Сочинение огэ 2022 русский язык
- Страница 1 из 1
- 1
Сочинение 15.3 ОГЭ. Все темы 2022 готовые сочинения с примерами
Вот и наступило то время, когда уже пора готовиться к экзаменационному сочинению на ОГЭ 2022 года. На данной странице для учеников и учителей вы сможете почитать, бесплатно скачать несколько вариантов и примеров школьных сочинений, которые будут в 9 классе на ОГЭ-2022
Основной Государственный Экзамен на 2018 — 2022 учебный год. ГИА. Официальный сайт. Открытый банк заданий. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь. Украина
ОГЭ-2022 готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена в 9 классе.
ОГЭ-2022 Все тексты сочинений и задания для экзамена. 9 класс.
Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс
Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас
Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас
Скачать бесплатно аргументы из литературы для сочинения на экзамене
Скачать бесплатно ответы на задания ОГЭ2022 Русский язык Цыбулько И.П.
Темы 15.3 основных сочинений с примерами и образцами. Все темы сочинений ОГЭ-2022
СМЕЛОСТЬ — моральное качество,
характеризующее способность человека
преодолевать в себе чувство страха,
неуверенности в успехе, опасения перед
трудностями и неблагоприятными для него
последствиями.
Пример сочинений на тему Смелость
БЛАГОДАРНОСТЬ — чувства обязанности,
уважения и любви к другому человеку (в
частности, выраженные в соответствующих
действиях) за оказанное им благодеяние.
Пример сочинений на тему Благодарность
МУЖЕСТВО — моральное качество,
характеризующее поведение и моральный облик
человека, к-рому присущи смелость, стойкость,
выдержка, чувство собственного достоинства.
Выражается в способности человека действовать
решительно в опасной и сложной обстановке.
Пример сочинений на тему Мужество
САМООЦЕНКА — нравственная оценка своих
собственных поступков, моральных качеств,
убеждений, мотивов; одно из проявлений
нравственного самосознания и совести личности.
Пример сочинений на тему Самооценка
ВЗАИМОПОМОЩЬ — отношения между
людьми в коллективе, возникающие в условиях
общности интересов и целей, когда объединение
усилий и одновременно разделение функций
предполагают взаимную поддержку
индивидуальных усилий каждого.
Надежда ожидание блага, осуществления
желаемого.
Пример сочинений на тему Взаимопомощь
СОВЕСТЬ — способность человека критически
оценивать свои поступки, мысли,
желания, осознавать и переживать
несоответствие должному как
собственное совершенство.
Пример сочинений на тему Совесть
ВЫСОКОМЕРИЕ — отрицательное моральное качество,
характеризующее неуважительно-презрительное,
надменное отношение к др. людям, связанное с
преувеличением своих собственных достоинств
Пример сочинений на тему Высокомерие
ОБЩЕНИЕ — одна из форм человеческого
взаимодействия, без которой люди не могут
нормально жить, обмениваться опытом,
трудовыми и бытовыми навыками, не
контактируя друг с другом и не влияя друг на друга.
Пример сочинений на тему Общение
СТРАХ негативная эмоция, обусловленная
внешней или внутренней угрозой
положению человека, его здоровью и
жизни; ожидание возможного
будущего зла, боязнь
непредвиденного.
Пример сочинений на тему Страх
ГЕРОИЗМ — особая форма человеческого
поведения, к-рая в нравственном отношении
представляет собой подвиг. Герой берет на себя
решение исключительной по своим масштабам и
трудностям задачи, возлагает на себя большую
меру ответственности и обязанностей,
преодолевает в связи с этим особые препятствия.
Пример сочинений на тему Героизм
ОТЗЫВЧИВОСТЬ — это способность принимать,
понимать и поддерживать человека независимо
от его сути, стиля жизни и характера.
Отзывчивый человек- это человек, который
быстро, легко отзывающийся на чужие нужды,
просьбы, всегда готовый помочь другому.
Пример сочинений на тему Отзывчивость
СЧАСТЬЕ — понятие, конкретизирующее
высшее благо как завершенное,
самоценное, самодостаточное
состояние жизни; общепризнанная
конечная субъективная цель
деятельности человека.
Счастье заключается в чувстве
удовлетворенности тем, как в целом складывается
жизнь.
Пример сочинений на тему Счастье
ГОРДОСТЬ — чрезвычайно высокая оценка человеком
собственных достоинств. Может
трактоваться и как добродетель и как порок.
Пример сочинений на тему Гордость
ПАМЯТЬ СЕРДЦА. Обыкновенно принято считать
память свойством ума, но самая твердая память
есть память сердца. То, что мы сохраняем в
сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно
остается вечно живо. То, что мы любили в
прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в
нашем сердце и уж забыться не может.
Пример сочинений на тему Память сердца
САМОВОСПИТАНИЕ — одна из составных частей самоконтроля
личности. Состоит в том, что человек
целенаправленно развивает в себе способность
моральной деятельности, формирует свое
нравственное сознание, совершенствует
положительные качества и преодолевает
отрицательные.
Пример сочинений на тему Самовоспитание
ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на
взаимном доверии, привязанности, общности
интересов; дружба всегда считалась одной из
основных добродетелей, выражающейся во
взаимной привязанности и духовной общности
людей.
Пример сочинений на тему Дружба
ПАМЯТЬ — способность помнить, не забывать
прошлого; свойство души хранить, помнить
сознанье о былом. Философы вслед за поэтом
Батюшковым различают «память рассудка»
и «память сердца». Память сердца – это
достигшее глубины души впечатления о том,
как мы действительно увидели что-то в мире
сами. «Того не приобресть, что сердцем не
дано»,- писал другой поэт, Е. Баратынский.
Пример сочинений на тему Память
СКУПОСТЬ — моральное качество, характеризующее особое
отношение к предмету собственности, когда он
рассматривается как сокровище, его сохранение
становится самоцелью, ради к-рой приносятся в
жертву интересы и потребности человека (свои
собственные и др. людей).
Пример сочинений на тему Скупость
ДОЛГ — общественная необходимость,
выраженная в нравственных требованиях.
Категория Д. тесно связана с др. понятиями,
характеризующими моральную деятельность
личности, такими, как ответственность,
самосознание, совесть, мотив.
Пример сочинений на тему Долг
ПОДВИГ — акт героизма, поступок, требующий
от человека предельного напряжения воли и сил,
связанный с преодолением необычайных
трудностей, общественно полезный результат крого
превосходит по своим масштабам
результаты обычных действий.
Пример сочинений на тему Подвиг
СОВЕСТЬ – способность личности самостоятельно
формулировать нравственные обязанности и
реализовывать нравственный самоконтроль,
требовать от себя их выполнения и производить
оценку совершаемых ею поступков; одно из
выражений нравственного самосознания
личности.
Пример сочинений на тему Совесть
ДОБРО — одно из наиболее общих понятий
морального. Д является наиболее обобщенной
формой разграничения и противопоставления
нравственного и безнравственного, имеющего
положительное и отрицательное моральное
значение.
Пример сочинений на тему Добро
ТАЛАНТ — это одаренность, выдающиеся
способности человека в какой-то области.
Считается, что талант — это только врожденные
способности, дар, который нельзя приобрести. На
самом деле это не так. От рождения человек
обладает только задатками многих талантов, но
какие именно он будет развивать свои
способности, зависит от его выбора и
предпочтений.
Пример сочинений на тему Талант
ТОЛПА — скопление людей, лишенных ясно
осознаваемой общности целей, но связанных
между собой сходством эмоционального
состояния. Термин имеет особое значение при
исследовании юности. Здесь он обозначает
большую, слабо организованную группу, которая
может дать подростку ощущение идентичности,
основанное на стереотипе группы.
Пример сочинений на тему Толпа
ДОВЕРИЕ — отношение к действиям др. лица и к нему самому,
которое основывается на убежденности в его
правоте, верности, добросовестности, честности
Пример сочинений на тему Доверие
ТРАДИЦИЯ — разновидность обычая,
отличающаяся усилиями людей сохранить
неизменными унаследованные от предыдущих
поколений формы поведения. Для Т. характерны:
бережное отношение к сложившемуся ранее
укладу жизни как к культурному наследству.
Пример сочинений на тему Традиция
ТРУСОСТЬ — одно из выражений малодушия;
отрицательное моральное качество,
характеризующее поведение человека, который
оказывается не в состоянии совершить поступки,
соответствующие моральным требованиям, из-за
неспособности преодолеть страх.
Пример сочинений на тему Трусость
ДОМ — место, где живут люди, объединенные
общими интересами, условиями
существования. Свое жильё, а также семья,
люди, живущие вместе. Символизирует центр
мира, замкнутость и защиту. Домом называется
также и все родство человека. Род, фамилия,
поколения.
Пример сочинений на тему Дом
ТЕРПИМОСТЬ — моральное качество, характеризующее отношение
к интересам, убеждениям, верованиям др. людей.
Выражается в стремлении достичь взаимного
понимания и согласования без применения
крайних мер давления, преимущественно
методами разъяснения и воспитания.
Пример сочинений на тему Терпимость
УВАЖЕНИЕ — одно из важнейших требований
нравственности, подразумевающее такое
отношение к людям, в к-ром практически
признается достоинство личности. Предполагает:
справедливость, равенство прав, доверие к
людям, чуткость, вежливость, деликатность,
скромность.
Пример сочинений на тему Уважение
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения
человека (в труде, в быту, в общении с др.
людьми), в которых находят внешнее выражение
моральные и эстетические нормы этого поведения.
Пример сочинений на тему Культура поведения
СКРОМНОСТЬ — моральное качество,
характеризующее личность с т. зр. ее отношения
к окружающим и самой себе и проявляющееся в
том, что человек не признает за собой никаких
исключительных достоинств или особых прав.
Пример сочинений на тему Скромность
ЭГОИЗМ — себялюбие, предпочтение своих,
личных интересов интересам других,
пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Пример сочинений на тему Эгоизм
БЛАГОРОДСТВО — моральное качество,
характеризующее поступки людей с т. зр.
возвышенных мотивов, к-рыми они
продиктованы. Оно включает целый ряд более
частных положительных качеств
(самоотверженность, верность высоким идеалам,
мужество, великодушие и др.).
Пример сочинений на тему Благородство
ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство,
устремленное на др. личность, человеческую
общность или идею. Л. включает в себя порыв и
волю к постоянству. Л. возникает как самое
выражение глубин личности; ее нельзя
принудительно ни вызвать, ни преодолеть.
Пример сочинений на тему Любовь
Сочинение ОГЭ 15.1. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 класс
Сочинение ОГЭ 15.2. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас
Сочинение ОГЭ 15.3. Все темы, клише, пример, шаблон, структура. 9 клас
ОГЭ-2022 готовые сочинения с примерами. Все темы сочинений для экзамена в 9 классе.
ОГЭ-2022 Все тексты сочинений и задания для экзамена. 9 класс.
Скачать бесплатно аргументы из литературы для сочинения на экзамене
Скачать бесплатно ответы на задания ОГЭ2022 Русский язык Цыбулько И.П.
ОГЭ-2022. Русский язык. Критерии оценивания, баллы, отметки.
ОГЭ-2022. Русский язык.
Критерии оценивания, баллы, отметки.
Основание: проект демонстрационного материала, опубликованный на сайте ФИПИ 24.08.2018 г.
Таблица баллов по заданиям
№ задания
Баллы
Итого баллов
Максимальное количество баллов
39
Отметки за ОГЭ
Отметка
Количество баллов
Пояснение
ГК1-ГК4 (за грамотность – не менее 6 баллов)
ГК1-ГК4 ( за грамотность – не менее 4 баллов)
Если больше балов, но ГК1-ГК4 (за грамотность – не менее 4 баллов)
Оценивание задания № 1. Изложение.
Критерии
Критерии оценивания сжатого изложения
Баллы
Содержание изложения
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы
Экзаменуемый передал основное содержание
но
упустил или добавил одну микротему
Экзаменуемый передал основное содержание
но
упустил или добавил более одной микротемы
Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста
Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
Максимальное количество баллов за сжатое изложение
по критериям ИК1–ИК3
7
Оценивание сочинения 15.1.
Критерии
Оценивание сочинения 15.1.
Баллы
Наличие обоснованного ответа.
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
2
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,
или
тезис не доказан,
или
дано рассуждение вне контекста задания,
или
тезис доказан на бытовом уровне
0
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,
или
привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,
или
привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте
1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,
или
экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
0
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
0
С1,К1-С1.К4
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
9
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по
критериям проверки С 1 К1–С 1 К4.
Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в
задании 15.1 выполняемого варианта, по всем критериям проверки
оценивается нулём баллов.
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность
его письменной речи оцениваются отдельно .
Оценивание сочинения 15.2
Критерии
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2)
Баллы
С2, К 1
Понимание смысла фрагмента текста.
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет
2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента,
но
допустил одну ошибку в его интерпретации
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,
или
экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,
или
объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует
С2, К2
Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента
Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,
или
экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть
С2 К3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
Композиционная стройность работы.
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
Оценивание сочинения 15.3.
Критерии
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2)
Баллы
Толкование значения слова.
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его
2
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его
Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует
С2, К2
Наличие примеров-аргументов.
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента
С2 К3
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность сочинения.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0
Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста
1
В работе допущено две и более ошибки в построении
0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого.
Критерии
Критерии оценки грамотности и фактической
точности речи экзаменуемого
Баллы
ГК1
Соблюдение орфографических норм.
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки
Допущено две-три ошибки
Допущено четыре и более ошибки 0
Соблюдение пунктуационных норм.
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущено три-четыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
Соблюдение грамматических норм.
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка
Допущено две ошибки
Допущено три и более ошибки
Соблюдение речевых норм.
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок
Допущено три-четыре ошибки
Допущено пять и более ошибок
Фактическая точность письменной речи.
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет
Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов
Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов
ГК1-ГК4
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4
При оценке грамотности (ГК1–ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится больше
1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;
ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице ;
– если в работе 70–139 слов, то по каждому из критериев ГК1–ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 оценивается нулём баллов.
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
ОГЭ 2022, Русский язык, Сочинение-рассуждение и изложение, Черкасова Л.Н., 2018
ОГЭ 2022, Русский язык, Сочинение-рассуждение и изложение, Черкасова Л.Н., 2018.
Данное пособие позволит учащимся шаг за шагом готовиться к изложению и сочинению-рассуждению на ОГЭ по русскому языку.
Пособие состоит из трёх разделов. В первом разделе приводятся ценные методические рекомендации по написанию изложения. Второй раздел содержит пошаговую инструкцию по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую и морально-нравственную темы, а также примерные модели сочинений и различные тренировочные упражнения. В третьем разделе приводятся типовые варианты тестов, соответствующие структуре КИМ ОГЭ.
Книга адресована учащимся 9-х классов для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Примеры.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Экзамен наш, (1) по-видимому, (2) очень его утомил. Разумеется, (3) читаны были его стихи, (4) разбирались его стихи, (5) поминутно хвалили его стихи. Он слушал каждое словечко с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является инверсия.
1) Державина видел я только однажды в жизни, но никогда этого не забуду.
2) Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом.
3) Как только мы узнали, что Державин будет к нам, мы все взволновались.
4) Лицо Державина было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ОГЭ 2022, Русский язык, Сочинение-рассуждение и изложение, Черкасова Л.Н., 2018 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать файл № 1 — pdf
Скачать файл № 2 — djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
ОГЭ по русскому языку 2018-2022: всё о нём
Русский язык – это та самая черепаха, на которой стоит древний мир ОГЭ. Но перед нами не исполинский монстр, а гипертрофированная мудрая Тортилла, которая может дать золотой ключик любому Буратино, только если чуть-чуть постараться. Поэтому будущим выпускникам не стоит затягивать с подготовкой и начать надо прямо сейчас. Прежде всего, нужно выяснить: как, когда, где и зачем будет проходить данный экзамен, как его будут оценивать, и что надо сделать, чтобы сдать на «отлично».
До 2017 года к сдаче ОГЭ допускались все учащиеся без каких-либо дополнительных испытаний. Но теперь это работает иначе. Для допуска к письменной части ОГЭ учащимся необходимо пройти Устное собеседование, которое станет обязательным для сдачи данного экзамена в 2022 году.
Как и когда проходит?
Если разобраться, то все не так уж и страшно. К ОГЭ подготовиться не сложно, так как сам экзамен проверяет ваши знания с 5 по 9 класс, и содержит соответствующие программе задания. Главное – вовремя начать подготовку!
В 2018-2022 году экзамен пройдет в два этапа:
- устная часть (собеседование)
- письменная часть
Хотя данное нововведение (устная часть) в ОГЭ вызвало немало острых дискуссий и наболевших вопросов, на самом деле перед учащимся встанет всего 4 довольно простых задачи:
- Прочитать выразительно текст;
- Пересказать прочитанное, вставив одну цитату по памяти;
- Построить монолог, опираясь на представленный план;
- Сформировать диалог на выбранную тему.
Для выпускников 9-го класса задача довольно несложная. За устную часть оценки не ставят. Вы можете получить либо «зачет», либо «незачет».
Письменная часть будет проходить в 3 периода:
- Досрочный период:
- основной день: последние числа апреля
- резервный день: начало мая
- Основной период:
- основной день: конец мая – начало июня
- резервные дни: в последних числах июня
- Осенняя пересдача:
- Первая и вторая пересдача: на протяжении сентября
Конкретные даты вы должны узнать в своей школе, так как по регионам могут быть расхождения.
Порядок написания
- Начало экзамена ровно в 10:00.
- С собой вам необходимо иметь паспорт и чёрную гелиевую ручку (обязательно черную и лучше не одну).
- Как только вас рассадят по местам в шахматном порядке, вам выдадут комплект бланков и КИМ. Далее организаторы расскажут, что делать с загадочными бумажками.
- На экзамен по русскому языку вам отводится 3 часа 55 минут.
- Не забудьте, что за 15-20 минут нужно успеть перенести ответы в бланк.
- Организаторы предупредят вас за 30 минут до окончания экзамена и за 5 минут.
Правила проведения
Ни для кого не секрет, что списывать, разговаривать, подглядывать в чужую работу запрещено. Не следует шуметь и мешать остальным учащимся. Также есть небольшой список того, что вы можете пронести в аудиторию и что проносить запрещено под страхом удаления из аудитории:
Казнить нельзя, помиловать:
- лекарства, вода, еда (все, естественно, невскрытое);
- особый реквизит для ребят с неполным спектром возможностей;
- черновики, которые выдадут на самом экзамене;
- орфографический словарь.
Вещами, которые не входят в список «можно», пользоваться во время экзамена запрещено.
Казнить, нельзя помиловать:
- гаджеты;
- справочные материалы, которые не входят в перечень;
- любые другие носители данных;
- свои черновики.
Виды и темы сочинений
Одной из самых важных частей ОГЭ является сочинение на предложенную тему, которое необходимо подать проверяющим в лучшем виде, иначе оценка будет «не вау». Судьба предоставляет вам выбор из трех (на удачу) вариантов: либо вы пишите эссе на лингвистическую тему, либо объясняете свое понимание той или иной фразы или цитаты из текста, либо философствуете над важнейшими вопросами бытия (Что такое драгоценные книги, к примеру).
- рассуждение-доказательство (15.1)
- рассуждение-объяснение (15.2)
- рассуждение-размышление (15.3)
Примерные темы для каждого вида сочинения:
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»
«Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля».
«Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Просто чудо совершил этот святой человек»;
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…»;
Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: “- А боль я должен был понимать… Этим нельзя пренебрегать…”.
«Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?»
«Что такое внутренний мир человека?»
«Какого человека можно назвать добрым?»
Примеры сочинений
Раскройте смысл высказывания современного лингвиста М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Приведите 2 примера из прочитанного текста.
(190 слов) Высказывание современного лингвиста М.Н. Кожиной, по моему мнению, означает, что именно речь персонажей становится их проводником в реальный мир, ведь читатель формирует в воображении образ, опираясь на то, какие слова из текста его характеризуют.
Когда мы читаем произведения, именно речевая ткань помогает нашим книжным мыслям сложиться в единую картинку и обрести целостность, которую нам дарит перо писателя. Одни персонажи вызывают у нас чувства восхищения, другие же вызывают негативные эмоции. Мы можем рассмотреть это на примерах из предложенного нам текста. Например, предложения 27 и 33, в которых содержатся реплики Лисапеты в диалоге, дают возможность нарисовать отрицательный образ девочки, показать ее недружелюбие по отношению к другим собеседникам. Она смеется над мальчиком и его чувствами и предлагает сделать это и остальным. Также она и обижает девочку, не разделяя и не понимая ее увлечений.
А слова Веры (предложения 28,34) показывают нам абсолютно иной образ: положительный, доброжелательный и понимающий. Лишь истинно хороший и великодушный человек способен встать на защиту интересов и прав других людей.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:«И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…»
(184 слова) Порой мы идем на такие поступки, за которые потом становится стыдно, потому что мы меняем наше отношение к ним, взглянув на случившееся более трезвым взглядом. Это и называется взрослением. Именно о нем говорится в финале данного текста.
Даже взбалмошная Лисапета осознает, насколько дурно поступила, ведь все благие намерения Жеки (отправить Лизке письма) ни к чему не приведут, послания не дойдут до нее, так как она поменяла адрес. От насмешек и задиристости девочки после этого открытия не осталось и следа. Это заставило ее задуматься о том, что рядом с ней живет Жека – такой добродушный и отзывчивый мальчик. А что же она?
Вера также не одобряет поступок Лисапеты, ведь ей известно, для кого Жека столько старается и собирает все эти открытки. Он помогает плохо видящей Лизе хоть как-то соприкоснуться с тем, чего она не сможет разглядеть нигде больше. Вера терпеливо объясняет подруге данную ситуацию, учитывая особенности ее характера и спокойно на все реагируя.
Именно более зрелая приятельница оказывает на Лисапету положительное влияние, благодаря которому героиня постепенно взрослеет, и финальная фраза – знак того, что девочка перешагнула еще одну ступень на пути к осознанию ответственности за свои деяния.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?».
(186 слов) Доброта – это искренние и бескорыстные чувства по отношению к окружающим людям, которые образуют хорошее отношение, основанное на понимании и отзывчивости. Она делает нас лучше, заставляя воспитывать в себе лучшие качества. Вера в добро дает надежду, без которой сложно представить нашу жизнь.
Персонаж данного текста Жека, совершая добрый поступок по отношению с плохо видящей Лизе, не хвастается и не кичится своим благородством, ведь он просто так собирает для нее открытки, чтобы порадовать ее и сделать немного счастливее. Это естественный и бескорыстный поступок, который формирует жизненную позицию мальчика: он всегда готов помочь людям, нуждающимся в этом.
Когда наши соседи потеряли собаку, все, кто жил в нашем доме, откликнулись и помогали в поисках, не переставая. Все переживали за бедное животное и видели, сколько боли и страданий приносит эта потеря любящим людям. Общими усилиями мы смогли добиться результата, пропавший питомец нашелся. Значит, стремление помочь и сострадание – обязательные компоненты доброты.
Таким образом, доброта – это сплетение из многих хороших качеств: отзывчивости, благородства, бескорыстия, искренности и умения помочь в трудную минуту. Делая добрые дела, мы помогаем не только другим, но и себе. Ведь доброта вызывает цветение души, все вокруг становится ярче и прекрасней.
Подготовка
Всего в варианте три части и 15 заданий.
- Первая часть – это изложение по предложенному тексту.
- Вторая часть – в нем 13 заданий, в которых вам нужно либо выбрать один правильный вариант ответа, либо написать его в виде слова или словосочетания.
- Третья часть – сочинение–рассуждение.
Устный этап
Устная часть сама найдет вас по месту обучения, и, как мы отметили выше, вам нужно будет выполнить 4 задания:
- Прочитать вслух текст: выразительно, уверенно, четко. В нем примерно 200 слов, на подготовку у вас будет 2 минуты, и на декламацию столько же песка отсыпают. Важно использовать правильную интонацию и при чтении придерживаться правильного темпа. Этому можно легко обучиться дома перед зеркалом, повторяя парты из любимых песен.
- Пересказать текст, который вы прочли, и правильно использовать цитату, которую вам предложит экзаменатор. На подготовку 1 минута, на воспроизведение пластинки – 3. Чтобы укладывать в нормативы, хорошо бы заранее репетировать.
- Выдать монолог на одну выбранную вами тему. Описать картину по плану, потравить байки из личной жизни, или же развернуто ответить на заданный вопрос. Если язык не подвешен, лучше выбрать первый вариант. Подготовка – 1 м., ну а реализация стендапа должна занять 3 м.
- Диалог с экзекутором на выбранную тему без одной минуты на подготовку. Нужен развернутый ответ с пояснением своей точки зрения. План ответа таков: тезис (Я считаю, что…) и два доказательства (Потому что…), больше сложно успеть.
Письменный этап
Письменный ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей, всего 15 заданий. Два этапа состоят из тестов, и тут уж в ход должны пойти ваши знания, накопленные в пылу борьбы за положительные четвертные оценки. Если в ходе этой схватки вы не накопили ничего, то одной статьей делу не поможешь. Вам придется налечь на тесты, каждый день выполнять задания, и так в голове отложится хоть что-то, отдаленно напоминающее «багаж знаний». Многие преподаватели в сердцах говорят, что форматы егэ и огэ не выявляют степень реальных умений ученика, они фиксируют лишь уровень подготовки к конкретным видам задач. Так что это ваш шанс, если русским вы не блещете.
Рассмотрим детальнее задание №15. Там есть, чем поживиться, если вы оцениваете свой уровень владения языком положительно. Если приноровиться к шаблону, то можно без особых трудозатрат получить высокий балл.
План сочинения выглядит так (он же алгоритм написания, он же структура и композиция):
На самом деле, все виды сочинения-рассуждения имеют одну единую схему: вопрос-тезис–доказать-тезис – вывод. Поскольку минимальные объем работы – 70 слов, а норма – 90, то и реализация столь масштабного плана на деле выглядит скомкано и не так красиво. Так что не стремитесь досконально придерживаться заявленной структуре, главное – дать аргументированный и грамотный ответ на поставленный вопрос.
Список литературы
Для того чтобы облегчить себе жизнь, вам следует ознакомиться со списком рекомендованной литературы, который поможет вам при аргументации в последнем задании, то есть сочинении.
Произведения разделены на группы по примерным проблемам и темам сочинений.
Проблема исторической памяти:
- А. Пушкин «Полтава»
- М. Лермонтов «Бородино»
- В. Быков «Волчья стая»
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром»
- Б. Васильев «В списках не значился»
- Б. Екимов «Ночь исцеления»
- В. Гаршин «Трус»
- М. Гелприн «Свеча горела»
- В. Солоухин «Черные доски»
- В. Маяковский «Хорошо»
- Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
- А. Чехов «Попрыгунья»
- Р. Брэдбери «Вельд»
- И. Бунин «Темные аллеи», «Степа»
- В. Астафьев «Людочка»
- А. Пушкин «Гробовщик»
- Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
- В. Распутин «Прощание с Матерой»
- А. Солженицын «Матренин двор»
Проблемы взаимоотношения человека и природы:
- В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- Е. Носов «Белый гусь»
- В. Распутин «Прощание с Матерой»
- И. Куприн «Анафема»
- И. Тургенев «Му-му»
- И. Курамшина «Эквивалент счастья»
- Л. Андреев «Кусака»
- Д. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- «Слово о полку Игореве»
- Б. Екимов «Давай останемся здесь жить»
- М. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»
- А. Островский, «Гроза», «Лес»
- В. Быков «Сотников»
- Б. Васильев «А зори здесь тихие»
- А. Пушкин «Капитанская дочка», «Выстрел», «Дубровский»
- Л. Толстой «Война и мир», «После бала»
- М. Булгаков «Собачье сердце»
Проблема чистоты языка:
- Д. Лихачев «О сквернословии», «Письма о добром и прекрасном», «О чистоте языка»
- В. Короленко «Без языка»
- И. Тургенев «Русский язык»
- А. Грибоедов «Горе от ума»
- М. Зощенко «Обезьяний язык»
- Л. Толстой «Война и мир»
- М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»
Проблема истинного и ложного патриотизма:
- Л. Толстой «Война и мир», «Батареи капитана Тушина»
- В. Маяковский «Хорошо»
- В. Быков «Сотников»
- Ч. Айтматов «Плаха»
- В. Некрасов «Вася Конаков»
- Н. Некрасов «Железная дорога»
- М. Шолохов «Судьба человека»
- Н. Гоголь «Тарас Бульба»
- Б. Васильев «Летят мои кони»
- А. Пушкин «Капитанская дочка», «Полтава»
Клише и шаблоны
Мы рассмотрим клише и шаблоны для каждого абзаца сочинение которые помогут вам при подготовке к заданию номер 15. Это довольно полезная вещь, так как зачастую самым сложным является просто начать предложение (комплекс «белого листа»), ну а потом уже все «как по маслу».
Данные клише и шаблоны будут лучшими помощниками при написании сочинения, поэтому мы представим несколько вариантов для каждого абзаца. Хорошо бы их подучить, чтобы орудовать этим арсеналом на автомате.
«Не для кого не секрет что…»
«Множество написано книг и немало снято фильмов на эту тему…»
«Я думаю, что эта тема волнует каждого из нас, поэтому…»
«О важности … известно каждому»
«Проблема … встает перед человеком неоднократно»
«Этот вопрос зачастую встает перед всеми поколениями»
«О … говорит в своих произведениях…»
«Сложно переоценить то, насколько важна данная тема…»
«Одним из самых волнующих вопросов человечества был вопрос, касающийся…»
«Этот текст посвящен теме…»
«Предложенный текст посвящен проблеме (теме)…»
«Данный вопрос о … не может оставить равнодушным…»
«Вопрос о … касается в большей или меньшей степени практически каждого…»
«Обозначенная проблема довольна актуальны в наши дни, так как…»
Ваше личное мнение:
«После прочтения данного текста, понимаешь, что…»
«Данный текст заставляет задуматься о…»
Критерии оценки
В ОГЭ по русскому языку, помимо того, что каждое задание оценивается определенными баллами, также есть критерии оценивания изложения и сочинения.
Важно, что сочинения представлены в трех видах, следовательно, и критерии оценивания для каждого из них отличаются.
Таблица баллов по заданиям:
Баллы и оценки за ОГЭ
Критерии оценивания изложения:
Изложение оценивается по трем критериям (ИК)
Критерии оценивания сочинения 15.1:
Критерии оценивания сочинения 15.2:
Критерии оценивания сочинения 15.3:
Результаты и апелляция
Самым простым способом узнать свои результаты ОГЭ является визит в школу. Вы приходите туда и непосредственно узнаете свой балл у преподавателя, когда он за бокальчиком шампанского (детского) будет громогласно воздавать вам хвалу. Далее вы будете должны расписаться за то, что ознакомились с результатами экзамена.
В среднем проверка работ занимает 10 рабочих дней. Но иногда это может занять больше времени: пока лошадь бланки довезет, пока Акакий Акакиевич их проверит, словом, все может быть.
Если у вас есть сомнения по поводу оценивания своей работы или же по соблюдению требований процедуры проведения ОГЭ – вы можете подать апелляцию. Для разрешения подобных проблем есть специально созданная конфликтная комиссия (КК), которая уполномочена разрешать подобные спорные ситуации.
Вы вправе письменно заявить о несогласии, если:
- был нарушен порядок проведения ОГЭ;
- вы не согласны с поставленными баллами.
По первому пункту нужно жаловать сразу, не отходя от кассы, прямо в день проведения экзамена. Нужно переговорить с главным членом экзамеционной комиссии.
По второму пункту апелляцию необходимо падать в течении двух рабочих дней после объявления результатов, и здесь может быть два исхода событий:
В случае, если апелляцию удовлетворили, сдавать придется еще раз, так что если не уверены в себе, не рискуйте: лучше троечка в руках, чем пятерка в небе. Если вашу апелляцию отклонили, то выставленные прежде баллы сохраняются.
Leave a Reply