Золотая маска 2020

З ЗОЛОТАЯ МАСКА 2020

СОДЕРЖАНИЕ

5 спектаклей в он-лайн трансляции

В марте на главной странице Яндекса можно будет посмотреть целых пять прямых трансляций спектаклей. Среди них — петербургские номинанты «Золотой Маски», новосибирский блокбастер и культовый московский спектакль, на который уже много лет подряд трудно достать билет. Если вы пропускаете трансляцию, у вас остается шанс увидеть спектакль в записи (там же, на главной странице Яндекса) — но только в течение 24 часов после показа. В расписании указано московское время.

Театр «Старый дом» (Новосибирск)

На маленькой сцене новосибирского «Старого дома» большое событие. На футуристический спектакль с гироскутерами, рэп-баттлами и тьмой видеопроекторов не пробиться; сегодня это главный сибирский хит. Текст шекспировской трагедии полностью переписан, а вернее сказать написан с нуля, — режиссером вместе с актерами. Действие помещено на фехтовальный помост, по периметру огороженного решетками; зрители наблюдают за серией спаррингов со всех четырех сторон. Спарринги могут быть и словесными, и музыкальными, доходит периодически и до рукопашной. Но главное — дуэль Гамлета с Клавдием, ради которой в принципе стоило изобретать рэп-баттлы. Спектакль Андрея Прикотенко вошел в лонг-лист «Золотой Маски» этого года.

«Одна абсолютно счастливая деревня»

Театр «Мастерская Петра Фоменко»

На этот спектакль Петра Фоменко по прозе Бориса Вахтина нужно занимать очередь за несколько месяцев. И все это время копить на билет. Удивительно: за все 19 лет жизни спектакля желающих попасть на него в маленький зал на Кутузовском проспекте только прибавилось. Удивительно еще и потому, что это не про шкафы с любовниками, магическую эрекцию или мужской стриптиз. «Одна абсолютно счастливая деревня» — это серия легких полуфантастических этюдов о повседневной жизни простой русской деревни в годы Второй мировой войны. Центральных ролей в спектакле нет, но вероятно частью ажиотажа спектакль обязан наиболее узнаваемым ученикам Фоменко — Евгению Цыганову и Полине Агуреевой. И да, в 2001 году «Деревня» получила «Золотую Маску» как лучший спектакль малой формы.

7 7 марта в 19:00
«Три толстяка. Эпизод 1. Восстание»
БДТ им. Товстоногова (Петербург)

В рамках проекта «Золотая Маска online»
Эпический спектакль Андрея Могучего участвует в конкурсной программе «Золотой Маске», но в Москве показан не будет — жюри специально едет смотреть спектакль на родной сцене БДТ им. Товстоногова. Привезти его не получилось по техническим причинам, и это действительно так: «Три толстяка» — это такая махина, которую просто невозможно транспортировать. Например, в одной из сцен, в огромную стену въезжает танк. А если в двух словах попытаться описать историю (что тоже невозможно), то получится примерно следующее: в условиях постапокалипсиса сумасшедший ученый вместе с комическими женщинами и отважными циркачами пытаются спасти мир от тоталитаризма в виде зловещих людей в погонах и обезличенных солдат.

9 9 марта в 19:00
«Три толстяка. Эпизод 2. Железное сердце»
БДТ им. Товстоногова (Петербург)

В рамках проекта «Золотая Маска online»
Вообще-то «Три толстяка» Могучего — это сериал. За прошлый сезон режиссер выпустил две части, и вторая начинается буквально с того места, где закончилась первая. На «Золотую Маску» номинированы обе части как один спектакль. Во втором эпизоде доктор Гаспар отправляется в мир мертвых (для этого ученый залезает в торт), где знакомится с обаятельной смертью и не менее обаятельными зомби-циркачами.

2 26 марта в 19:00
«Дон Кихот»
Театр балета им. Якобсона (Петербург)

В рамках проекта «Золотая Маска online»
Академический балет на «Золотой Маске» представлен удивительной реинкарнацией классического «Дон Кихота» Мариуса Петипа по роману Мигеля Сервантеса на музыку Людвига Минкуса. У спектакля семь номинаций на главную российскую театральную премию. Премьер Датского Королевского балета Йохан Кобборг вместе с художником Жеромом Капланом поместили героев испанского романа в мир знаменитых гравюр Гюстава Доре; то есть на сцене оживают старинные страницы. Но главное — легкость и теплый юмор в деталях: как кто-то кого-то ущипнул, кто на кого покосился, — именно на такие мелочи обратила внимание критика в первую очередь. Само собой, вынося за скобки филигранную работу с сольными номерами, кардебалетом и исконной партитурой и композицией 1869 года.

«Золотая Маска-2020»: 6 глав о 84 претендентах

Вадим Рутковский
31 октября 2018

Главная российская театральная премия объявила номинантов

1. Стопроцентно крутой Воронеж

Будучи сторонником регионализма, начну с хвалы родному городу: на юбилейной «Маске» представлены сразу четыре спектакля из Воронежа. В «Драме малой формы» – обжигающая «Антигона» Михаила Бычкова в Камерном театре. Странно, что персональной номинации нет у Татьяны Бабенковой, грандиозно играющей главную роль. Зато есть у Камиля Тукаева, который играет «палача поневоле» Креона;

вижу в этом только парадоксальное проявление экспертами «Маски» коллективного бессознательного: палачи, действующие от лица государства, в России популярнее красивых и смелых женщин.

На награду в категории «Современный танец» претендует dance-фантазия Ольги Васильевой «Мы», вдохновленная антиутопией Евгения Замятина. За этой номинацией – признание нового направления в Воронежском Камерном, с прошлого года успешно работающего с современной хореографией. Мой личный фаворит – «Apples & Pies. Ностальгия», проект Софьи Гайдуковой и Константина Матулевского на музыку Айги и Курляндского, «как бы» по мотивам сентиментального Бунина и спародировавшего его придыхания Куприна; дилогия из идиллической и антиутопической глав. Смотрел на одном дыхании при всей невосприимчивости к танцевальным спектаклям; точёный европейский спектакль, совершенно непохожий на первый, пробный, неуверенный опус.

Эксперты выбрали следующую работу танцевальной труппы Камерного театра – возможно, более совершенную (профессионалам должно быть виднее).

В балетной номинации – «Корсар» хореографа Юрия Бурлаки в Театре оперы и балета.

На премию «Эксперимент» номинирован душеполезный социальный блокбастер «100% Воронеж», проект Rimini Protokoll, осуществленный Платоновским фестивалем (подробный текст – здесь). И это здорово вдвойне: сложный спектакль с участием сотни непрофессиональных исполнителей – обычных горожан – не исчезает и по окончании летнего фестиваля искусств.

Список драматических номинантов малой формы открывает (благодаря алфавитному порядку, отводящему цифрам первое место) «1968. Новый мир», шедевр Дмитрия Волкострелова, впервые поставленный в Театре на Таганке в 2014-м, когда там работала Группа Юбилейного Года. В 2018-м «Новый мир» воскресили в Музее современного искусства «Гараж»; потеряв (по объективным причинам) в сценографии, спектакль – тонкое, ёмкое и сознательно ставящее зрителя в очень неудобную ситуацию антитоталитарное высказывание – сохранил суть. Его включение в конкурс-2020 –

сюрприз, который заслуживает долгих, продолжительных аплодисментов.

Без спектаклей Волкострелова не обходится и «Эксперимент». Здесь сразу две работы театра post, но по справедливости каждую надо подписывать несколькими именами. Проект «Художник извне и изнутри» – первый, где сорежиссером официально значится Дмитрий Ренанский, а «Диджей Павел» – коллективное сочинение всех «театрпостовцев» по пьесе Павла Пряжко, в которой нет ни одного слова, но есть 11 музыкальных треков;

подробнее об этой великой dance-комедии напишу в ближайшее время.

3. «Обычные подозреваемые»

Моя fb-лента полнится недоумениями и возмущениями по поводу отсутствия в числе номинантов «Му-Му» Дмитрия Крымова. Действительно, непорядок. Незамеченным остался «Швейк. Возвращение» Валерия Фокина. Никак не представлена Мастерская Брусникина, хотя надо быть слепым и глухим, чтобы проигнорировать «Войну ещё не началась» Михаила Дурненкова/Семена Александровского/Настасьи Хрущевой в «Практике»; из мозаичного репертуара этой площадки эксперты выбрали серию пластических этюдов «Гипнос» Олега Глушкова с выпускниками мастерской Олега Кудряшова.

Никого больше из передовых режиссеров вниманием, вроде бы, не обошли.

Представлены обе версии «Трёх сестёр» – но никакой конкуренции: Богомолов с мхатовскими участвует в «Драме большой формы», Женовач со спектаклем Студии театрального искусства – в «Драме малой формы».

Виктор Рыжаков покажет на «Маске» сразу два спектакля – «малоформатную» «Солнечную линию», проведенную в родном ЦИМе, и «крупноформатную» «Оптимистическую трагедию», поставленную в Александринском.

А вот Дмитрию Егорову придется конкурировать с самим собой: оба его спектакля – и «Время секонд хэнд» в Омской драме, и «Я.Другой.Такой.Страны» в Красноярском драмтеатре – большой формы.

Кирилл Серебренников, уже второй год находящийся под домашним арестом, участвует в фестивале с гениальными «Маленькими трагедиями» «Гоголь-центра».

Юрий Бутусов номинирован за «Гамлета» – кажется, последний спектакль, поставленный им в Театре им. Ленсовета в качестве главного режиссера.

Андрей Могучий – за два эпизода «Трёх толстяков» в БДТ.

Пётр Шерешевский – за «Короля Лира» в Ижевском Русском драматичнеском театре Удмуртии; по загадочным для меня причинам эксперты который год игнорируют Санкт-Петербургский Камерный театр Малыщицкого, где блистательный и недооцененный Шерешевский – худрук.

Есть в списке Марат Гацалов («Утопия» в Театре Наций), Евгений Марчелли («Нам не страшен серый волк (Кто боится Вирджинии Вулф?» в Ярославском Волковском), Владимир Панков («Старый дом» в переживающем обновление Центре драматургии и режиссуры), Юрий Муравицкий («Ханана» в Ростовском независимом театре «18+»).

«Родина» Андрея Стадникова выделена в «Эксперимент».

4. Электро в прозе и поэзии

Исполинские «Орфические игры» Бориса Юхананова и МИР-5 представлены в номинации «Эксперимент»:

интересно, как выкрутятся организаторы, составляя график работы жюри.

По уставу «Золотой Маски», экспериментальных номинантов судят оба жюри, и музыкальное, и драматическое; чтобы посмотреть «Игры», требуется шесть полных дней. Всех, кто будет отлынивать, вспомним поимённо.

5. Дальнее зарубежье

Если судить по выбору экспертов, с оперным театром в России – дело швах.

Из восьми номинантов три постановки сделаны зарубежными творческими работниками. И две из них – так и просто импорт: «Жанна на костре» Ромео Кастеллуччи в Перми была впервые показана в Лионской опере в 2017-м, «Альцина» Кэти Митчелл в Большом – проект фестиваля в Экс-ан-Провансе. Исключение – «Фаэтон» Жан-Батиста Люлли в постановке Бенжамена Лазара, копродукция Пермского театра оперы и балета им. Чайковского с Королевской оперой Версаля: он поехал во Францию уже после премьеры российской премьеры (здесь была опечатка – пермьера – которую предлагаю считать неологизмом для пермских музыкальных проектов).

Золотая маска 2020

Фестиваль золотая маска 2020 пройдет в 25-й раз. За время существования театральной премии было немало скандалов, споров и громогласных изречений в адрес основателей. Однако путь к успеху никогда не бывает легким. Сейчас это одна из наиболее престижных театральных премий в России, которая не только призвана выделить лучших, но также открывать новые имена и таланты со всех уголков страны.

СОДЕРЖАНИЕ

История «Золотой маски»

Премия была учреждена в 1993 году общественной организацией СТД РФ. Особый вклад внес председатель М.А.Ульянов и его заместитель В.В.Павлов. Первый фестиваль и вручение премий в шести номинациях состоялись в 1995 г. На тот момент фестиваль проводился в территориальных рамках Москвы.

Театральная премия задумывалась как некоммерческая награда лучших театральных работ и деятелей театрального искусства про принципу «коллеги-коллегам». Во избежание влияния на принятие решения экспертами, до 2002 г. у премии не было спонсоров. В 2002 году официальным спонсором «Золотой маски» стал Сбербанк.

Уже в 1994 году фестиваль вышел на всероссийский уровень. Данные изменения повлияли на организацию проведения фестиваля.

Особого внимания заслуживает сама награда — маска, которая была создана художником О.А.Шейнцис. За основу ним была взята венецианская маска, декорированная подобным к государственному символу двуглавым орлом, с третьим глазом в форме еще одной маски. Современные награды изготавливаются из фарфора, однако первые были сделаны из папье-маше. На выполнение одной такой маски уходило около месяца.

Особенности проведения фестиваля

На основании прошедшего театрального сезона, члены экспертного совета отбирают на конкурс спектакли из разных жанров. Ежегодно организуется два экспертных совета: первый — для отбора драматических спектаклей и спектаклей театров куклы, а второй — мюзикла, оперы, оперетты и балета. В состав совета входят ведущие представители различных театральных профессий, а также известные критики.

По подобному принципу организуются два состава жюри, которые на основании голосования выбирают победителей в каждой номинации. По правилам, определенных в положении о премии Золотая маска, членами жюри не могут быть участники экспертного совета, также как создатели или исполнители одного из спектаклей, который входит в число номинантов на получение премии.

Благодаря фестивалю, в России загорелась не одна звезда. Получение премии не только свидетельствует о высокой оценке таланта и профессионализма со стороны «коллег по цеху», но также позволяет приобрести популярность среди любителей театра. Ежегодно за прохождением фестиваля пристально следят СМИ, освещая во всероссийских изданиях и телевизионных программах все основные моменты. Премия нередко становится началом блистательной карьеры для начинающих режиссеров, актеров, хореографов и представителей других театральных профессий со всех регионов страны.

Номинанты на премию в театральном сезоне 2017-2018

Для того, чтобы определить список номинантов на премию 2020 года, члены экспертного совета проделали огромную работу: было просмотрено около 800 видеозаписей спектаклей из категории драма и театр кукол. Чтобы выбрать претендентов на получение премии в категории музыкального театра, эксперты просмотрели 302 спектакля в более, чем ста городах. Номинанты были определены 31 октября, а полный их список уже опубликован на официальном сайте «Золотой маски» в интернете.

Наибольшее количество раз номинирован Пермский театр оперы и балета — он упоминается в списке 28 раз. В число претендентов на главный театральный приз страны традиционно вошли спектакли из театров столицы, а также из Санкт-Петербурга, Омска, Уфы, Новосибирска, Пскова, Ростова-на-Дону и других городов. В общей сложности заявлено 84 спектакля.

Официально главной награды у «Золотой маски» нет, однако традиционно наиболее престижной читается премия за лучшую драму. Среди номинантов в этой категории представлены следующие спектакли:

  • «Время секонд хэнд» (Омск);
  • «Гамлет» (Санкт-Петербург);
  • «Зулейха открывает глаза» (Уфа);
  • «И это жизнь?» (Казань);
  • «Король Лир» (Ижевск);
  • «Маленькие трагедии» (Москва);
  • «Мой друг Гамлет» (Якутск);
  • «Молодость» (Тюмень);
  • «Операнищих» (Москва);
  • «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал» (Санкт-Петербург);
  • «Три сестры» (Москва);
  • «Три толстяка» (Санкт-Петербург);
  • «Я.Другой.Такой.Страны» (Красноярск).

Юбилейный фестиваль в 2020 году

Даты проведения фестиваля и вручения премии в 2020 году уже определены. Основная конкурсная программа пройдет с февраля по апрель, а церемония награждения лучших, по мнению экспертов, состоится 16 апреля. На сайте «Золотой маски» уже доступно расписание выступлений, стартовала продажа билетов на спектакли, которые будут показаны на московских сценах в феврале. Место проведения грандиозного юбилейного торжества и вручения главного приза — Историческая сцена Большого театра. Церемония будет транслироваться в прямом эфире сразу на нескольких телеканалах и онлайн-ресурсах.

«Золотая маска»-2020

2020 году Российская Национальная театральная Премия и Фестиваль «Золотая Маска» отмечает 25-летие. Основная конкурсная программа Фестиваля «Золотая Маска» пройдет в Москве в феврале-марте-апреле 2020 года. Церемония вручения Премии «Золотая Маска» состоится 16 апреля на Исторической сцене Большого театра.

«Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства (драма, опера, балет, современный танец, оперетта/мюзикл, театр кукол). Лауреаты Премии определяются на ежегодном Фестивале спектаклей-номинантов.

Фестиваль «Золотая Маска» проводится при поддержке Фонда президентских грантов, Министерства культуры РФ, Правительства Москвы – Дирекцией Фестиваля «Золотая Маска».

С 2002 года «Золотая Маска» проходит при содействии генерального партнера Фестиваля Сбербанка.

Номинанты Премии «Золотая Маска»–2020 определены Экспертными советами среди премьер сезона 2017–2018 гг.:

Драматический театр и театр кукол – Александр Вислов (председатель), Ирина Алпатова, Татьяна Веснина, Татьяна Джурова, Алексей Киселев, Юлия Клейман, Любовь Овэс, Ольга Романцова, Владимир Спешков.

Музыкальный театр – Юлия Бедерова (председатель), Лариса Барыкина, Екатерина Беляева, Наталия Звенигородская, Айсылу Кадырова, Татьяна Круковская, Ая Макарова, Дмитрий Морозов, Илья Овчинников, Инна Скляревская, Ярослав Тимофеев.

Формируя список номинантов, эксперты драматического театра и театра кукол посмотрели в театрах и на видеозаписи 791 спектакль, эксперты музыкального театра – 302 спектакля в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем ста городах России.

Экспертными советами сформирован Лонг-лист Премии «Золотая Маска» – список наиболее заметных спектаклей сезона 2017–2018 гг. Лауреаты Премий «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и «За поддержку театрального искусства России» будут определены Секретариатом СТД РФ 10 декабря 2018 года. Также 10 декабря будут утверждены и объявлены составы Жюри Премии «Золотая Маска» 2020 года.

Торжественное вручение Премий «Золотая Маска» – «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» и чествование почетных лауреатов состоится 27 марта в Большом театре России.

Конкурсная программа спектаклей, выдвинутых на Российскую Национальную театральную Премию, – главное событие ежегодного Фестиваля «Золотая Маска». Вместе с тем Дирекцией «Золотой Маски» традиционно проводятся внеконкурсные программы, которые дополняют и расширяют картину современного театра, служат профессиональному развитию театральных специалистов, способствуют взаимопроникновению театра и общества.

Афиша внеконкурсных программ 25-й «Золотой Маски» составлена с особым вниманием и продлится в течение всего 2020 года, объявленного в России Годом театра.

Фестиваль «Золотая маска» 2020 в Москве: несколько «Гамлетов» и одна «Алиса»

В спектакле «Алиса» главная героиня Алиса Фрейндлих попадает в Страну чудес. Фото: Стас ЛЕВШИН/bdt.spb.ru

Большой драматический театр им. Товстоногова, Санкт-Петербург

«Пьеса о хороших людях» в постановке режиссера Константина Богомолова. Эту стихотворную пьесу поэта Виктора Гусева в 1936 году ставили драматические театры по всей стране. Константин Богомолов попытался воспроизвести наш советский Ла-Ла Ленд, осуществить чистой воды сталинский мюзикл и посмотреть, как на него будут реагировать современные зрители. В спектакле занята прекрасная Нина Усатова.

Режиссер Андрей Могучий назначил на главную роль в своем спектакле актрису Алису Фрейндлих. Алиса вдруг попадает в волшебный мир Льюиса Кэрролла, в котором она, конечно, бывала в детстве. Место действия — пространство ее памяти и снов. Персонажи сказки Кэрролла превращаются в тех, с кем связана жизнь Алисы, — в ее родителей, в ее мужчин, в коллег — артистов БДТ. Такая вот фантастическая история.

Music Media Dome.

Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, Пермь

Очень яркий спектакль балетмейстера Алексея Мирошниченко, да еще с необычной хореографией. Действие рождественской сказки по мотивам гофмановского «Щелкунчика» перенесено в Санкт-Петербург 1892 года. Музыка Петра Чайковского. Режиссер изменил музыкальную драматургию: знаменитое адажио Мари и Принца идет за тарантеллой и танцем Феи Драже. И становится кульминацией балета.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Под оригинальную микс-композицию, в которую вплетена музыка Вагнера и Шопена, шестнадцать танцовщиков Пермского оперного театра исполняют бессюжетный балет Гойо Монтеро. Идея вечного движения и беспрерывного танца.

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

Новый спектакль режиссера Евгении Сафоновой рождается на пересечении различных версий античного сюжета, диаметрально отличающихся друг от друга не только стилем, но и точкой зрения. Спектакль по текстам Еврипида, Сенеки и Хайнера Мюллера. Незыблема только главная героиня Медея — колхидская царевна, волшебница, возлюбленная аргонавта Ясона, бежавшая с ним в Грецию и преданная им. Что такое предательство? Какова природа «мужского» и «женского»?

Театр «Старый дом», Новосибирск

Режиссер Андрей Прикотенко предлагает свою версию классического сюжета. Это не шекспировское произведение, хотя есть история Гамлета. Главный герой — социопат, который совершенно бесчувствен к окружающему миру.

Центр им. Вс. Мейерхольда.

Драматический театр, Шарыпово (Красноярский край)

Пэтэушница Танька страстно влюбляется в учителя философии Сережу, который спорит на нее с друзьями, но неожиданно сам оказывается жертвой отрицательного, демонического обаяния своей студентки. Одним словом, роковое влечение. В результате история, начинавшаяся как фарс, превращается в трагедию.

Центр драматургии и режиссуры, площадка «Сокол».

Александринский театр, Санкт-Петербург

«Оптимистическая трагедия. Прощальный бал»

Спектакль Виктора Рыжакова по мотивам революционной пьесы Всеволода Вишневского. В спектакле к 100-летию Октябрьской революции звучит музыка Вертинского, Окуджавы, Соловьева-Седого, группы «Ленинград», Led Zeppelin, Pink Floyd, Queen…

Театр драмы им. Волкова, Ярославль

«Нам не страшен серый волк» («Кто боится Вирджинии Вулф?»)

Психологический триллер по пьесе Эдварда Олби. Для режиссера Евгения Марчелли это черная комедия, где герои получают удивительное удовольствие от боя насмерть. Это жадные, яростные люди, активно цепляющиеся за жизнь и друг за друга в бегстве от одиночества и страхов. История, когда вместе тошно, а врозь скучно.

Театр драмы, Омск

Спектакль по повести Светланы Алексиевич посвящен распаду СССР и судьбе обычного человека. В спектакле собраны истории людей с различными позициями: тех, кто был верен идее коммунизма, и тех, кто ждал и добивался перемен. Кто такой советский человек? Что происходило с нами, когда зарождалась та современная Россия, в которой мы живем сейчас?

Театр им. Вахтангова.

Фото: Елена ГОРОХОВА/muztk.ru

Музыкальный театр, Красноярск

Действие мюзикла происходит во второй половине 1950-х, когда быт коммуналки соседствовал с яркой культурой стиляг, а советский марш — с джазом и рок-н-роллом. События разворачиваются на фоне подготовки советской Москвы к Всемирному фестивалю молодежи и студентов (1957 год). На одном из концертов для иностранных гостей должны выступить московские стиляги, и они собираются играть запрещенные джаз и рок-н-ролл.

Театр им. Моссовета.

Фото: Юлия СМЕЛКИНА/lensov-theatre.spb.ru

Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург

По мнению режиссера спектакля Юрия Бутусова, «Гамлет» всегда остается тайной, сколько его ни ставь. Он тот, кто бросает вызов времени. Он неистов, непримирим, беспощаден, как ребенок. И, как ребенок, хрупок и чист.

Гид по фестивалю «Золотая Маска — 2020»

Эклектизм «Золотой Маски» определён её статусом — главной театральной премии страны. А вот небывалое дотоле количество спектаклей, попавших в список номинантов, — это и знак удачного сезона, и дань юбилею. За 25 лет «Маске» удалось многое. Во-первых — стать премией очень престижной. Престиж определяется уровнем отбора: целый год — с ноября по ноябрь — профессиональные эксперты смотрят очень много видеозаписей и без устали мотаются по стране, проверяя «живым просмотром» те спектакли, которые показались интересными. Никаких географических пределов нет: в списке номинантов-2020 — и крошечный Кудымкар («Чёрный монах») из Пермского края, и дальневосточный Хабаровск («Сны…»), и сибирский Якутск («Мой друг Гамлет»). И если эксперты «Маски», наспорившись до хрипоты, так и не пустили какое-то заметное явление в номинанты, ему обязательно найдётся место в лонг-листе (это произошло в нынешнем году со спектаклем «Му-Му» Дмитрия Крымова и с «Пьяными» Марата Гацалова, например). Во-вторых, «Маска» обросла офф-программой: «Детским Weekend’ом» и хипстерской «Маской Плюс», куда попадает разный неформат. В-третьих, национальный фестиваль — это мощный гастрольный продюсер как топовых европейских коллективов, которых привозят в Москву, так и российских театров, что получают возможность побывать в Прибалтике и регионах нашей страны.

Sacred Monsters

Собственно, по сайту «Маски» можно изучать новейшую историю театра: премией были вовремя замечены Кирилл Серебренников и Юрий Бутусов, Константин Богомолов и Сергей Женовач, Виктор Рыжаков и Евгений Марчелли, и в этом году все они снова в игре. Впрочем, со «священными чудовищами» всё понятно: разумеется, нельзя пропустить ни трёхсерийный (выпущены первые два спектакля) блокбастер Андрея Могучего «Три толстяка», ни залихватские постмодернистские игры Серебренникова с «Маленькими трагедиями» Пушкина, ни гомерически смешную и стильную вырыпаевскую «Солнечную линию» в постановке Рыжакова с феерическим дуэтом Пересильд — Бурковский. И уж тем более нельзя пройти мимо тщательнейшего разбора чеховского текста, произведённого Богомоловым с лучшими мхатовскими актёрами. Любопытный, кстати, поворот в режиссёрской методологии одного из самых радикальных наших постановщиков. Богомолов неожиданно ставит Чехова абсолютно минималистично: текст пьесы, усиленный крупными планами артистов, что в режиме реального времени проецируется на экран, звучит как соната. Идеально выверенный ритм не требует перемещений в пространстве: паузы заполняют удивлённый взгляд по-детски широко распахнутых глаз Ирины, саркастичная улыбка Ольги (Александра Ребёнок — номинант на «Маску» за главную женскую роль), самоуглублённый прищур Тузенбаха (Дарья Мороз — ещё один претендент на премию). Богомолов разобрал пьесу на психологические микрореакции, вернув системе Станиславского (кто с ней только не боролся в последнюю четверть века. ) право на существование в актуальном театре. Здесь нет политической сатиры и сальных шуток, нет вообще никакого расцвечивания и попытки занять нас новым, неожиданным прочтением. Только жизнь человеческого духа как она есть.

Евгений Марчелли в спектакле Волковского театра дал ещё один мастер-класс по работе с актёрами. Нерв спектакля «Нам не страшен серый волк» по пьесе американского абсурдиста Эдварда Олби — в агонии чувств Марты и Джорджа, воплощённых в их чувственно-буффонных кульбитах. На крошечной сцене, где разместилась лишь пара психоаналитических кресел-кушеток, от оскалов ненависти до взрывов страсти — буквально один шаг, как и от вульгарности до элегантного шика. В драме высоковольтного напряжения мастерски работает весь квартет ярославских артистов (и все номинированы на «Маску»), но солирует прима — великолепная Анастасия Светлова, заставляя вспомнить и Глорию Свенсон в «Сансет-бульваре», и Бетт Дэвис в «Что случилось с Бэби Джейн?».

Горячая Сибирь

Впрочем, у актёрских ансамблей европейской части России есть сильные конкуренты. Попадая в Омский театр драмы или в Красноярский драматический театр, независимо от материала и уровня концептуальности режиссёрского замысла поражаешься тому, насколько мощно работают артисты. От каждого из этих театров номинировано по два спектакля (что вообще-то для «Маски» огромная редкость), но прежде всего интересны постановки Дмитрия Егорова, размышляющего над парадоксами восприятия советского прошлого. Из Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина привезут «Я. Другой. Такой. Страны» — поп-арт-концерт по произведениям Дмитрия Александровича Пригова. Советская история превращается в налезающие друг на друга мемы, в аляповатый коллаж. Как будто вырезки из школьных учебников 60-х и 90-х склеили с рассказами Хармса. На сцене нашлось место и Сталину, и Пушкину, и Лазо, и двухметровому дяде Стёпе со светящимся жезлом, и белым берёзкам, и дээспэшным трибунам, и крику, и шёпоту. А ещё — ироничной и нежной музыке петербургского композитора Настасьи Хрущёвой. Эта зацикленная мелодия будто вопрошает вместе с изящной и трепетной беременной Гражданкой — наверное, воплощением Родины-матери — о смысле бесконечных повторений.

«Время секонд-хенд» из Омского театра драмы, по сути, о том же: история СССР у каждого своя, и у каждого это история болезни. А вот по сценическим средствам спектакль того же Дмитрия Егорова — совсем иной. На планшете сцены — ворохи бывшей в употреблении одежды. На экране — ностальгический видеоряд в режиме онлайн: чьи-то руки управляют куколками и солдатиками. Монологи артистов в психологической манере воспроизводят текст документальной книги Светланы Алексиевич. Наше восприятие дробится: от игрушечных комнаток к умным и серьёзным лицам артистов, от ностальгии к неприятной правде. Но и среди героев нет единства: все честны, все искренне верят, и все заблуждаются. Страна перехитрит всех — и коммунистов, и диссидентов, каждый раз умело подсовывая новому поколению время секонд-хенд. Пожалуй, балерины в извечных лебединых пачках, которым периодически приходится покружить на сцене, без всяких монологов напомнят нам о тщетности надежд на перемены. А, ну и конечно, экран телевизора, с которого Надежда Кадышева в платье со стразами голосит песню Цоя «Перемен!».

Знак бесконечность

Постановка «Орфические игры. Панк-макраме». Мастерская индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова. Фото: Андрей Безукладников

Умение услышать и разглядеть другого — ключевая интенция ещё одного претендента на «Эксперимент»: спектакль «100 % Воронеж» — совместный проект немецкой группы Rimini Protokoll и Платоновского фестиваля. В этой всемирно известной франшизе — а за 10 лет проект 100% City побывал в десятках городов мира — главными героями выступают сами жители, являя собой эдакий социологический срез города. Девочка, которая мечтает изобрести эликсир молодости, преподаватель йоги, предприниматель-путешественник, 86-летняя пенсионерка… 100 человек на сцене со своими ультракороткими историями, и от каждого глаз не оторвать. К финалу мы узнаем о них всё: об их мечтах, детских травмах, о том, кто из них готов убить, чтобы защитить свою семью. О себе, как ни странно, мы тоже много чего узнаем.

Ещё два проекта в этой же номинации раскрывают красоту обыденности, изобретательно выстраивая взаимодействие с топографией городов. Сайт-специфические променады во всей красе — это петербургский Poe.Tri Алексея Ершова и Максима Карнаухова («Театр. На Вынос») и ростовский «Волшебная страна» («Театр 18+») в постановке Всеволода Лисовского. Нельзя не отметить: количество и качество спектаклей, которые в этом году номинируются на «Эксперимент», таково, что они сами по себе могли бы составить афишу отдельного фестиваля актуального театра. Ликуем.

Безупречность

Настоящее ликование вызывает и то, что три сложносочинённые, стильные, эстетские работы, не укладывающиеся в привычные типологические определения, всё же попали в «большие» номинации. В первую очередь это поставленная в московском Электротеатре опера Владимира Раннева «Проза». Гротескный текст Юрия Мамлеева о том, как водитель, задавивший девочку, занял почётное место в её семье, исполняется солистами и визуализируется в виде комикса, что проецируется на прозрачный занавес. Но основная музыкальная ткань соткана иной прозой — «Степью» Чехова, которую пропевает ловко спрятанный под сцену хор.

В спектакле «Река Потудань» Сергея Чехова в Псковском театре драмы звуковой и визуальный ряды тоже разведены. Хорошо знакомый нам текст Андрея Платонова звучит в записи как «старая-старая сказка», озвученная богатыми на обертоны голосами заслуженных и народных артистов. Но мягкость платоновской прозы оказывается мнимой. Сцена вызывает ассоциации со стерильными интерьерами санатория, здесь странные отношения связывают стариков и молодую красавицу-медсестру. Движения стариков медленны и скупы лишь поначалу, и пластически выраженная драма невозможности физического контакта между старостью и молодостью перерастает в хоррор. Впрочем, возможно, это лишь сон одного из героев, ведь на сцене никто не произносит ни слова, мы сами выстраиваем отношения между вербальным и визуальным рядами.

Оппозиции «юность — старость», «сон — явь» являются ключевыми и для спектакля «Комната Герды» Яны Туминой (в номинации «Театр кукол» в нынешнем году три спектакля этого режиссёра!). Читали «Снежную королеву»? Отлично, Тумина не будет вам пересказывать сюжет. В комнате, что в загадочном синем свете живёт своей жизнью: забирает туфли, дарит розу, открывает какие-то бесконечные дверки, — прозябает одинокая Герда. То ли девочка, то ли старушка: ловкие манипуляции куклой и маской позволяют добавлять и отбрасывать полвека этому существу. Кай давно исчез: крошечная фигурка мальчика отделилась от чёрно-белой фотографии и пропала. А может, как говорится, всё было наоборот.

Завораживающая красота и цельность решения в каждом из этих спектаклей не только не сужают возможность интерпретации, но, напротив, заставляют зрителей грезить наяву.

Юбилейной «Золотой Маске» есть что праздновать.

Текст: Юлия Клейман

Заглавная иллюстрация: постановка «Комната Герды» (режиссёр Яна Тумина)

Премия и фестиваль «Золотая маска»

В 2020 году «Золотая маска» отметит 25-летие. Основная конкурсная программа пройдет в Москве с января по апрель.

Конкурсная программа спектаклей, выдвинутых на Российскую национальную театральную премию, – главное событие ежегодного фестиваля. Лучшие театральные коллективы страны представят свои работы на московских сценах. Традиционно пройдет внеконкурсная программа, которая дополнит и расширит картину современного театра, послужит профессиональному развитию театральных специалистов.

Новый сезон фестиваля откроется гастролями Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова (г. Санкт-Петербург). В Москве коллектив представит спектакли «Гроза», «Алиса», «Губернатор», «Пьяные», «Слава».

Весной «Золотая маска» представит в столице спектакль Кристофа Марталера «Знакомые чувства, смешанные лица» (Театр «Фольксбюне», Германия) и постановку Саймона Стоуна «Три сестры» (Театр Базеля, Швейцария). Среди номинантов фестиваля – премьеры сезона 2017–2018 гг.:

  • «Время секонд-хэнд», Театр драмы (Омск);
  • «Гамлет», Театр им. Ленсовета (Санкт-Петербург);
  • «И это жизнь?», Татарский театр им. Г. Камала (Казань);
  • «1968. Новый мир», Музей современного искусства «Гараж» (Москва);
  • «Антигона», Камерный театр (Воронеж);
  • «Гипнос», Театр «Практика» (Москва) и многие другие.

Также в рамках премии будут подведены итоги номинаций «Драма. Работа режиссера», «Драма. Женская роль», «Драма. Мужская роль», «Драма. Женская ролль второго плана», «Драма. Мужская роль второго плана», «Драма. Работа художника», «Опера. Спектакль» и других.

«Золотая Маска» в кино 2020

23 марта – 30 сентября

Экман / Гёке / Нахарин

Вечер одноактных балетов «Тюль», «Одинокий Джордж», «Минус 16»

Вишневый сад

Пьеса Антона Чехова в постановке знаменитого режиссера Льва Додина. В главных ролях Ксения Раппопорт, Данила Козловский, Елизавета Боярская.

Гамлет | Коллаж

«Гамлет | Коллаж» – первый спектакль Робера Лепажа в Москве. Все роли трагедии Шекспира исполняет Евгений Миронов.

«Золотая маска в кино» — пять лет!

Дорогие друзья! Мы рады объявить программу нашего любимого и долгожданного фестиваля «Золотая маска» в кино!

Пятый год подряд в кинотеатрах городов проекта пройдут прямые трансляции и показы спектаклей-номинантов и лауреатов Российской Национальной театральной премии Фестиваля «Золотая Маска».

Встречаем три спектакля трех прекрасных театров!

23 марта — яркая, динамичная, разрушающая границы премьера Музыкального театра им. Станиславского, названная по именам хореографов-участников постановки: «Экман / Гёке / Нахарин».

14 апреля мы покажем «Вишневый сад» МДТ — Театр Европы в постановке Льва Додина. В главных ролях — Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская и Данила Козловский.

И, наконец, завершит наш мини-марафон спектакль, уже ставший культовым. 23 мая в нашей афише «Гамлет | Коллаж» великого канадца Робера Лепажа с Евгением Мироновым в Театре Наций.

Театральный Фестиваль «Золотая Маска»

Каждую весну в Москве проходит одно из самых значимых событий в мире искусства и культуры — российский театральный фестиваль Золотая Маска, который привлекает внимание десятков тысяч зрителей и театралов во всей страны.

Лучшие театральные коллективы со всей России представляют свои работы на знаменитых театральных площадках столицы. Билеты на театральные постановки раскупают за месяцы до их начала.

Фестиваль Золотая Маска 2020

Далее мы вам поведаем где и когда пройдет это яркое событие. Проводится фестиваль по традиции в весеннее время, в этом году он пройдет уже в 25-й раз .

Фестиваль Золотая Маска 2020 пройдет традиционно в конце зимы и весной в Москве. Даты проведения фестиваля с 16 февраля по 16 апреля . Спектакли и постановки можно посмотреть на театральных площадках столицы.

Золотая Маска — Вручение Премии

В Этом году вручение премии фестиваля Золотая Маска 2020 состоится 16 апреля на исторической сцене Большого Театра. Фестиваль проводится в феврале — апреле на сценических площадках Москвы.

О Фестивале

Премия впервые была учреждена в 1993 году. Он охватывает следующие жанры: драма, балет, опрера, современный танец, а также такие жанры, как мюзикл и оперетта, театр кукол.

Ежегодно у всех театралов и любителей искусства есть уникальная возможность увидеть лучшие театральные, музыкальные, оперные, танцевальные и кукольные спектакли и постановки, которые представлены ведущими театрами страны. Уникальность этого проекта заключается в том, что все спектакли можно увидеть в одном месте, а именно на сценических пространствах и площадках столицы.

Спектакли идут везде, и не только в театрах. Улицы Москвы на дни фестиваля превращаются в грандиозную сцену, на которой можно увидеть отрывки из спектаклей и увлекательные представления.

Гости из разных городов России и зарубежья ежегодно стараются построить свой график отпуска так, чтобы отдых можно было совместить с яркими эмоциями от фестивальных постановок.

Премия Золотая Маска

Также отдельно от фестиваля ежегодно проходит премия Золотая Маска, которая является кульминацией этого грандиозного действа. Лауреаты и победители фестиваля поднимаются на сцену, чтобы получить свои награды в разных номинациях.

Проводится премия на одной из сцен столичных театров. Но перед тем, как выбрать лучшие работы опытным членам жюри и критикам нужно отсмотреть несколько десятков работ.

Принять участие в церемонии нарграждения — уже великая честь для любого человека искусства. Многие средства массовой информации пристально следят за участниками фестиваля.

Вокруг одной из самых престижных театральных премий в нашей стране всегда ажиотаж. Зрители с нетерпением ждут имена лауреатов и победителей Золотой Маски. Ежегодно благодаря фестивалю многие начинающие свой творческий путь театральные режиссеры и художники, актеры и сценаристы, танцоры и балетмейстеры, композиторы и музыканты имеют замечательную возможность показать свой талант на всю страну и получить народное признание и любовь зрителей.

Для любого театра и актера огромная честь — получить премию Золотая Маска, которая является высшей степенью признания таланта и результатов работы над ролью или театральной постановкой.

Предлагаем вам посмотреть, как проходит одно из самых ярких событий в театральном мире. Но, как говорится в старой поговорке: лучше самому один раз увидеть, чем сто раз услышать о том, как это было интересно.

Узнать расписание и афишу фестиваля, где купить билеты на спектакли, как посмотреть трансляцию вручения премий, кто стал лауреатами в номинациях, а также другую информацию о премии можно, посетив официальный сайт goldenmask.ru

Не забудьте поделиться этим удивительным событием с друзьями! ?

НОМИНАНТЫ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ» 2020

«Золотая маска» объявила список номинантов на 2020:

    • ASUNDER, Фестиваль «Context», Москва, и Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • ДОН КИХОТ, Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
    • КОРСАР, Театр оперы и балета, Воронеж
    • НУРЕЕВ, Большой театр, Москва
    • ОДИНОКИЙ ДЖОРДЖ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
    • ПАХИТА, Урал Опера Балет, Екатеринбург
    • РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА, Большой театр, Москва
    • ТЮЛЬ, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
    • ЩЕЛКУНЧИК, Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • ЭСМЕРАЛЬДА, Театр оперы и балета, Самара
    • Артем АБАШЕВ «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • Антон ГРИШАНИН «Нуреев», Большой театр, Москва
    • Павел КЛИНИЧЕВ «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва
    • Федор ЛЕДНЕВ «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
    • 40, Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва
    • RUN, Фестиваль «Форма», Москва
    • В РЕЖИМЕ ОЖИДАНИЯ ГОДО, Театр «Балет Москва», Москва
    • ГРОЗА, Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
    • КАМИЛЛА, Анна Гарафеева и Ко, Москва
    • КАРТОН, Театр современного танца, Челябинск
    • МИНУС 16, Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
    • МЫ, Камерный театр, Воронеж
    • ПИЧ, «ТанцТеатр», Екатеринбург

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА

    • Юрий БУРЛАКА, «Корсар», Театр оперы и балета, Воронеж
    • Юрий БУРЛАКА, «Эсмеральда», Театр оперы и балета, Самара
    • Ольга ВАСИЛЬЕВА, «Мы», Камерный театр, Воронеж
    • Сергей ВИХАРЕВ, Вячеслав САМОДУРОВ, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
    • Йохан КОББОРГ, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
    • Рената КЭЭРД, «Run», Фестиваль «Форма», Москва
    • Алексей МИРОШНИЧЕНКО, «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • Ксения МИХЕЕВА, «Гроза», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
    • Гойо МОНТЕРО, «Asunder», Фестиваль «Context», Москва, и Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • Ольга ПОНА, «Картон», Театр современного танца, Челябинск
    • Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва
    • Ольга ТИМОШЕНКО, Алексей НАРУТТО, «40», Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

    • Полина БУЛДАКОВА, Мари, «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • Анна ГАРАФЕЕВА, «Камилла», Анна Гарафеева и Ко, Москва
    • Оксана КАРДАШ, Солистка, «Одинокий Джордж», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
    • Оксана КАРДАШ, Пара II, «Тюль», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
    • Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва
    • Мики НИСИГУТИ, Пахита, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
    • Елизавета КОРНЕЕВА, Гульнара, «Корсар», Театр оперы и балета, Воронеж
    • Софья МАТЮШЕНСКАЯ, Китри, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
    • Ксения СЕМЕНОВА, «Гроза», Дом танца «Каннон Данс», Санкт-Петербург
    • Ольга ТИМОШЕНКО, «40», Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ

    • Тасман ДЭВИДС, Гамаш, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
    • Владислав ЛАНТРАТОВ, Нуреев, «Нуреев», Большой театр, Москва
    • Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва
    • Илья МАНЫЛОВ, ПИЧ, «ТанцТеатр», Екатеринбург
    • Алексей НАРУТТО, «40», Проект О. Тимошенко и А. Нарутто, Москва
    • Иван НЕГРОБОВ, Конрад, «Корсар», Театр оперы и балета, Воронеж
    • Денис САВИН, Эрик, «Нуреев», Большой театр, Москва
    • Павел САВИН, Щелкунчик, Принц, «Щелкунчик», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
    • Глеб САГЕЕВ, Иниго, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
    • Алексей СЕЛИВЕРСТОВ, Люсьен д’Эрвильи, «Пахита», Урал Опера Балет, Екатеринбург
    • Андрей СОРОКИН, Базиль, «Дон Кихот», Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург
    • Игорь ЦВИРКО, Меркуцио, «Ромео Джульетта», Большой театр, Москва

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*


Adblock detector