Закон о бюджете России на 2022-2021 годы, Законы РФ 2017-2022

Закон о бюджете России на 2022-2021 годы

Законы РФ 2017-2022

Закон о бюджете России на 2022-2021 годы

В октябре 2018 года президент России Владимир Путин подписал закон о бюджете России на 2022-2021 годы. Над бюджетом трудилась не одна сотня человек, пакет имеет около 8 тысяч страниц. Такой объем информации проверить и согласовать не так-то просто, но указ подписан. Давайте познакомимся с главными характеристиками законопроекта.

Бюджет России: цифры умеют говорить

Показатели бюджета страны на предстоящий год, а также прогноз на последующие два, во многом зависит от цен на топливные ресурсы и курсов основных (резервных) мировых валют.

  1. Курс доллара – по прогнозам специалистов из Министерства финансов, данный показатель будет равен 63,9 рублей. Удорожание долларовой валюты приведет к снижению доходности, что повлечет дополнительные траты в стране и перерасчет основных фондов (девальвация рубля). А вот падение курса, то есть рост рубля в цене, наоборот, скажется положительно.
  2. Цены на нефть приняты на отметке 63,4 доллара за единицу (баррель).
  3. Не менее важным является экспорт газа. По данным статистики, за 2018 государственная корпорация Газпром поставила на европейский рынок почти 200 млрд. кубометров газа, превысив показатель прошлого года на 8,1 процент. Увеличение объема транспортировки газа заграницу, позволит обогатить бюджет.

Выступая на предварительном заседании кабинета министров, Дмитрий Медведев призвал глав министерств обеспечить разработку законопроекта о бюджете, основываясь главным образом на сдержанной политике. Такое распоряжения премьер-министра основывается на намерении вывести страну из дефицита, находящуюся там уже с 2014 года.

Стоит отметить, что документ содержит две основные части: открытую и закрытую. Первая является доступной для каждого гражданина России. А вот вторая подлежит обсуждению только в ограниченном круге лиц. Закрытая часть содержит информацию о секретных и особенно секретных проектах страны.

Открытая часть законопроекта отражает основные данные бюджета России в цифрах:

  • уровень инфляции спрогнозирован на отметке 4,3 процента;
  • доход по стране – почти 20 трлн. российских рублей (19,948);
  • затраты прогнозируются чуть больше 18 трлн. р. (18,063);
  • впервые с 2011 года планируется достичь профицита – 2 трлн. рублей (что составляет 1,8 процента от ВВП);
  • рост прибыли на 1,3 процента за счет увеличения налогов, а также внедрения новых систем сбора налогов (налоги на самозанятых, ставка на дачные участки , увеличение НДС);
  • уровень минимальной оплаты труда запланирован на отметке 11280 российских рублей;

Стоит отметить, что более половины бюджетных денег (50,4%) направлены на социальную политику, национальную оборону и правоохранительную деятельность. Достижение порядка внутри страны, а также защита ее интересов на международном поприще – основные задачи, от достижения которых зависит благополучие России и возможность ее внутренней жизнедеятельности.

Реакция общественности

Последние новости, касающиеся отношения граждан нашей страны к официально опубликованным данным по бюджету, однозначны: профицита планируется достигнуть за счет дополнительных денег, которые население обязано уплатить по новым налоговым ставкам, а также новым налогам.

По данным Минфина, на 2022 год планируется получить 20,2 трлн. р., а на 2021 – почти 21 трлн.

Повышение так называемого косвенного налога (НДС) на 2% и впрямь позволит пополнить федеральную казну. А вот насчет введения нового налога на самозанятых граждан еще не означает хороший процент увеличения прибыли. Дело в том, что данный налог введен в целях эксперимента в 4 регионах нашей страны. Самозанятые, в соответствии с законопроектом, это лица, занимающиеся репетиторством, сиделки а также уборщицы помещений. Но есть и организации (ИП), занимающиеся подобной деятельностью. Эти небольшие фирмы получат возможность ухода от ИП и перехода на сниженную ставку налогообложения. Поэтому говорить о эффективности данного нововведения пока еще рано.

Другое дело пенсионная реформа, внедрение налоговой ставки на строения дачников, и повышение НДС. Эти реформы способны в значительной мере повлиять на доходную составляющую бюджета.

Бюджет – это предположение в первую очередь. На практике, точное достижение расходов, определенных в документе невозможно. Только по прошествии времени, и получения статистических данных можно понять, какая инфляция была по стране, каковы показания дефицита и другие критерии.

Законы РФ 2018-2022

Госдума РФ одобрила бюджет России 2022-2021 года в третьем чтении. В голосовании участвовали 463 депутата: 361 народный избранник поддержал главный финансовый документ страны, 62 – проголосовали против.

«За» голосовали представители «Единой России» и ЛДПР. Коммунисты и члены «Справедливой России» — «Против».

Бюджет 2022 планируется профицитным, приоритетными направлениями государственного финансирования определены социальные проекты и оборону.

Особенности

  1. Финансовый план рассчитан на 3 года – в нынешних экономических условиях такая продолжительность является оптимальной и позволяет Минфину выравнивать дисбаланс между расходной и доходной частью.
  2. Основными источниками финансирования бюджета на 2022 год являются два Фонда: Резервный и Национального благосостояния (ФНБ).
  3. С 2018 года действует новый финансовый алгоритм: бюджетный резерв формируется за счет разницы между заложенной и фактической ценой на нефть. Правило действует в том случае, когда фактическая стоимость баррель превышает запланированную.

Бюджет России на 2022 год в цифрах впечатляет, потому что правительство заложило рекордные суммы доходов и расходов:

  • Доходная часть – 19,969 триллионов рублей.
  • Расходная часть – 18 триллионов рублей.

Исходя из указанных цифр, бюджет государства будет профицитным. Профицит предполагается в размере 1,9 триллионов или 1,8% ВВП.

Профицит – это увеличение объемов ФНБ. По прогнозам Минфина, в начале следующего года его объем достигнет 3,818 триллионов. Основной источник накоплений при профиците – выручка от экспорта энергоносителей.

Валютный курс и инфляция

Разработчики главного финансового документа заложили валютный курс, равный 66,9 рублям за 1 доллар, на предстоящий год.

Рост ВВП также ожидается, он составит ориентировочно 2,2 %. Цена нефти, запланированная в следующем году, обозначена на уровне $63,4 за баррель.

Инфляция предполагается на уровне 4,3%. Причем, 4% — ежегодный показатель на весь трехгодичный плановый период. У Центрального банка РФ иное мнение: по прогнозам его аналитиков, уровень инфляции будет выше.

Национальные проекты

Всесторонняя поддержка национальных проектов, включая финансовую – одна из приоритетных задач, которые обозначил Владимир Путин. Андрей Макаров, возглавляющий бюджетный комитет в Государственной думе, уверен, что ее удалось реализовать.

Общая сумма финансирования национальных проектов составит 5,693 трлн. рублей, из которых:

  • на демографические проекты запланировано – 1,588 трлн.;
  • на здравоохранение – 698 млрд.;
  • на усовершенствование и развитие системы образования – 362 млрд.;
  • на жилищные проекты и создание комфортной городской среды – 318 млрд.;
  • на экологию – 278 млрд.

Доходная часть

Составители документа запланировали следующие источники наполнения доходной части (суммы указаны в миллиардах рублей):

  • НДС – 3558,7;
  • таможенные поступления – 1837,2;
  • акцизные сборы – 1029,3;
  • налог на прибыль – 825,2;
  • поступления от государственных компаний – 425;
  • внутренние займы – 870;
  • приватизация – 13;
  • внешние займы – 7.

Вариант продажи государственных предприятий через приватизацию запланирован, но реально пока не рассматривается. Министерство финансов не исключает вероятности обмена старых евробондов с целью сокращения внешнего государственного долга и снижения расходов на его обслуживание. Сумма обмена может достигнуть $4 млрд.

Предположительно сократятся и валютные поступления от продажи природных ресурсов, так как Минфин планирует сократить объемы экспорта сырья сначала до $162,8 млрд., а к 2022-му – до $134 млрд.

Расходная часть

Члены профильных комитетов, занимавшихся подготовкой проекта бюджета, и депутаты, поддержавшие его, определили приоритетные направления для государства. В процентном соотношении они распределились следующим образом:

  • Сектор социальной политики – 27,1;
  • Оборона – 16,2;
  • Экономика – 14,7;
  • Правоохранительная работа и безопасность – 12,5.
  • Общегосударственные вопросы – 7,8;
  • Межбюджетные трансферы – 5,2.
  • Обслуживание госдолга – 4,7;
  • Образование – 4,6;
  • Медицина – 3,6;
  • ЖКХ и природоохранная деятельность – по 1,1;
  • Культура – 0,7;
  • СМИ – 0,4;
  • Развитие спорта – 0,3.

Военный бюджет

Внушительные расходы на оборону в абсолютных цифрах превысят 2 трлн. рублей. Эта сумма будет направлена на оплату коммунальных услуг воинских соединений, обеспечение их ГСМ, продовольствием, обмундированием, содержание инфраструктуры и другие мероприятия, в том числе особые.

Планируется и повышение окладов военнослужащих. Однако об индексации пенсий для военных пенсионеров, как и для пенсионеров МВД речь не идет – она предусмотрена только для страховых пенсионных выплат.

В категории «Оборона» есть засекреченные статьи расходов – журналистам доступ к ним закрыт.

Ожидать ли дефицита

Независимые аналитики менее оптимистичны в своих прогнозах. По их оценкам, доходная часть бюджета России на 2022 год составит 15,55 трлн. Расходы, соответственно, превысят доходы — возникнет дефицит.

Министр финансов Антон Силуанов считает, что уже в следующем году государство практически выйдет на бездефицитный уровень. Дефицит, если и возникнет, то не более 0,9 % ВВП.

Такие прогнозы министр делает, ориентируясь на показатели 2018 года, а также на низкую стоимость барреля нефти, заложенную в главном финансовом документе государства. По факту она превысила прогнозируемую цену.

Рост экономических показателей прогнозирует и глава Центробанка Эльвира Набиулинна – на 2,3-2,5%. Рассматриваются два сценария:

  • Оптимистичный – при росте нефтестоимости до $80 к концу текущего-началу следующего года.
  • Консервативный – при показателе $50-60 за единицу объема.

Бюджет 2022 года будет профицитным — Россия 24

Президент подписал закон о бюджете РФ на 2022-2021 год

30 ноября 2018 17:53 9

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о бюджете РФ на 2022-2021 году. Фото: REUTERS

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов». Соответствующее уведомление появилось на официальном портале правовой информации. Госдума приняла Закон 21 ноября, одобрен Советом Федерации он был 23 ноября.

В 2022 году доходы бюджета составят 19,969 трлн, 20,219 трлн — в 2022-м, 20,978 трлн рублей в 2022-м. Предполагаемый объем нефтегазовых доходов в указанные годы составит 8,298 трлн, 7,936 трлн и 8,018 трлн рублей.

Таким образом, профицит федерального бюджета в 2022 году составит 1,932 трлн рублей, в 2022 году — 1,224 трлн, в 2021 году — 952 млрд.

Верхний предел государственного внутреннего долга на момент 1 января 2022 года составит 11,613 трлн рублей, на 1 января 2021 года — 13,5 трлн, на 1 января 2022 года — 15,176 трлн.

Верхний предел государственного внешнего долга на тот же период составит $64,6 млрд (54,8 млрд евро), $64,3 млрд (52,7 млрд евро) и $68 млрд (54,9 млрд евро) соответственно.

По прогнозам, объем Фонда национального благосостояния в указанные годы составит 3,818 трлн, 7,907 трлн рублей и 11,476 трлн рублей.

Бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета будет будет выделено 2,095 трлн, 2,154 трлн и 2,014 трлн рублей.

Кроме того, правительством предусматривается государственная поддержка российских банков с целью возмещения недополученных доходов по льготным кредитам, выданным в период с 2022 по 2021 годах субъектам МСП: 13 млрд, 21 млрд и 27,4 млрд рублей.

Напомним, проект федерального бюджета на 2022-2021 годы был принят Госдумой во втором чтении 16 ноября.

Путин одобрил федеральный бюджет на 2022-2021 годы

Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022-2021 годы. Он был опубликован на официальном портале правовой информации.

На все три года в бюджете запланирован профицит. В 2022 году он составит 1,932 триллиона рублей (19,97 триллионов рублей доходов против 18,04 расходов, 1,8% ВВП).

В следующем 2022-м году профицит ожидает на уровне 1,224 триллиона рублей (20,22 триллиона рублей доходов против 18,99 триллионов расходов, 1,1% ВВП), в 2021 году — 952 миллиардов (20,98 триллионов против 20,03 триллионов, 0,8% ВВП).

В 2022 году на национальную оборону планируется выделить 2,9 триллиона рублей, вместе с расходами на нацбезопасность (2,2 триллиона) это составит 28,7% от общего объема расходов на следующий год. При этом в последующие годы расходы на оборону будут расти: в 2022 году они составят 3,02 триллиона рублей, а в 2021 году —3,16 триллиона.

Как отмечали в заключении на проект бюджета эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, секретные и совершенно секретные расходы на 2022 год превысили 3 триллиона рублей — 16,9% всех расходов. Они отмечают, что в 2021 году секретные статьи приблизятся к максимуму 2016 года (21,7%) и составят 21%.

Читайте также

Много денег и патриотизма. Новый бюджет РФ стал профицитным из-за 20% НДС, нефтяных сверхдоходов и слабого рубля: разбор

Ранее 30 ноября Путин одобрил поправки в федеральный бюджет 2018 года, которые увеличили его профицит с 0,5% до 2,1% ВВП, он будет равняться 2 триллионам 138 миллиардам рублей. Отмечалось, что поправки были обусловлены ростом нефтегазовых доходов.

Путин подписал закон о бюджете на 2022 год и плановый период 2022-2021 годов

МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Президент Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете РФ на 2022 год и плановый период 2022-2021 годов. Документ, принятый Госдумой 21 ноября и одобренный Советом Федерации 23 ноября, опубликован в пятницу на официальном портале правовой информации.

Согласно тексту, доходы бюджета в 2022 году ожидаются на уровне 19,969 трлн рублей, в 2022 году — 20,219 трлн рублей, в 2021 году — 20,978 трлн рублей. Расходы запланированы в размере 18,037 трлн рублей, 18,994 трлн рублей и 20,026 трлн рублей соответственно.

Прогноз макроэкономических показателей на предстоящую трехлетку по базовому варианту рассчитан исходя из предполагаемого снижения цены на нефть марки Urals с $63,4 за баррель в 2022 году до $57,9 в 2021 году. Среднегодовой курс доллара в 2022 году ожидается на уровне 63,9 рубля, в 2022 году — 63,8 рубля, в 2021 году — 64 рубля.

Профицит и инфляция

Профицит в 2022 году составит 1,932 трлн рублей (1,8% ВВП), в 2022 году — 1,224 трлн рублей (1,1% ВВП), а в 2021 году — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).

Инфляция в России в 2022 году прогнозируется на уровне 4,3%, в 2022 году — 3,8%, в 2021 году — 4%.

Финансирование нацпроектов

Бюджет на ближайшие три года был сформирован с учетом финансового обеспечения национальных проектов, которые разработаны правительством РФ для решения задач, поставленных в майском указе президента. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию нацпроектов в 2022-2021 годов составит 5,69 трлн рублей.

Самые большие расходы предполагаются по разделу «Демография», на это направление будет выделено 1,5 трлн рублей, на «Здравоохранение» — 698 млрд, по статье «Образование» — 362 млрд рублей, «Жилье и городская среда» — 318 млрд, «Экология» — 278 млрд, «Безопасные и качественные дороги» — 371 млрд. На раздел «Производительность труда и поддержка занятости» направят более 20 млрд рублей, на «Науку» — 135 млрд, на раздел «Цифровая экономика» — 409 млрд, «Культура» — дополнительно почти 44 млрд рублей, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — почти 150 млрд, «Международная кооперация и экспорт» — почти 285 млрд, «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 1,3 трлн рублей.

Помощь банкам

Законом предусматривается господдержка российских банков для возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2022-2024 годах малым и средним предпринимателям по льготной ставке: в 2022 году — 13 млрд рублей, в 2022 году — 21 млрд, в 2021 году — 27,4 млрд.

Поддержка культуры и благотворительности

На реализацию госпрограммы «Развитие культуры и туризма» в 2022 году запланировано 126,3 млрд рублей, это на 37,7 млрд больше по сравнению с объемами, утвержденными ранее. Рост расходов по этой статье запланирован и на 2022-2021 годы.

Также законом о бюджете предусмотрено, что международная благотворительная организация «Справедливая помощь Доктора Лизы» получит в 2022 году 21 млн рублей.

Путин подписал закон о бюджете РФ на 2022-2021 годы

Москва. 30 ноября. INTERFAX.RU — Президент РФ подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов».

Соответствующее уведомление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации. Закон был принят Госдумой 21 ноября и одобрен Советом Федерации 23 ноября.

Доходы бюджета в 2022 году составят 19,969 трлн рублей (18,9% ВВП), в 2022 году — 20,219 трлн рублей (18,3% ВВП), в 2021 году — 20,978 трлн рублей (17,7% ВВП), в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2022 году составит 8,298 трлн рублей (7,8% ВВП), в 2022 году — 7,936 трлн рублей (7,2% ВВП), в 2021 году — 8,018 трлн рублей (6,8% ВВП).

Расходы в 2022 году будут равны 18,037 трлн рублей (17,0% ВВП), в 2022 году — 18,994 трлн рублей (17,2% ВВП), в 2021 году — 20,026 трлн рублей (16,9% ВВП).

Профицит федерального бюджета в 2022 году — 1,932 трлн рублей (1,8% ВВП), в 2022 году — 1,224 трлн рублей (1,1% ВВП), в 2021 году — 952 млрд рублей (0,8% ВВП).

Объем ВВП в 2022 году составит 105,82 трлн рублей, в 2022 году — 110,73 трлн рублей, в 2021 году — 118,41 трлн рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга: на 1 января 2022 года — 11,613 трлн рублей, на 1 января 2021 года — 13,5 трлн рублей, на 1 января 2022 года — 15,176 трлн рублей.

Верхний предел государственного внешнего долга: на 1 января 2022 года — $64,6 млрд (54,8 млрд евро), на 1 января 2021 года — $64,3 млрд (52,7 млрд евро), на 1 января 2022 года — $68 млрд (54,9 млрд евро).

Уровень инфляции: в 2022 году — 4,3%, в 2022 году — 3,8%, в 2021 году — 4%.

Предельный объем Фонда развития: на 2022 год — 436,9 млрд рублей, на 2022 год — 582,8 млрд рублей, на 2021 год — 612,9 млрд рублей.

Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2022 году — 3,818 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2022 году — 7,907 трлн рублей (7,1% ВВП), в 2021 году — 11,476 трлн рублей (9,7% ВВП).

Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2022 году — 2,095 трлн рублей, в 2022 году — 2,154 трлн рублей, в 2021 году — 2,014 трлн рублей. В том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2022 году — 675,3 млрд рублей, в 2022 году — 679,2 млрд рублей, в 2021 году — 690,2 млрд рублей. Дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в 2022-2021 годах — 20 млрд рублей ежегодно.

Правительство РФ вправе в 2022 году принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы фонда, ниже уровня 30 млрд рублей.

Правительство РФ в 2022 году вправе направить в уставный капитал ОАО «РЖД» до 5,3 млрд рублей (при поступлении в федеральный бюджет в указанном объеме субсидии из бюджета г.Москвы в целях строительства объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги).

Предусматривается государственная поддержка российских банков для возмещения недополученных доходов по льготным кредитам, выданным в 2022-2021 годах субъектам МСП: в 2022 году — 13 млрд рублей, в 2022 году — 21 млрд рублей, в 2021 году — 27,4 млрд рублей.

В бюджете РФ на 2022-2021 годы предусматривается возможность подписного капитала для ВЭБа, «Корпорации МСП» и «Российского экспортного центра» (РЭЦ). При этом общую сумму взноса в бюджете предлагается установить в размере 1 млрд рублей в год.

Замминистра финансов РФ Андрей Иванов ранее пояснял, что эта сумма является минимальным ресурсом, который могут выбрать корпорации. В случае определенных условий в рамках этой бюджетной строчки капитал, предоставляемый данным корпорациям, может быть увеличен.

Правительство России

О внесении в Госдуму законопроекта о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2071-р. Основные характеристики проекта бюджета: доходы в 2022 году – 19 969,3 млрд рублей, в 2022 году – 20 218,6 млрд рублей, в 2021 году – 20 978 млрд рублей. Расходы в 2022 году – 18 037,2 млрд рублей, в 2022 году – 18 994,3 млрд рублей, в 2021 году – 20 026 млрд рублей. Профицит в 2022 году – 1 932,1 млрд рублей, в 2022 году – 1 224,4 млрд рублей, в 2021 году – 952 млрд рублей.

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2071-р

Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов базируются на основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов, разработанных Минфином России. Законопроект содержит основные характеристики бюджета:

— доходы в 2022 году – 19 969,3 млрд рублей, в 2022 году – 20 218,6 млрд рублей, в 2021 году – 20 978 млрд рублей;

— расходы в 2022 году – 18 037,2 млрд рублей, в 2022 году – 18 994,3 млрд рублей, в 2021 году – 20 026 млрд рублей;

— профицит в 2022 году – 1 932,1 млрд рублей, в 2022 году – 1 224,4 млрд рублей, в 2021 году – 952 млрд рублей.

Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов» (в бумажном виде):

Комментарий

— основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов».

Документы и материалы, представляемые в Государственную Думу путём размещения документов и материалов на едином портале бюджетной системы Российской Федерации:

— предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за январь – август 2018 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2018 год;

— оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за 2018 год;

— прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— расчёты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— реестр источников доходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счёт средств федерального бюджета, в том числе за счёт субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счёт средств федерального бюджета, и расчёты по ним на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— методики (проекты методик) и расчёты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации в 2022 году и плановом периоде 2022 и 2021 годов;

— перечень и оценка объёмов расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления, по субъектам Российской Федерации и порядок определения указанных объёмов;

— данные по федеральной адресной инвестиционной программе, а также данные по объектам капитального строительства, вновь включаемым в проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов, с указанием сроков их строительства, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, положительным заключением о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, решений о предоставлении земельных участков под строительство. Обоснование необходимости включения объекта капитального строительства без наличия необходимой документации в проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов, причины отсутствия необходимой документации и сроки её разработки;

— данные по прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2022 год и на плановый период 2022 и 2021 годов;

— верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года, на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;

— верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 года, на 1 января 2021 года и на 1 января 2022 года;

— расчёты прогнозируемых объёмов дополнительных (недополученных) нефтегазовых доходов федерального бюджета, прогнозируемых объёмов средств Фонда национального благосостояния на начало и конец 2022, 2022 и 2021 годов, а также их использования в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

— бюджетный прогноз Российской Федерации на период до 2036 года (проект);

— паспорта (проекты паспортов) государственных программ Российской Федерации, проекты изменений указанных паспортов;

— предложения по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казённых учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в 2022 году и плановом периоде 2022 и 2021 годов.

Ставка на демографию: Путин подписал закон о бюджете на 2022-2021 годы

Президент России Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022-2021 годов. Согласно документу, доходы страны в следующем году ожидаются на уровне 19,969 триллионов рублей. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

В 2022 и 2021 годах государство ждет поступления прибыли в размере 20,219 и 20,978 триллионов рублей соответственно. При этом предполагается, что стоимость российской нефти марки Urals упадет с 63,4 доллара за баррель до 57,9 долларов. В прогнозы на 2022 год заложен курс доллара на уровне 63,9 рубля, на 2022 год – 63,8 рубля а на 2021 – 64 рубля.

Ожидается, что профицит бюджета в 2022 году составит 1,932 триллиона рублей, что эквивалентно 1,8% ВВП. В 2022 году доходы государства превысят расходы на 1,224 триллиона рублей (1,1% ввп), а в 2021 году – на 952 миллиарда рублей (0,8% ВВП).

Согласно прогнозам, в ближайшие три года инфляция в России ускорится и достигнет 4,3% в 2022 году, немного убавив темпы в 2022-м – до 3,8%. В 2021 она может вновь достигнуть 4%.

Самая большая статья расходов в документе – «Демография». На ее нужды планируется выделить 1,5 триллиона рублей. На втором месте – «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 1,3 трлн рублей. Третью позицию заняло «Здравоохранение», на которое выделят 698 миллиардов рублей.

Четвертое место – у «Цифровой экономики», которой отвели 409 миллиардов рублей. «Безопасные и качественные дороги» замыкают пятерку лидеров – им полагается 371 миллиард рублей.

За ними следуют такие разделы, как «Образование» (362 миллиарда ), «Жилье и городская среда» (318 миллиардов), «Экология» (278 миллиардов), «Наука» (135 миллиардов) и «Производительность труда и поддержка занятости» (более 20 миллиардов) и другие расходы.

Путин подписал закон о профицитном бюджете России на 2022-2021 годы

МОСКВА, 30 ноя — ПРАЙМ. Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на следующую трехлетку, который предусматривает постепенное сокращение его профицита с 1,8% ВВП в 2022 году до 0,8% ВВП в 2021 году. Документ опубликован на портале правовой информации.

Доходы бюджета в 2022 году предусмотрены на уровне 19,969 триллиона рублей, расходы — 18,037 триллиона рублей, соответственно профицит составит 1,932 триллиона рублей, или 1,8% ВВП. Бюджет сформирован исходя из прогноза ВВП в 105,82 триллиона рублей, инфляции — не выше 4,3%.

В следующие два года предполагается постепенный рост как доходов бюджета, так и расходов, причем профицит будет сокращаться. На 2022 год доходы закладываются в объеме 20,219 триллиона рублей, расходы — 18,994 триллиона рублей, профицит — 1,224 триллиона рублей (1,1% ВВП). В 2021 году ожидаются доходы в 20,978 триллиона рублей, расходы в 20,026 триллиона рублей и, соответственно, профицит в 952 миллиарда рублей (0,8% ВВП). ВВП на эти годы прогнозируется в объеме 110,732 триллиона и 118,409 триллиона рублей, инфляция — не выше 3,8% и 4%.

Согласно бюджетному правилу, дополнительные нефтегазовые доходы пойдут в резервы, а именно в Фонд национального благосостояния. В 2022 году дополнительными будут считаться доходы от цены нефти Urals свыше 41,6 доллара за баррель, они ожидаются в 3,369 триллиона рублей. Прогноз на 2022 год составляет 2,777 триллиона рублей (от нефти дороже 42,4 доллара), на 2021 год — 2,632 триллиона рублей (от нефти дороже 43,3 доллара). В результате ожидается рост ФНБ за трехлетку с 3,8 до 11,4 триллиона рублей, или с 3,8% до 12% ВВП.

Образующийся после изъятия нефтегазовых сверхдоходов «бумажный дефицит» планируется закрывать в основном за счет внутренних заимствований: чистое привлечение (доходы от размещения минус расходы на обслуживание долга) в бюджет от этого источника на 2022 год заложено в 1,705 триллиона рублей, на 2022 год — 1,8 триллиона рублей, на 2021 год — 1,578 триллиона рублей.

Евробонды предполагается размещать в объеме до 3 миллиардов долларов в год, однако в плюс для бюджета этот источник будет работать только в 2021 году, поскольку на 2022 год предусмотрена возможность выкупа евробондов на сумму до 4 миллиардов долларов, а на 2022 год придется плановый пик погашения ранее размещенных облигаций — 5,1 миллиарда долларов.

Экономполитика

Бюджет принят: кто оплатит рост

Госдума утвердила бюджет на 2022–2021 годы

Правительство провело через Госдуму проект федерального бюджета на 2022 — 2021 годы. Одобренный в третьем чтении законопроект закрепляет финансирование президентских нацпроектов и дает право продолжать накапливать резервы в Фонде национального благосостояния. Депутаты же, не получив от правительства масштабных инвестиций в экономический рост, начали поговаривать о другом источнике денег — средствах компаний.

Бюджет на 2022 — 2021 годы одобрен Госдумой в среду 21 ноября третьем и последнем чтении. Голоса сторонников и противников распределились ожидаемо. «За» проголосовали фракции «Единая Россия» и ЛДПР. «Против» выступили коммунисты и «Справедливая Россия».

В цифрах голосование выглядело так: из 463 голосовавших депутатов за принятие бюджета проголосовал 361 депутат, против — 62. Таким образом, проект федерального бюджета строго по регламенту поступит в Совет Федерации, а затем на подпись президенту. Возможности вносить детальную правку в расходы у всех участников бюджетного процесса на этом завершились.

На ближайшую трехлетку правительством запланированы рекордные суммы как доходов, так и расходов. В 2022 году доходы ожидаются на уровне 19,969 трлн рублей. В последующие годы они продолжат расти: в 2022 году до 20,219 трлн рублей, а в 2021 году — до 20,978 трлн рублей. Расходы также запланированы к увеличению. В 2022 году они составят 18,037 трлн рублей. В 2022 году — уже 19,994 трлн рублей, и 20,026 трлн рублей в 2021 году.

Профицитный бюджет и бюджетное правило, которое позволяет правительству накапливать доходы от экспорта энергоносителей, приведут к росту Фонда национального благосостояния (ФНБ). Объем ФНБ на начало 2022 года составит 3,818 трлн рублей (3,6% ВВП), 2022 года — 7,907 трлн рублей (7,1% ВВП). А в 2021 году размер фонда составит уже 11,476 трлн рублей (9,7% ВВП).

При достижении ФНБ 7%-го порога его уже можно вкладывать в проекты.

Но ни самих проектов, ни принципов вложения этот бюджет не предусматривает.

В первом чтении депутаты предприняли попытку обострить дискуссию о возможном изменении бюджетного правила и расходов ФНБ. Поддержку они нашли только у главы Счетной палаты Алексея Кудрина. Дальше разговоров дело не пошло.

Повторение дискуссии в третьем чтении оказалось совсем слабым. Помешало, видимо, то, что перед обсуждением бюджета на этом пленарном заседании оказалось немало эмоциональных тем для публичных выступлений. Пленарное заседание было открыто выступлением председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной, представлявшей информацию об основных направлениях кредитно-денежной политики на 2022-2021 годы. Следом за ней выступал президент Молдавии Игорь Додон.

Именно во время разговора с Эльвирой Набиуллиной впервые в Госдуме прозвучали претензии не к средствам ФНБ как источнику финансирования экономического роста, который в 2022 году окажется ниже уровня среднемирового, а к средствам, которые находятся на счетах компаний и никуда не инвестируются.

Тема перекочевала и в обсуждение бюджета в третьем чтении. Зампред комитета по бюджету и налогам и депутат ЛДПР Сергей Катасонов указал, что

на счетах предприятий скопилось 30 трлн рублей, что в два раза больше расходной части бюджета.

О средствах компаний вспоминал и глава бюджетного комитета Андрей Макаров, напомнив депутатам, что резервы надо хранить, учитывая риски глобального экономического рынка. По его словам, деятельность США приводит к «диспропорции, которая неизбежно ударит по всемирной экономике». Вячеслав Володин в ходе третьего чтения бюджета прямо запретил использование термина «кубышка» и призвал всех называть средства ФНБ резервами.

Для бизнеса, совсем недавно отбившего атаку помощника президента Андрея Белоусова, предлагавшего ввести налоги на сверхприбыль экспортеров, это может оказаться неприятным сигналом.

Т.е. инициативы придумать, куда и как вложить деньги компаний, «сверху» могут повториться уже скоро и на фоне дискуссии о том, как инвестировать средства ФНБ после 2022 года.

Пока же, как подчеркнул глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, бюджет уже отвечает главной задаче — в нем предусмотрено финансирование национальных проектов, а также целей и задач, поставленных президентом Владимиром Путиным. Кроме того, Макаров подчеркнул, что одна из целей бюджетной политики — распределение субсидий регионам таким образом, чтобы субъекты, в том числе, «смогли увидеть себя в реализации национальных проектов» — также достигнута.

Из бюджета предполагается профинансировать национальные проекты на сумму 5 трлн 693 млрд 154 млн рублей. Из них самые большие расходы пойдут на демографию — 1 трлн 588 млрд 295 млн рублей, на здравоохранение — 698 млрд рублей, образование — 362 млрд рублей, жилье и городскую среду — 318 млрд рублей, экологию — 278 млрд рублей. Отчасти эти расходы были скорректированы поправками к бюджету во втором чтении. Большинство поправок — 462 — сделало правительство. Меньше половины — депутаты.

Хватит ли бюджетных ресурсов на национальные проекты в регионах, пока не известно. По информации газеты «Коммерсант», губернаторы в этом сомневаются. Региональные власти уже сформировали претензии к финансовому обеспечению нацпроектов и собираются представить их президенту 23 ноября в ходе обсуждения этой темы на Госсовете. Для текущей бюджетной конструкции это пока угроз не несет. Нацпроекты рассчитаны до 2024 года, а у правительства есть возможность править текущий бюджет осенью следующего года.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector