Трамп подписал самый большой в истории США оборонный бюджет: $716 млрд
Подписанный Трампом военный бюджет США на 2022 год предусматривает меры, направленные на противодействие России в военной сфере.
В США на военной базе Форт-Драм в штате Нью-Йорк , состоялась церемония подписания военного бюджета на следующий финансовый год, который в США начинается 1 октября, пишет ТАСС. Ранее проект бюджета одобрили обе палаты конгресса.
Дональд Трамп, президент США: «С принятием нового бюджета мы увеличим размер и мощь нашей армии, создав тысячи мест для новобранцев. Мы заменим устаревшие танки, устаревшие самолеты и корабли самыми передовыми и смертоносными технологиями».
Новый бюджет на 2022 финансовый год объемом 716 млрд долларов, в первую очередь, направлен на увеличение числа военнослужащих. Согласно документу, оно вырастет примерно на 16 тысяч, а денежное довольствие возрастет на 2,6%.
В документе говорится, что 40 млрд будут потрачены на обновление ВВС. Еще 65 млн выделены на разработку новых ядерных боеголовок малой мощности, которыми предполагают оснастить ракеты, запускаемые с подводных лодок.
В подписанном президентом США документе на оказание военной помощи Украине, включая поставку оборонительных вооружений летального характера, в 2022 финансовом году выделено 250 млн долларов: на 50 млн больше, чем в 2018 году. А также предусмотрен ряд мер, направленных на противодействие России в военной сфере.
Эксперты напоминают, что 716 млрд долларов в год на военные расходы это самая большая сумма в истории США в номинальном выражении. Но, с учетом инфляции, Соединённым Штатам доводилось принимать в прошлом и более крупные военные бюджеты.
Документ назван именем сенатора от штата Аризона Джона Маккейна, много лет возглавляющего комитет по вооруженным силам верхней палаты американского парламента. В последние месяцы Маккейн, который борется с тяжелым онкологическим заболеванием, не присутствует на заседаниях. Сенатор выступил в письменным заявлением, в котором говорится, что он очень тронут тем, что закон о военном бюджете на 2022 год назвали его именем.
Военный бюджет сша 2022
1. Рекордные показатели
Оборонный бюджет США на начинающийся в октябре 2022 финансовый год, подписанный Дональдом Трампом 13 августа, составит $716 млрд, что на $33 млрд больше, чем первоначальный запрос Пентагона, и больше, чем любой предыдущий оборонный бюджет страны. Согласно документу, штат военнослужащих в США увеличится на 15 600 человек, после чего численность сухопутных войск составит 487,5 тыс. человек, ВМС — 335,4 тыс. человек, ВВС — 329,1 тыс. человек, морской пехоты — 186,1 тыс. человек.
Закон о бюджете-2022 также предусматривает создание отдельного космического командования США, подчиняющегося Стратегическому командованию.
Жалованье военнослужащих вырастет в среднем на 2,6%. По заявлению Белого дома, это самое крупное повышение за последние девять лет.
Запланированы следующие расходы на закупку вооружений: $7,6 млрд пойдут на приобретение 77 истребителей F-35 пятого поколения, $24,1 млрд — на строительство военных кораблей.
2. Меры по непризнанию Крыма российским
В главе 12 закона о военном бюджете, посвященной сотрудничеству с иностранными государствами, России посвящены восемь пунктов. Первым значится отказ от выделения бюджетных средств США, которые могут пойти на любую деятельность, которая позволит считать, что Вашингтон признает российский суверенитет над Крымом. Однако из этого правила могут быть сделаны исключения министром обороны по согласованию с госсекретарем США, если таковые действия будут совершаться в интересах национальной безопасности США; согласие на исключение должны будут дать профильные комитеты конгресса (по обороне и международным делам).
Закон также предусматривает продолжение военной помощи Украине, ей будет выделено $250 млн. Количество совместных военных учений США с Грузией и Украиной также должно увеличиться.
3. Приостановка расходов на исполнение Договора об открытом небе
Закон о военном бюджете США вводит запрет на выделение бюджетных средств на исследование, разработку и тестирование самолетов, используемых для наблюдательных полетов в рамках Договора об открытом небе.
Этот договор был подписан 24 марта 1992 года и ратифицирован Россией в мае 2001 года. Всего к нему присоединились 35 стран, включая США, Канаду и большинство европейских государств. Он позволяет разведывательным самолетам стран-участниц совершать наблюдательные полеты над территорией других стран-участниц на основании запроса по установленным квотам. Россия и США последние несколько лет обвиняют друг друга в неисполнении условий договора. США указывают на введенные Россией ограничения на полеты над Москвой, Калининградом, Чечней, Абхазией и Южной Осетией.
Закон также вводит ограничение на расходование средств при голосовании или выполнении решений консультативной комиссии по открытому небу, обращает внимание консультант ПИР-Центра Олег Шакиров. Это касается модернизации американских самолетов, но затронет и остальные присоединившиеся к договору государства, поскольку решения в комиссии принимаются консенсусом. Речь идет о сертификации инфракрасных сенсоров и сенсоров с синтезированной апертурой, то есть оборудования, которое может использоваться на самолетах всех государств, обращает внимание эксперт.
Однако все эти ограничения могут быть сняты, если президент США предоставит в профильные комитеты сената и палаты представителей предусмотренное законом свидетельство (certification), в котором подтвердит, что он ввел меры в ответ на действия России, которые США считают нарушением договора, продолжает эксперт. Если это условие будет выполнено, то модернизация самолетов может быть проведена: ассигнования на нее предусмотрены законом, если же условие не будет выполнено, то США вынуждены будут продолжать осуществлять полеты на старых самолетах, говорит Шакиров. Предусмотренные бюджетом меры не предполагают приостановки инспекционных полетов, указывает эксперт.
Текст закона не содержит положений, препятствующих полетам российских самолетов над США или американских самолетов над Россией, заявил РБК эксперт американской Ассоциации по контролю над вооружениями Кингстон Риф. Однако размывание соглашения привело бы к негативным последствиям, в том числе для самих Штатов, считает Риф. Инспекционные полеты способствуют как прозрачности участников договора, так и укреплению связей США и их союзников, сказал эксперт. Снимки, сделанные в ходе полетов, не могут быть получены никаким другим способом, добавил он.
В законе также говорится о готовности США выработать замену существующему договору. До 31 декабря 2023 года должна быть рассмотрена возможность замены договора на «увеличение обмена спутниковыми снимками» со странами-участницами, но не с Россией.
4. Закрепление противоречий по ДРСМД
Не позднее 15 января 2022 года президент США должен предоставить профильным комитетам конгресса отчет — нарушает ли Россия подписанный 8 декабря 1987 года Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД).
Согласно этому договору Москва и Вашингтон обязались уничтожить свои баллистические ракеты средней и меньшей дальности. Речь шла о советских комплексах РСД-10, ракетах Р-12 и Р-14, американских «Томагавках», «Першингах-2». Стороны также договорились ликвидировать пусковые установки.
Конгрессмены, как говорится в тексте законопроекта, считают, что Россия предприняла действия в нарушение договора, включая пробные полеты, производство и обладание запрещенными системами, что нарушает цель ДРСМД. В свете нарушения со стороны России США по закону имеют право прекратить исполнение договора полностью или частично, пока Россия продолжает его нарушать, говорится в тексте. Там также говорится о необходимости размещать новые элементы ПРО США в Европе в ответ на нарушения со стороны России.
5. Проверка соответствия новых российских вооружений ДСНВ
Не позднее 31 декабря 2018 года президент США должен сообщить конгрессу, поднял ли он вопрос о соответствии новых российских систем Договору о сокращении наступательных вооружений (ДСНВ) и согласна ли Москва задекларировать их согласно договору. ДСНВ был подписан в 2010 году и вступил в действие в 2011 году, истекает он в 2021 году. Москва предлагала Вашингтону продлить его действие. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, уже нужно начинать работу над продлением.
Как следует из текста документа, американская сторона интересуется, можно ли распространить действие договора на тяжелую межконтинентальную ракету «Сармат», крылатую ракету воздушного базирования Х-101 (вариант с ядерной боевой частью — Х-102), необитаемый подводный аппарат «Статус-6» и гиперзвуковую управляемую оружейную систему дальнего действия «Авангард». О «Сармате», «Авангарде» и системе «Статус-6» президент России Владимир Путин рассказал в послании Федеральному собранию в марте этого года.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил 14 августа, что все новейшие системы вписываются в международные обязательства России. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков 14 августа заявил, что «главная проблема с ДСНВ — это нежелание США решить проблему переоборудования части носителей американских стратегических средств, которое проведено американцами таким образом, что у США сохраняется значительный возвратный потенциал» (цитата по «РИА Новости»).
6. Изучение планов покупки Турцией вооружения у России
США могут помешать планам Турции закупить у России противоракетные комплексы С-400. Американский министр обороны должен не позднее чем через 180 дней оценить и доложить конгрессу, как покупка С-400 скажется на отношениях Анкары и Вашингтона, в том числе нет ли риска для поставки американских вооружений, таких как самолеты F-35 и F-16, системы «Патриот», вертолеты CH-47 Chinook, AH-64 Apache, H-60 Black Hawk. До тех пор, пока не будет предоставлен отчет, США могут заморозить передачу Турции самолетов F-35.
Политика Турции также жестко критикуется в подписанном Трампом законе. Правительство Турецкой Республики продолжает незаконно удерживать американских граждан, включая пастора Эндрю Брансона, поэтому конгрессмены призывают отпустить их.
7. Китай и Россия среди главных киберугроз
Россия наряду с Китаем, Северной Кореей и Ираном названа главной угрозой США в киберпространстве. Новым законом запрещено подписание госконтрактов с фирмами ZTE и Huawei, а также другими телекоммуникационными компаниями Китая. «Этот закон написан в духе холодной войны, он преувеличивает уровень китайско-американского противостояния и является вмешательством во внутренние дела Китая», — говорится в опубликованном заявлении Минобороны КНР.
Проект военного бюджета США на 2022 финансовый год
Президент Д. Трамп подписал «Закон о выделении ассигнований на национальную оборону в 2022 финансовом году» 28 сентября 2018 года. Впервые за десять лет МО США получило ассигнования вовремя — к началу нового финансового года, который начался 1 октября. Структура подписанного документа не позволяет провести полномасштабный анализ финансирования, в связи с чем в данной статье рассматривается «Проект военного бюджета на 2022 финансовый год», представленный ранее в конгресс Белым домом.
В нем в отличие от бюджета предыдущего года, носившего переходный характер, более четко сформулирована бюджетная политика новой американской администрации. В частности, одним из главных приоритетов обозначено наращивание объемов финансирования военного строительства.
Основу военного бюджета США составляет бюджет министерства обороны (95,6%). В него также входят военные ядерные и прочие военные программы. Ассигнования по этим подразделам получают министерства энергетики, юстиции, внутренней безопасности, транспорта, совет по безопасности ядерных объектов военного назначения и ряд других ведомств.
В 2022 году планируется рост военного бюджета на 6,4% — до 726,8 млрд долларов. В результате уровень 2015 года будет превышен на 128,4 млрд долларов (21,5%). Расходы по военному бюджету в 2022 году оцениваются в 688,6 млрд долларов (прирост к 2015-му на 99 млрд, или 16,8%). Их доля в ВВП составит 3,2%
Согласно официальному прогнозу в 2022-2023 годах прирост военных ассигнований продолжится, но меньшими темпами (в среднем на 2,1% в год). В 2023 году ассигнования по военному бюджету США предусмотрены в размере 788,7 млрд долларов, что на 61,9 млрд (8,5%) больше, чем в 2022-м (по сравнению с 2015 годом увеличение на 190,3 млрд, или на 31,8%).
В качестве стратегической цели военного строительства объявлена модернизация вооруженных сил США как необходимое условие обеспечения их превосходства в мире. В связи с этим поставлены задачи по увеличению численности военнослужащих, повышению уровня технической оснащенности и боеготовности ВС США.
Техническое оснащение ВС США предполагает следующее: совершенствование стратегической триады наступательных ядерных сил; наращивание количества наступательных вооружений за счет приобретения новой авиационной техники, боевых кораблей и подводных лодок; восполнение запасов боеприпасов, особенно по критически важным категориям (управляемых реактивных снарядов, управляемых авиационных бомб JDAM, ПТУР «Хеллфайр» и др.); активизацию работ по созданию глобальной системы ПРО; повышение боевых возможностей в космическом пространстве и обеспечение кибербезопасности.
Важное место в военном бюджете США занимают ассигнования на военные ядерные программы. В 2022 году они оцениваются в 23,1 млрд долларов.
Объемы средств на эти цели ежегодно повышаются. В будущем ожидается сохранение тенденции расширения объемов финансирования военных ядерных программ.
В рамках этих программ основная часть средств — 21,7 млрд долларов в 2022 году выделяется министерству энергетики. По бюджету этого ведомства наибольшие суммы получает национальная администрация по ядерной безопасности (15,1 млрд доллара, 69,4%). По объемам финансирования приоритет имеет программа «Разработки, испытания и производство ядерных боеприпасов» — 11 млрд долларов (прирост за пять лет на 41,4%). Таким образом, четко прослеживается приоритетное финансирование разработок, испытаний и производства ядерных боеприпасов.
В предстоящий период существенно возрастут также ассигнования ВМС США на разработку и обслуживание ядерных реакторов — до 1,8 млрд долларов (на 62,3% за пять лет). В рамках данного направления активно ведутся работы по созданию ядерных реакторов нового поколения, а также по обеспечению безопасности и модернизации существующих реакторов кораблей с ядерной энергетической установкой.
Ассигнования на прочие военные программы в рамках военного бюджета в 2022 году оцениваются в 8,6 млрд долларов. Наибольшие суммы получает министерство юстиции на контрразведывательную деятельность ФБР за рубежом (5,1 млрд). Средства выделяются также министерству внутренней безопасности, где главным получателем военных ассигнований является управление национальной и информационной безопасности. Предусмотрено финансирование программы обеспечения безопасности на море, отчислений в пенсионный фонд ЦРУ и содержания координационного комитета разведсообщества.
Заметное место в военном бюджете занимают ассигнования на чрезвычайные цели, предназначенные для финансирования военной деятельности за рубежом. По проекту бюджета они определены в 89 млрд долларов (12,2% всех военных расходов), что позволит обеспечить проведение операций ВС США в Афганистане, Ираке и Сирии, а также оказание военной помощи Афганистану, Ираку и оппозиционным силам в Сирии.
Кроме того, ассигнования по программе «Противодействие России в Европе» в проекте бюджета на 2022 год составляют 6,5 млрд долларов, что в 6,6 раза превышает показатель 2015-го, когда началось финансирование программы «Оказание поддержки Европе».
В качестве основной цели программы определено повышение боевых возможностей и боеготовности вооруженных сил США и их союзников, находящихся на континенте, для обеспечения «территориальной целостности европейских стран».
Значительные суммы выделяются на расширение присутствия американских ВС в Европе за счет увеличения числа подразделений механизированной бригады СВ, размещаемой в этом регионе, активизации деятельности американской авиации в воздушном пространстве над Балтийским морем и сил ВМС США в Черном и Балтийском морях. В 2022 году ассигнования на эти цели возрастут на 8,2% (до 1,9 млрд долларов), а их доля в программе составит 28,7%
На третьем месте находятся ассигнования на оптимизацию военной инфраструктуры стран-союзниц для обеспечения передового базирования ВС США, а также для подготовки войск и создания возможностей быстрой переброски и развертывания сил в регионе. В частности, ведутся работы по улучшению состояния аэродромов в Болгарии, Румынии и странах Прибалтики. Средства, направляемые на эти цели, возрастут в 2,5 раза (до 0,8 млрд долларов).
Кроме того, по программе финансируется проведение дополнительных военных учений с привлечением контингентов союзных государств (в том числе Украины и Грузии) в интересах многонациональных сил и отработки взаимодействия, а также повышения общей боеготовности и боевого слаживания ВС в Европе. Ассигнования на данные цели в 2022 году составят 0,3 млрд долларов (прирост за год на 33,6%)
Наряду с этим предусмотрены расходы на повышение боевых возможностей ВС стран-союзниц, в том числе не являющихся членами НАТО, таких как Грузия, Молдавия и Украина. Выделяются средства на поддержание их боеготовности и участия в совместных учениях, оказание содействия в обеспечении охраны государственных границ и контроле воздушного и морского пространства. Всего на эти цели направляется 0,3 млрд долларов (прирост за год на 13,1%).
Наибольшие суммы по военному бюджету получает Минобороны. По проекту бюджета на 2022 год ассигнования МО определены в 695,1 млрд долларов, что на 42,2 млрд (6,5%) превышает уровень предыдущего периода.
В целевой структуре бюджета Пентагона за последние пять лет прослеживается рост доли средств, выделяемых на закупки ВВТ (с 17 до 21%) и НИОКР (с 11 до 13%) при сокращении доли на содержание военнослужащих (с 25 до 23%) и средств на боевую подготовку и МТО войск (с 44 до 41%). В результате в 2022 году на техническое оснащение ВС направляется 34% всех ассигнований МО по сравнению с 28% в 2014-м, что свидетельствует о приоритете данного направления. При этом значительную долю в общих ассигнованиях на техническое оснащение занимают НИОКР (39%).
По объему финансирования на первом месте неизменно находится статья «Боевая подготовка и МТО войск», далее следуют ассигнования на содержание военнослужащих, закупки ВВТ в ЯИОКР.
Объем финансирования строительства военных объектов возрастет на 4,2 млрд долларов (75%), жилищного обеспечения — на 0,5 млрд (45,5%).
В 2022 году ассигнования на статью «Боевая подготовка и МТО войск» определены в 284,6 млрд долларов, при этом основная сумма направляется видам ВС и управлениям МО — 238,9 млрд (84%). Остальные средства идут на медицинское обеспечение военнослужащих и другие программы общего характера (всего около 45,7 млрд долларов, или 16%).
В 2022 году СВ предназначено 70,7 млрд долларов (24,8% всех средств по статье «Боевая подготовка и МТО войск»), ВМС — 63,1 млрд (22,2%), ВВС -61,1 млрд (21,5%). Значительна доля управлений МО -89,7 млрд долларов (31,5%), причем с 2013 года они занимают первое место в общих объемах финансирования статьи, на котором ранее находились сухопутные войска.
Крупные суммы направляются на медицинское обеспечение военнослужащих (34 млрд долларов). Медицинским обслуживанием занимаются военно-медицинские учреждения (9,8 млрд долларов) и соответствующие учреждениях частного сектора (15,1 млрд). Помимо оказания медицинской помощи предоставляются фармацевтические и стоматологические услуги.
Общее число военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей, имеющих право на медицинское обслуживание за счет министерства обороны, составляет около 9,5 млн человек. В системе МО функционирует 51 госпиталь и 376 клиник.
В рамках ассигнований на содержание военных баз финансируются социальные программы для военнослужащих (8,3 млрд долларов), в том числе по организации досуга и отдыха. Функционируют различные инфраструктурные объекты (клубы, библиотеки, спортивные центры и др.).
Программы поддержки семей военнослужащих включают юридические консультации, программы помощи в получении образования и пр. Программы для детей и молодежи предполагают финансовую поддержку детским домам творчества, кружкам и секциям для детей, образовательным программам и пр. В ведении МО имеется 237 военных продуктовых магазинов, на субсидирование которых выделяется 1,3 млрд долларов.
Ассигнования по бюджетной статье «Содержание военнослужащих» в 2022 году определены в 161,5 млрд долларов. Из этой суммы на денежные выплаты военнослужащим предназначено 110 млрд (68,1%), взносы и налоговые отчисления МО в фонды социального страхования — 43,1 млрд (26,7%), централизованное финансирование продовольственного, вещевого и других видов обеспечения военнослужащих — 7,4 млрд (4,6%). В 2022 году оклады
военнослужащим будут увеличены на 2,6%, что превышает темп инфляции (1,7%).
Большое виляние на финансирование по статье оказывает численность военнослужащих. С 2017 года прекращено сокращение численности ВС США, продолжавшееся в течение шести лет. В 2022 году намечено увеличить ее на 25,9 тыс. человек, в том числе регулярных сил — на 24,1 тыс., резерва — на 0,8 тыс., национальной гвардии (НГ) — на 1 тыс. человек.
Общая численность национальных вооруженных сил в 2022 году составит порядка 2,1 млн военнослужащих: в регулярных войсках — 1,3 млн, в НГ -450 тыс., резерве — 367 тыс. военнослужащих. Регулярные силы СВ будут насчитывать 487 тыс. военнослужащих, ВВС — 329 тыс., ВМС — 521 тыс. (включая КМП- 186 тыс.).
Ассигнования на закупки ВВТ в 2022 году определены в 144,5 млрд долларов. К приоритетным программам финансирования закупок относятся: тактические истребители F-35 «Лайтнинг-2» и F/A-18 E/F «Супер Хорнет», базовые патрульные самолеты Р-8А «Посейдон», военно-транспортные самолеты C-130J «Геркулес-2», транспортно-десантные MV-22 «Оспрей», стратегические транспортно-заправочные самолеты КС-46А «Пегас», самолеты ДРЛО и управления E-2D «Усовершенствованный Хокай»; специализированные ударные вертолеты АН-64Е «Апач Гардиан», вертолеты боевого обеспечения UH-60L «Блэк Хок», транспортно-десантные СН-53К «Кинг Стэльен», вертолеты транспортного обеспечения президента и высшего руководства страны VH-92 А, поисково-спасательные CRH, вертолеты UH-1Y/AH-1Z (25 единиц); стратегические многоцелевые БЛА MQ-9A «Рипер» (29 единиц) и MQ-4C «Тритон»; ракеты-носители EELV, ПТУР «Хеллфайр», авиационные управляемые ракеты AIM-120 класса «воздух — воздух», ракеты AGM-158A «Джассм» класса «воздух — земля» большой дальности, противоракеты «Стандарте» и малой дальности ПАК-3 для ЗРК «Пэтриот»; управляемые реактивные снаряды, управляемые авиационные бомбы JDAM и типа SDB; многоцелевые ПЛА типа «Виргиния», атомные многоцелевые авианосцы типа «Джеральд Форд», эскадренные эсминцы У РО типа «О. Бёрк», корабли прибрежной морской зоны типа LCS, ПЛАРБ типа «Колумбия» (предварительное финансирование); средства связи, управления и разведки, в том числе автоматизированная система связи оперативно-тактического звена «Вин-Т», портативная малогабаритная система радиосвязи СВ США, многофункциональная система управления оружием (МСУО) «Иджис»; многоцелевые бронеавтомобили повышенной проходимости и другие.
Возросло внимание к модернизации ВВТ. К приоритетным программам финансирования модернизации ВВТ отнесены БРПЛ «Трайдент-2», основные боевые танки М1А1 «Абрамс», тактические истребители F-15 «Игл». В рамках одной из них реализуется комплексная реконструкция и замена топливных элементов ядерных реакторов атомных многоцелевых авианосцев.
Ассигнования на НИОКР в 2022 году составят 92,6 млрд долларов. Особое внимание, с целью сохранения превосходства Соединенных Штатов в военных технологиях, уделено созданию ВВТ нового поколения. К приоритетным направлениям НИОКР отнесены разработки (включая модернизацию в рамках программ приобретения) перспективного стратегического бомбардировщика В-21 «Рейдер», ПЛАРБ типа «Колумбия», космической системы навигационного обеспечения GPS III, нового президентского самолета, создаваемого по программе PAR на базе Боинг 747-8, крылатой ракеты воздушного базирования LRSO, многоцелевого палубного БЛА MQ-25 «Стин-грей», интегрированной системы ПВО/ПРО сухопутных войск AIAMD, перспективного истребителя завоевания господства в воздухе NGAD, наземного стратегического компонента системы ПРО для перехвата баллистических целей на среднем участке траектории полета, перспективного стратегического ракетного комплекса наземного базирования (программа «Гбсд») и ряд других проектов.
Среди программ НИОКР по модернизации образцов, состоящих на вооружении, выделяются: тактические истребители F-35 «Лайтнинг-2», F-15 «Игл» и F-22 «Раптор», самолеты ДРЛО E-2D «Усовершенствованный Хокай», конвертопланы MV-22 «Оспрей»; вертолеты СН-53К «Кинг Стэльен», СН-47 «Чинук», поисково-спасательные вертолеты CRH, стратегические разведывательные БЛА RQ-4 «Глобал Хок», наземный стратегический компонент системы ПРО для перехвата баллистических целей на среднем участке траектории полета, МСУО «Иджис», космические системы обнаружения пусков БР «Сбирс», ракеты-носители EELV, противоракеты ПАК-3 ЗРК «Пэтриот» и дальнего действия ТХААД и другие.
На строительство военных объектов в 2022 году выделяется 9,8 млрд долларов. Они обеспечивают проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов военной инфраструктуры в интересах министерства обороны США (включая приобретение земельных участков). Финансируются работы на 109 объектах как на территории США, так и за ее пределами.
В период с 2014 по 2022 год наблюдается существенное увеличение ассигнований ВМС (на 75% — до 2,8 млрд долларов) и ВВС (на 83,3% — до 2,2 млрд). Средства, выделяемые СВ на строительство военных объектов, возрастут на 7,1% (до 1,5 млрд долларов).
По бюджету СВ финансируются строительные работы на 29 военных объектах на территории США, а также Германии, Кореи, Гондураса и Кувейта. Для замены старых зданий планируется выделить 727 млн долларов, на строительство казарм — 73 млн, на строительство дополнительных объектов при размещении контингента в различных регионах -171 млн и пр.
По бюджету ВВС выделены средства на строительные работы на 31 объекте. Наибольшие суммы направляются на создание необходимой инфраструктуры на авиационных базах на территории США (Аляске, Аризоне, Оклахоме, Флориде, на о. Гуам и др.) и за ее пределами (Великобритании и Катаре) для обеспечения условий, повышающих боевые возможности ВВС, в частности истребителей F-35A, самолетов-заправщиков КС-46А и БЛА MQ-9A (733 млн долларов).
Кроме этого, финансируется строительство лаборатории в штате Массачусетс (MIT-Lincoln West Lab CSL/MIF) (225 млн долларов), а также комплекса зданий для содержания и обслуживания президентского борта (154 млн) и пр.
По бюджету ВМС финансируются работы на 49 объектах, включая пять за рубежом по программе «Противодействие России в Европе» и четыре на о. Гуам. Наиболее значительные средства выделяются на улучшение инфраструктуры судостроительных заводов, а именно строительство сухого дока на заводе в Портсмут (110 млн долларов), усовершенствование военно-морских баз Китсал (89 млн) и Норфолк (26 млн). На модернизацию аэродромов для применения самолетов MV-22B на базе ВМС Коронадо направляется 78 млн долларов и F-35 на базе МП Мирамар — 20 млн. Кроме того, предусмотрены ассигнования на строительство судоходного канала и дамбы в Сил-Бич (18 млн долларов) и пр.
Статья «Жилищное обеспечение» в 2022 году финансируется в объеме 1,6 млрд долларов. Значительно повысятся суммы, выделяемые на строительство нового жилья, — на 55%, или до 0,6 млрд долларов (35% всех средств на жилищное обеспечение). Ассигнования на эксплуатацию и техническое обслуживание жилого фонда возрастут за год на 12,6% (до 1 млрд долларов). Работы ведутся на 561 объекте. Бюджетом СВ предусмотрено строительство 234 жилых зданий для военнослужащих (в том числе 90 на базе в Южной Корее и 111 на базе в Италии), а также реконструкция 72 зданий (на базе в Германии). По бюджету ВВС выделены средства на ремонт 130 жилых зданий на авиабазе в Японии. Бюджетом ВМС предусмотрены строительство 96 зданий на базе ВМС на о. Гуам и реконструкция 29 жилых зданий для военнослужащих морской пехоты на базе в Японии.
В целом военный бюджет США в полном объеме обеспечивает выполнение принятых программ повышения уровня технической оснащенности и боеготовности ВС страны, материального и других видов обеспечения военнослужащих, а также решение военно-стратегических задач, включая военное присутствие за рубежом.
Военный бюджет США–2022: сдерживание России в Арктике и Европе
Эксперты говорят о том, что концепция «эскалации ради деэскалации» может привести к глобальной войне
Подписанный на выходных президентом США Дональдом Трампом оборонный бюджет страны на 2022 год может доставить хлопот России, старающейся восстановить свое военное влияние в различных регионах мира. Также он показывает, что к обнародованным в Москве планам и концепциям относятся в Вашингтоне серьезно — и готовы на них отвечать.
Майкл Карпентер (Michael Carpenter), старший эксперт Dinu Patriciu Eurasia Center, экс-помощник замминистра обороны США, отмечает, что новый оборонный финансовый план действительно имеет в виду сдерживание Москвы, наряду с Пекином: «В целом, новый оборонный бюджет больше направлен на противостояние с Россией и Китаем, нежели на противостояние терроризму и группам боевиков. Но это – постепенное изменение, тут нет ничего внезапного или драматического. Однако стоит упомянуть, например, вложения в строительство 6 новых ледоколов, что явно предполагает большую способность соревноваться с Россией в Арктике, или инвестиции в истребители F-35 и дальние бомбардировщики, которые прибавят возможностей для противостояния агрессии России или Китая».
Эксперт считает, что одним из знаковых шагов в новом оборонном бюджете является запрет на расходы по выполнению Договора по открытому небу: «Что касается Договора по открытому небу – в бюджете есть положение о том, что Пентагон не будет обновлять свой флот самолетов, задействованных в наблюдательных полетах по договору, до тех пор, пока не будет сделан вывод, что Россия больше не нарушает этот документ – то, о чем Госдепартамент говорил в предыдущие годы. Я рассматриваю это как небольшую, но важную деталь, и я вижу общую направленность этого решения законодателей: США не участвуют в действиях по этому договору до тех пор, пока не придут к выводу, что Россия выполняет свои обязательства».
«Антироссийский военный бюджет имени Маккейна»
No media source currently available
По словам Майкла Карпентера, целью Вашингтона не является измотать Москвы финансово: «Этот документ нацелен на то, чтобы дать США качественное военное превосходство над Россией, которым мы сейчас и так обладаем, и поддерживать его в будущем. Заставит ли это Россию тратить больше на дорогостоящие программы вооружений – скорее всего, да, но это уже российским властям решать. Но мне кажется ошибкой видеть именно в этом военном бюджете на 2022 год нечто, коренным образом отличающееся от предыдущих бюджетов. Когда я работал в Пентагоне во времена Барака Обамы, и даже еще до этого времени, у нас были похожие бюджеты. Честно говоря, если сравнивать с военным бюджетом этого года, то документ на 2022 год даже не поспевает за инфляцией. То есть, общее увеличение бюджета – не то, чтобы грандиозное».
При этом эксперт признает, что США заинтересованы в сдерживании России в конкретных регионах: «Да, существенная его часть направлена на финансирование «Европейской инициативы сдерживания» — 6,3 миллиарда долларов, и это напрямую касается России. Военные получили то, чего хотели, и даже больше – Конгресс даже добавил туда то, о чем они не просили, в частности, ледоколы, о которых я говорил. И это хорошо, потому что Арктика – это место, в котором неизбежно будет происходить соперничество великих держав. И было глупо не инвестировать в это, даже если это и дороговато».
Независимый военный эксперт Александр Гольц считает, что Россия, еще до всех бюджетных планов США, начала разорять себя сама военными расходами, связанными с наступательными вооружениями: «Сейчас Россия истощает себя сама. Наиболее затратные ее проекты в военной сфере сами инициируют гонку вооружений: те виды стратегического оружия, которые с мультфильмами демонстрировал Путин в марте этого года – это, скорее, вызов Соединенным Штатам. Нам рассказали о новых фантастических видах оружия, призванных обеспечить преодоление американской системы ПРО, которая, по выводам большинства экспертов, не ставит себе целью сломать стратегический баланс. Все эти планирующие боеголовки «Авангард», гиперзвуковые ракеты «Кинжал», крылатые ракеты с ядерными двигательными установками и так далее – это, на мой взгляд, бессмысленная трата ресурсов».
Александр Гольц с огорчением констатирует, что Договор по открытому небу стал жертвой растущей напряженности между США и Россией: «Договор по открытому небу довольно архаичен с технической точки зрения, и зафиксировать концентрацию войск можно другими методами разведки. Но тут важно другое: стороны с мазохистским удовольствием уничтожают систему договоров, «сетка безопасности», которая мучительным образом сооружалась с 1960-х годов. Это был сложнейший процесс, и то, что мы сейчас наблюдаем — это уничтожение «сетки безопасности».
Российский эксперт увидел в военном бюджете США на 2022 год указание на то, что озвучиваемые в Москве концепции учитываются американскими военными: «На мой взгляд, наиболее опасное заключается в том, что, реализуя положения ядерной доктрины, которая была озвучена весной этого года, США говорят о производстве ядерных боеприпасов малой мощности. То есть, Соединенные Штаты решили, что Россия приняла на вооружение концепцию ограниченной ядерной войны. Весь опыт моделирования ограниченной ядерной войны в 80-е годы ХХ века говорит, что никакой ограниченной ядерной войны быть не может, что она очень быстро перерастает в войну глобальную. И вывод США о том, что Россия приняла концепцию «эскалации ради деэскалации» — то есть, применения ограниченных ядерных ударов для заключения мира на своих условиях – ведет нас в очень опасный мир».
Эту точку зрения разделяет и Майкл Карпентер: «Предположение о том, что можно обострить конфликт, чтобы затем заставить противника отступить и пойти на компромисс, очень опасно. Я думаю, военные США воспринимают это серьезно, и им нужно дать понять России, что у такого поведения будут очень плохие последствия. Это – игра с огнем».
Данила Гальперович
Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация — международные отношения, политика и законодательство, права человека.
Техника и оружие
Гонка вооружений: США уходят в отрыв
Военный бюджет США в 2022 году составит $716 млрд
Президент США Дональд Трамп требует в 2022 финансовом году расходов на военные цели в размере $686,1 млрд. Предполагается, что основные противники для Вашингтона, с которыми он намерен вступить в соревнование — Пекин и Москва.
Бюджетный запрос на оборонные потребности включает $617 млрд финансирования основных потребностей и операций Пентагона, дополнительные $69 млрд из фондов военного времени, а также $30 млрд на программы ядерного вооружения, включая расходы на программы министерства энергетики в этой сфере. В целом расходы на национальную оборону в США вырастут до 716 миллиардов долларов, пишет американское издание Defense News.
Второй бюджетный план Трампа предполагает увеличение численности вооруженных сил США на 25,9 тыс. человек. Это позволит обеспечить закупку 10 новых кораблей для ВМС США в 2022 финансовом году и сформировать военно-воздушным силам США еще три эскадрильи.
Отказ от этих намерений «ободрит врагов Америки», полагают в администрации Дональда Трампа.
Закупки вооружения и военной техники
Бюджетом предусмотрены закупки вооружения и военной техники в размере $236,7 млрд. Из этой цифры непосредственно на закупки предполагается израсходовать $144,3 млрд, а $92,4 млрд потратить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Основные программы закупки вооружения и военной техники будут увеличены до $92,3 млрд.
Одно из самых больших увеличений расходов военного бюджета США в 2022 году предполагается для неопределенно сформулированной статьи — «Обеспечение поддержки боевых действий» ($66,8 млрд).
На эти цели предполагается потратить на $16,9 млрд больше, нежели чем в 2018 финансовом году, в котором эта цифра составляла $49,9 млрд.
Достаточно крупными в американском военном бюджете выглядят статьи, посвященные самолетостроению и связанными с ним системами ($55,2 млрд) и кораблестроению и морским системам ($33,1 млрд). В рамках первой категории планируется закупка 77 истребителей F-35 Joint Strike Fighters, 15 самолетов-заправщиков KC-46, 24 самолетов F/A-18, 60 ударных вертолетов AH-64E, 6 президентских вертолетов VH-92, 8 вертолетов CH-53K King Stallions.
В рамках статьи «кораблестроение и морские системы» планируется закупить две подводные лодки класса «Вирджиния», три эсминца класса Arleigh Burke, один боевой корабль прибрежной зоны, авианосец класса CVN-78, два быстроходных танкера, одну плавбазу.
Также существенной статьей расходов выглядят «ракеты и боеприпасы» ($20,7 млрд), «наземные системы» ($15,9 млрд), и другие. Значительная сумма денег может быть выделена на НИОКР, ОКР и технологии, программы ПРО, системы управления, связи и разведки, системы космического базирования и другие.
В военном бюджете образца 2022 года значительные средства выделяются на совершенствование практически всех видов вооруженных сил, но приоритетное внимание уделено ВВС, ВМС, изысканиям в сфере перспективных технологий, системам ПРО и развитию военного космоса.
По мнению американских экспертов, именно эти направления выведут армию и флот США на лидирующие позиции в мире. Аналитики Пентагона даже полагают, что при подобных обстоятельствах технологический отрыв вооруженных сил США, предпосылки которого создадут военные расходы в 2022 году, станет непреодолим для основных геополитических соперников США.
Курс на соревнование с Россией и Китаем
Новое соглашение по бюджету в Конгрессе вместе с бюджетом 2022 финансового года даст Пентагону возможность начать строить качественно иные вооруженные силы, уверен министр обороны Джим Мэттис.
«Я убежден, то, что сделали конгресс и президент США в плане расходов на оборону, вернет Соединенным Штатам первенство в сфере военных возможностей», — заявил Джим Мэттис во время своего нынешнего европейского турне.
Когда Дональд Трамп был избран на пост президента США, он пообещал «восстановить» вооруженные силы Америки. Однако его бюджетная заявка 2018 финансового года рассматривалась аналитиками в США как откровенно не соответствующая поставленным целям. К тому же конгресс США не мог достичь бюджетного соглашения в течение первых пяти месяцев очередного бюджетного года.
Однако все препятствия на этом пути, похоже, преодолены. Вооруженным силам в 2018 и 2022 года будет выделено $700 млрд и $716 млрд.
Джим Мэттис уже готов тратить выделяемые деньги на увеличение боевых и оперативных возможностей ВС США.
«Мы будем финансировать новые проекты, в частности, связанные с кибербезопасностью. Помимо этого, мы увеличим численность инженерно-технического состава в ВВС, а также призовем в армию и на флот больше солдат и матросов с целью ликвидации текущего некомплекта», — заявил Джим Мэттис.
«Нам необходимо приспособиться к изменяющимся формам ведения войны и поднять боеспособность войск на совершенно новый уровень», — добавил министр обороны США.
Специалист по вопросам обороны из Центра новой американской безопасности Сюзанна Блум полагает, что
«в современном мире, где мы [США] пытаемся переместить наши усилия на стратегическое соревнование с Китаем и Россией, нам необходимо не простое увеличение солдат, кораблей и самолетов, а поиск и тщательное продумывание наших новых возможностей».
Разработка бюджета 2022 года сопровождалось публикацией целой серии обзоров, включая Стратегию национальной безопасности, опубликованную в декабре 2017 года, Стратегию национальной обороны, опубликованную в январе 2018 года, и Обзор ядерной политики, преданный гласности в феврале 2018 года.
Подготовка Обзора в сфере противоракетной обороны все еще продолжается и, скорее всего, этот документ будет опубликован в следующем месяце.
«Приоритетами в военном строительстве в США, очевидно, в ближайшей время будут флот и перспективные технологии», — пояснил «Газете.Ru» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
По словам специалиста, неизбежна и модернизация ядерной триады США, хотя Пентагон в последнее время откладывал ее. При этом у Дональда Трампа хорошие отношения с американскими военными, и денег на национальную оборону в рамках возможного он жалеть не станет.
Что касается второй страны мира по военным расходам — Китая, замечает эксперт, то в последнее время рост его оборонного бюджета несколько замедлился. Однако в военные расходы этой страны не включены НИОКР и ОКР.
Бюджет КНР предполагает только серийные закупки вооружения. А разнообразные исследования в сфере обороны в Китае идут очень напряженно. В частности, к 2030 году страна намеревается стать мировым лидером в области искусственного интеллекта. Научные поиски нарастающими темпами идут и в других сферах. Но увидеть результаты этой работы можно будет только тогда, когда начнутся массированные серийные закупки перспективного вооружения. То есть ответ в Пекине на Третью компенсационную стратегию США готовят, и готовят давно, уверен эксперт.
Отметим, что военные расходы США в 2016 году были самыми крупными среди страны мира — $611,19 млрд. Следом шли Китай ($215 млрд), Россия ($69,25 млрд), Саудовская Аравия ($63,67 млрд), Индия ($55,92 млрд), Франция ($55,75 млрд), Великобритания ($48,25 млрд). Данные за 2017 год пока не представлены.
Против кого направлен «высокотехнологический» военный бюджет США
Дата публикации: 14 августа 2018, 08:53
На первый взгляд, подписанный Трампом новый военный бюджет США трудно назвать «антироссийским». На «сдерживание России» выделено 5 млрд долларов, – мелочь на фоне общей суммы, превышающей 700 млрд. Однако сквозь другие статьи бюджета проглядывают черты так называемой «Третьей компенсационной стратегии», придуманной в Пентагоне еще в 2014 году. Какую же роль отводит России эта стратегия?
Президент Дональд Трамп накануне подписал оборонный бюджет на 2022 финансовый год. Он объявил об этом в торжественной обстановке, выступая на военной базе Форт-Драм в штате Нью-Йорк, где расквартирована 10-я горная дивизия США.
Новый бюджет на 2022 финансовый год (начинается с 1 октября) достигает 716 млрд долларов, хотя полгода назад, напомним, Трамп, когда вносил в парламент его проект, просил меньше – всего 682 млрд. Конгресс сам добавил генералам денег от щедрот своих.
В первую очередь бюджет направлен на увеличение числа военных, которое вырастет примерно на 16 тыс., кроме того, на 2,6% будет увеличено их денежное довольствие. Закон о бюджете назван в честь сенатора Джона Маккейна, пропустившего голосование в Сенате из-за курса лечения от рака.
«С принятием нового бюджета мы увеличим размер и мощь нашей армии, создав тысячи мест для новобранцев», – заявил Трамп на церемонии. «Мы заменим устаревшие танки, устаревшие самолеты и корабли самыми передовыми и смертоносными технологиями», – заявил президент.
Как уточняет ТАСС, в номинальном выражении речь идет о самой большой сумме в истории США. Однако если учитывать инфляцию, то несколько раз в прошлом США принимали и более крупные военные бюджеты.
Документ, состоящий более чем из 1,2 тыс. страниц, упоминает Россию редко, однако соперничество с нашей страной, как и с Китаем, сквозит сквозь большинство параграфов.
Так, к примеру, на разработку новых ядерных боеголовок малой мощности, которыми можно будет оснастить ракеты, запускаемые с подводных лодок, выделены 65 млн. Демократы предлагали сперва обязать администрацию сначала представить доклады о мерах по обеспечению стратегической стабильности, однако республиканцам удалось продавить эту статью расходов, аргументировав это тем, что новая боеголовка необходима в качестве ответа «на нарушение Россией» договора по РСМД.
Источник газеты ВЗГЛЯД в российском Минобороны обращает внимание на огромный размер оборонных трат США. «Только та часть бюджета, которая касается обеспечения военных операций (66 млрд долларов) превосходит весь оборонный бюджет России», – отмечает он.
Если присовокупить к американскому оборонному бюджету расходы стран НАТО, то получится сумма в почти 1 трлн. Долларов. «Невероятная сумма по величине, просто невероятная! – говорит собеседник. – Это свидетельствует о том, что укрепление обороны остается политической линией руководства США».
Источник считает, что размер бюджета свидетельствует о твердом намерении США реализовывать положения так называемой «Третьей компенсационной стратегии» – идей развития вооруженных сил, изложенных осенью 2014 года тогдашним главой Пентагона Чаком Хейгелом. Суть этой стратегии в том, что Штаты должны добиться подавляющего технологического превосходства над всеми потенциальными противниками.
«Это, как американцы себе представляют, обеспечит их безопасность и лидерство, – говорит источник. – Все это требует долговременных вложений. Вот сейчас они этим и пытаются заниматься».
Напомним, «Третью компенсационную стратегию» развития вооруженных сил впервые провозгласил в 2014 году тогдашний министр обороны США Чак Хэйгел. Представители Пентагона утверждали, что это ответ на действия России в конфликте вокруг Украины.
Само название «компенсационная стратегия» – явный отсыл ко временам «холодной войны». Первой такой стратегией называли план, разработанный при президенте Дуайте Эйзенхауэре. Целью плана было компенсировать преимущество армий Варшавского договора в обычных вооружениях развитием ядерного оружия США.
Вторая стратегия была разработана в 70-х, по итогам войны во Вьетнаме, и она заключалась в обеспечении армии высокотехнологичным оружием, которого бы не было у СССР.
Третья стратегия исходит из того, что надо добиться такого технологического превосходства даже над потенциальными противниками, чтобы никто, ни Россия, ни Китай, ни кто-либо еще не могли бросить вызов американской мощи.
Но пока, как признают и составители бюджета, американская военная машина не может похвастать решающим преимуществом. Не случайно в бюджете появилась статья с довольно самокритичным названием – «преодоление кризиса военной авиации». На нее выделен 41 млрд долларов. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин в беседе с газетой ВЗГЛЯД предположил, что американцы стимулируют замену старых самолетов на новые.
«Когда в США говорят о кризисе авиации, обычно имеют в виду проблему значительного износа самолетов, которые эксплуатируются, – отметил он. – Так, средний возраст истребителей в ВВС США превышает 26 лет. Их модернизируют, но, тем не менее, поскольку их очень активно используют, так как американцы все время ведут войны, то износ накапливается. Есть необходимость быстрого ремонта и модернизации». Львиная доля средств по данной статье, полагает Кашин, будет потрачена на мероприятия по поддержанию боеспособности истребителей четвертого поколения – то есть тех, что разрабатывались в 1975-2010 годах.
Одним из наиболее противоречивых пунктов бюджета является положение о «введении запрета на поставку самолетов F-35 в Турцию до получения доклада» об американо- турецких отношениях, влиянии на них планируемого Турцией приобретения у России зенитной ракетной системы С-400.
Закон о бюджете, помимо прочего, дает указание главе Пентагона и ряду других ключевых чиновников начать формирование элементов системы ПРО в космическом пространстве, а также предполагает увеличение финансирования на средства кибербезопасности.
Американский военный эксперт Грегори Копли новый бюджет называет «высокотехнологическим». Он тоже отмечает повышение расходов на ВВС и ВМФ, который получит 13 новых боевых кораблей (в их числе – две подводных лодки класса «Вирджиния»), и не видит в этом факте чего-то неожиданного. «Увеличение расходов на оборону является одним из предвыборных обещаний Трампа, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Поэтому неудивительно, что оборонный бюджет получился таким большим».
Копли также не считает бюджет нацеленным против Москвы. «Если говорить о глобальной стратегии США, то стоит скорее упомянуть о сдерживании Китая, – считает Копли. – Америку больше заботит, чтобы Москва не попала под влияние Пекина».
Как отмечает эксперт, расходы на открыто антироссийские шаги, например, на «Европейскую инициативу» не идут ни в какое сравнение, скажем, со статьей «Обеспечение поддержки боевых действий», на которую в следующем году уйдет 66,8 млрд. долларов, то есть, почти на 17 млрд больше, чем в этом.
«У американцев есть войска в Афганистане, Ираке, Сирии: их же нужно содержать, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД резкий рост ассигнований на статью «Обеспечение поддержки боевых действий» старший вице-президент ПИР-Центра Евгений Бужинский. – Это деньги на содержание американских войск, проводящих операции разного типа. Дополнительные 17 млрд на эти цели – не такая уж большая сумма для США».
Действительно, непосредственно на «противодействие России», как разъяснено в пояснительной записке к проекту на сайте сенатского комитета по обороне, направлены лишь считанные графы бюджета, которые в общей сложности потянут лишь на 5 млрд долларов.
Так, 4,6 млрд долларов уйдет на «Европейскую инициативу сдерживания» (в этом году было меньше – 3,4 млрд). Это означает содержание американского контингента в странах ЕС и помощь здешним союзникам США. Из них 100 млн долларов пойдет на рост обороноспособности прибалтов. Вероятно, в эту сумму войдут и расходы на учения НАТО в этих странах.
Украине обещано примерно 250 млн на поддержку обороноспособности (на текущий год было выделено 200 млн). Однако эта сумма будет выделена только после доклада в сенате министра обороны Джеймса Мэттиса. Используя данные ряда других американских ведомств (в частности, Минфина), он должен подтвердить, что Киев расходует выделяемые ему Западом деньги по назначению. Если же Мэттис не сможет поручиться за украинцев, денег они не увидят.
Олег Москвин, Юрий Зайнашев, ВЗГЛЯД
Leave a Reply