неприятного вглядывания в мрачную и кровавую бездну настоящей войны. Всё по правилам компьютерной игры в танчики.

Но, как водится, без крупицы правды мифа не бывает. В основе советского фильма «Жаворонок» заложена история о пленном советском танкисте, которому удалось – нет, не вырваться на свободу, как фильме, – проутюжить своим безоружным танком немецкие противотанковые орудия вместе с обслугой, стрелявшими по нему на полигоне.

В сюжете «Т-34» использованы несколько реальных историй уникальных боёв советских танкистов, каждая из которых по отдельности гораздо интереснее и драматичнее потуг сценаристов.

Гораздо полезнее и правильнее узнать об этих людях историческую правду, вместо потребления киношного сиропчика:

1.Бой 5 декабря 1941 года у деревни Нефедьево под Москвой 89-го танкового батальона 16-й армии против танковой роты 40-го моторизованного корпуса вермахта. Весь батальон – это единственный уцелевший в жестоких боях танк КВ-1 под командованием начштаба батальона, лейтенанта Павла Даниловича Гузя.

Действуя из засады и манёвром, КВ-1 лейтенанта Гузя уничтожил 10 немецких танков, обратив 8 остальных в бегство. В этом же бою героический КВ-1 сжёг 15 грузовиков, раздавил несколько орудий вместе с прислугой, не считая скошенной из пулемёта пехоты противника.

Выйдя из боя с многочисленными шрамами от попаданий немецких снарядов, КВ-1 лейтенанта Гузя на своём ходу вернулся к своей части и продолжил воевать в её составе.

2.Легендарное сражение танка Т-34 под командованием лейтенанта Александра Сидоровича Мнацаканова с идущими на прорыв «тиграми» именитого 502-го тяжёлого батальона вермахта под деревней Скворицы 20 января 1944 года.

Этот бой иногда называют «танковой рукопашной». В бою за развилку дорог Т-34 Мнацаканова лоб в лоб столкнулся с двумя «тиграми». Танки вошли в клинч и не могли стрелять из орудий. Благодаря умелым действиям механика-водителя Бурикова, оба «тигра» удалось посадить на брюхо в раскатанной ими колее. Угрожая ближайшему завязшему «тигру» гранатой, Мнацаканов заставил его экипаж сдаться. Второй застрявший «тигр» был подорван.

Историки считают, что во втором «тигре» погиб лейтенант Майер, один из лучших танкистов 502-го тяжёлого батальона.

Лейтенант Мнацаканов со своим экипажем пересел в уцелевший «тигр», вышел к перекрёстку дорог и ворвался в автоколонну отступавших от Ленинграда немцев, устроив им полный разгром, после чего вывел трофейный танк в расположение наших войск, несмотря на огонь своей же артиллерии.

3.В фильме есть отсылка-намёк к «бессмертному танцу малютки» лёгкого танка (по сути, танкетки) Т-60 под командованием лейтенанта Дмитрия Ивановича Осатюка. Событие произошло 20 января 1943 года в районе Рабочего посёлка № 5 под Ленинградом, во время проведения операции «Искра».

На одной из укреплённых позиций немцы установили четыре танка Pz-III и, действуя совместно с окопавшейся пехотой, жгли советские бронемашины, отражая атаку за атакой.

На тот момент Pz-III были грозными соперниками. Их 50 мм пушка KWK-39 имела бронепробиваемость не хуже, чем 76 мм пушка Т-34, а сами танки получили усиленную толщину лобовой брони. Лёгкий Т-60, вооружённый 20 мм авиационной пушкой ШВАК, был ему не соперник и подбить Pz-III мог только в борт с близкого расстояния. Экипаж «малютки» Т-60 состоял всего из двух человек: командира и механика-водителя.

В общем, настало время, когда оборонявшие посёлок немцы узнали, что к ним идёт подкрепление из «тигра» и «трёшки», и решили перейти в наступление, оставив в обороне один танк и часть пехоты. В это время рота Т-60 под командованием Осатюка проводила разведку района и командирский танк был отрезан наступающим противником от остальной роты. Вступать в бой с превосходящими силами врага было безумием. Ситуация казалась безвыходной.

Тогда Осатюк приказал мехводу Ивану Макаренкову проявить всё своё мастерство и отходить к ближайшей роще, где заняла позицию батарея ст. лейтенанта Романова. Артиллеристы, разгадав маневр танка Осатюка, поддержали его огнём, а Т-60 в это время «подзадоривал» висевшие у него на хвосте немецкие танки огнём из ШВАКа, ловко уклоняясь от летевших в него снарядов.

Гоняясь за танкеткой Осатюка, два из трёх Pz-III были сожжены нашей артиллерией, а третий удрал, решив не испытывать судьбу. Оставшаяся без поддержки танков немецкая пехота укрылась в ближайшем овраге и заняла оборону, отгоняя танк Осатюка гранатами. Однако Т-60 удалось незаметно обойти пехоту противника с тыла, и, накатав колею, запрыгнуть в гущу фашистов. Мехвод Макаренков утюжил врагов гусеницами, Осатюк же, выдернув опорную чеку гашетки пулемёта, включил автоматический режим стрельбы, а сам помогал ему из ШВАКа.

Когда на кромке оврага появились первые советские бойцы в белых маскхалатах, их взору предстала картина, достойная кисти Иеронима Босха. Понятное дело, что подсчитать количество раскатанных и разорванных в клочья фашистов было задачей непосильной. Осатюк же на вопросы «сколько ты их там набил?» отвечал так: «Их сюда Гитлер прислал, вот пусть он и считает».

И, наконец, ключевой, и пожалуй, самый гнилой штамп из фильма «Т-34» – финальное рукопожатие высосанного из пальца танкового аса Германии Клауса Ягера и победившего его в танковом поединке высосанного из пальца танкиста Ивушкина.

На Восточном фронте танковые дуэли если и происходили, то были волею случая, а не договорняка. И никакого рыцарства в них не было. Была ярость и огромное желание превратить противника в железный хлам и кровавые брызги. Под Прохоровкой экипажи подбитых танков продолжали бой стрелковым оружием и сходились в рукопашную.

Не случайно, что фашисты люто ненавидели всех, кто им сопротивлялся и наносил урон. Спасшихся из горящего танка советских танкистов либо расстреливали прямо у горящей машины, либо, при наличии времени и подручных средств, обливали бензином и сжигали живьём.

Кстати, упомянутый выше танкист, послуживший образом для главного героя фильма «Жаворонок», был немцами расстрелян. По одним данным, сразу возле подбитого танка, по другим – перед смертью фашисты подвергли героя нечеловеческим пыткам, по третьим – начальник полигона велел выстроить почётный караул, после чего самолично разрядил в упор свой «вальтер», «отдавая должное» мужеству и самоотверженности советского танкиста.

В общем, исторической науке практически неизвестны примеры великодушия гитлеровцев, ради забавы поднимавших на штыки детей и мостивших из редких библиотечных книг проходы через грязь и лужи.

Даже известная история о немецком солдате Йозефе Шульце, якобы отказавшемся участвовать в казни югославских партизан и вставшем рядом с ними у расстрельной стенки, на поверку оказалась мифом.

И совсем уж сомнительно, чтобы советский танкист, да ещё из военнопленных, стал пожимать лапы «благородному» фашисту, пусть даже побеждённому.

Вот хорошо известный, можно сказать, хрестоматийный пример. Лётчик Алексей Севастьянов тараном сбил «хейнкель». Его пилот спасся и попал в плен. Когда Севастьянов зашёл в комнату, где допрашивали сбитого им пилота, тот встал и протянул ему руку, признавая его превосходство. Но лётчик Севастьянов руки сбитому фашисту не подал и красивый жест не оценил.

Подводя печальный итог.

Вместе с фильмом «Т-34» также смотрят

Съемочная группа

Знаете ли вы, что

  • В основе сюжета фильма лежит реальная история танкиста, который смог сбежать из немецкого плена на танке Т-34.
  • Для съемок фильма был использован реальный танк Т-34, который был подбит во время войны. Он был полностью восстановлен до боевого состояния.
  • Под руководством художника-постановщика Константина Пахотина для фильма всего за месяц была построена целая деревня рядом с деревней Стрелковка в Калужской области. Несмотря на то, что по сюжету эта деревня была разрушена в самом начале фильма, внешний вид домов был проработан с особой тщательностью – каждый из домов имел свой собственный стиль резной отделки. А с реквизитом создателям фильма помогли местные жители.
  • Съемки фильма начались 23 февраля 2017 года и продлились 61 рабочую смену.
  • Съемочный процесс фильма проходил в Москве, Калужской и Московской областях, а также в Чехии (Прага, Локет, Рудольфинум и Терезин).
  • Для фильма было создано 25 масштабных декораций, среди которых русская деревня, немецкий полигон, лагерь военнопленных и железнодорожная станция.
  • Это уже шестой совместный фильм Алексея Сидорова и Рубена Дишдишяна. Предыдущими были: «Бой с тенью» (2005), «Бой с тенью 2: Реванш» (2007), «Бой с тенью 3D: Последний раунд» (2011), «Слушая тишину» (2006) и «Темный мир в 3D» (2010).
  • Помимо России права на показ фильма были проданы Германии, Испании, Южной Корее и странам Бенилюкса и Прибалтики.
  • После показа рабочей версии фильма на Международном кинофестивале в Торонто, ленту окрестили самой масштабной российской картиной о войне после «Сталинграда» (2013) Федора Бондарчука.
  • Декорация села строилась с нуля. Старые срубы были куплены в Псковской и Тверской областях, где их разбирали, потом перевозили на место съемок и собирали заново. Крыши, наличники и резьбу частично закупали, но большую часть специально изготавливали.
  • Референсами при возведении села для художника-постановщика Константина Пахотина служили архивные фотографии и письменные документальные свидетельства.
  • Концентрационный лагерь снимали в чешском Терезине на территории реального бывшего концлагеря, ныне превращенного в Музей Гетто.
  • В фильме задействованы исторические рабочие модели танков Т-34-76 и Т-34-85, а также качественные копии немецких танков. Также на экране можно увидеть исторические немецкие паровозы с аутентичными вагонами.
  • Все сцены внутри танков снимались в кабинах настоящих боевых машин, где операторской группе удавалось разместить до 5 камер.
  • Актеры научились управлять танком, наводить, заряжать снаряды и т.д. Также из-за ограниченности пространства внутри кабины исполнителям главных ролей приходилось самим поправлять свет, корректировать грим, хлопать хлопушкой.
  • Большинство танковых маневров (проезд под наклоном, крутые развороты и т.д.) актеры выполняли самостоятельно, предварительно пройдя подготовку на базе «Мосфильма». Виктору Добронравову иногда приходилось проводить за рычагами танка по 12 часов.
  • Виктор Добронравов, готовясь к роли белоруса, много читал, смотрел белорусское ТВ и видеоролики, чтобы усвоить мелодику речи.
  • Ирине Старшенбаум, играющей роль девушки-переводчика, потребовалось за месяц освоить фонетику немецкого языка. Во время съемок актрисе практически каждый день приходилось учить большой объем текста на немецком.
  • Военными консультантами картины являются Михаил Барятинский, ведущий историк бронетехники Второй мировой войны, журналист, и Кевин Фаррелл, полковник армии США, директор компании Battlefield Leadership, консультант фильма «Ярость» (2014).
  • Основным консультантом художника по костюмам Ульяны Полянской выступал ассистент по военному костюму Дмитрий Крупенников. Костюмы для фильма отшивали, брали в аренду на отечественных и европейских студиях, а также скупали на блошиных рынках.Так, пиджаки героев Ирины Старшенбаум и Александра Петрова – исторические; на советской и европейской гражданской массовке в основном винтажные вещи военного периода. Всяодежда проходила через фактуровочный цех, где вещи при необходимости старили, грязнили и т.п.
  • В массовых сценах участвовало в общей сложности около 600 человек.
  • Над визуальными эффектами работали более 200 специалистов (студии Film Direction FX, Trehmer, PostModern, KinoPost, Sci-FX, Spatial Harmonics и множество небольших компаний и художников) под управлением компании ALGOUS STUDIO.
  • Общий объем графики – около 800 планов с визуальными эффектами, начиная от самых простых, с затирками элементов современности, заканчивая FULL CG, то есть планами, полностью сгенерированными на компьютере.

На дворе 1941 год, битва за Москву. Молодой офицер вместе с солдатом едут на грузовике, чтобы сбить немецкую табличку. Они выполняют задачу и хотят возвращаться назад. Но тут замечают вражеский танк. Герои, воспользовавшись неповоротливостью башни, пытаются уехать на грузовике. Немецкий танкист это замечает и стреляет в машину. Он промахивается, и красноармейцы успевают уехать из поля зрения.

Младшего лейтенанта зовут Николай Ивушкин. Танковая рота должна отразить нападение немцев, но она состоит из одного танка, да и в том нет наводчика. Тогда раненый командир, у которого перебиты руки, назначает Ивушкина наводчиком.

На следующие утро против одного танка Т-34, противостоит рота немецких машин, всего семнадцать штук. Экипаж танка искусно маневрирует и уничтожают большую часть танкового арсенала. Они остаются один на один с танком командира роты Клаусов Ягером. Но здесь немец был хитёр, он напал с той стороны, с которой его не ждали. Выстрел и тридцать четвёрка подбита. Лейтенанта берут в плен.

Наступает 1944 год. На счету Николая семь побегов. Его снова доставляют в концлагерь. За 3 года плена он не выдал своего имени и звания. Клаус встречается с высоким начальником Гимлером, где просит одобрить новую тактику подготовки немецких танковых курсантов. Он предлагает набирать русские экипажи из военнопленных и делать их живыми мишенями. Гимлер соглашается и тогда Ягер отправляется в концентрационный лагерь. Там в картотеке он находит фото Ивушкина, своего старого врага. На допросе вежливый немец не применяет силу, он просит Ивушкина стать командиром танка и набрать экипаж. Красноармеец отказывается, тогда Ягер наставляет пистолет на переводчицу Анну. Николай не желает, чтобы девушка погибла и поэтому соглашается.

На следующее утро в шеренгу выстраивают всех бывших танкистов. Николай выбирает трёх человек, механик-водитель был с ним и в первом танке. В распоряжение нацистов поступает новый трофейный Т-34-85. Там даже сохранились трупы. Клаус приказывает военнопленным вычистить танк и через некоторое время быть готовым к испытанию. Понятное дело, что на схватке против курсантов у советского экипажа не будет боеприпасов. Но в танке среди трупов Николай находит шесть снарядов: два осколочно-фугасных и четыре бронебойных. Он решает их похоронить вместе с трупами за пределами лагеря.

С самого начала Ивушкин не хотел сотрудничать с немцами. Он начинает разрабатывать план побега со стрельбища. Пока что экипаж готовит танк. Из песка и подручных материалов Николай составляет карту местности, просит экипаж с ней ознакомиться. Когда танк готов, Ягер просит проехать экипаж танка. Механик-водитель выполняет различные фигуру вождения и в конце останавливается прямо перед немцем. Офицер доволен увиденным. Он назначает дату схватки. Советский экипаж должен будет противостоять трем Пантерам, которыми будут управлять немецкие курсанты.

Переводчица Аня говорит, что хотела бы сбежать вместе с Николаем. Ивушкин объясняет девушке, что для этого надо, чтобы она достала у Ягера карту минных полей вокруг полигона. Аня смогла достать карту, хоть и её чуть не поймали.

Настал день стрельб. Советский Т-34 против трёх пантер. Экипаж танка забирает снаряды из могил своих коллег, затем делает дымовую завесу подожженной соляркой.

Неожиданно для немцев танк подбивает пантеру. Следующий снаряд (фугасный) попадает в пункт наблюдения, где присутствуют многие офицеры. Ягеру удаётся выжить. Советский танк вырывается за ограду и следует в сторону Праги. На одной из остановок они подбирают Аню, которая незадолго до этого вышла за пределы лагеря, за хорошее поведение.

Танк подъезжает к маленькому немецкому городу. Там есть лишь пару жандармов, которых герои разоружают. Затем заправляют танк, хода хватит на весь путь. Набирают еды и отправляются дальше. Т-34 едет по трассе, и тут экипаж замечает противотанковое орудие. Мехвод в последний момент сворачивает с дороги, и снаряд лишь немного задевает башню. Теперь экипажу танка придётся ехать по просёлочной дороге. Танк отрывается от преследования и едет в сторону озера. Там экипаж купается и отдыхает. Вскоре на разведывательном самолёте их обнаруживает Ягер. Штаб поставил перед ним задачу, уничтожить беглецов, иначе он отправится в отставку.

Танкисты встают ещё до рассвета. Николай говорит Анне, чтобы та сама ушла на поляну, отмеченную на карте, если танкисты за ней не вернуться, то пусть уходит куда хочет.

Т-34 заезжает на рассвете в город. Там их уже ждут танки Клауса- несколько пантер. На перёкрестке Т-34 практически окружают, три немецких танка заняли улицы, просматривают сам перекрёсток. Экипажу танка не оставляют выхода, он на высокой скорости проезжает через врагов, наводчик врага не успевает подбить тридцать четвёрку. Бронебойные снаряды надо экономить, поэтому герои стреляют в мостовую под вражеским танком фугасом. Он рикошетит и попадает прямо в днище. Далее Ивушкин приказывает одному из членов экипажа взять гранату и закинуть в открытый люк пантеры. Парень исполняет приказание командира, но на этом сцена обрывается.

В это время в борт Т-34 заходит пантера. Кажется, на этом всё. Выстрел. Пантера подбита. Оказывается тот парень выжил. Он залез в пантеру, зарядил снаряд и подбил врага. Ягер вызывает Ивушкина на дуэль на мосту. Николай соглашается

Первый выстрел за пантерой, Ягер не желает уничтожать танк противника сразу, он хочет его унизить. Первое попадание в доп. броню, она с треском отлетает. Второй выстрел в гусеницу, советский танк пошатнулся. Но тут Ивушкин, собрав все свои силы, стреляет последним снарядом в смотровую щель пантеры. Вражеский танк свисает с моста. Ивушкин вылезает из танка. Он видит, как на броне пантеры сидит раненый Ягер. Клаус протягивает Николаю руку. Ивушкин её жмёт и пантеры вместе с полковником падает с моста.

В финальных титрах нам показывают, что все герои фильма выжили и после войны жили обычной жизнью.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector